Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88050


Наименование:


Курсовик СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 7.5.2015. Сдан: 2012. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Глава 1. Особенности и условия развития личности несовершеннолетних в многодетных сельских семьях 6
1.1. Социальный портрет сельской многодетной семьи 6
1.2. Особенности социализации и образа жизни подростков в сельской многодетной семье 13
Глава 2. Анализ опыта решения проблем несовершеннолетних из многодетных семей социальными субъектами в условиях села 23
2.1. Социальная защита и поддержка многодетной сельской семьи на муниципальном уровне 23
2.2. Практика социальной работы образовательных и внешкольных учреждений с детьми и подростками из многодетных семей на селе 32
2.3. Основные направления оптимизации социальной работы с несовершеннолетними из многодетных семей в условиях сельской местности 37
Заключение 40
Литература 43
Приложения 47
Введение

На сегодняшний день социальная работа в условиях села с несовершеннолетними из многодетной семьи является актуальной. Так как демографическая ситуация в Еланском районе такова, что происходящие в течение 10 лет медленное снижение рождаемости сменилось обвальным ее падением в настоящее время. Люди сознательно ограничивают число детей семьи, так как от количества членов семьи прямо зависит благосостояние семьи, ее жизненной уровень.
Именно сельская многодетная семья сегодня как никогда испытывает множество трудностей, так значительная часть многодетных семей проживает в сельской местности. В условиях нарастания социальной напряженности, кризисных процессов в экономике, сельским многодетным семьям все тяжелее справляться с рядом острых, специфичных для нее проблем. Поэтому важна помощь таким семьям со стороны государства и общества, местных социальных служб.
Семейная политика, проводимая в настоящее время в Еланском районе в отношении сельских многодетных семей, включая главным образом предоставление льгот, выплат пособий. Однако этих сумм недостаточно, чтобы покрыть реальные расходы на содержание семей. Государство не оказывает материальной поддержки в нужном размере, не говоря уже о социальных и трудовых условиях для достижения высокого уровня развития. Практика работы в учреждениях социальной сферы показывает, что специалистами ощущается острый дефицит методик по оказанию социальных услуг, недостаток современных технологий по социальной работе с сельской многодетной семьей, женщинами, детьми, возникает необходимость разработки научно-методических основ деятельности учреждений социальной сферы. Это ведет к ухудшению положения многодетных семей в Еланском районе. Все чаще семьи с тремя и более детьми становятся объектом социальной работы.
Для написания работы были использованы научные статьи, нормативные и правовые акты по проблемам оказания социальной помощи многодетным семьям. Среди них представляют интерес такие авторы:
1. Осадчая Г.И., Зырянова Н.Н., занимающихся исследованиям психологических особенностей социализацией детей из многодетных семей; Альчидеева Е.Ф., Синельников А.Б., Антонов А.И., Бодрова Т.А., исследующих положение многодетных семей в обществе и занимающихся исследованием психологические особенности подростков из многодетных семей; Дмитриев Г.Н., Караева Е.А., занимающихся разработкой форм и методов работы с многодетной семьей; Антонов А. И. и Медков В. М, занимающихся исследованиям социальных проблем многодетной семьи; Обухова Л.Ф., Маскаева О. А. и Шеляг Г., изучающих образ жизни сельской семьи; Щедрина И. И. занимающаяся жизненной ориентацией подростков; Зайцева Л.Г.занимающаяся социальной адаптацией подростков; Навил Ф. Н. изучающий развитие личности ребенка в многодетной семье.
2. А.В. Козлова, анализирующая опыт работы центра социальной помощи семье и детям "Альтернатива"; Иванов М., разрабатывающий систему работы центров; Попов А. М. изучающий работу специалистов по социальной работе с многодетной семьей; Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А. изучающие социальную работу с многодетной семьей
3. Турбалев Д., Павленко О., изучающие социальную помощь со стороны государства семьям, имеющим детей; Дарский Л. Е. и Бойко В. В., занимающиеся исследованием современных проблем рождаемости; Кувшинников В. А., исследующий социальное положение сельской многодетной семьи; Панкратьева Н. В., исследующая экономическое положение многодетных семей.
Целью работы является изучение роли социальной работы в решении проблем сельских подростков из многодетных семей.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Составить социальный портрет сельской многодетной семьи.
2. Проанализировать проблемы социализации и образ жизни детей в многодетных семьях в Еланском районе.
3. Изучить систему ценностных ориентаций сельских подростков из многодетных семей.
4. Рассмотреть социальную защиту и поддержку сельских многодетных семей на муниципальном уровне.
5. Охарактеризовать практику социальной работы образовательных и внешкольных учреждений с детьми и подростками из многодетных семей.
6. Разработать основные направления оптимизации социальной работы с несовершеннолетними из многодетных семей в условиях сельской местности.
Объектом исследования является сельский подросток из многодетной семьи. Предметом - практика социальной работы с сельской многодетной семьей.
В данной работе использованы следующие теоретические методы исследования: изучение опыта, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Курсовая работа может быть использована специалистами по социальной работе в работе с подростками из многодетной семьи.


