На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 87984


Наименование:


Курсовик Современная роль государственного сектора в экономике России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 6.5.2015. Сдан: 2013. Страниц: 102. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение................................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические аспекты государственного регулирования..............5
1.1. Понятие и характеристика государственного сектора...............................5
1.2. Методы государственного регулирования.................................................12
2. Современная роль государственного сектора в экономике России............18
2.1. Характеристика государственных предприятий........................................18
2.2. Динамика основных макроэкономических показателей...........................27
2.3. Влияние государственных предприятий на экономику страны...............39
3. Мероприятия по повышению эффективности производства в госуда- рственных предприятиях.....................................................................................42
3.1. Повышение производительности труда......................................................42
3.2. Совершенствование контроля над государственными закупками...........46
3.3. Прогноз эффективности предприятий с государственной формой собственности.......................................................................................................54
Заключение...........................................................................................................64
Список использованных источников.................................................................68


Введение

Темой данной курсовой является «роль государственного сектора в экономике России». Государственный сектор возник с первых дней суще-ствования государственности. Уже с момента зарождения государства обще-ство осознавало необходимость государственного вмешательства. На сегод-няшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в России. Актуальность темы подче-ркивают современные тенденции увеличения государственного вмеша-тельства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспреде-ление значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. Государство владеет большим объемом собственности: унитарными предприятиями и учреж-дениями, акциями различных компаний (в том числе с контрольным пакетом акций), недвижимость в России и за рубежом. Собственность должна эффе-ктивно использоваться, служить источником поступления средств в бюджет для решения социальных и экономических задач. Поэтому экономические функции государства играют в ней очень существенную роль. Одной из при-чин, обусловливающих необходимость государственного регулирования эко-номики, является неспособность рыночного хозяйства в определенных ситу-ациях решать задачи развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевыми электроэнергией сырьем, финансирования и организации в общегосуда-рственных масштабах научно - исследовательских, экспериментальных и опытно - конструкторских работ. Решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики. Цель данной работы дать анализ роли государственного сектора экономики России, обозначив при этом основные направления развития.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие госсектора, и его характеристика.
2. Рассмотреть методы государственного регулирования.
3. Обозначить мероприятия по повышению эффективности производства в государственных предприятиях.
4. Определить перспективные направления развития государственного сек-тора экономики в России.
При написании работы применялись следующие методы исследования: монографический, экономико-статистический, аналитический, логический и другие. Период исследования 2010г.-2012 г.
Объектом данного исследования - государственный сектор.
Предметом - роль и процесс влияние государственных предприя- тий в экономике.


1. Теоретические аспекты государственного регулирования

1.1 Понятие и характеристика государственного сектора
В нормативных актах и экономической правоприменительной прак-тике в настоящее время соседствуют различные толкования понятия “гос-сектор экономики”. В соответствии с наиболее полным определением он включает государственные унитарные предприятия (на правах хозяй-ственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяй-ственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсоб-ственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”. Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) - совокупность предприятий, организаций, учреждений, нахо-дящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Государственный сектор эконо-мики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет госу-дарство, и все организации, с помощью которых осуществляется госуда-рственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, госу-дарственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, госуда-рственные земли. Поэтому основной функцией государства в современной экономике становится обеспечение условий хозяйственной деятельности для экономических субъектов. Выполнение данной функции реализуется посре-дством функционирования государства в следующих основных сферах: упра-вление макроэкономическими процессами; управление государственной соб-ственностью и непосредственная хозяйственная деятельность. Государ-ственный сектор есть специфическая форма, в рамках которой рассма-тривают образующие ее как систему элементы (структурное множество элементов) и взаимодействующие между собой объекты государственной собственности. Они являются носителями интересов собственника - госуда-рства и выражают их в ходе своего функционирования в сфере отношений собственности. Экономические интересы обусловлены экономической и организационной природой объектов собственности и способом их функ-ционирования. Формирование государственного сектора как целостной сис-темы следует осуществлять на основе учета особенностей и принципов функционирования объектов собственности, входящих в его состав, в том числе возможности конвертирования части государственного сектора в част-ный или наоборот. Вместе с тем, государственный сектор экономики тожде-ственен государственной собственности как его основной составной части. Он качественно и количественно формируется за счет государственной собственности, исходя из особенностей присвоения результатов ее функ-ционирования. В системе действует производство, перемещаются денежные средства, выполняются социально-экономические процедуры. Все эти про-цессы регистрируются и отражаются в виде определенной информации (учетной, плановой, отчетной, нормативной), используемой для управ-ленческих целей. Состав государственного сектора и функциональные взаи-мосвязи объектов государственной собственности в сфере государственного сектора экономики различаются своим назначением и результатами их при-менения. Организационные структуры государства как объекты госуда-рственной собственности - государственные унитарные предприятия, казе-нные предприятия и учреждения - при закреплении собственности за кото-рыми, конкретными организационными структурами, государство исходит как из собственных макроэкономических целей, так и из социально-эконо-мических потребностей экономического развития общества. Объекты собст-венности составляют вещественную часть государственного сектора эконо-мики. В качестве объектов государственной собственности выступают те из них, которые отнесены, в соответствии с разработанной классификацией сос-тава основных видов национального богатства страны, к государственной собственности.
Приято выделять следующие виды объектов собственности:
1) Земля в составе государственной собственности, или земельная собст-венность, подразделяется, с учетом ее целевого назначения в народном хозя-йстве страны, на земли следующих видов: сельскохозяйственного назна-чения; поселений; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио-вещания, связи, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; лесного фонда; водного фонда; за-паса. Доля государственной и муниципальной собственности - 69,1% от всей площади земельного фонда.
2) Природные ресурсы включают водные, в том числе подземные водные, лесные и минерально-сырьевые ресурсы, растительный и животный мир, воз-душное пространство, полезные ископаемые, эфир, ресурсы космических систем. По направлениям использования они разделяются на три группы: топливно-энергетические (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф), метал-лорудные (руды черных, цветных, редких, благородных металлов), неметал-лические (химическое сырье, технические руды, строительное сырье). Согласно законодательству: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая... содержащиеся в недрах полезные ископаемые, явля-ются государственной собственностью».
3) Имущество как объект государственной собственности является доста-точно многообразным по наименованию и назначению для использования в сфере экономических и социальных отношений. Объекты государственной собственности выступают в форме акций, долей в уставных капиталах раз-личных акционерных компаний, а также государственных унитарных пред-приятий и учреждений. В составе имущества учитываются также активы объектов государственной собственности - основные фонды, запасы мате-риальных оборотных средств. Немаловажное значение в составе рассма-триваемой группы имеет такой объект собственности, как недвижимое имущество.
4) Имущественные и неимущественные права. Применительно к объектам государственной собственности имеются в виду исключительные права как личного, так и имущественного характера на результаты деятельности. Су-ществуют различные виды лицензий, приобретенных государством по раз-личным основаниям. Они определяют его права собственности на конкре-тные объекты.
5) Денежные средства. К ним относятся финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций и охватывающие сферу денежных отношений. По своему материальному выражению они пре-длагают собой публичные денежные средства государства (включая соб-ственные средства), бюджетов различных уровней (в соответствии с госу-дарственной структурой управления), предприятий и учреждений и прочих субъектов - участников воспроизводственного процесса, организаций (используемые для потребностей общества), целевых бюджетных и вне-бюджетных фондов, а также средства, находящиеся в банках в форме вкладов.
6) Имущественный бюджет формируется в составе казны. Учитываются все вида объектов государственной собственности посредством использования методов бухгалтерского учета, а также возможностей реестрового учета. По сути такой бюджет является формой учета основного объема государст-венной собственности.
7) Информационные ресурсы, как и любой другой вид производственных ре-сурсов, выступают в современной постиндустриальной экономике в качестве объекта собственности. Однако информация, в отличие от иных произво-дственных ресурсов, является объектом владения, пользования и распо-ряжения.
