На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88088


Наименование:


Курсовик Динамика и структура внешней торговли Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 08.05.2015. Сдан: 2012. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1.Внешняя торговля Республики Беларусь в условиях растущей глобализации
1.1 Международная торговля: сущность и этапы развития
1.2 Теории международной торговли
1.3 Значение внешнеэкономического потенциала. Основные показатели, определяющие внешнеэкономический потенциал.
2. Анализ современного состояния внешней торговли РБ
2.1 Анализ развития внешнеторговых отношений РБ
2.2 Анализ географической структуры внешней торговли РБ
2.3 Анализ внешней торговли услугами РБ
2.4 Товарная структура внешней торговли РБ
3. Проблемы, стоящие на пути развития внешней торговли РБ
3.1 Пути совершенствования сложившейся структуры внешней торговли РБ
Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Республика Беларусь - страна с открытой экономикой. Переход Республики Беларусь к рыночной экономике поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Современное состояние международных хозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, например таких, как развитие мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов и другие. Ведь даже государства, которые имеют большое количество природных, материальных, человеческих ресурсов не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда. Современная мировая торговля характеризуется не только динамикой роста ее физического объема, но и большим разнообразием товарной структуры, направлений и принципов реализации продукции на внешних рынках. Выход на внешний рынок, помимо владения информацией об условиях межгосударственного и национального регулирования экспортно-импортных потоков, связан с изучением возможных форм и способов реализации конкретного вида продукции.
Актуальность данной темы состоит, во-первых, в том, что в аспекте расширения географии экспортно-импортных операций количество стран-участниц внешнеторговых отношений с республикой имеет тенденцию к увеличению, во-вторых, в том, что Беларусь имеет импортную зависимость, при этом ориентируясь на экспорт. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь является важнейшим элементом экономики республики, поэтому от роста или падения экспортно-импортных операций зависит экономическое благополучие отдельных отраслей и предприятий, населения и республики в целом.
Объектом исследования в моей курсовой работе является внешняя торговля Республики Беларусь.
Предмет исследования: состояние и развитие внешней торговли Республики Беларусь. Целью данной курсовой работы является исследование внешней торговли Республики Беларусь в условиях растущей глобализации.
Для достижения поставленной цели необходимо провести анализ современного состояния внешней торговли Республики Беларусь, в соответствии с которым поставлены следующие задачи:
· изучить важнейшие экономические показатели, определяющие внешнеэкономический потенциал страны;
· показать значение внешнеэкономического потенциала для устойчивого развития национальной экономики;
· проанализировать товарную и географическую структуру внешней торговли Республики Беларусь, их динамику;
· исследовать проблемы, стоящие на пути развития внешней торговли в Беларуси;
· предложить комплекс мер по совершенствованию сложившейся структуры внешней торговли Беларуси.
В соответствии с поставленными задачами построена и структура курсовой работы, которая включает введение, три основных раздела, заключение и список использованных источников.
Первый теоретический раздел имеет один подраздел, в котором рассматриваются основные теоретические сведения, касающиеся данного вопроса, рассматривается внешнеэкономический потенциал РБ и его значение для развития страны.
В аналитической части анализируются географическая и товарная структура внешней торговли РБ, а также динамика экспорта и импорта, проводится работа со статистикой и даётся общая оценка.
В проектной части на основе проведённого анализа и оценки исследуются проблемы, стоящие на пути развития внешней торговли в Беларуси, а также предлагаются меры по совершенствованию сложившейся структуры внешней торговли Беларуси.
1.ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ РАСТУЩЕЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1.1. Международная торговля: сущность и этапы развития