Глава 1. Особенности и условия развития личности несовершеннолетних в многодетных сельских семьях
1.1. Социальный портрет сельской многодетной семьи

Многодетной является семья, имеющая трех и более детей. Она занимает особое место в группе нетипичных семей. Не типичность подразумевает отклонение некоторых семей от социальной нормы, к которой все вокруг нас приспособлено. Это и размер квартиры, и системы образования и здравоохранения, и служба быта и многое другое [13]. Многодетная семья в настоящее время устойчиво занимает незначительную долю (5,7%) от общего числа семей и количество многодетных семей активно снижается. А малодетная семья в Еланском районе довольно распространенная (78,4%), состоящая обычно из мужа, жены и двух или чаще всего одного ребенка. Учитывая сложившиеся в селе условия экономической, политической и социальной нестабильности, молодые женщины сознательно не решаются заводить третьего ребенка, не говоря уже, о четвертом и более.
Среди причин снижения многодетности специалисты Управления по социальным вопросам главными выделяют 2 группы факторов:
· первая - социально-экономическая, связанная со снижением уровня жизни;
· вторая - психологическая, связанная с повышенной тревожностью, чувством беспокойства за будущее детей.
Подавляющее большинство многодетных семей в Еланском районе имеют троих детей. Четырех детей имеют 98 семей, пятерых и более 34 семьи. Мотивы многодетности в районе осознаются каждой семей по-разному, их анализ содержит множество явных и скрытых трудностей. Мотивы можно разделить на 3 группы:
· первая - установка родителей, одного или обоих, на рождение нескольких детей до начала репродуктивного периода (в момент заключения брака);
· вторая - объяснение многодетности ситуативными обстоятельствами, выход из которых для супругов оказался предпочтительным;
· третья - не содержит мотивов многодетности. Для женщин этой группы приемлемо объяснение собственной многодетности как явление, не связанного с размышлениями, а получившегося потому, что «так сложилось» [6].
Благополучная семья в Еланском районе, как правило, это семья с установкой на многодетность. Для родителей ребенок (дети) - одна из основополагающих ценностей и родители делают все от них зависящее, чтобы детям жилось лучше. Взаимоотношения основаны на любви, взаимопонимании и уважении. В таких семьях, как правило, родители успешно справляются с воспитанием детей. Здесь проявляется забота о том, чтобы ребята хорошо учились, занимались в кружках и секциях [13].
Важно отметить также, что успешная социализация детей в большей степени зависит от прочности брачного союза, умение бесконфликтно найти решение проблемы. Родителям, как показывают данные Управления по социальным вопросам Еланского района 2003года, это плохо удается: 0,9%- опрошенных никогда не ссорятся, 13% - очень редко, 37% - редко и только, 30% - часто и 10% - постоянно. Таким образом, родители опрошенных многодетных семей не понимают всю важность и уникальность воспитательной функции и они не могут успешно ее выполнить.
Благополучная многодетная семья довольно редко становится объектом социальной работы. Это происходит, когда семья находиться в кризисном положении в силу экономических причин. Например, таких, как потеря работы, невыплата заработной платы, пособий и так далее. Семьи же социального риска и неблагополучные семьи - основные клиенты социальных служб [7].
Многодетная семья группы риска - это семья, в которой имеют место те или иные факторы социального риска. В Еланском районе отмечается рост числа многодетных семей социального риска. Так, комиссией по делам несовершеннолетних поставлены на учет 132 многодетные семьи, 143 подростка из этих семей. Лишены родительских прав за 2004-2005 года 14 многодетные матери [55].
Некоторые факторы с течением времени ослабевают свое влияние, другие же могут проявлять их довольно длительное время. Их можно разделить на 2 группы:
1. социально-экономические факторы:
· низкие материальные уровни. Большинство многодетных семей оказались за чертой бедности, таких в Еланском районе 80%. При оценке бедности главным ее индикатором выступает среднедушевой доход. По данным исследования Муниципального образования Еланского района, во втором квартале 2003 года среднедушевой доход в многодетной семье составил величину 40%меньшую, чем в других семьях. При этом во втором квартале 2003 года в сравнении с 2000 годом реальный уровень среднедушевого дохода снизился в семьях с двумя детьми на 12,3%, с тремя - на 21,9%. Из этого видно, что сельские многодетные семьи, имеющие детей, в большинстве случаев, находятся на низкой ступени по уровню реальных доходов [56].
В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Многочисленные исследования, проведенные в разные годы, находят самую тесную взаимосвязь между числом детей в семье и доходом, приходящимся на каждого члена семьи, а в более общем плане - степенью ее обеднения [7]. Можно сказать, что рождение в семье третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности. Если среди всех семей района с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми значительно выше - около 85%, а среди семей с четырьмя детьми выше 90% [56]. Эта тенденция проявляется и сохраняется на протяжении многих лет. Так, например, исследования в 2005 году показывают, что из 282 многодетных семей Еланского района 174 семьи имеют статус нуждающихся.
Из проведенных выше данных видно, что малообеспеченность в многодетных семьях сохраняется в настоящее время. Из этой проблемы вытекают, естественно, следующие, тесно связанные с предыдущей проблемой.
Низкий уровень доходов в многодетных семьях существенным образом сказывается на качестве питания. Так как питание требует существенных затрат, то для многих семей становится необходимым в целях экономии покупать более дешевые, менее качественные продукты. Это определенным образом влияет на здоровье взрослых и детей. Организм ослаблен и более подвержен простудным и другим заболеваниям. Как следствие наблюдается падение уровня здоровья из многодетных семей [54].