8) К другим объектам собственности и ресурсам на территории Российской Федерации относятся такие объекты, которые не вошли по ряду причин в пименованные группы. Это могут быть, например, ювелирные или золотые изделия, различные ценные бумаги, находящиеся временно на учете в сос-таве государственной собственности, а также накопленное имущество граж-дан, поставленное на аналогичный учет.
Таким образом, данная классификация позволяет систематизировать состав объектов собственности, особенности их функционирования, обос-новать возможность присвоения собственником результатов деятельности этих объектов и проводить объективный учет государственной собстве-нности. На ее основе дифференцируются способы экономического функци-онирования и управления объектами государственной собственности, при этом для каждого из них формулируются свои цели и задачи.
Российское законодательство предусматривает две организационно-правовые формы унитарных предприятий государственного сектора:
1)на праве хозяйственного ведения - собственник решает вопросы создания предприятия, реорганизации и ликвидации, определяет предмет и цели дея-тельности, осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества;
2)на праве оперативного управления - полномочия собственника более ши-рокие. Предприятие может самостоятельно распоряжаться только произве-денной им продукцией. Распоряжение закрепленным имуществом возможно только с согласия собственника.
Унитарные предприятия представляют собой коммерческие предприятия, собственником которых является государство. Это является основанием для прямого управления такими предприятиями со стороны государства. Органом управления унитарным предприятием считается его руководитель, назначенный собственником либо уполномоченным органом и им отчитывается.
Масштабы государственного сектора оцениваются рядом показателей:
1)долей производства государственного сектора в общем объеме производ-ства; 2)удельным весом продукции; 3)долей в объеме основных фондов; 4)долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор; 5)численностью работников на государственных предприятиях.
Политика государства в отношении государственного сектора эко-номики всегда направлена на повышение эффективного функционирования объектов государственной собственности в его составе. Формирование го-сударственного сектора экономики осуществляется на федеральном и суб-федеральном (региональном) уровнях, интегрированных по вертикали и го-ризонтали. Общим для обоих уровней власти - федерального и субфеде-рального - является включение в него объектов, принадлежащих им на праве собственности. Каждый из них имеет свои особенности, обусловленные фо-рмой собственности. В состав указанных уровней государственного сектора включаются объекты государственной собственности. Государственный сек-тор экономики в процессе функционирования взаимодействует с иными секторами - частным и смешанным - в рамках экономической системы го-сударства. Взаимоотношения между ними строятся на общих для всех объектов собственности основаниях, однако с учетом конкретных эконо-мических, политических, территориальных и финансовых условий для раз-личных форм собственности. В этих условиях роль государственного сектора экономики состоит в осуществлении производственной деятельности, реализации произведенных товаров и услуг, аккумулировании финансовых средств и их перераспределении на основе установленного порядка регу-лирования экономической деятельности объектов собственности, кредито-вании производства товаров и услуг. Основной частью государственного се-ктора являются объекты социального назначения, в большинстве своем не приносящие прибыль. Остальная часть состоит из государственных пред-приятий, относящихся к сырьевой и энергетической базе страны, где тре-буются большие капиталовложения, а прибыль прибывает медленно. При-быльность государственных фирм на порядок ниже, чем у частных компаний. Существование в условиях рыночных отношений секторов, руково-дствующиеся в своей деятельности принципами, которые отличаются от принципов частных предприятий, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения рентабельности частного хозяйства. Прибыль предприятий государственного сектора не является первостепенной целью его деятельности в экономике, так как высоких прибылей от них не ожидают, а убытки покрываются из го-сударственного бюджета. Именно поэтому государственный сектор стано-вится главным поставщиком недорогих услуг, электроэнергии и сырья, уменьшая этим издержки в частном секторе. Также государственные пред-приятия занимаются и внешнеторговой деятельностью, вывозом капитала за рубеж, внедряют национальный капитал в виде капиталовложений в какие-либо страны. Интенсивно используется государственный сектор как инст-румент государственного регулирования экономических процессов. Так, в условиях кризиса, когда частные инвестиции сокращаются, капитало-вложения в государственный сектор обычно возрастают. Следовательно, государственные органы стремятся удержать спад производства и рост без-работицы. Заметна роль государственного сектора в государственной стру-ктурной политике. Государство создает новые объекты или реконструирует старые в тех отраслях экономики, куда частный капитал прибывает недо-статочно. Например, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государство осуществляет централизованную социально-экономическую политику и социальную за-щиту населения, обеспечивая деятельность общеобразовательных школ, выс-ших и средних специальных учебных заведений, учреждений и организаций здравоохранения, учреждений культуры и искусства, государственных орга-нов социального страхования и социального обеспечения, учреждений соци-альной защиты (дома престарелых, реабилитационные центры для инвалидов и др.). Поэтому государственный сектор экономики формируется как эко-номический гарант рыночного развития. Устойчивое развитие экономики будет зависеть от того, какое место в ней отведено государственному сектору.

