Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Источники древнерусского права. Понятие и классификация источников права. Происхождение обычного права, свойства и форма выражения. Договоры как источники древнерусского права. Княжеские уставы. Рецепция византийского права. Исследование Русской Правды.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 14.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


3
3
Содержание

Введение
Источники древнерусского права
Глава I . Источники права: понятие, классификация
Глава II. Обычай
1.Происхождение обычного права
2.Формы выражения обычного права
3.Свойства обычного права
Глава III. Договоры как источники древнерусского права
1. Договор - понятие, анализ, значение, виды.
2. Договоры Руси с Греками X века.
3. Договоры Русских с Немцами.
4. Договоры между русскими князьями:
4.1. Договоры между отдельными русскими князьями.
4.2. Договоры князя с народом.
4.3. Договоры князя с дружиной.
Глава IV. Княжеские уставы
Глава V. Рецепция византийского права
Глава VI. Русская Правда
1. Списки Русской Правды.
2. Проблемы связанные с исследованием Русской Правды.
3. Значение Русской Правды.
Заключение
Литература
Введение

Каждая историческая эпоха характеризуется преобладанием тех или иных форм права. Господствует ли в дан-ное время закон или обычай, или комбинируются они меж собою или с другими формами права так или иначе -- все это и само по себе имеет большое значение для характеристики эпохи
Задачами данной работы являются: обзор источников древнерусского права и выявление проблем их интерпретации, определение значение источников права данного периода.
В соответствии с задачами определена следующая структура работы: в главе первой рассмотрим общее понятие источников права Древней Руси и их классификацию. Во второй главе будет разобрано обычное право. Третья глава посвящена договору, как источнику права Древней Руси. В четвертой и пятой главах будет проведен обзор княжеских уставов и рецепции из византийского права. В шестой главе рассматриваются проблемы с исследованием и интерпретацией Русской Правды.
Глава I. Источники права.

«Под источниками права, с одной стороны, понимают те твор-ческие силы, которые содействуют объективированию права, со-здают те или иные формы права, с другой -- самые формы права, из которых почерпаются сведения о том, что в данное время, в данном месте является положительным или действующим пра-вом»Дьяконов М. А. «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси». М.-Л. 1926 г. Ст. 9.. Обе стороны вопроса взаимосвязаны. От понятия «источники права» в тоже время следует отличать поня-тие «источники истории права». Под последними подразумеваются те исторические свидетельства, из которых почерпаются данные или сведения о состоянии права в ту или иную историческую эпоху. Это -- источники для научного изучения истории права. В древние исторические эпохи преобладающими формами права являются обычай и договор. Позднее появляются и зачатки законодательной деятельности, которые можно проследить уже в древнем периоде истории русского права в виде уставной деятельности князей. Но эта форма права в то время играла небольшую роль по срав-нению с обычаем и договором.
Глава II Обычай

1. Происхождение обычного права.

Обычай является древнейшим источником права. Древнейшие термины, означающие пра-во вообще, относятся к обычному праву: «правда», «норов», «обы-чай», «преданье». Эти термины указывают и на происхождение обычного права, и на его свойства.
Спорным является вопрос о происхождении обычаев. Сергеевич предполагает, что обычай является результатом деятельности отдельных лиц. Владимирский - Буданов пытается опровергнуть данную версию: «Признавая автономию (действий частного лица) за первоисточник права вообще, полагают возможным установить следующий процесс образования обычного права: более энергичное лицо посту-пает как ему угодно; другие следуют ему из пассивной подражатель-ности; через установившуюся практику образуется привычка посту-пать так, а не иначе, а затем повальный обычай, из которого, наконец, складывается общее убеждение о необходимости всем действовать именно так, а не иначе. Но таким образом в основе права был бы положен произвол, т. е. отрицание права. Приведенная схема опро-вергает тем, что обычаи разных народов, разделенных простран-ством и временем (не имевших никакой возможности подражать один другому), сходны, а часто и тождественны»М. Ф. Владимирский-Буданов. «Обзор истории русского права». Ростов-на-Дону, 1995г. Ст. 109. . По его мнению: «Первоисточник права есть природа человека (физическая и мо-ральная), подчиненная таким же законам, как и природа органичес-кая и неорганическая. Право на первой ступени является чувством (инстинктом)… На второй ступени право проникается сознанием союзах общинных и государственных), превра-щаясь из явлений природы в действия воли; то, что есть (факт), превращается в то, что должно быть (право).»Там же. Ст.109.
Обычное право выражается, прежде всего, в юридических фактах: однообразное повторение одних и тех же действий есть вернейший указатель для распознания обычного права, но тре-бующий значительной осторожности: летописи и другие однородные источники со-общают с одинаковой объективностью как факты, вытекающие из права, так и нарушающие его.

2. Формы выражения обычного права

Важнейшей формой выражения обычного права служат дошедшие до нашего времени в сравнительно небольшом количестве акты юридических сделок и судебные акты. В них действую-щие лица стараются совершить действие согласно с правом, но не всегда достигают этой цели. Это жалованная грамота князя Мстислава 1130г.; купчая Антония Римлянина 1147 г., вкладная гр. Варлаама 1192 г., рядная Тешаты 1226-1299 гг., духовная князя Владимира Волын-ского 1287г. и духовная Климента XIII в.
Обычное право выражается также в условных фактах, созданных именно для выражения право-мерности явления: «посаженье князя на стол» означает законность приобретения власти. Оно может быть выражено в словес-ных формулах -- юридических пословицах, из которых некоторые позднее стали формой закона, а многие уцелели до наших дней, например, «Молодой на битву, а старый -- на думу»; «Молодой князь, молода и дума»; «На одном вече, да не одни речи»); «Холоп -- не смерд, а мужик -- не зверь»; «Муж крепок по жене, а жена крепка по мужу»; «Братчина судит, как судья» «Легко воровать, как семеро норовят» «Железа и змея боится» (намек на ордалии); «В поле -- две воли, кому Бог поможет» (о судебном пое-динке); «Вор ворует -- мир горюет»; «Кинешма да Решма кутят да мутят, а Сойдогда убытки платит» (о круговой поруке при уплате вир и продаж); «Чей хлеб кушаешь, того и слушаешь» (ограничение правоспособности договором личного найма); «На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день».
3. Свойства обычного права.