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, которая возникает на основе международного разделения труда и выражает их взаимную экономическую зависимость. Различные авторы по-разному определяют это понятие, например:
- « международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, потребителями и посредниками в разных странах» [15, с. 8];
- «международная торговля есть оплачиваемый совокупный товарооборот, происходящий между странами мира» [6, с. 19];
- « международная торговля» является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость» [14, с. 52];
Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Объектом международной торговли является не вся продукция стран-участниц, а наиболее конкурентоспособная. В этом и заключается одно из коренных различий между внутренней (национальной) и внешней (международной) торговлей. В связи с этим узаконено и определение конкурентоспособной продукции.
« Конкурентоспособная продукция (или услуги) есть продукция (или услуги), обладающая комплексом потребительских и стоимостных характеристик, которые гарантируют ей предпочтение со стороны покупателя по сравнению с аналогичной продукцией (или услугами) других отечественных производителей» [15, с. 18];
Международная торговля представляет собой специфическую сферу, объединяющую внешнеторговые сектора национальных экономик, т. е. совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом. Традиционно наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. Внешняя торговля - коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей на внешнем рынке товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объёма международных экономических отношений. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В основе внешней торговли лежит международная специализация. Международная торговля - исторически слоившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Также внешнюю торговлю моно охарактеризовать как процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый разными странами, выступающими в роли покупателей, продавцов и посредников. Международная торговля включает в себя импортные и экспортные операции с товарами, в сумме именуемые товарооборотом. Соотношение между ними получило название внешнеторгового баланса.
В своём развитии мировая торговля проходит три основных этапа:
1) Этап I - от Древнего мира до начала XIX в. Мировая торговля зародилась во времена Древнего Египта и других государств и развивалась а качестве морской и сухопутной торговли. На рубеже XVIII - XIX вв. она приобрела характер устойчивых международных товарно-денежных отношений. Этому процессу во многом способствовало создание в ряде промышленно развитых стран машинного производства, которое было ориентировано на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.
2) Этап II - XIX в. - первая половина XX в. В конце XIX в. Образовался мировой рынок. В первой половине XX в. Мировая торговля пережила глубокий кризис, начавшийся в годы Первой мировой войны (1914-1918). Он привёл к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны (1939-1945). Войны потрясли всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы ( конец 40 - начало 60-х гг. XX в.). Тем не менее, в целом характерной чертой послевоенного периода явилось ускорение темпов развития мировой торговли. Более того, к концу XX века мировая торговля достигла наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Темпы роста мировой торговли в этот период превысили темпы роста мирового валового внутреннего продукта.
3) Этап III - вторая половина XX в - начало XXI в. В этот период международный обмен приобретает «взрывной характер». Мировая торговля развивается особенно бурно. По оценке западных специалистов, период между 1970 и 1990 гг. можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил 8,2%. В период с 1970 по 1990 гг. физический объём мирового экспорта (т.е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - на 9,0% [4, с. 100].
Соответственно возрастал и объём мировой торговли. Так, в 1965 г. он составил 172,0 млрд. долл., в 1970 г. - 193,4 млрд. долл., в 1975 г. - 816,5 млрд. долл., в 1980 г. - 1,9 трлн.долл., в 1990 г. - 3,3 трлн.долл, в 1995 г. - более 5 трлн. долл.. Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта [4, с. 110];
На стабильный, устойчивый рост международной торговли в этот период оказали влияние следующие факторы:
1) Бурное развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
2) НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, активная реконструкция и модернизация;
3) Деятельность транснациональных корпораций и транснациональных банков на мировом рынке;
4) Регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий, проводимых вначале Генеральным Соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем Всемирной Торговой Организацией (ВТО);
5) Либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин;
6) Образование свободных экономических зон;
7) Развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
8) Получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок;
Тем не менее, заметно проявляется неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. Так, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами растёт экспорт и других западноевропейских стран. Значительный скачок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по решающим факторам конкурентоспособности. Близко к ней подошли «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к концу 90-х гг. США вновь вышли на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности, особенно на рынке наукоёмкой, инновационной продукции.
Что касается развивающихся стран, то в основном они остаются поставщиками на мировой рынок сырья, продовольствия или сравнительно простых изделий готовой продукции. Хотя отдельные из них сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нём доли готовой продукции, промышленных изделий ( в том числе машин и оборудования).
Вопрос внешнеторговой национальной политики рано или поздно встаёт перед всеми государствами. В интересы каждой страны входит стремление специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее конкурентное преимущество и для которого относительная выгода также является наибольшей.
Национальные различия в условиях производства определяются разной наделенностью и состоянием факторов производства - трудом, землёй, капиталом, информацией, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах и услугах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости в стране, уровень потребления и т.п. может быть вычислен и выражен в виде специального коэффициента - мультипликатора (множителя).
Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличивают выпуск продукции, следовательно, и заработную плату, в отраслях, выполняющих этот заказ, но затем в силу определённых закономерностей приходят в движение вторичные потребительские расходы.
Что касается экспорта в мировой экономике, то на первом месте стоит группа стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Затем идут «новые индустриальные страны», в том числе «восточные драконы» Азии, которые демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте в середине 90-х гг. XX в. Составляла 10,5%. Набирающий экономические обороты в последнее десятилетие КНР, достиг 2,9% (было менее 1%). Доля США в мировом экспорте составляет 8,9%, стран ЕЭС - 39,4%, Японии - 5,9%.