1.2.Методы государственного регулирования
Методы государственного регулирования госсектора являются сос-тавной частью методов государственного вмешательства в экономику. Гра-ницы госсектора позволяют разбить совокупность методов регулирования госсектора на два блока: прямые методы государственного регулирования госсектора и косвенные.
Под прямыми методами стоит понимать, такие методы, которые непо-средственно влияют на объем и структуру госсектора, и обеспечены принуждающей силой государства. К ним относятся:
1.Законодательные методы.
2.Нормативно-правовые акты определяющие возможность или невоз-можность тем или иным субъектам осуществлять хозяйственную и иные ви-ды деятельности.
3.Государство также организует барьеры для входа в отрасль, чтобы обеспечит возможность вести деятельность только для надежных и ответст-венных организаций, регламентирует порядок регистрации, ликвидации и банкротства.
4.Антимонопольное законодательство следит за состоянием конкуренции в экономике, при её отклонении от заданных нормативов может регулировать положение монополиста на рынке, применять методы разукрупнения ком-пании, а также влиять на ценовую политику и контролировать качество продукции монополии.
5.Прямое (а также долевое) участие государства в процессе производства товаров и услуг, на основе госсобственности. Госкомпании призваны дей-ствовать в тех отраслях и сферах, где рыночные методы создания, рас-пределения и потребления благ не удовлетворяют общественные потреб-ности в необходимом объеме. Цель деятельности госсектора - это прежде всего не получение прибыли, а удовлетворение необходимых потребностей жителей страны. Госсектор способен мобилизовать больший объем фина-нсовых и производственных ресурсов, для их дальнейшего направления на долгосрочные и сверхдолгосрочные проекты, чем частный сектор. Госуда-рство участвует также в тех сферах, которые не предполагают получение какого либо дохода. Из всего выше перечисленного следует, что практически весь объем госсектора не входит в интересы частного сектора на данном этапе развития. По мере развития рыночных отношений, роста благосо-стояния граждан, интеграции в мировое экономическое пространство, разви-тия партнерских и корпоративных отношений, развития технологий - по-является возможность вовлечения госсектора в те сферы, где ранее дей-ствовал только госсектор. Таким образом государство делегирует часть своих полномочий окрепшему и надежному частному сектору.
6.Приватизация госимущества означает его передачу в частные руки. В результате приватизации часть госимущества переходит в собственность отдельных немногочисленных людей. Приватизация направлена на мак-симальный финансовый результат, доходы от приватизации направляются в бюджет.
7.Инвестирование. Государство способно осуществлять инвестирование в те или иные сферы, тем самым стимулируя производителей на создание доступной и востребованной продукции. Тем самым удовлетворяя по-требности потребителей. Благодаря госинвестициям происходит обновление материально-технической базы, реструктуризация задолженностей, изме-няется объем и структура производства, сохранение ведущих специалистов. Нередко инвестирование принимает формы государственной поддержки пре-дприятий, целью которой является реструктуризация компании, недопу-щение остановки предприятия, роспуска персонала.
8.Предоставление государством кредитов, поручительств, гарантий.
К косвенным методам регулирования госсектора относится:
1.Налоговое регулирование. Способствует регулированию отчислений в бюджет. Стимулирует перелив капитала в сферы с более низким налого-обложением.
