На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87830


Наименование:


Диплом ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 05.05.2015. Сдан: 2013. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………..
1.1. Сущность правильной осанки, классификация дефектов осанки у детей в начальной школе………………………………………………………
1.2. Педагогические пути и условия формирования правильной осанки учащихся младших классов …………………………………………………..
1.3. Игра как средство физического воспитания младшего школьника……………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования ……………………………………………………
2.2. Организация исследования ………………………………………………
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕРЖИ ОСАНКУ!» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА ……… ………..
3.1. Общая характеристика, цель и задачи комплексной программы "Держи осанку!" для учащихся 2 класса……………………………………..
3.2. Динамика функционального состояния учащихся …………………….
3.3. Динамика мотиваций учащихся к занятиям физической культурой …
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………..
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………………..
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….



ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей, особенно в начальной школе, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки [4,24,35]. Однако результаты многочисленных исследований свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата среди детей младшего школьного возраста: от 60 до 80% из них, по данным разных авторов, имеют различные нарушения осанки [1,6,9]. Хотя программами по физическому воспитанию в начальной школе и предусмотрено формирование правильной осанки, но не обусловлены средства и методы решения данной задачи. Педагогический анализ занятий и уроков по физической культуре свидетельствует, что при их проведении не всегда учитываются возрастные особенности опорно-двигательного аппарата детей, а упражнения, направленные на формирование мышечно-двигательных предпосылок правильной осанки, применяются нерегулярно и в ограниченном объеме. Не многочисленны рекомендации по профилактике нарушений осанки непосредственно в процессе уроков по физической культуре. В разработанных в данном направлении методиках эта задача решается, в основном, за счет использования дополнительных форм физического воспитания и, в частности, занятий лечебной физической культурой. Кроме того, особенности упражнений, направленных на профилактику и коррекцию дефектов осанки, не позволяют в полной мере обеспечить эмоциональность занятий.
Педагогические наблюдения показывают, что специалисты физической культуры понимают важность формирования осанки у школьников и используют специальные упражнения для формирования осанки. Однако эта деятельность носит эпизодический характер, не имеет четких целевых установок, не организована в целенаправленную педагогическую систему. В литературе встречаются методические разработоки по формированию осанки детей [13, 16]. Однако целостной системы формирования осанки у младших школьников в условиях игровой деятельности не разработано. В тоже время игровая деятельность является для младших школьников наряду с учебной ведущей деятельностью и обладает огромными резервами для организации развивающей деятельности в начальной школе.
Развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль не тольно в умственном и нравственном, но и в физическом развитии школьника. Помочь учащемуся начальной школы включиться в решение оздоровительных задач - значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения.
Материалы, полученные при изучении литературы и педагогической действительности создают предпосылки экспериментального поиска резервов совершенствования системы формирования осанки учащихся.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что проблема формирования правильной осанки в процессе физического воспитания младших школьников по-прежнему является актуальной.
В связи с вышесказанным целью дипломной работы является обоснование и разработка комплексной развивающей программы формирования правильной осанки школьников 2 класса в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс физического воспитания младших школьников.
Предметом исследования является методика использования физкультурно-игровой деятельности для формирования осанки у младших школьников.
Гипотеза - предполагается, что специально разработанная комплексная программа, ориентированная на коррекцию и развитие учащихся 2 класса будет способствовать формированию навыков правильной осанки и интереса к занятиям физической культуры.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить пути и механизмы формирования осанки младших школьников.
2. Определить и разработать основные этапы и содержание комплексной коррекционно-развивающей системы формирования осанки у детей в игровой деятельности.
3. Выявить динамику функционального состояния позвоночника и мышц туловища детей для определения эффективности разработанной программы.
4. Выявить динамику мотиваций учащихся к занятиям физической культурой при использовании экспериментальной комплексной программы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

