На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87893


Наименование:


Курсовик определение основных направлений развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. предприятия. Добавлен: 5.5.2015. Сдан: 2015. Страниц: 71. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ И РОЛЬ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ НА ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ 5
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным товарным группам 20
2.2 Анализ оптового товарооборота 26
2.3 Анализ развития и эффективности использования розничной торговой сети 38
2.4 Оценка основных финансово-экономических результатов деятельности розничной и оптовой торговли Республики Беларусь 44
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 72


ВВЕДЕНИЕ

Торговля - предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь, объектами - товары, а также связанные с их продажей работы и услуги.
Необходимость торговли как отрасли обусловлена следующими факторами: производство закономерно стремится к концентрации и специализации, выпускаются товары в узком ассортименте, в то же время покупатели рассредоточены по населенным пунктам и требуют товаров в широком торговом ассортименте. Следовательно, необходим обособленный посредник между производителями и потребителями;
товаропроводящие отрасли освобождаются от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что приводит к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшает время пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект;
торговые организации ограничивают свою деятельность определенной территорией, изучают специфику спроса и потребностей населения и могут их удовлетворить наиболее полно;
расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров.
Отсюда вытекает значимость и актуальность избранной темы.
Существуют следующие виды торговли: оптовая; розничная; общественное питание. Субъекты торговли вправе осуществлять один или несколько видов торговли в формах, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О торговле» от 26.11.2003 г., № 247-3.
Форма осуществления торговли - технология проведения операций и заключения сделки купли-продажи, применяемая субъектами хозяйствования с учетом направлений деятельности. Различают следующие формы осуществления торговли: комиссионная торговля; торговля на конкурсах; торговля на аукционах; торговля с использованием торговых автоматов; выездная торговля; посылочная торговля; биржевая торговля; торговля на ярмарке; электронная торговля; торговля на рынке.
В сфере торговли задействовано 18,5% занятого населения республики. В последние годы обозначилась устойчивая тенденция увеличения числа занятых в сфере обслуживания населения. Развитие внутренней торговли республики осуществляется на планомерной основе. На каждые 5 лет разрабатывается и утверждается Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь. Целью программы является реализация на потребительском рынке страны политики государства, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения Беларуси .
Целью курсовой работы является определение основных направлений развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.
Цель обусловила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность торговли;
- показать торговлю в сфере товарного обращения и её функции;
- определить виды торговли;
- выявить организационные формы торговли;
- исследовать влияние торговли на повышение эффективности общественного производства;
- установить принципы и формы государственного регулирования торговли;
- показать направления развития торговли в Республике Беларусь;
- оценить научно-технический прогресс в торговле.
Методологической основой курсовой работы явились Законодательные акты Республики Беларусь, официальные нормативные инструктивные материалы Минфина РБ, Министерства экономики РБ, научные труды, учебная литература и периодические издания по теме исследования.
Применяемый в курсовой работе метод исследования есть метод сравнительного анализа.
Информационной базой исследования являются материалы Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, оперативные данные управления торговли Белкоопсоюза. Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили законодательные и нормативные акты Республики Беларусь по исследуемой проблеме, научные труды отечественных авторов, разработки НИИ Белкоопсоюза, материалы периодической печати.
Курсовая работа включает введение, заключение, три раздела, список использованных источников.

1 Сущность, особенности функционирования, тенденции развития розничной и оптовой торговли и роль в удовлетворении спроса населения на товары народного потребления

Розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.
Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру.
Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.
Максимизация прибыли - основная цель деятельности любого торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.
Розничный товарооборот измеряется:
- стоимостными и натуральными показателями;
- показателями его изменения (прироста, снижения);
- показателями объема продаж на душу населения.
Структура розничного товарооборота отражает соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж. Кроме того, розничный товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления (закупки) товаров.
Показатели реализации, товарных запасов и поступления балансово взаимосвязаны, что отражается формулами(1.1 - 1.4):

Зн + П = Р + Зк (1.1)
Р = Зн + П - Зк (1.2)
Зн + П = Р + Впр + Уе + Зк (1.3)
Р = Зн + П - Впр - Уе - Зк , (1.4)

где, Зн, Зк - товарные запасы на начало и конец периода;
П - поступление (закупка товара);
Впр - прочие выбытия;
Уе - естественная убыль;
Р - реализация товаров.

Товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз, необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей в торговле, поскольку ее ускорение является одним из способов повышения конкурентоспособности товара и предприятия.
Товарооборачиваемость - это время обращения товаров со дня их поступления до дня их реализации и скорость оборота товаров.
Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса.
Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. При этом необходимо отметить, что оборачиваются не сами товары, а средства вложенные в них.
Тенденции развития торговли в современных условиях:
1. Постоянный рост розничного товарооборота, обеспеченный ростом денежных доходов населения и объемов производства отечественных товаров и сельхозпродуктов. При этом в последние годы в составе розничного товарооборота наблюдается увеличение доли организованной торговли и сокращение - неорганизованной. Растет товарооборот частных организаций и индивидуальных предпринимателей на фоне снижения государственной торговли.
2. Изменение структуры товарооборота. Повышение доли непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота.
3. Рост доли продажи более ценных в питательном отношении продуктов питания (овощи и бахчевые, фрукты, мясо, яйца) при одновременном замедлении темпов продажи хлебопродуктов, сахара, картофеля в структуре торговли продовольственными товарами.
4. Изменения в структуре товарооборота непродовольственного сектора. Более высокими темпами, чем в легкой промышленности, возрастает продажа товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.
5. Увеличение количества торговых организаций и расширение их торговых площадей. Норматив государственного социального стандарта по обслуживанию населения в области торговли выдерживается как по республике в целом, так и по отдельным областям. Для дальнейшего развития торговли предусматривается укрупнение торговых объектов.
6. Финансовое оздоровление организаций торговли, повышение уровня ее рентабельности, снижение доли убыточных магазинов. Вместе с тем все еще остаются низкими показатели платежеспособности торговых организаций и их обеспеченности собственными оборотными средствами.
7. Рост инвестиций в основной капитал торговли.
8. Увеличение численности работников торговли.
9. Глобализация и интернационализация экономики. Привлечение инвестиций в отрасль способствует дальнейшему внедрению современных технологий в сферу торговли и общественного питания. В Беларуси строятся гипермаркеты, создаются условия для развития сетевой розничной торговли. В Минске появились торговые структуры "Рублевский", "Копилка", "Аксис", "Соседи"; в Витебске - "Веста", "Витебские продукты", "Ника"; в Бресте - "Продтовары". Продолжает расти сеть предприятий быстрого обслуживания и придорожного сервиса. Расширяется сфера применения биржевой и электронной торговли, накапливается опыт проведения конкурсных (тендерных) торгов. Есть реальные перспективы у таких сегментов инфраструктуры и методов продажи, как оптовая торговля, выставочно - ярмарочная деятельность, система безналичных расчетов, современные информационные технологии и т.д.
10. Увеличение в товарообороте доли импортных товаров. Но в интересах продовольственной безопасности мировая практика ограничивает долю импорта по продовольственным товарам на уровне 25 - 30 %. Дальнейшее развитие внутренней торговли предполагает следующие меры:
· усиление влияния торговых организаций на производителей товаров по обновлению ассортимента и повышению качества товаров;
· повышение эффективности работы всех звеньев торговли на пути продвижения товара от промышленности до покупателя, содействующее ускорению оборачиваемости капитала;
· совершенствование методов, форм и нормативно-правовой базы в области регулирования сферы торговли и ее инфраструктуры;
· обеспечение конкурентной среды на потребительском рынке страны, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса;
· привлечение инвестиций и новых технологий для повышения качества обслуживания населения;
· осуществление финансово-экономического оздоровления торговли, содействие росту заработной платы и доходов в отрасли;
· развитие сельской торговли в соответствии с принятой программой возрождения и развития села.
Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим:
1. Увеличивается доля частной формы собственности в количестве торговых объектов и розничном товарообороте страны. Заметно снизился удельный вес потребительской кооперации в товарообороте. Более трети всего розничного товарооборота составляет реализация товаров на вещевых, смешанных, продовольственных рынках индивидуальными предпринимателями. Объем такой продажи определяется на основании данных обследования домашних хозяйств.
Растет доля занятых в торговле и общественном питании и в отраслевой структуре валового внутреннего продукта. Удельный вес занятых в сфере обращения имеет устойчивую тенденцию роста. В валовом внутреннем продукте удельный вес торговли и общественного питания также возрос.
Наблюдается рост общего объема розничного товарооборота (Таблица 1.1) и розничного товарооборота на душу населения в сопоставимых ценах.

