Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88090


Наименование:


Курсовик Государственное регулирование процесса формирования денежной массы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 8.5.2015. Сдан: 2012. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования денежной массы 6
1.1 Сущность и содержание формирования денежной массы 6
1.2 Инструменты государственного регулирования процесса формирования денежной массы 10
1.3 Факторы, влияющие на государственное регулирование процесса формирования денежной массы 19
2 Особенности государственного регулирования процесса формирования денежной массы 29
2.1 Анализ государственного регулирования процесса формирования денежной массы в РФ 29
2.2 Анализ государственного регулирования процесса формирования денежной массы за рубежом 34
2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования процесса формирования денежной массы РФ и зарубежных стран 39
3 Проблемы и перспективы государственного регулирования процесса формирования денежной массы 45
3.1 Проблемы государственного регулирования процесса формирования денежной массы 45
3.2 Перспективы государственного регулирования процесса формирования денежной массы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

ВВЕДЕНИЕ

Важным количественным показателем денег является денежная масса. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных, платежных средств и накопленных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство.
Структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе составляет в среднем 25-30 %, а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов, т. е. безналичными деньгами.
В структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п.
Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”, которые представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.
Для анализа изменений количественных изменений денежного обращения на определённую дату и за определённый период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объёма денежной массы используются различные показатели, так называемые денежные агрегаты или параметры, группирующие различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности, причем каждый их последующий агрегат включает в себя предыдущий. То есть деньги образованы несколькими составляющими - денежными агрегатами, сумма которых составляет совокупную денежную массу.
Объектом исследования является денежная масса..
Предмет исследования - регулирование процесса формирования денежной массы.
Цель курсовой работы - выявить особенности, проблемы и перспективы регулирования процесса формирования денежной массы.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и содержание денежной массы;
охарактеризовать инструменты регулирования денежной массы;
выявить особенности и проблемы регулирования процесса формирования денежной массы;
определить перспективы развития и возможные направления решения проблем регулирования процесса формирования денежной массы;
В ходе выполнении курсовой работы использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, группировка, наблюдение, приемы экономического анализа.
В качестве информационной базы исследования были изучены нормативно-правовые акты, учебники и монографии отечественных и зарубежных авторов, публикации в специальных периодических изданиях. К числу наиболее выдающихся авторов, занимающихся изучением вопросов регулирования денежной массы, можно отнести КушлинаВ. И., Токаренко М. С., Карпухина, И. В., Шувалова Н.Н и других. Их труды были изучены в процессе подготовки курсовой работы. Особое внимание уделялось публикациям периодической печати, в том числе специализированным изданиям, которые непосредственно посвящены вопросам финансового планирования и связаны с разработкой теоретических аспектов проблем совершенствования планирова ния деятельности предприятий РФ.
Курсовая работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы. В первой главе с теоретических позиций рассматриваются сущность и причины регулирования денежной массы, инструменты регулирования денежной массы, факторы, влияющие на государственное регулирование процесса формирования денежной массы
Вторая глава посвящена анализу государственного регулирования процесса формирования денежной массы.
В третьей главе, выявлены наиболее существенные проблемы государственного регулирования процесса формирования денежной массы, определены возможные направления решения существующих проблем, а также перспективы регулирования процесса формирования денежной массы..

1 Теоретические основы формирования денежной массы

1.1 Сущность и содержание формирования денежной массы

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.
Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.
Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т. е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.
Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.
Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.
Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).
В финансовой статистике промышленно развитых стран для определения денежной массы применяется следующий набор основных денежных агрегатов:
- агрегат М-1 - включает наличные деньги в обращении (банкноты, монеты) и средства на текущих банковских счетах;
- агрегат М-2 - состоит из агрегата М-1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);
- агрегат М-3 - содержит агрегат М-2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;
- агрегат М-4 - состоит из агрегата М-3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.
В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата, в Японии и Германии - три. в Англии и Франции - два.
Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значение при выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики.
Для расчета совокупной денежной массы в обращении в Российской Федерации предусмотрены следующие денежные агрегаты:
- агрегат М-0 - наличные деньги;
- агрегат М-1 - равен агрегату М-0 плюс расчетные текущие и прочие счета (расчетные счета, специальные счета, счета капитальных вложений, аккредитивы и чековые счета, счета местных бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, фонд долгосрочного кредитования); плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востребования в Сбербанке;
- агрегат М-2 - равен агрегату М-1 плюс срочные вклады в Сбербанке;
- агрегат М-3 - равен агрегату М-2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.
Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно подойти к анализу состояния денежного обращения.
Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота. Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.
В промышленно развитых странах в основном исчисляются два показателя скорости роста оборота денег:
- показатель скорости обращения в кругообороте доходов - отношение валового национального продукта (ВНП) или национального дохода к денежной массе, а именно к агрегату М-1 или М-2, этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;
- показатель оборачиваемости денег в платежном обороте - отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.
В РФ в практике статистической работы в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег различают: во-первых, скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка России как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении; во-вторых, скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег, включая оборот почты и учреждений Сбербанка, на среднегодовую массу денег в обращении.