1.1 Сущность правильной осанки, классификация дефектов осанки у детей в начальной школе
Под термином «осанка» принято понимать привычное положение тела стоя, лежа, сидя, во время ходьбы. Она определяется положением головы и пояса верхних конечностей, физиологическими изгибами позвоночника (в шейном, грудном и поясничном отделах), формой грудной клетки и живота, наклоном таза, положением нижних конечностей, и зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от состояния мышечного аппарата, его способности к длительному статическому напряжению. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Немаловажное значение имеет форма стопы и ног в целом - нормальная, Х-образная или О-образная.
Под правильной осанкой понимается так называемая основная стойка, при которой равновесие тела длительно удерживается без значительного мышечного усилия, позвоночный столб сохраняет нормальные физиологические кривизны и создаются благоприятные условия для дыхания и кровообращения. При этом центр тяжести расположен над линией, соединяющей оба тазобедренных сустава, проецируясь на уровне тела 3 крестцового позвонка. Такое расположение центра тяжести обеспечивает наиболее устойчивое состояние тела человека в вертикальном положении, так как направляющая силы тяжести проходит через оси движения коленных и голеностопных суставов, оставаясь в пределах площади опоры. Ось тела в боковой проекции при нормальной осанке проходит через ухо, колено и середину стопы.
Осанка у детей формируется в течение всего периода их развития [18, 39]. Волнообразная форма позвоночника и наличие буферных образований в виде межпозвоночных дисков обеспечивает высокие рессорные качества, предохраняют от сотрясения внутренние органы и центральную нервную систему. Изгибы позвоночника (шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз) может усиливаться или уменьшаться, что меняет положение плечевого пояса (сведенные вперед и свисающие плечевые суставы, крыловидные лопатки, асимметричная установка плечевого пояса). Эти нарушения являются следствием привычной неправильной позы (привычка стоять и сидеть со скрещенными на груди руками и согнутым корпусом, ходить согнувшись и т.д.). Возникновению указанных нарушений способствует также недостаточное и неравномерное развитие мышц плечевого пояса.
Изменение угла наклона таза в связи с неправильной походкой приводит к развитию лордоза, что связано с недостаточным развитием силы мышц, поддерживающих таз в положении равновесия.
Усиление физиологической кривизны позвоночника способствует также неправильная посадка (с наклоненным в сторону или сильно согнутым вперед туловищем).
Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяя его осанку [25]. Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Осанка человека, его привычная поза, расположение конечностей относительно туловища весьма характерны для каждого человека. Поэтому знакомого человека можно узнать издали, когда ни черты его лица, ни детали одежды неразличимы. Сохраняя общие, привычные для данного человека свойства, осанка может меняться под влиянием различных факторов: усталости, плохого и хорошего настроения. Привычно хорошая осанка ребенка может ухудшиться под влиянием болезни или длительного неправильного положения при пользовании неудобной мебелью, при ношении тяжести в одной руке и т.д. Осанка человека зависит от ряда анатомических, физиологических и социальных факторов. К анатомическим факторам, определяющим осанку ребенка, относятся форма позвоночника, его расположение относительно передней срединной оси тела, выраженность физиологических изгибов, наличие деформаций и т.д. Как функция позвоночника и его строение, так и осанка зависят от расположения в пространстве таза, от угла наклона. При увеличении угла наклона таза усиливается поясничный лордоз, живот выпячивается вперед. К важным анатомическим фактором относятся связки позвоночника, пояса верхних конечностей и тазового. Так, при укорочении , например, повздошно-бедренной связки увеличивается наклон таза и невозможно полное разгибание в тазобедренном суставе. Безусловно, ведущим фактором, определяющим осанку, является развитие мускулатуры. К физиологическим фактором, влияющим на осанку человека и обусловливающим ее формирование, относятся темп и характер индивидуального развития двигательных навыков и статических (позных) реакций, применение в качестве тренирующего воздействия специальных физических упражнений для осанки и систематичность их использования, а также уравновешенность основных нервных процессов возбуждения и торможения. С точки зрения физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом, т.е. комплексом выработанных и взаимообусловленных условных рефлексов в определенной внешней среде. Поэтому осанка ребенка может изменяться, несмотря относительную стабильность анатомических факторов. Она может улучшиться в процессе специальных физкультурных занятий, но она может и ухудшиться при нарушении стереотипа, например при изменении режима в связи с поступлением в школу, в период полового созревания и т.д. В дошкольном и в младшем школьном возрасте осанка имеет неустойчивый характер [ 39, 40, 42, 45]. В периоде усиленного роста тела ребенка в длину проявляется неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Поза ребенка неустойчива, необходимая для длительного сохранения статического напряжения мышц физическая и психическая работоспособность недостаточна. Функциональная лабильность связочного аппарата позвоночника, высокая подвижность последнего также являются факторами, затрудняющими формирование осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При этом центр тяжести расположен над линией, соединяющей оба тазобедренных сустава, проецируясь на уровне тела 3-его крестцового позвонка. При такой осанке положение тела наиболее устойчиво, вертикальная поза сохраняется при наименьшей мышечной активности, так как направляющая силы тяжести проходит через оси коленных и голеностопных суставов, оставаясь в пределах площади опоры, образованной стопами. В связи с меняющимися пропорциями тела в разные возрастные периоды устойчивое вертикальное положение ребенка достигается различной степенью мышечных усилий и разным взаиморасположением частей тела [10, 16,22].
Нормальная осанка школьника: голова и туловище расположены вертикально, плечи горизонтальные, лопатки прижаты к спине. Физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, линия остистых отростков расположена по срединной линии. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной стенки. Угол наклона таза увеличивается, приближаясь к цифрам взрослого человека. Отмечается разница в угле наклона таза у мальчиков и девочек [6].
Дефекты осанки могут быть в саггитальной и фронтальной плоскостях [39,44]. В саггитальной плоскости различают следующие варианты нарушения осанки:
1. Дефекты осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника.
Сутуловатость. При этом дефекте осанки имеют увеличение грудного кифоза при одновременном сглаживании поясничного лордоза. Плечи сведены вперед.
Круглая спина. Увеличение грудного кифоза, равномерно усиленный на всем протяжении грудного отдела позвоночника. Поясничный лордоз несколько сглажен. Плечи опущены и приведены, лопатки не прилегают к спине. При круглой спине голова часто наклонена вперед.
3) Кругло-вогнутая спина. Все изгибы позвоночника у детей увеличены, угол наклона таза выше физиологической нормы. Голова, плечи, шея наклонены вперед, живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты.
2. Дефекты осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника.
1) Плоская спина - все изгибы позвоночника сглажены, поясничный лордоз едва намечается, причем смещенный кверху, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз при этом варианте нарушения осанки выражен плохо, грудная клетка смещена кпереди. Живот в нижней части выдается также вперед.
2) Плоско-вогнутая спина. При данном дефекте уменьшен грудной кифоз при нормальном или несколько увеличенном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены. Угол наклона таза увеличен.
Во фронтальной плоскости дефекты осанки не подразделяются на отдельные виды. Для них характерны нарушения срединного расположения линии остистых отростков позвоночника и смещение ее в вертикальном положении ребенка вправо или влево. При дефекте осанки в боковом направлении нарушается симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночного столба: голова наклонена вправо или влево, плечи установлены на разной высоте.