Таблица 1.1 - Основные показатели розничной торговли и общественного питания




Опережающими темпами растет розничный товарооборот по сравнению с ростом располагаемых денежных доходов населения (Таблица 1.2).


Таблица 1.2 - Розничный товарооборот на душу населения по областям и г. Минску
(в фактически действовавших ценах; тысяч рублей)

Например, в 2012 г. розничный товарооборот на душу населения составлял 21375,6 тыс.р., он вырос по сравнению с 2004 г. в 8,8 раза. За этот же период реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились, в том числе и заработная плата. Это свидетельствует об увеличении охвата денежных доходов населения розничным товарооборотом и об увеличении вклада торговли и общественного питания в удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления.
Сохраняется тенденция снижения удельного веса непродовольственных товаров в розничном товарообороте.
Изменяется распределение розничного товарооборота между городом и селом за счет возрастания удельного веса города, что обусловлено снижением удельного веса сельского населения в численности населения республики. В Республике Беларусь за последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса сельского населения.
В настоящее время в торговой отрасли поставлена задача увеличить долю потребительской кооперации в товарообороте торговых организаций за счет:
ухода от сложившихся стереотипов формирования ассортиментных перечней, совершенствования ассортиментной политики в целях полного удовлетворения платежеспособного спроса сельского населения; совершенствования типизации, специализации торговой сети; открытия дополнительных мини-магазинов;
развития торговых объектов в местах размещения дачных кооперативов;
восстановления работы ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах;
формирования новой товаропроводящей сети по торговле непродовольственными товарами.
Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь до 2015 г., развитие:
- розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества;
- инфраструктуры и совершенствование розничной торговли и общественного питания;
- инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;
- науки, технической и технологической политики;
- реформирование собственности и совершенствование управления;
совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли;
государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли;
развитие кооперативной торговли.
Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.
Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё - на сферу потребления.
Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.
От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.
Основной показатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли - оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.
Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических связей между районами страны, отраслями производства, изготовителями товаров и розничной торговлей. Например, закупая у колхозов и совхозов лён и реализуя его предприятиям текстильной промышленности, оптовая торговля становится связующим звеном между сельским хозяйством и промышленностью. Дальнейшее движение выработанной ткани, в частности поставки её швейникам, также обслуживается оптовой торговлей. Тем самым она соединяет текстильную и швейную отрасли. Наконец, продавая розничной торговле готовую одежду, предприятия оптовой торговли поддерживают связь между лёгкой промышленностью и торговлей.
Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика товаров народного потребления, в её функции входят закупка и завоз товаров от предприятий-изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить децентрализованные закупки товаров из различных источников. На складах оптовых предприятий закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских качеств.
Оптовая торговля может и должна активно влиять на объём и ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности в которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий. Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия улучшать их потребительские свойства.
Чтобы целенаправленно воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков.
На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:
- интегрирующую - по обеспечению взаимосвязи между партнёрами-производителями, продавцами и покупателями - по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;
- оценочную - по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
- организующую и регулирующую - по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.
Организация оптовой купли-продажи является одной из важнейших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а, предлагая товар покупателям, они действуют от лица производителей.
Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции проявляется при доставке товаров со складов предприятия в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.
Оптовый товарооборот является одним из основных показателей хозяйственной деятельности оптовых предприятий. Его объем и структура характеризуют степень развития производства и уровень народного потребления.
В зависимости от объема, структуры, видов и форм определяются показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Различают первичный оптовый оборот - это продажа товаров промышленными предприятиями непосредственно розничной торговле и оптовым предприятием, и посреднический оборот - это продажа товара оптовыми предприятиями - розничным.
Оптовый оборот имеет другое экономическое содержание, чем выручка от реализации продукции в промышленности или розничный товарооборот. Оптовый оборот не отражает производство и продажу товаров непосредственно населению для личного потребления, а характеризует движение товаров из сферы производства в сферу обращения.
По размеру оборота различают: крупный, средний и мелкий товарооборот.
- Крупный оптовый товарооборот возникает при получении товаров от предприятий крупными партиями и отправке их по звеньям оптовой торговли.
- Средний оптовый товарооборот образуется у оптовых предприятий, которые покупают товар не только у промышленности, но и других крупных оптовых предприятий.
- Мелкий оптовый товарооборот образуется на оптовых базах у низовых оптовых предприятий.
В зависимости от назначения товарных ресурсов оптовый товарооборот разделяется на три вида: оборот по реализации, внутрисистемный и межреспубликанский.
Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров организациям и предприятиям розничной торговли, расположенным в районе деятельности оптового предприятия.
Внутрисистемный оптовый товарооборот определяет взаимный отпуск товаров оптовыми предприятиями в одну систему в пределах одной республики.
Межреспубликанский товарооборот охватывает продажу товаров за пределы республики на основе свободной купли-продажи.
Таким образом, внутрисистемный и межреспубликанский оптовый товарооборот отражают движение товаров между звеньями оптовой торговли.
Сумма трех видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.
Оптовый товарооборот по каждому из трех видов подразделяется на две формы:
- складской (Продажа товаров со складов оптовых предприятий. Завезенные на склады товары проверяются, сортируются, комплектуются и т. д.)
- транзитный (Поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, опту, минуя промежуточные звенья)
Оптовая продажа товаров транзитом может проводится с участием в расчетах (с вложением средств) и без участия в расчетах (организуемый оборот).
Транзитный оборот с участием в расчетах рассчитывается сначала с поставщиками, а затем в качестве продавца товара предъявляет счета для оплаты покупателям. При этом оптовые предприятия используют свои оборотные средства, пользуются кредитами банков, уплачивают в бюджет налог на прибыль, получают оптово-сбытовые скидки.
Транзитный оборот без участия в расчетах предусматривает лишь посредническую деятельность оптовой торговли, расчеты же за товары производители и покупатели ведут непосредственно между собой. Роль оптового звена ограничивается организацией договорных связей и поставок товаров. Оно участвует в размещении заказов и составлении спецификаций на товары, контролирует ход их отгрузки. В этом случае оптовые предприятия не получают оптово-сбытовые скидки.


