На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87880


Наименование:


Курсовик ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ, СТИМУЛИРУЮЩИХ РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 5.5.2015. Сдан: 2015. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования 6
1.2. Роль физических изменений в самосознании подростков 12
1.3. Роль мышления в становлении самосознания подростков 14
1.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания подростков 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ, СТИМУЛИРУЮЩИХ РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 22
2.1. Методика исследования самосознания подростков 22
2.2. Описание используемых методов в изучении самосознания подростков 23
2.3. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ 33



ВВЕДЕНИЕ
Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируются в сложных условиях общества XXI века. Проблема ответа на вопрос «Кто Я»? - одна из важнейших проблем в психологии. Напряженная социальная, экологическая и демографическая обстановка в современном обществе способствуют частому возникновению различных нарушений в поведении растущих детей. Культурное пространство часто характеризуют в современном мире термином “бездуховность”. Эти факторы вызывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемы духовного воспитания и нравственного самосознания подростка.
Актуальность темы. На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.
Изучение особенностей личности подростков актуально для современного общества в психологическом, педагогическом и социальном отношении. Для того чтобы понять механизмы формирования поведения подростков, необходимо исследовать специфику формирования их самосознания. Под самосознанием в психологии понимают совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности подростков всегда находят свое отражение в становлении самосознания.
Самосознание выступает как структура, определяющая личность и ее развитие. Вот почему так важно и актуально на сегодняшний день понять, какие же факторы способствуют развитию самосознания современных подростков, и создать такие условия, чтобы подростки приобщались к нравственным ценностям общества.
Проблемой самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Этой проблеме посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Э.Эриксона, Ч.Кули, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.
Изучению проблем подросткового возраста также посвящены многие исследования таких известных психологов, как Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Л.М.Фридмана, В.А.Аверина, Х.Ремшмидта, Ф.Райса, В.Г.Казанской и ряда других. Таким образом, изучению проблем подросткового возраста и развитие самосознания подростков посвящены многие психологические исследования, однако ряд вопросов остаются нераскрытыми.
Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психологического исследования.
Цель исследования - создание психологических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в подростковом возрасте, для развития у подростков способности к самопознанию и самоанализу.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия и сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования.
2. Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания в подростковом возрасте;
3. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов, позволяющих организовать целенаправленное самопознание подростков.

Объект исследования - развитие самосознания подростков.
Предмет исследования - факторы, влияющие на развитие самосознания подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, посвященной исследованию по развитию самосознания в подростковом возрасте; проведение анализа терминологической базы; моделирование; анализ передового психологического опыта.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование и развитие самосознания подростков происходит под влиянием различных условий и факторов, а также может осуществляться путем развития у них способностей к самонаблюдению, рефлексии, самоанализу, самоконтролю в процессе специально организованных занятий, включающих приемы и методы активного психологического воздействия.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющие мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. [1, 349].
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г.Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней». [2, 354]. Он считает, что в формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. [2, 355].
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.
Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. [3, 249].
Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.
Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает.
Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это - сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания - вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. [4, 88].
Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания. [5, 157].
Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме с........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 455с.
2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2001. - 380с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
4. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. - М., 1977. - 260с.
5. Дубровина И. В. Психология. -М., Издательский центр «Академия»,
1999. - 464 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Политиздат, 1999. - 375с.
7. Алексеев В.А. Развитие самосознания в подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1985. - 20 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В. Запорожец. Т. 4. Подростковая психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
9. Кон И.С. Открытие “Я”.- М.: Политиздат, 1998. -367 с.
10. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Буква, 2001. - 154 с.
11. Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Высш. шк., 2002. - 304 с.
12. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педегогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
13. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для стедентов/ Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 2004. - 256 с.
14. Ремшмидт Х. Подростковый возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. - М.: МирПечати, 1998. - 320 с.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 529 с.
16. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.: Просвещение, 2005. - 316 с.
17. Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. - Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. философ. наук. - Л., 2005. - 25 с.
18. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 2002. - 256 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУСити, 2006. - 180 с.
20. Возрастные и индивидуальные особенности подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 2007. - 360 с.
21. Малахова А.И. Сознание и самосознание личности. - Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. философ. наук. -Л., 2002. - 23 с.
22. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие подростка и его воспитание. - М.: Знание, 1999. - 96 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.