2.Стимулирование спроса. Способствует увеличению спроса при его спаде. Например, увеличение доходов физических лиц увеличивает спрос на те или иные товары и услуги, стимулирование производство которых необходимо в конкретный момент. Также как элемент стимулирование спроса выступает государственное кредитование. Государство, изменяя учетную процентную ставку и норму обязательных резервов, определяет доступность кредитов, как для предприятий, так и для населения.
3.Государственно-частное партнерство (ГЧП). ГЧП - способ взаимодействия государства и частных компаний для решения социально-экономических за-дач и достижения целей, интересных обеим сторонам. Практика показывает, что капитальные и операционные затраты частного сектора при испо-льзовании механизмов ГЧП существенно меньше, чем при реализации проекта путем прямого выделения бюджетных средств. Повышается эффе-ктивность выполнения проектов ГЧП за счет разделения рисков между государством и частной компанией. Частный инвестор берет на себя риски, которыми он может управлять, к примеру риски превышения капитальных затрат, а государство - те, что находятся вне контроля частного сектора, нап-ример политические и законодательные. Принципы ГЧП применяются, прежде всего, по отношению к реализации инвестиционных проектов в ка-питалоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых до-лжно отвечать государство. Однако, суть ГЧП - гораздо шире, также как и многогранно само сотрудничество государства и бизнеса.
Регулирующее воздействие на экономику государственный сектор оказывает через воздействие на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный или значительный пакет акций. Управляя пакетами акций в соответствии с государственными программами, государство может регулировать капиталовложения, а за счет управления пакетами акций банков может направлять ресурсы коммерческих банков на кредитование инвестиционных проектов.
Государственный сектор через Центральный банк РФ регулирует финансовым рынком:
1)определяет процентные ставки;
2)осуществляет операции на рынке ценных бумаг;
3)оказывает воздействие на валютный курс.
И этим государственный сектор тоже активно влияет на экономи-ческий рост страны. Финансовыми регулирующими функциями государст-венного сектора являются:
1)извлечение предпринимательской прибыли с последующим пере-числением ее и в бюджет;
2)наполнение доходной части бюджета за счет налогов и иных обяза-тельств.
В целом государственный сектор дополняет частное хозяйство там, где стимулирование частного капитала оказывается недостаточным. В резу-льтате государственный сектор можно назвать инструментом для повышения эффективности народного хозяйства и перераспределения ВВП. Отдельно проанализируем 178 статью Бюджетного кодекса Российской Фед-ерации. Она устанавливает необходимость разработки плана развития госу-дарственного и муниципального секторов экономики, подразумевая под государственным сектором только государственные унитарные предприятия. Это оправдывается, поскольку установление плановых заданий субъектам рыночных отношений, в которых государство имеет имущественные права, представляется нецелесообразным. Выбор из всего перечня методов бюд-жетного регулирования государственного сектора определяется на границе потребностей и возможностей развития. При определении объёмов, нап-равлений, объектов и механизмов бюджетного финансирования государст-венного сектора необходимо принять во внимание его возможности в соз-дании и увеличении валового внутреннего продукта. Это связано с предста-влением необходимых разработок системы государственных задач в расп-ределении ресурсов между государственным и частным секторами эконо-мики и внутри самого государственного сектора. Максимальный эффект от использования бюджетных инвестиций возможен при финансировании про-изводства чистых общественных благ, сюда относятся такие отрасли как, на-циональная оборона, средства массовой информации, социально-культурная сфера. В финансировании производства смешанных общественных благ, таких как, здравоохранение, образование, водоснабжение, в рамках госу-дарственного сектора можно постепенно уменьшать. А финансирование про-изводства частных благ предприятиями государственного сектора целесо-образнее всего только при наличии погрешностей рынка, что, далеко не всегда является абсолютным критерием. Четкое разграничение всех благ предопределяет разработку оптимального бюджетного поведения в регули-ровании государственного сектора и позволяет определить границы, формы и методы участия государства в управлении экономикой. Ведущую роль в создании стратегических приоритетов развития государственного сектора, контроле над его деятельностью и определении оптимальных размеров, зак-реплено за Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Оно устанавливает цели предприятиям государственного сектора в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Обоснование мероприятий, направленных на достижение целей раз-вития государственного сектора, предусматривает:
1)прогнозирование доходов и расходов государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов,
2)планирование объемов продукции и формирование проектов госу-дарственных контрактов на поставки продукции, необходимых для удов-летворения государственных потребностей.