2. Экономический анализ состояния и развития розничной и оптовой торговли Республики Беларусь.

Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли.
Основные задачи анализа розничного товарооборота сводятся к следующему:
- проверка выполнения планов товарооборота, удовлетворения спросов покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торгового предприятия;
- изучение количественного изменения и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
- выявление путей и возможностей роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала (всех видов ресурсов);
- разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.
Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:
- Изучается объем розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике
- Исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговому предприятию и на примере отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи;
- Выполняется факторный анализ;
- Выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли;
- Определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема розничного товарооборота на будущий период.
Анализ товарооборота по общему объему. Первый этап предусматривает исследование выполнения плана и динамики товарооборота. Выполнение плана и динамика товарооборота изучаются во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота, зоны деятельности торгового предприятия и покупательной способности населения. Это позволит выявить результативность торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента.
На втором этапе анализа исследуют закономерности развития розничного товарооборота на душу населения. При этом необходимо сравнить фактический объем реализации на душу населения с показателями прошлых лет и плановыми данными. Это позволит оценить степень удовлетворения населения материальными благами.
Третий этап анализа заключается в изучении товарооборота в сравнении с фактическими показателями за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах. Это позволит проанализировать изменение физического объема товарооборота, а также изменение товарооборота за счет повышения розничных цен, потерю покупателями денежных ресурсов.
Четвертый этап - исчисление среднегодового темпа увеличения товарооборота по формуле средней геометрической в действующих и сопоставимых ценах.
На пятом этапе определяется прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли.
Анализ ритмичности и равномерности осуществления торговой деятельности. Ритмичность оценивается по периодам времени в деятельности организации (кварталам, месяцам, декадам, неделям, дням), а равномерность - в разрезе предприятий или отдельных торговых единиц.
Анализ позволяет установить, насколько ритмично развивается розничная реализация и равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Целесообразно составлять графики выполнения плана по месяцам и другим периодам.
Анализ состава и ассортиментной структуры розничного товарооборота. На первом этапе проводится анализ состава товарооборота по сравнению с планом и в динамике. В структуре розничного товарооборота выделяют следующие составляющие:
- продажу товаров населению (реализация на наличный расчет, продажа в кредит)
- мелкооптовый оборот
- другие виды розничной реализации.
Роз........