1.3. Педагогические пути и условия формирования правильной осанки учащихся младших классов
Как двигательный навык, осанка формируется по механизму образования временных связей приводящих путем длительных и частых повторений к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и в движении [2]. Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют последовательность обучения детей умению принимать и сохранять положение правильной осанки. На первом этапе необходимо создать у занимающихся целостное представление о рациональной осанке. Следует обеспечить всестороннее восприятие правильного положения тела и его отдельных частей в пространстве, оказывая воздействие на все основные анализаторы - зрительный, слуховой, двигательный.
Необходимо учитывать, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, использовать различные ракурсы, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела. Наглядные пособия, имеющиеся в зале и иллюстрирующие типы рациональной и нерациональной осанки, также помогают сформировать у детей соответствующие представления. При повторном показе иногда возникает необходимость подчеркнуть те или иные элементы упражнения; в этом случае показ может сопровождаться пояснениями. При этом выделяется тот элемент техники, на который необходимо обратить внимание (например, преподаватель говорит: «Посмотрите, дети, спина прямая»). После этого дети самостоятельно воспроизводят двигательное действие. По ходу выполнения упражнения даются дополнительные яркие образные указания, помогающие детям быстрее осваивать технику его выполнения (например: «Голову поднять, чтобы шея стала длинной, гордой и красивой, как у жирафа»). При разучивании также можно использовать объяснения, которые должны быть точными, понятными, краткими (например: «Чтобы шея стала длинной и красивой, нужно сильносильно потянуться макушкой вверх, а руками вниз»). В дальнейшем, наряду с показом, целесообразно применять словесное описание правильного положения тела в пространстве. Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе занятий необходимо создавать условия для осязательных, проприорецептивных ощущений, сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки соответствующих правильной осанке мышечно-двигательных ощущений в качестве зрительного ориентира используют зеркало (дети контролируют положение тела и его частей в пространстве, стоя лицом и боком к зеркалу). Эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса, стены (касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного или резинового кольца), а также при специальном, искусственном воздействии со стороны преподавателя для уточнения моментов необходимых действий. В занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста применяется взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом. [15. 40].
Используемые на первом этапе методы и приемы обучения должны обеспечивать образование временных связей в коре головного мозга и способствовать сознательному запоминанию ребенком всей последовательности двигательных элементов, объединяя их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения [44].
На втором этапе разучивания двигательного действия необходимо уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправить имеющиеся ошибки и добиться точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов требуется высокая степень повторяемости и оптимальная последовательность применения физических упражнений. В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней, включая их в содержание занятий (уроков) по физической культуре, утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, физкультминуток, домашних заданий. Каждое занятие по физической культуре должно начинаться и заканчиваться упражнениями, способствующими формированию навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней. В течение всего занятия при выполнении различных упражнений необходимо добиваться от детей сохранения положения правильной осанки [37].
Процесс формирования осанки носит комплексных характер. Поэтому при решении данной педагогической задачи ........



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.