1.2.Теории международной торговли

Международная торговля возникла задолго до появления каких-либо теорий. Но на определённом этапе её развития успешно торговать стало невозможно без обобщения богатого опыта и теоретического обоснования роли, значения и путей развития торговых отношений. Так появились теории, объяснявшие механизм торговых процессов в мире и предлагавшие на научной основе стратегии и концепции дальнейшего развития торговых отношений.
Первой из таких теорий стала теория меркантилизма (1500-1800). Согласно этой теории богатство любой страны измеряется количеством получаемых от торговли денег (золота). Поэтому страны, принявшие такой подход к роли и значению торговли в качестве торговой ориентации, старались больше экспортировать и как моно меньше ввозить. Многие годы они стремились стать экономически самостоятельными, организуя производство всех товаров внутри страны и ограничивая проникновение к себе иностранных купцов.
Следующая теория - теория абсолютного преимущества стран в международной торговле, автором которой является Адам Смит. Он считал, что гораздо выгоднее покупать товары у той страны, которая в их производстве имеет преимущества, чем производить их самим при заведомо убыточных условиях. Смит отводил большую роль специализации производства на основе абсолютного преимущества данной страны в природных ресурсах (ископаемые, рабочая сила и т. п.).
Теорию сравнительного преимущества стран в международной торговле разработал ещё один крупный английский экономист - Давид Рикардо. Он считал, что торговля может быть взаимовыгодной, если одна страна откажется от менее эффективного производства какого-либо товара и пользу более эффективного производства того же товара другой страны.
Таким образом, теории, которые выдвинули Смит и Рикардо, помогали странам выявлять, какие виды производимых товаров смогут обеспечить им преимущество в торговых отношениях.
Современной разновидностью теории Рикардо является теория соотношения факторов производства. Её авторы - шведские экономисты Э.Хекшер и Б.Олин. Они разработали практические рекомендации по направлениям и структуре товарных потоков в зависимости от факторов производства. Суть теории соотношения факторов сводится к следующему: все страны имеют разный набор факторов производства: труд, земля, капитал. Если одна страна обеспечена в избытке трудом, то трудоёмкие товары будут обходиться её дешевле. В странах же с избытком, например, капитала дешевле производить товары капиталоёмкие. Соответственно, первой стране выгодно экспортировать трудоёмкую продукцию, а импортировать - капиталоёмкую, а второй стране соответственно наоборот. Поэтому можно сделать вывод о том, что каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна лучше наделена. Из той теории серьёзное значение приобретает проблема сбалансированности экспорта и импорта. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.
Альтернативной теорией внешней торговли является теория эффекта масштаба. В начале 80-х гг. XX века П.Крюгман и К.Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффете масштаба. Суть заключается в том, что при определённой технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объёма выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объёмы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим ёмки........



Список использованных источников:

1. Объем внешней торговли товарами и услугами[Электронный ресурс]. - Режим доступа: < >2. Внешняя торговля Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < >3. Динамика показателей внешней торговли товарами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < >4. Белорусский национальный статистический комитет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < >5. Соркин, С.Л. Алгоритм исследования и методологический инструментарий оценки внешнеторговых связей региона/ С.Л. Соркин // Весн?к ГрДУ. Сер. 5, Эканом?ка. - 2009. - №1. - С. 66-70.
6. Положительное сальдо внешней торговли товарами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < >7. сальдо внешней торговли Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < >8. Внешняя торговля РБ: стат. сб. 2009.- С. 27-69
9. Доступ белорусских товаров на внешние рынки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /www.liberty-belarus.info>. - Дата доступа: 30.10.2012.
10. Попкова, А.С. Анализ экспортно-импортных торговых потоков Республики Беларусь/ А.С. Попкова // Весн?к ГрДУ. Сер. 5, Эканом?ка. - 2009. - №1. - С. 41-47.
11. Маринич М.А. Введение во внешнюю торговлю / М.А. Маринич. Мн.: Тэхналогія, 2000. 261 с.
12. Акопова Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб. пособие для экон. специальностей вузов / Е.С. Акопова, О.Н. Воронкова, Н.Н. Гаврилко. Ростов н/Д : Феникс, 2000. 411 с.
13. Сергеев, П.В. Мировая экономика: Учебное пособие / П.В. Сергеев -Минск: 1999. - 160с.
14. Воронин, В. П. Мировое хозяйство и экономика стран мира : учебное пособие / В. П. Воронин, Г. В. Кандакова, И. Н. Подмолодина ; под ред. В. П. Воронина. - Москва : Финансы и статистика, 2007. - 240 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.