Список использованных источников


1 Акулич, В.В. Оценка эффективности торговой деятельности / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. - 2007. - №2. - с. 55-59.
2 Аниськова, О.Г. Разработка стратегии деятельности предприятия торговли // Маркетинг. - 2003. - №3. - с. 91-96.
3 Аносов, В.М. О некоторых мероприятиях по повышению эффективности формирования и использования инвестиционных ресурсов предприятий / В.М. Аносов // Планово-экономический отдел. - 2010. - № 11. - С. 40-42.
4 Бакальская, Е. Товарное и сервисное управление торговым предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №1. - с.53-57.
5 Бобров, Н.В. Точечный (распределенный) формат розничной торговли - прорыв XXI века / Н.В. Бобров // Инновации. - 2003. - №10. - с. 62-64.
6 Бузукова, Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. - СПб: Питер, 2007. - 483 с.
7 Виды и формы розничной торговли в Республике Беларусь. Регулирование правил торговли // Справочник ценовика. - 2010. - №2. - с. 3-15.
8 Волонцевич, Е.Ф. Оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия и основные направления её повышения: Текст лекций для студентов / Е.Ф. Волонцевич. - Гомель: ГКИ, 2001. - 110 с.
9 Гукасьян, Н.Ю. Борьба за потребителя в условиях кризиса / Н.Ю. Гукасьян // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. - №3. - с. 180-189.
10 Дещеня, С.А. Экономика организации: курс лекций в 4-х ч. Ч. 1 / С.А. Дещеня, Л.В. Целикова. - Белккопсоюз: УО «БТЭУПК, 2010. - 120 с.
11 Дудакова, И.А. Развитие инфраструктуры розничной торговли // Маркетинг. - 2010. - №3. - с. 97-107.
12 Железко, Б.А., Оптимизация деятельности сети розничной торговли путем совершенствования их информационной инфраструктуры // Экономика и управление. - 2010. - №2. - с. 93-98.
13 Иванков, А. Товары становятся ближе [торговое и бытовое обслуживание населения в РБ] // Беларуская Думка, 2007. - №1. - с. 36-42.
14 Использование экономико-математических методов в планировании розничного товарооборота торговой сети райпо: пособие для студентов / авт-сост. В.И. Горячко. - Гомель: БТЭУПК, 2005. - 20 с.
15 Казиначикова, Н.А. Прибыль и рентабельность розничных торговых предприятий потребительской кооперации в условиях конкуренции: Автореферат диссертации - Гомель: ГГУ, 2001. - 20 с.
16 Коробкин, А.З. Совершенствование методических подходов к расчету обобщающих показателей экономической эффективности в организациях потребительской кооперации / А.З. Коробкин // Потребительская кооперация. - 2010. - № 1. - С. 20 - 25.
17 Коробкин, А.З. Эффективность и конкурентоспособность организаций торговли / А.З. Коробкин. - Гомель: БТЭУ, 2010. - 80 с.
18 Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л.И. Кравченко. - 9-е изд., испр. - Москва: Новое знание, 2007. - 509 с.
19 Кравченко, Т.Л. Методика анализа выполнения плана и динамики розничного товарооборота торгового предприятия / Т.Л. Кравченко // Бухгалтерский учет и анализ. - 2003.- №1. - с. 17-25.
20 Кризис оптом и в розницу // Финансовый директор. - 2003. - №3. - 28 - 31.
21 Липницкий, В.В. Гибкое планирование розничного товарооборота потребкооперации: в чем оно состоит / В.В. Липницкий // Экономика. Финансы. Управление. - 2005. - №9. - с. 23-25.
22 Материально-техническая база и основные средства торговли потребкооперации: анализ состояния и эффективности использования: пособие для студентов; [авт.-сост. В.Е. Колесникова]. - Гомель: БТЭУПК, 2010. - 71 с.
23 Методические рекомендации по анализу эффективности использования ресурсов в торговле потребительской кооперации / Е.Е. Шишкова [и др.]. - Гомель: БТЭУ, 2006. - 148 с.
24 Никитин, В.М. Планирование розничного товарооборота / В.М. Никитин. - М.: Экономика, 1972. - 80 с.