Есть и другие объективные причины. В - первых, эти семьи обладают значительно меньшими материальными возможностями для ухода за детьми (имеется в виду затраты на отдых, лекарства, средства санитарии и гигиены и т.п.). Значительно меньше у них и физических возможностей, т.к. заболевшему ребенку не уделяется должного внимания, которое приходится делить между всеми детьми. Во - вторых, в многодетных семьях дети находятся в худшем положении и по причине плохих жилищных условий, вследствие которой один ребенок, заболев, заражает другого. Актуальной для них является проблема недостатка средств на одежду и обувь. При сегодняшнем уровне цен и доходов населения, одеть троих и более детей чрезвычайно сложно. В связи с этой проблемой у детей могут возникать психологические проблемы. Если дети из многодетных семей хуже одеваются, хуже выглядят, чем одноклассники и друзья, то они чувствуют себя ущемленными. У этих детей может наблюдаться заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всей их последующей жизни. Это проблема может быть причиной замкнутости, внутренней агрессии, недоверчивости, которые могут развиваться в ребенке [13].
жилищные условия.
Не менее важной является жилищная проблема, которая стоит крайне остро, так как процесс обеспечения бесплатным жильем незначителен, а купить квартиру многодетная семья не в состоянии. Более 80 % родителей из многодетных семей, по данным Управления по социальным вопросам, отметили, что уровень жизни за последний год еще более ухудшилось. В Еланском районе 6% родителей из многодетных семей оценили свою жизненную ситуацию, как «вполне нормальную», 45% считают ее «нетерпимой» и «совершенно невыносимой» [55]. Более всего неудовлетворенных своей жизнью (около 55%) среди неполных многодетных семей и семей, имеющих 5 и более детей.
Чем младше дети в семье, тем большее беспокойство вызывает у опрошенных отсутствие социальных гарантий и жилищные условия. Жилищные проблемы беспокоят 37 % семей с детьми в возрасте до 7 лет, 32% - с детьми от 7 до 14 лет и 30 % с детьми старше 15 лет. А отсутствие социальных гарантий вызывает беспокойство у 35% семей с детьми в возрасте до 7 лет и 32% - с детьми старше 7 лет. 89% родителей считают, что сельские многодетные семьи обделены вниманием со стороны Администрации Еланского района и Волгоградской области. Так, по данным Муниципального образования Еланского района многодетные семьи проживают в отдельных квартирах 56% от общего числа, 30% - в частных домах, около 10% живут в общежитиях квартирного типа, более 3 % имеют комнаты в коммунальных квартирах, , 1% снимают квартиры. Около 11% родителей из сельской многодетной семьи указали, что у них приходится более 9 кв. метра жилой площади на 1 человека, более 33 % - от 7 до 9 кв. метров, около 42% - от 4 до 6 кв. метров, а 11 % имеют менее 4 кв. метров. У 14 % семей, имеющих детей в возрасте до 7 лет, на одного члена семьи приходится менее 4 кв. метров жилой площади.
Стесненные жилищные условия оказывают определенное влияние на развитии ребенка. В период, когда ребенок становится, все более подвижен и начинает осваивать жизненное пространство, стесненные жилищные условия ограничивают его подвижность. Он вынужден не шуметь, когда старшие братья и сестры делают домашние задания. Уставшие вечером родители не разрешают ему играть в подвижные шумные игры. К тому же у ребенка нет возможности побыть одному. У него нет своего угла, где бы он мог уединиться. Все это мешает процессу самопознанию и развитию индивидуальности ребенка [17]. Также стесненные жилищные условия более конфликтны, поскольку члены семьи, а особенно дети более подвержены эмоциональному взаимному воздействию. В таких условиях любой семейный конфликт создает напряженную атмосферу, которая в свою очередь вызывает у ребенка тревогу, психологический дискомфорт, что также препятствует его гармоничному развитию. Не редко ребенок уходит на улицу, где в обществе друзей чувствует себя комфортнее. Но эта связь не всегда бывает положительной. В связи с двойной загруженностью матери, что является не менее актуальной проблемой, которая заключается в участии женщины в общественном труде и исполнении обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи, дети зачастую оказываются без должного контроля и это приводит к тому, что ребенок может пристраститься к алкоголю, наркотикам или токсичным веществам. И нет уверенности в том, что из этих детей в дальнейшем не вырастут правонарушители и преступники. Здесь прослеживается проблема занятости детей вне школы, их досуговая деятельность. Возможности воспитания и образования также играют большую роль в их развитии. По данным исследование, Управлением по социальным вопросам, можно отметить что только 3,4 % из многодетных семей и 24,6% из малодетных семей учатся в ВУЗах. Выяснилось, что 31 % детей из многодетных семей не имеют возможности получить дополнительное образование, 19 % посещают бесплатно различные кружки. Платно занимаются в различных секциях и кружках, соответственно, 10,3 % из малодетных и 6,9 % детей из многодетных семей. Посещают курсы, занимаются с репетитором - только малодетные семьи [56].
Анализируя приведенные данные можно отметить, что многодетная семья в силу своей малообеспеченности не имеет возможности дать детям тот уровень образования, который, может дать малодетная семья.
В целом, важно отметить, что в многодетной семье с низкими доходами имеют место серьезные социальные проблемы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие ребенка. Обусловлено это тем, что ограниченные доходы семьи не позволяют ей обеспечить детям достойный уровень воспитания и образования, а также физического и, зачастую, нравственного здоровья.
2. медико-санитарные факторы:
· экологически неблагополучные условия
· хронические заболевания родителей и детей
По данным медицинского кабинета в школе №1 Еланского района, на сегодняшний день серьезные проблемы в большинстве случаев возникают у многодетных семей - 39 % страдают хроническими заболеваниями. Среди заболеваний, которыми страдают подростки, наиболее часто встречаются заболеваниями органов дыхания 38 %, заболеваниями органов зрения27 %, сердечно - сосудистыми21 %, неврологические 14 %. Более 85 % многодетных семей отметили, что не пользуются санаторно-курортным лечением, из-за материального положения семьи.