1.2 Инструменты государственного регулирования процесса формирования денежной массы

Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах. Под принципами организации денежной системы понимаются основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Рассмотрим основополагающие принципы современной денежной системы, базирующейся на рыночных отношениях.
Одним из основных принципов является наличие централизованного регулирования. Регулирование со стороны государства характерно как для рыночной, так и для административно-командной системы. Но при рыночной экономике помимо административных рычагов система подвергается воздействиям экономических реалий, что заставляет все финансовые механизмы оптимизировать свою работу.
Для денежных систем характерно прогнозирование и планирование денежного оборота. Она должна быть гибкой и соответствовать потребностям экономике: при росте объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и наоборот.
Центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству. Борьба с инфляцией является одной из основных задач центрального банка. Правительство, в силу возложенных на него задач, для финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными средствами, которые не будут иметь материального подкрепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства выполняет парламент государства.
Денежные средства предоставляются правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки правительства финансировать дефицит федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный банк должен кредитовать правительство под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.
Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.
На территории государства допускается функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.
Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии.
Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой - через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.
Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.
Государством определяется и порядок установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Регулирование денежной массы происходит за счет стимулирования спроса или предложения. Спрос на деньги формируется из денег как средства обращения - для совершения текущих сделок и как средства сохранения стоимости Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем ВНП, а спрос на деньги как средство сохранения - ставкой процента. Видно, что непосредственно воздействовать на уровень ВНП центральный банк не может, а стимулировать спрос на деньги как средство сохранения может.
Для регулирования денежной массы и уровня инфляции активно используются такие инструменты кредитно-денежной политики, как норма обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, объемы рефинансирования коммерческих банков, операции на открытом рынке.
Функцию эмиссионного кассового регулирования денежной массы выполняют расчетно-кассовые центры при главных территориальных управлениях ЦБ РФ. В них по его разрешению создаются резервные фонды денежных знаков и монет.
Эффективным инструментом регулирования денежной массы в обращении является политика процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.
Рассматривая инструменты регулирования денежной массы в обращении, следует заметить, что их следует применять с большой осторожностью. Хозяйство рыночного типа предъявляет жесткие требования к формам и методам государственного вмешательства в экономику, в том числе и в сферу денежного обращения. Если государство командными приемами будет заставлять коммерческие банки принимать вклады и выдавать ссуды под строго определенный процент, то возможно нарушение механизмов саморегуляции рынков товаров и денег. Сбережения неминуемо будут перемещаться в теневую экономику, где будут процветать подпольное ростовщичество и спекуляция валютой.
Эффективным инструментом регулирования денежной массы в обращении является политика процентной ставки рефинансирования, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.
К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
Составляются сценарные условия финансовых потоков в зависимости от политики регулирования денежной массы, процентных ставок и прочих элементов денежно-кредитного рынка .
Другими словами, состояние фондового рынка тесно связано с задачей регулирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает государственные облигации или казначейские билеты.
Операции государства на открытом рынке в современных развитых рыночных экономиках являются наиболее заметным инструментом регулирования денежной массы. Дело в том, что указанный инструмент регулирования более всего вписывается в правила рыночного поведения.
