На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87964


Наименование:


Диплом Кукла как средство воспитания гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 6.5.2015. Сдан: 2015. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: 88.88.

Описание (план):


Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста 5
1.1 Проблемы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Особенности формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста 10
1.3. Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. Кукла как средство воспитания гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста 19
2.1. История возникновения куклы 19
2.2. Роль игры с куклой как средство воспитания гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста 21
2.3. Методика организации сюжетно-ролевых игр с куклой как средство воспитания гуманных чувств у детей старшей группы детского сада 22
Глава 3. Проект педагогической деятельности воспитателя по формированию гуманных взаимоотношений у девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх 33
3.1. Характеристика базы исследования 33
3.2 Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложения 52


Введение

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных. К сожалению, современные дети часто отличаются чрезмерной, порой ничем необъяснимой, агрессивностью и жестокостью. Этот факт сви­детельствует о несформированности гуманных чувств у дошкольни­ков. Поэтому родителям и воспитателям следует уделять большое внимание вопросу формирования гуманных чувств у детей и вести активную целенаправленную работу в данном направлении.
Чувства имеют в жизни человека очень важное значение. Каж­дый человек на протяжении жизни испытывает различные чувства. Из всей гаммы человеческих чувств, которые свойственны человеку, осо­бое внимание, на наш взгляд, следует уделить нравственным чувст­вам, без которых успешное существование в обществе будет затруд­нено.
Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.п. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого.
Поэтому проблема нравственного воспитания и формирования у детей добрых чувств была актуальна во все времена, начиная с антич­ности и до наших дней. Она изучалась такими известными философа­ми как Сократом, Аристотелем, в зарубежной педагогике о воспита­нии гуманных чувств писали в своих трудах Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Ф. Гербарт и другие. Среди отечественных педагогов особое внимание воспитанию у дошкольников гуманных чувств уде­ляли К.Д. Водовозова, К.Д. Ушинский, Н.Т. Чернышевский. Значи­тельный вклад в разработку проблемы воспитания гуманных чувств и отношений внесли исследования В.А. Сухомлинского, Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрел­ковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и другие.
Особыми возможностями обладают игры с куклой, в семью, в дочки-матери.
Сюжетно-ролевым играм детей в педагогическом процессе ДОУ уделяется недостаточное внимание. Это и определило проблему нашего исследования.
Объект исследования: воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации игр с куклой как средства воспитания гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить педагогические условия организации игр с куклой как средства воспитания гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить методы и средства воспитания гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности сюжетно-ролевой игры с куклой в воспитании гуманных чувств у девочек старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы (по В.И. Загвязинскому).


ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста

1.1 Проблемы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

Ни в одном источнике научной литературы не дается понятие "гуманные взаимоотношения" Психолог В.И. Помогаева, изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, дала характеристику гуманных отношений. Данный материал поможет, по нашему мнению, педагогу определить, к какому из гуманных отношений принадлежит то или иное доброе проявление ребенка, и выявить его индивидуальные особенности и предпочтения.
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной педагогике с разных позиций: рассматривалось соотношение познания и проявления гуманных чувств; воспитание бережного и внимательного отношения к животным; воспитание отношения к людям разного возраста (к младшим и старшим); изучались средства и методы воспитания гуманных отношений. Большинство авторов (Р.С.Буре А В.Запорожец. Е.В.Субботский, С.Г.Якобсон) предлагает следующие средства воспитания гуманных чувств: художественное слово, произведения изобразительного искусства, положительная оценка, игры-упражнения.
В трудах педагогов-психологов (Т.А. Марковой, В.Н. Мясищева, Л.А. Пельевской, Н.М. Аксариной) по проблеме формирования личности имеются данные, раскрывающие характер взаимоотношений отдельной личности с другими людьми.
Так, В.Н. Мясищев дает следующее определение этих отношений "Психологическое отношение человека в развитом виде представляет целостную систему индивидуальных, избирательных социальных связей личности с различными сторонами объектной действительности. Эта система вытекает
Из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания". [20]
Отношение обязательно имеет определенную привлекательность. Различают отношение человека к людям, к самому себе, отношение к предметам внешнего мира. Отношение к людям является решающим в процессе формирования личности и носит характер взаимоотношения.
Воспитание и развитие у детей гуманных чувств и отношений - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у детей этических представлений, обобщенных и дифференцированных. Эти представления должны основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или литературных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, и, следовательно, развитию гуманных чувств, правильному поведению. Процесс формирования отношений начинается в самом раннем детстве. В работах Н.М. Шелованова, Н.М. Аксариной отмечается проявление эмоциональных реакций на взрослого, что служит основой развития социальных контактов. Уже в преддошкольном возрасте, как замечает В.Н. Мясищев, можно отметить в отдельных реакциях и поступках детей сложную борьбу различных по значимости мотивов: личных стремлений, желаний, интересов, потребностей и требований общественной действительности, общественных правил, обязанностей или конкретных просьб, требований взрослых. Под влиянием обстоятельств воспитание отношений между детьми изменяется: ребенок все более руководствуется в своем поведении не только личными желаниями и интересами, но и требованиями, интересами окружающих взрослых и детей.
В ряде исследований отмечается проявление у детей склонности к общению, как условие, благоприятствующее началам детских взаимоотношений, и показываются возможности направлять, формировать эти взаимоотношения.
У детей старшего дошкольного возраста общение приобретает уже столь устойчивый характер и проявляется столь многообразно, что становится первой необходимостью придания этому общению того содержания и тех форм, с помощью которых успешнее решаются задачи воспитания гуманных взаимоотношений.
В исследованиях А.А. Пельевской, посвященных развитию взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста было выявлено многообразие форм детской взаимопомощи и разработана ее классификация. Оригинальным и новым является определение уровней моральной отзывчивости, характеризующей поведение того или иного ребенка и тех возможностей, которыми он располагает для оказания взаимопомощи. Автором выделены те нравственные качества в их взаимосвязи, которые, которые обуславливают возникновение деятельности взаимопомощи. При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка 5-7 лет ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, детскому саду, воспитателю. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, чутки, добры, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают радостно и выражают готовность делать лучше. Характерным для детей старшего дошкольного возраста являются формирующиеся общественная нравственность, коллективизм. Они проявляются в реальных детских взаимоотношениях, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В старших группах начинает складываться общественное мнение, на которое воспитатель может опереться. Дети могут осудить поведение сверстников - их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу - и высказывать одобрение хорошего поведения товарища.
Нравственные проявления детей 5-7 лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия. [24, 25]
Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, вместе, замечают нарушение тех или иных правил, стараются их исправить. Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых навыков, затруднения при выполнении работы. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов, более тонкого их применения.
К концу года старшие дошкольники воспринимают правила как норму поведения. У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивые коллективные связи.
Для развития гуманных отношений С.А. Газлева рекомендует использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывается конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, детям старшего дошкольного возраста можно прочитать рассказ Н. Носова "Карасик". Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик, необходимо так построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием. [7]
В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств. При формировании и развитии у детей этих представлений и гуманных чувств, необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошелся с кем-то несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку хотя и старшего дошкольного возраста, довольно трудно: необходимо обладать определенной долей самокритичности, а также иметь представления о непредвзятом отношении, как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других - одна из главных задач на пути формирования у детей этических представлений. По мнению С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк, выявлению и формированию этических представлений и гуманных отношений детей, воспитанию их чувств, способствует наблюдение за общением детей в процессе деятельности: внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку. [12]
Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо него не прошло ни одно серьезное нарушение детьми общепринятых норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно судить о том, каковы же их представления о морали. Эстетические представления ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Наблюдения за взаимоотношениями детей, поможет лучше понять каждого ребенка, определить, как развиваются его представления и чувства, что оказывает на них влияние. Трудность заключается в том, что представления детей формируются на основе разнообразных, часто противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому, этические представления, которые уже известны одним детям, для других могут быть новыми. Только целенаправленная систематическая работа по развитию у детей этических представлений и гуманности даст хорошие результаты.
Таким образом, мир эмоций, гуманных чувств и переживаний у дошкольника тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию и сопереживанию. «Коммуникативная глухота», т. е невосприимчивость к чувствам и желаниям сверстника, их потребностям может стать причиной конфликтов в дошкольном возрасте и негативно сказаться на эмоционально-нравственном развитии ребенка. В связи с этим на первый план выходит стратегия эмоционально-нравственного воспитания дошкольника, направленная не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, умений проявлять свои чувства в деятельности, во взаимодействии с другими детьми.

1.2 Особенности формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Воспитательное значение игры в развитии дошкольника признано в детской психологии и дошкольной педагогике, как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Известный психолог Л.С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства. Но она же учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни у детей появляются первые мечты о будущей профессии. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном возрасте
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Г.И. Радвил считает, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. [24]
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.
Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать жизнь счастливой. Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития дошкольников.
Значительно большее внимание как зарубежными, так и отечественными исследователями уделялось изучению взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности.
Центральными вопросами при изучении игровой деятельности дошкольников отечественными педагогами (Менджерицкая Д.В., Усова А.П., Иванкова Р.А., Жуковская Р.И., Залогина В.П., Лиштван З........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496с.
Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - 2-е изд.. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 143 с: ил. - (Б-ка воспитателя дет. сада).
Воронцова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / В.Я. Воронцова. - М.: Просвещение, 1981. - 80 с.:ил.
Воспитание детей в игре [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / сост.: А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 102 с.:ил.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре и [др.]; под редакцией A.M. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение. 1989. - 96с.
Детский сад и семья [Текст] / Н.Ф. Виноградова и [др.]; под ред. Т.А. Марковой. - 2-е изд.. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с. - (Б-ка воспитателя дет. сада).
Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / под ред. ТА. Репиной; Науч. - исслед. ин-т дошк. Воспитания
Морозова Е. Ю. Воспитание доброты у старших дошкольников в играх с куклами. Дисс… канд. пед. наук. - М. - 2009.
Морозова Е. Ю. Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании: Методическое пособие. - М.: Школьная пресса. - 2011.




Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.