На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87847


Наименование:


Курсовик МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 5.5.2015. Сдан: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
1.1 Модель естественной монополии, ее сущность..............................5
1.2 Обоснование необходимости государственного регулирования естественных монополий.....................................................................................10
2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
2.1 Антитрестовское законодательство США как историческая
предпосылка появления антимонопольной политики........................................13
2.2 Ценовое регулирование деятельности естественных монополий..........................................................................................15
2.3 Сущность, структура, инструменты антимонопольной политики..............................................................................................22
3 ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ
3.1 Становление антимонопольной политики в России.....................28
3.2 Проблемы и пути решения деятельности государственных монополий.............................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...........................................................38


ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности государственного регулирования цен в отраслях естественных монополиях - одна из наиболее актуальных задач, стоящих в настоящее время перед руководством Российской Федерации.
Отсутствие отработанных механизмов контроля над деятельностью этих отраслей в 1992-1994 гг. привело к взрыву инфляции, а с 1995 г., когда монетарными мерами обращения инфляция стала подавляться, - к быстрому росту неплатежей и сокращению производства в перерабатывающих отраслях. Несмотря на постоянную законотворческую деятельность государственных органов, направленную на создание системы регулирования деятельности естественных монополий, последние до настоящего времени вынуждают своих потребителей оплачивать продукцию по неоправданно высоким ценам и тем самым продолжают удерживать Россию в состоянии глубокого экономического кризиса. Поэтому очевидно, что задача совершенствования механизмов формирования тарифов на продукцию естественных монополий требует немедленного решения.
Цель работы - изучение теоретической стороны государственного регулирования естественных монополий, методов, применяемых государством для регулирования их деятельности и эффективность представленных методов.
Объект: естественные монополии.
Предмет: государственное регулирование естественных монополий.
Для достижения поставленной цели нами были предложены следующие задачи:
- изучить, проанализировать различные аспекты и подходы к регулированию естественных монополий государством;
- рассмотреть модель естественной монополии, выяснить причины государственного вмешательства в ее деятельность;
- выявить проблемы деятельности естественных монополий в России и рассмотреть их влияние на экономику государства.
В работе использованы теоретические методы, такие как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматривается сущность термина естественная монополия, рассмотрены признаки, достоинства и недостатки. Оценивается влияние естественной монополии на экономику государства.
Во второй главе рассматривается исторический аспект появления антимонопольной политики. Рассмотрено ценовое регулирование деятельности естественных монополий на основе двух различных моделей. Раскрыта сущность и структура антимонопольной политики.
Третья глава посвящена вопросам антимонопольной политики в России: ее становление, проблемы, пути решения деятельности государственных монополий


