На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Место и значение истории государства и права в системе общественных наук. Средневековая литература о государстве и праве Европы и Востока. Политико-правовая мысль об эволюции государства и права в Новейшее время, модели современной интерпретации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 17.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
План
    Вступление
      Раздел 1. История государства и права зарубежных стран как наука, учебная дисциплина
      1.1 Место истории государства и права в системе общественных наук
      1.2 Средневековая литература о государстве и праве Европы и Востока
      1.3 История государства и права в трудах мыслителей Нового времени
      1.4 Политико-правовая мысль об эволюции государства и права в Новейшее время. Модели современной интерпретации истории государства и права зарубежных стран
      Раздел 2. Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук
      2.1 Создание предпосылок для изучения историко-теоретических юридических дисциплин, государственного и международного права
      2.2 Значение истории государства и права зарубежных стран для изучения отраслевых и прикладных юридических дисциплин
      Выводы
      Список использованной литературы

Вступление

Основная цель изучения истории государства и права зарубежных стран - это выявления исторических закономерностей развития государства и права, их специфику в сравнении с закономерностями развития как отдельных элементов общества, так и общества в целом.

История государства и права зарубежных стран относится к таким общественным наукам, которые принято называть историко-правовыми. Это объясняется тем, что с одной стороны история государства и права зарубежных стран представляет собой совокупность конкретно-исторических знаний о прошлом государства и права, что характеризует ее как историческую науку. С другой стороны она оперирует множеством конкретных фактов о событиях политико-правовой жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий, что свидетельствует о ее принадлежности к юридическим наукам.

История государства и права зарубежных стран, изучая государство и право отдельных (зарубежных) стран в процессе их возникновения и развития и выявляя общеисторические закономерности и закономерности исторических эпох их развития, аккумулирует огромный государственно-правовой опыт прошлых эпох. Эта проблематика и является предметной областью истории государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.

Как и любая отрасль знаний, история государства и права зарубежных стран имеет не только свой предмет, но и свою методологию. Предмет науки дает ответ на вопрос, какую область общественно-политической и правовой жизни изучает данная наука, методология указывает на то, каким образом она это делает.

Своеобразие предмета истории государства и права зарубежных стран накладывает свой отпечаток на применяемые ею общефилософские и конкретно-научные методы, приемы и средства исследования, определяет цели и задачи научного познания. Выражением предметной и методологической специфики истории государства и права зарубежных стран является совокупность принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-правовому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. Отсюда определяющее значение способов и приемов исторического подхода к изучению государства и права.

Цель исследования: Принцип историзма играет существенную роль в процессе изучения возникновения и развития государства и права в исторической ретроспективе и перспективе. Она лежит в основе исследования конкретно-исторического типа и формы государства и права определенной эпохи. Помогает раскрыть связи между государством и правом зарубежных стран прошлого и настоящего, а также уяснить логику в их развитии, сравнить их государственно-правовую практику. Исторический подход при этом выступает в качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценки функционирования государства и права в контексте прошлого с позицией современности.

Актуальность проблемы имеет также применение принципов теории государства и права: принципа всесторонности исследования государства и права, который обуславливает изучение государства и права в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями государственно-правовой жизни; принципа комплексности в изучении истории государства и права, который предполагает исследование государства и права не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук, а также рассмотрение их не только в статике, но и в динамике.

Главное значение в системе методологии имеют сами методы или способы и средства познания. В зависимости от сферы распространения и охвата исследуемого объекта, от их специфики и характера все методы делятся на:

1) всеобщий диалектико-материалистический метод;

2) общие методы;

3) специальные методы;

4) частные методы.

Диалектический метод позволяет определить и отразить реальный исторический путь развития государства и права в прошлом, настоящем и будущем.

Общие или общелогические методы используются для организации процедуры познания объекта исследований. К ним относятся методы сравнения, синтеза, анализа, восхождения от абстрактного к конкретному и другие. Эти методы взаимодействуют с диалектико-материалистическим методом, но используются в отличие от него не на всех стадиях научного познания, а лишь для решения определенных познавательных задач.

Специальные методы разрабатываются отдельными специальными науками и широко используются для изучения государства и права. К ним относятся математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие методы. С их помощью исследователи получают количественные и качественные оценки различных государственно-правовых явлений, а также выявляют основные тенденции развития государства и права на том или ином этапе их развития.