На практике применяется метод планирования «от достигнутого уровня». Такой метод является самым приемлемым при условии, что обще-ство удовлетворено состоянием государственного сектора и не находится в процессе глубоких социально-экономических трансформаций. При условиях быстрого развития государственного сектора на первое место выдвигается поиск оптимальных альтернативных вариантов использования государст- венных средств. Для рационального выбора используется метод сравнения эффективности, который дает определённую полезную информацию для при-нятия экономических и политических решений. Для оценки эффективности в государственном секторе используют такие методы:
1)анализ затрат и результативности: означает комплекс аналитических при-емов, делающих возможным определение объема затрат и ресурсов на дос-тижение определённых целей, поставленных перед государственным сек-тором, и выбор оптимальных решений;
2)анализ затрат и полезности: в случае, если оценивается деятельность, даю-щая множество результатов лучше использовать анализ затрат и полезности;
3)анализ затрат и выгод: метод анализа затрат и выгод есть комплекс про-цедур, которые делают возможным сравнение затрат и результатов проектов в универсальной стоимостной форме. Использование этого метода связано с трудностями, так как не все общественные блага можно оценить стоимостью.


2. Современная роль государственного сектора в экономике России.

2.1. Характеристика государственных предприятий.
В рамках каждой экономической системы видное место занимают го-сударственные предприятия. Их отличают характер и объем производимой продукции, имеющей национальное значение, структура производства и уп-равления, правовые связи. Развитие правового регулирования организации деятельности государственных предприятий в нашей стране многократно ме-нялись концепции государственных предприятий и, соответственно, их пра-вовое положение.
С изменением системы экономических отношений и признанием раве-нства форм собственности меняется и подход к государственным предпри-ятиям. В развитии правового положения этих предприятий за последнее деся-тилетие можно выделить три этапа. Первый - условно охватывает 1990 - 1995 гг., когда коренным образом менялась их роль в экономике. Решению этой задачи отвечали Законы «О предприятиях и предпринимательской деяте-льности» (1990 г.), «О приватизации предприятий» (1991 г.), открывшие простор главным образом для формирования и развития субъектов пред-принимательства. Государственные предприятия рассматривались скорее как объект для приватизации и акционирования, чему был посвящен ряд указов Президента Российской Федерации. Кульминацией стал Указ от 23 мая 1994 года «О реформе государственных предприятий». Впервые встал вопрос о прекращении создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозя-йственного ведения. Предполагалось на базе ограниченного круга ликви-дируемых федеральных государственных предприятий и хозяйствующих учреждений создавать казенные заводы и фабрики и казенные хозяйства с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества бывших государственных предприятий. Устанавливалось, что казенный за-вод самостоятельно реализует свою продукцию и использует прибыль, если иное не установлено законодательством и его уставом. Продолжением этой линии явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года «Об утверждении типового устава казенного завода (казен-ной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия». Постановлением Правите-льства Российской Федерации от 6 октября 1994 года был утвержден «Поря-док планирования и финансирования, ответственности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». Сужение правовой базы госуда-рственных предприятий стало одним из факторов падения их роли и умень-шения удельного веса в экономике. Государственное имущество теряет свою ценность. Однако вскоре стала очевидной пагубность такого курса, поско-льку государственные предприятия должны были сохранять свое место в эко-номической структуре с учетом характера, значения и масштабов произ-водимой ими продукции. Наступление второго этапа в развитии правового положения государственных предприятий связано с вступлением в действие в 1995 г. первой части Гражданского кодекса Российской Федерации. Статьей 113 было введено их новое нормативное понятие - «унитарное пред-приятие». Таковым признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Оно является неделимым, находится в государственной собственности и при-надлежит этому предприятию на праве хозяйственного ведения или опера-тивного управления. Статьи 114 и 115 ГК определили признаки унитарного предприятия, основанного соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обращает на себя внимание своего рода отож-дествление статуса государственных и муниципальных унитарных пред-приятий в намеченном к принятию общем законе (ст. 113 п. 6 ГК РФ). Такая нормативная характеристика сохраняется и в дальнейшем, хотя едва ли это оправдано. Курс на приватизацию был закреплен и продолжен Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах прива-тизации муниципального имущества в Российской Федерации» (июль 1997 года). Почти во всех его статьях государственное и муниципальное унитар-ное предприятие рассматривается в одинаковых режимах - при преобра-зовании их в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности (ст. 20), при продаже на коммерческом конкурсе и аукционе (ст. 21, 22), внесении иму-щества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст. 23). Говоря об актуальности этой проблемы, нельзя не отметить явное невни-мание к государственным предприятиям в юридической литературе. Ученые - цивилисты рассматривают правовые вопросы их организации и деяте-льности весьма сдержанно и односторонне. Чаще всего об этом упоминают разве что при характеристике видов юридических лиц.