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

1.1 Модель естественной монополии, её сущность

В России понятие естественной монополии и перечень естественно-монопольных видов экономической деятельности определены федеральным законом «О естественных монополиях». Согласно данному закону «естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. [8]
Естественная монополия - такая ситуация, при которой экономия от масштаба (например, сеть железных дорог или энергетическое хозяйство страны) столь значительна, что минимум затрат достигается только тогда, когда весь выпуск отрасли сосредоточен в руках одного производителя. [9]
Гальперин В.М. считал, естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начнет снижаться. [5] Вероятность возникновения естественных монополий повышается там, где производство товаров и услуг предполагает продажу с помощью сетевых сооружений, как, например, при поставках газа, электроэнергии и воды, в оказании железнодорожных услуг и услуг телефонной связи. В этих случаях прокладка конкурирующих между собой коммуникаций и путей сообщения привела бы к бесполезным дополнительным затратам. Значительная экономия от масштаба связана также с капиталоемкостью в таких отраслях, как черная металлургия и электроэнергетика.
Товары естественных монополий имеют стабильный спрос, который не зависит от изменений цен из-за того, что, как правило, не имеют близких заменителей в потреблении.
Естественная монополия наблюдается в отраслях, где долгосрочные средние издержки будут минимальными, только если на рынке выступает один продавец в отрасли. Товар выгоднее производить одной фирме, даже не смотря на её выпуск, чем двум и более. Одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара. Это значит, что для других фирм на рынке данного товара не остаётся места, следовательно, для них вход в эту отрасль закрыт, так как появление на рынке новых продавцов ведёт к росту затрат.
К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», - коммуникации, линии электропередач, нефтепроводы и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Естественная монополия возникает вследствие того, что единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это сделали бы две или более фирм. Возникает, когда выпуск продукции для данного рынка сопровождается значительной экономией от масштаба.
Типичный пример естественной монополии - это водоснабжение населенных пунктов. Чтобы обеспечить водой жителей города, фирма должна построить водопроводную сеть, охватывающую все здания города. Если бы в предложении воды конкурировали две или более фирмы, каждая из них должна была бы понести большие постоянные издержки, связанные со строительством своего водопровода. Средние совокупные издержки на водоснабжение минимальны, когда весь рынок обслуживается единственной фирмой.
Столь же типичны естественные монополии в снабжение городов электроэнергией, услугами канализации, отопления, кабельного телевидения. Вступление на рынок естественной монополии бесперспективно, так как издержки конкурентов очень велики. Они не добьются таких же низких, как у монополиста, издержек, так как доля рынка каждой фирмы уменьшится
Естественная монополия, с экономической точки зрения, обладает некоторыми отличительными признаками, такими как:
· Низкая эластичность спроса.
Спрос на товары и услуги отраслей естественной монополии практически не зависит от изменения цен, в отличие от спроса на другие виды продукции, которые имеют близких заменителей.
· Высокие барьеры входа на рынок.
Это объясняется постоянными инвестициями в строительство, которые трудно окупаются. Размер предприятия монополии близок к ста процентам объёма потребления определённого блага, соответственно отрасли для эффективного производства достаточно только одной фирмы.
· Эффективность деятельности.
Ощутимая экономия на производственных масштабах и высокие постоянные издержки.
· Сетевой характер рынка.
Существует целостная система сетей, с помощью которых происходит оказание услуг.
Выше были приведены основные отличительные признаки естественной монополии в целом. Но естественную монополию также рассматривают несколько в ином контексте. Не с экономической точки зрения, а с правовой. Если рассматривать естественную монополию с правовой стороны, то можно также выделить ряд признаков:
· Законы о монополиях связаны с законом о конкуренции: учитывается их различие по предмету и способы регулирования;
· Правовой статус субъектов, их права и обязанности;
· Границы естественных монополий по отраслям и видам хозяйствования;
· Образование и развитие монополий имеет юридические основания;
· Деятельность естественных монополий регулируется.
Исходное понятие естественной монополии расплывчато и не дает ясного представления. Поэтому эта формула дополнена еще тремя существенными компонентами.
Первый относится к материальным предпосылкам рыночных отношений - производственному процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции.
Второй существенный компонент, уточняющий понятие естественных монополий, обращен к естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца - естественного монополиста.
Третий по счету компонент - главный по значимости с точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов рыночной экономики - цены: спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным. [11]
Лишь все составляющие понятия, взятые вместе, дают более или менее полное представление о естественных монополиях. Если исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов.
Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь - не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене.
Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям.
Естественная монополия может быть представлена графически и её особенность в том, что точ........

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Кудряшова, Е.Н. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии./ Е.Н. Кудряшова. - Москва: Мысль, 2005, - 200с.
2 Матвеева, Н.О правовом регулировании естественных монополий /Н.О. Матвеева. 2007, №1, с. 102-120.
3 Баранов, Э.Ф.Тарифы на услуги естественных монополий и инфляционные процессы / Вопросы экономики. Э.Ф. Баранов, Ю.П. Соловьев, Л.П. Посвянская. - 2007, № 8, с.114-121.
4 Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. -М.: Дело, 2001. - 808 с.
5 Гальперин, В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - СПб., Т.1,2.
6 Белоусова, Н.И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий / Н.И.Белоусова, Е.М. Васильева. - Москва: КомКнига, 2006, - 200с.
7 Гукасьян, Г.М. Экономика от «А» до «Я»: Тематический справочник / Г.М. Гукасьян. - Москва: ИНФРА-М, 2007, 480 с.
8 Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 04.05.2006) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс: [Эл.ресурс]: < cons/cgi/online>
9 Янковский, К.А. Естественные монополии в системе экономических отношений / К.А. Янковский. - Москва: Просвещение, 2007, - 274с.
10 Балацкий, Е. Недостатки антимонопольного регулирования / Е. Балацкий. - Экономист. - 2003. - №5. - С. 48.
11Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. - М.:Экономист, 2003, - 862с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.