Частные методы вырабатываются самой историей государства и права зарубежных стран: это и конкретно-исторический, и сравнительно-правовой и системный методы. Они соответственно либо позволяют выявить своеобразие того или иного государства и правовой системы (конкретно-исторический подход), либо на основе синхронного или диахронного сравнения выявляют общие закономерности и признаки государства и права в одно и тоже время или в разные исторические эпохи (сравнительно-правовой подход), либо характеризуют государственно-правовые явления как элементы взаимосвязанной структуры (системный подход).

Раздел 1. История государства и права зарубежных стран как наука, учебная дисциплина

"История государства и права зарубежных стран" можно определить как сферу человеческой деятельности, направленную на формирование новых знаний про проявления и развития государства и права в зарубежных странах.

Наука и учебная дисциплина - это совокупность научных знаний про историю государства и права зарубежных стран, которой определяется соответствующими документами с организацией учебной работы.

В современной России утвердился методологический плюрализм. В историко-правовой науке существует множество концепций, по-разному объясняющих происхождение и эволюцию государства и права, включая и марксистскую теорию, рассматривающую историю государства и права через призму классовой борьбы на основе формационной периодизации истории. В настоящее время отечественная наука широко использует цивилизационный подход к рассмотрению истории государства и права.

Как самостоятельная область научного знания история государства и права зарубежных стран берет свое начало с конца XVIII - начала XIX вв. Большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыграла историческая школа права в Германии, которая вела исследования главным образом по истории римского и национального германского права. Затем труды представителей этой школы сменяют работы с более широким охватом разных стран и исторических эпох.

Широкое распространение во второй половине XIX - начале XX вв. историко-сравнительного метода способствовало изучению истории государства и права в контексте экономических и социальных отношений; в историко-правовых исследованиях социологическое направление пришло на смену позитивизму. Важной вехой в развитии этого направления явились работы русского ученого М.М. Ковалевского, немецкого историка права Э. Нейхампа, американского юриста О. Холмса и др.

В ХIХ-ХХ вв. в западной литературе по вопросам истории государства и права был накоплен и обобщен огромный фактический материал. Это сделало возможным издание ряда фундаментальных работ в начале XX века: многотомной “Истории права" немецких ученых Й. Колера и Л. Венгера в Германии, “Панорамы правовых систем” и “Истории права" американских историков права Д. Вигмора и У. Сигля в США. После Второй мировой войны ряд крупных работ по истории права и политических институтов были опубликованы во Франции, Германии, США, Швеции.

Развитие историко-правовых исследований сделало возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и США специальных курсов по истории права и политических институтов. Попытки введения таких курсов предпринимались и в университетах дореволюционной России. Так, в 1804 году профессор Московского университета И.В. Цветаев читал курс по “праву знатнейших древних и нынешних народов”, а в начале XX века в Московском университете был издан курс по всеобщей истории права в нескольких выпусках.

В настоящее время учебная дисциплина “История государства и права зарубежных стран" изучается на юридических факультетах по учебнику для вузов “История государства и права зарубежных стран" в 2-х частях. Под ред. проф. О.В. Жидкова и проф. Н.А. Крашенинниковой. М., 2000, 2001г. Ранее был подготовлен и опубликован учебник З.М. Черниловского “Всеобщая история государства и права", М., 1995г. Значительным шагом вперед в изучении истории государственно-правовой мысли явилась антология мировой правовой мысли в пяти томах, изданная в 1999г.

История государства и права представлена разнообразными и разнотипными формами государства и права. Это отражает противоречивость и неоднолинейность исторического процесса на огромном географическом пространстве на протяжении тысячелетий. В отечественной научной литературе в связи с этим принято выделять следующие основные исторические эпохи: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии государства и права. При этом учитывается то обстоятельство, что эволюция древних и средневековых обществ Востока шла особым путем, отличающим его от развития античных рабовладельческих обществ и феодальных обществ Запада. Поэтому понятия “древность” и “средневековье” являются в значительной мере условными в отношении стран Востока. Они используются в силу необходимости для периодизации столь длительного исторического процесса в развитии стран восточного мира.

Наука истории государства и права зарубежных стран (на Западе она нередко именуется всеобщей историей права и институтов) формировалась по мере накопления ею рациональных знаний о развитии государства и права.

В центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох находились различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа. Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание к теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии ХVII-ХVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. ХIХ-ХХ вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими политическими организациями.

Особенности разных исторических эпох предопределили различное соотношение права и государства в общественной жизни, а тем самым - разную степень внимания к ним в трудах древних авторов.

Первый период истории государства и права - Древний мир - охватывает длительный период в развитии государства и права в странах Древнего Востока и в античном мире.