В течение 1996 - 1999 гг. довольно активно проводился курс на госу-дарственно - правовое регулирование отдельных сторон организации и деяте-льности государственных предприятий. Принят ряд решений Правительства Российской Федерации о передаче федеральных государственных пр........


Список использованных источников
Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1.
Гражданский кодекс Российской Федерации - М., 2008.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, (постатейный)/ Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2002.
Федеральный закон от 25.12. 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [офиц. текст]
Федеральный закон Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс].
Федеральный закон Российской Федерации №176-ФЗ от 11 июля 2011 года «О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках» [Электронный ресурс].
1. Абдулаев Н. Формирование государственного сектора экономики// Проблемы теории и практики управления.-2006.-№5.
2. Алиев И.М., Горелов Н.А., Ильина Л.О. Экономика труда. - М.: Юрайт, 2011. - 672 с.
3. Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий/ «Законность», № 5, 2003.
4. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. 2006, № 1-2
5. Балацкий Е. Роль государственного сектора в построении «новой экономики»// Общество и экономика.-2004.-№2.
6. Бирюков В. Г. Оссобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2005 - № 12, с.57 - 64
7. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. - М.: Юрайт - Издат, 2009. - 316 с.
8. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. - М., 2006.
9. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2006 - № 7, с.28 - 37
10. Демидова Л. «Пути повышения эффективности государственного сектора (опыт стран Запада) // Проблемы теории и практики управления, 1998. - №4, с. 38 - 43
11. Клейнер Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике// Вопросы экономики.-2004.-№4.
12. Косякова Н.И. Правовое положение государственных предприятий/ «Законность», № 7, 2006.
13. Конышев В. Проблемы управления государственным сектором в России// Государственная служба.-2005.-№2.-С.16.
14. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. - 432с.
15. Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный сектор экономики: нынешняя российская специфика // Экономика. 2008 - №1, с.8 - 23
16. Национальный план противодействия коррупции. Утвержден Указом Президента РФ N 460 от 13.04. 2010 г. [офиц. текст] //
17. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. - М.: Кнорус, 2009. - 320 с.
18. Проект ФАС России Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа» [Электронный ресурс].
19. Россия в цифрах. Статистический сборник.-2009г., С.343., С.135., С.360.
20. Симонян Н. О роли государства в общественном развитии: Запад vs. незападные модели // Общество и экономика. - 2006 - № 3 -4, с.4 - 17
21. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» от 16 августа 2007 г. [Электронный ресурс].
22. Чеберко Е.Ф., Бобров А.В. Государственный сектор экономики страны и перспективы его развития // Экономика. 2008 - №2, с.1 - 27
23. Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие - М.: Экономика, 200 - 381 с.
24. Штиль Х. П. Государство и экономика: сотрудничество и конкуренция // Проблемы теории и практики управления. 2000 - №5, с.36-39





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.