Банковская система является институтом осуществления денежной политики государства - От ее состояния во многом зависит не только эффективность и точность регулирования денежной массы, но и кредитование реального сектора экономики и инвестиционный климат в стране. Поэтому принципиально важно, чтобы она работала четко, слаженно и была ориентирована на актуальные экономические задачи.
Закон о Федеральной резервной системе, подписанный 23 декабря 1913 г. президентом Вильсоном закон, в соответствии с которым для регулирования денежной массы в обращении страны была учреждена Федеральная резервная система.
Предложения монетаристов в области экономической политики сводятся к следующему: 1) во избежание конфликтов между целями ориентироваться только на одну цель - стабильность товарных цен, которой ........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдуразаков Т.К. Количество денег в период функционирования двухуровневой банковской системы//Финансы и кредит. - 2011. - №36. - с. 20-24.
2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 6-е изд., стереотип./Под общей ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и сервис», 2011. - 448 с.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 6-е изд., стереотип./Под общей ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и сервис», 2011. - 448 с.
4. Базылев Н.И. Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2011. - 190 с.
5. Бардовский В.П., Самородова Е.М.,Рудакова О.В."Современная экономическая теория" 2010 322 с.
6. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: Юнити 2012.- 703
7. Белоусов Д.Р. О развитии кризиса Российской экономики в 2008-2009 гг // Проблемы прогнозирования. М.: Питер, 2010. - № 1. - 35.
8. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник. - М.: Деловая литература, 2010. - 488 с.
9. Ведев А.Л., Косарев А.Е. Инфляция в период кризиса - вопросы денежной политики // Вопросы статистики. - 2009. - № 12. - 30-31
10. Веселов А.И. Оценка влияния ставки рефинансирования на эффективность денежно-кредитной политики Банка России//Финансы и кредит. - 2011. - №35. - с. 9-11.
11. Веселов А.И. Система рефинансирования Банка России: тенденции,проблемы и пути решения//Финансы и кредит. - 2011. - №27. - с. 18-22.
12. Гавриленко В.Г.,Мясникович В.М., Никитенко П.Г. и др. ИННОВАЦИИ.Деловой энциклопедический словарь - Мн.: Право и экономика, 2010 с.486
13. Горелик В.Н. Денежная сфера: анализ движения и генезис реформ//Финансы и кредит. - 2011. - №29. - с. 33-35.
14. Деньги, кредит, банки/Под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2010. - 620 с.
15. Деньги. Кредит. Банки:Учебник/Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 624 с.
16. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 576 с.
17. Жевлаков В.З. Проблемы и перспективы развития банковской сферы//Финансы и кредит. - 2011. - №42. - с. 22-24.
18. Журавлева Г.П. Экономика: учебник. М.: Юристъ, 2010.- 793
19. Жуков Е.Ф. Деньги - Кредит - Банки - Ценные бумаги: Практикум. М.:Юнити, 2011.-432
20. Иванов Л. Сырьевой рост на исходе?//Экономист. - 2011. - №10. - с. 12-14.
21. Катаранова М. Связь между обменным курсом и инфляцией в России//Вопросы экономики. 2010. №1.
22. Котляров М.А. Глобализация и национальное регулирование деятельности на финансовом рынке//Финансы и кредит. - 2011. - №39. - с. 6-9.
23. Кувшинова О. Коридор для цен // Ведомости. - 2013. - №84 (3346)
24. Куликов А. Г. Деньги, кредит, банки : учебник / А. Г. Куликов. - М. : КНОРУС, 2009
25. Любушин Н.П.Экономический анализ: учебник. М.:Юнити, 2010.-576
26. Моисеев С.И., Таргетирование политических установок//Банковское обозрение, 2009. - №3/4
27. Набиуллина Э. Приоритеты деятельности на 2012 г. и среднесрочную перспективу//Экономист. - 2011. - №4. - с. 4-6.
28. Рамазанов С.А. Проблемы использования расчётных кредитов Банка России//Финансы и кредит. - 2011. - №34. - с. 32-36.
29. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: 2010.-С.54.
30. Салов А.И. Экономика: конспект лекций. М.: Юнити, 2009. - 175
31. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. - 480 с.
32. Сухарев О.С. Инфляция и институты: новый методологический подход и рекомендации для экономической политики//Финансы и кредит. - 2011. - №41. - с. 16-18.
33. Улюкаев А.В., Куликов М.В. Воздействие мировых товарных цен на глобальную и Российскую инфляцию // Деньги и кредит. - 2009. - № 4.-6
34. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. О концепции программы антиинфляционной политики России на 2011-2012 годы//Финансы и кредит. - 2011. - №39. - с. 30-32.
35. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. М.: Юнити, 2011.-352


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.