Представления о государстве и праве формировались в русле постоянной рационализации первоначальных мифических представлений. Повсюду у древних народов и на Востоке и на Западе - у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. - эти представления существовали в мифологической форме.

В мифологии древних народов мы находим сходные представления о богах, как о первых правителях и законодателях, соответствующих божественной воле и справедливости. Мифические версии лежали и в основе более конкретных представлений о власти, государственном управлении, праве, справедливости, правосудии. Например, в древнеегипетских памятниках - “Поучении Птахотепа”, в “Книге мертвых", в известном древневавилонском политико-правовом памятнике - Законах Хаммурапи, в древнеиндийских памятниках - Ведах, Упанишадах, дхармашастрах, в “Законах Ману”, в древнекитайской классической литературе.

История государственности в Древней Греции нашла свое отражение в трудах Гомера и Гесиода, в философских трудах “мудрецов”, Пифагора, Гераклита, Демокрита, софистов, Сократа и Платона, Аристотеля, Полибия. Мыслители Древней Греции внесли существенный вклад в освещение истории государства и права, в теоретическую разработку проблем государства и права.

История древнеримского государства и права охватывает целое тысячелетие. Она нашла свое выражение в знаменитых Законах XII таблиц, в трудах Цицерона, римских авторов, отразивших новую реальность, в которой они жили (достаточно высокое развитие отношений частной собственности и права, кризис политического устройства государства и старой полисной идеологии), в официальной христианской доктрине, выразителем которой стал Аврелий Августин, в сочинениях римских юристов, ставших частью кодификации Юстиниана. Многие современные понятия, теории и конструкции юриспруденции восходят к римскому праву и римским юристам (деление права на публичное и частное, разработка проблем частного права).

Об истории государства и права на Древнем Востоке мы узнаем из интеллектуальных памятников политико-правовой истории Индии, Китая, Монголии, Японии. Богатейшим источником политико-правовых представлений о государстве и праве являются священные тексты и религиозные писания. К ним относятся Авеста - свод священных зороастрийских текстов. Библия - свод священных текстов иудаизма и христианства, буддийская Дхаммапада, а также Коран, считающийся главным источником исламской юриспруденции и мусульманского права.

1.1 Место истории государства и права в системе общественных наук

История государства и права зарубежных стран является важной составной частью системы общественных наук, духовной культуры человечества в целом. Государство, право, законодательство являются объектами исследований различных общественных наук (юриспруденции, философии, социологии, политологии, истории, экономической науки, этики и др.). Каждая из общественных дисциплин имеет свой аспект изучения государства и права. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая и те, которые относятся к государству и праву, определяет место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Поэтому осмысление государственно-правовой жизни с философской точки зрения является необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки, совершенствования законодательства, укрепления правопорядка.

Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах выясняет социальную основу государства, социальную ценность права, то есть изучает социологические аспекты государства и права.

Политология, изучая политику, политические системы, политические институты, политические процессы, движения, государство исследует как центральный институт политической системы. Право же рассматривается в рамках нормативно-ценностной подсистемы общества.

Политическая экономия изучает роль государства и права в экономических отношениях людей, отношениях производства, обмена, распределения.

В отличие от других общественных наук, история государства и права не исследует общество в целом, а имеет предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений, общеисторические закономерности и конкретно-исторические закономерности развития государства и права.

Этот ценный опыт оказывает влияние на теорию и практику современного государства и права. Познавательное, ценностное, воспитательное, практическое, общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории государства и права зарубежных стран.

1.2 Средневековая литература о государстве и праве Европы и Востока

Средневековая Западная Европа была наследницей античного мира, глубокое влияние которого непосредственно отразилось во всех сферах ее материальной и духовной культуры.

Исторические факты и их интерпретацию мы находим в литературных политико-правовых произведениях, в трактатах средневековых философов-правоведов и др., а также в правовой документации, источниках действующего в то время права, которые дают представления о государстве и праве периода раннего Средневековья, периода расцвета Средневековья, периода позднего Средневековья. Это и “Варварские правды", и прежде всего Салическая правда V в. Это и Капитулярии, иммунитетные грамоты, раннее королевское законодательство. Эти источники дают представление о развитии феодальных отношений в Западной Европе, о воздействии на право христианской религии и позднеантичных правовых традиций. Такое воздействие демонстрирует с наибольшей полнотой Византия.

Борьба католической церкви за усиление своего влияния на государство раскрывается в средневековых политических документах “Константинов дар”, “Лжеисидоровы декреталии".