· вредные условия производства родителей (особенно матери)
· пренебрежение санитарно - гигиеническими нормами.

При стабильности проявления отдельных или нескольких факторов, семья может входить в число неблагополучных. Показателями неблагополучия являются:
· низкий материальный доход (на 10-20% ниже среднего)
· рост суицидов среди детей
· жестокое обращение с детьми
· рост преступности среди молодежи
· наличие детей и подростков 7-15 лет, не обучающихся в школе.
Особым показателем неблагополучия является пьянство родителей. Асоциальный образ жизни родителей объясняет частоту отклонений в социальном поведении ребят: пренебрежение учебой, правонарушение, агрессия, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Подросткам из таких семей характерно чувство неполноценности, что побуждает их к поискам неформальной жизнедеятельности, не требующей значительных волевых и интеллектуальных усилий. Родители педагогически несостоятельны. Уровень образования, как и должностной статус не высок.
В условиях неблагополучной семьи дети часто принадлежат к категории запущенных. А это значит, что такие дети очень часто трудные дети. В этом случае главную роль в решении проблем многодетной семьи играют службы социальной защиты.
Необходим комплекс мер социальной поддержки и помощи, чтобы многодетные семьи смогли адаптироваться к новым экономическим условиям, максимально используя свой собственный потенциал.

1.2. Особенности социализации и образа жизни подростков в сельской многодетной семье

В январе - феврале 2006 года Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав было проведено социологическое исследование, цель, которого изучить особенности социализ........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.