25 Новиков, П. Как от магазина перейти к сети // Товаровед и торговля. - 2006. - №6. - с. 42 - 44.
26 О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь от 31 дек. 2010 г. № 4 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. - Минск: ООО «ЮрСпектр», 2012.
27 Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова [и др.]: под общ. ред. С.Н. Виноградовой. - 3-е изд. испр. - Минск: Выш. шк., 2009.- 464 с.
28 Отраслевая программа развития потребительской кооперации на 2011- 2015 годы: прил. к постановлению Правления Белкоопсоюза от 20 сент. 2010 г. № п/з 2 / Белкоопсоюз, Правление. - Минск. 2010. - 50 с.
29 Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов. - Минск: БГЭУ, 2009. - 317 с.
30 Построение розничной сети // Товаровед и торговля. - 2005. - №9. - с. 33 - 36.
31 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 11 апр. 2011 г. № 136 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. - Минск: ООО «ЮрСпектр», 2012.
32 Раицкий, К.А. Экономика и управление в организациях торговли: учеб. пособие для вузов / К.А. Раицкий. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 191 с.
33 Рекомендации по повышению эффективности использования ресурсов в торговле потребительской кооперации / Е.Е. Шишкова [и др.]. - Гомель: БТЭУ, 2006. - 130 с.
34 Розничная и оптовая торговля Республики Беларусь: стат. сборник. - Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2014. - 157 с.
35 Русак, Н. А. Методологии и методики перспективного экономического анализа / Н. А. Русак // Бухгалтерский учет и анализ.- 2000. - №7. - с. 25-31.
36 Русак, Н. А. Анализ резервов повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования: понятие и классификация резервов / Н. А. Русак // Бухгалтерский учет и анализ. - 2000. - №1. - с. 15-25.
37 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - Минск: «Новое знание», 2001. - 688 с.
38 Скриба, Н.Н. Управление розничным товарооборотом. Соответствуют ли методы целям? // Финансы. Управление. Анализ. - 2001. - №2. - с. 26-29.
39 Стражев, В. И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. пособие / В. И. Стражев. - Минск: Выш. школа, 2007. - 534 с.
40 Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Г.З. Суша. - М.: Новое знание, 2007. - 512 с.
41 Толкачева, Е.Г. Методика анализа формирования прибыли в многоотраслевых организациях потребительской кооперации Республики Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ. - 2008. - №11. - с. 30 - 34.
42 Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учеб. для вузов / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 416 с.
43 Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учеб. / А.М. Фридман. - М.: Дашков и К, 2008. - 624 с.
44 Шадрина, Г.В. Комплексный экономический анализ организации: учеб. пособие для вузов / Г.В. Шадрина, С.Р. Богомолец, И.В. Косорукова. - М.: Академический Проект, 2005. - 288 с.
45 Экономика организаций торговли: учеб. пособие / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. - Минск: БГЭУ, 2010. - 671 с.
46 Экономика отрасли: торговля и общественное питание: учеб. пособие для вузов / Е.А. Карпенко [и др.]. - М.: Альфа - М, 2008. - 224 с.
47 Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко и [и др.]; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. - Минск: Выш. шк., 2008. - 542 с.
48 Экономика предприятий торговли и общественного питания [Электронный ресурс]: электрон. учеб. курс / под ред. Т.И. Николаевой, Н.Е. Егоровой. - Электрон. дан. и прогр. - Минск: КноРус, 2010. - 1 электрон. Опт. Диск (CD - ROM).
49 Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учеб. для вузов / под ред. Л.А. Брагина. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 314 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.