Вопросам разграничения полномочий, юрисдикции государства и церкви посвящены литературные произведения церковных иерархов. Особое место среди них занимает трактат Аврелия Августина “О граде Божием”. История государства и права в классическое Средневековье отражена в схоластике, в христианской канонистике. В этот период в европейских университетах изучаются классические юридические тексты Древнего Рима, прежде всего Дигесты Юстиниана. Источниками сведений являются также учения католических теологов и их критиков, представителей формирующейся науки светского государства и права, ранней гуманистической правовой мысли: Петра Абеляра - отца теологической схоластики и Фомы Аквинского, книга которого “Сумма теологии", стала энциклопедией официальной церковной идеологий.

Позднее Средневековье связано с идейным течением Возрождения и социально-политическим движением Реформации - самыми важнейшими событиями средневековой истории западноевропейской цивилизации.

Одной из центральных идей Гуманизма и Возрождения стала идея о сущности и формах государства, о способах наилучшего правления. Эти идеи представлены в произведениях: Никколо Макиавелли “Государь", “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", Жана Бодена “Шесть книг о республике".

Идейными вдохновителями Реформации явились Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер. Литературные источники этого периода представлены “утопиями" Томаса Мора и Томмазо Камнанелле. Издаются труды ученых, произведения юристов-практиков, судейских авторитетов, работы немецких ученых - юристов. В этот период формируется доктрина межгосударственных отношений. Она представлена прежде всего трактатом голландского философа и юриста Гуго Гроция “О праве войны и мира”, Вестфальским мирным договором.

Политико-правовая история стран Арабского Востока представлена доктринами исламских теоретиков. В странах ислама больше чем в средневековой Европе была выражена тесная связь религии и политики по той причине, что действующее право содержалось в Коране, а власть рассматривалась как средство его осуществления. Поэтому в теоретических построениях исламских мыслителей не было места для обсуждения проблем происхождения государства и права, церкви и государства, права светского и права канонического, ряда других проблем, волновавших умы западноевропейских теоретиков. Место этих проблем заняли вопросы о нравственно-религиозных качествах носителей власти, об их связях с мусульманской общиной или с преемниками Пророка.

Современный мусульманский фундаментализм, распространившийся в ряде стран, выступает против модернизации ислама, за неуклонное соблюдение традиционных норм религии и права.

1.3 История государства и права в трудах мыслителей Нового времени

Основной проблемой Нового времени (ХVII-ХIХ вв) был переход от сословно-феодального строя к обществу, основанному на всеобщем правовом равенстве и юридической свободе людей. Переход человечества от Средневековья к Новому времени ознаменовался глубоким переворотом в политическом, правовом, религиозном сознании людей и в экономике, которая все больше ориентировалась на частное предпринимательство. Идеи передовых мыслителей позднего Средневековья - Макиавелли, Мора, Бодена и др. - рационализм, изучение природы и интересов человека стали основой теории права, государства, политики.

XVII век стал заметной вехой в развитии государства и права. В процессе преодоления теологического мировоззрения рушились догмы средневековой схоластики; рационалистически ставились и решались проблемы соотношения личности и права, права и государства, обсуждались вопросы о происхождении и задачах государства и права, их роли в общественной жизни. На первый план выдвинулось положение о ценности личности, о подчиненности права и государства земным интересам людей. Ведущей правовой доктриной ХVII-ХVIII вв. стала теория естественного права - общеевропейская доктрина, яркими представителями которой были голландцы (Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза), англичане (Томас Гоббс, Джон Локк), французы (Мари Франсуа Аруэ Вольтер, Жан Жак Руссо), немцы (Иммануил Кант, Георг Гегель).

В XVII веке была по существу сформулирована и теоретически обоснована модель гражданского общества, практическое осуществление которой заняло несколько веков и в масштабах современного человеческого общества далеко не завершено. Реальному бытию гражданского общества положило начало принятие и утверждение биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Законодательство в Новое время стало основным источником права и все более последовательно воплощало общие принципы естественно-правовой идеологии и прежде всего принцип индивидуализма, принцип равенства всех перед законом, принцип свободы. Эти принципы, воплощенные в конституционном и текущем законодательстве стран Запада, и стали стимулом развития частной инициативы и предприимчивости, свободного труда и творчества, развития договорных отношений.

Рационалистический подход к государству подготовил почву для конституционного закрепления идей народного суверенитета, правового и демократического государства.

Наивысшее развитие и завершение рационалистический подход к праву нашел в трудах классиков немецкой философии Канта, обосновавшего идею правового государства, и Гегеля, всесторонне исследовавшего понятие гражданского общества.

Кодификационные работы Наполеона (все и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.