В соответствии с происхождением обыч-ного права, оно обладает рядом важных свойств. Во-первых, праву придается религиозное значение, т. е. происхождение обязательных норм возводится к самому божеству: рус-ские клялись исполнять договор, постановленный Олегом, «яко Божие здание по закону и по покону языка нашего». Во-вторых, обыч-ное право считалось прирожденным для определённого племени или на-циональности («русская правда»). В-третих, как право, сохраняемое традицией, передачей, оно в высшей степени консервативно, ибо изменение его грозило разрушением самого права; отсюда -- поступать по старине значит «поступать по праву». «Что старее, то правее», -- говорит пословица. Но, в-четвёртых, как право, не выраженное в письменной форме, оно способ-но изменяться вместе с жизнью: уже древние славянские племена «кождо свой нрав имеяху». В русских землях, при перевесе у них территори-ального начала над племенным, возможность разнообразия усилива-ется: «Что город, то норов; что деревня, то обычай» (пословица).
Глава III. Договоры как источники древнерусского права.

1. Договор - понятие, анализ, значение, виды.

Договор, как источник права, играет в древнее время большую роль. В сфере публичного права договором создаются не только нормы, определяющие междугосударственные отношения, но и целый ряд правил, регули-рующих внутренний строй государства. Некоторые из этих элементов, образующих этот строй, только на почве договора создают вре-менную устойчивость часто колеблющихся взаимоотношении. Так, постановления народного собрания являются по существу не чем иным, как договором единения между участниками собрания. Отно-шения между князем и народом, между князем и его дружиной создаются и выясняются только при посредстве взаимных согла-шений. В области частных правоотношений очень многое впервые создается соглашением заинтересованных. Это очень часто выну-ждается бедностью существующих норм или их край-нею неопределенностью. Значит и в этой области договором может создаваться новое право.
Но древнее право, занесенное в договоры, отнюдь не все создано соглашениями. Многое возникло путем практики, твор-ческою силою обычая и внесено в договоры только для боль-шего обеспечения и бесспорности. С другой стороны, поздней-шие договоры нередко повторяют почти дословно содержание более ранних. Поэтому далеко по всегда возможно отделить в сохра-нившихся до нас договорах право обычное от права договорного. Иногда сами договоры ссылаются на старину, то есть на обычай. Но из постоянного повторения той или иной формы и договорах могла возникать старина по договору.
Для обозначения договора в древности употреблялись термины «докончанье», «ряд», «крестное целованье»; последний термин-- с тех пор, как началось для придания прочности договору при-несение присяги по христианскому обряду.
Можно отметить следующие виды договоров в древнее время: 1) договоры международные, заключенные между русскими кня-жениями и соседними нациями; 2) договоры междукняжеские, то есть между русскими князьями; 3) князей с народом и 4) князей с дружинниками.
2. Договор Руси с Греками X века.

Первоначальная летопись сохранила тексты четырех: догово-ров русских князей -- Олега, Игоря и Святослава--под 907, 911, 945 и 971 гг. При анализе данных источников до сих пор актуален вопрос о полноте и достоверности дошедших до нас текстов: одна группа исследователей без колебания черпает из договоров данные древнего русского права. Другие учёные считают, что это древнерусское право с большими заимствованиями из византийского. Третьи отвергают достоверность этих памятников в качестве источников для изучения древнего русского права.
Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи источников древнерусского права это соотношение дого-воров 907 и 911 гг. Первый из них заключен под стенами Кон-стантинополя, когда победоносное войско Олега согласилось не губить города, и удовлетворилось платежом значительной дани. В тексте летописи условие о платеже дани повторено два раза и затем прибавлены условия о порядке торговли русских в Царьграде. Следующие годы до 912 в летописи проставлены без указаний на какие-либо исторические события. А под 6420 г. говорится, что Олег послал «мужи свои построити мира и положил рядъ межю русью и грекы», и далее приводится подробный текст нового договора. Закономерным является вопрос: зачем понадобился или чем вызван новый договор после заключения договора 907 г.? Попытка считать договор 907 г. только прелиминарным, а договор 911 окончатель-ным подверглась вполне обоснованной критике: «Важные для греков статьи прелиминарного договора о порядке торговли рус-ских в Царьграде в окончательный договор не попали. Может быть, Олег добился отмены этих стеснительных для русских купцов условий в договоре 911 г.? Но если он согласился на эти стеснительные условия, когда он стоял победителем под сте-нами Константинополя, то как он мог добиться их отмены при менее благоприятных условиях?»Дьяконов М. А. «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси». М.-Л. 1926г. Ст.17 . Зато отмечены подтверждения предположениям о неполноте текста договора 911 г.: «уже давно обращено внима-ние на то, что подлинный текст этого договора делился на главы. Об этих главах упоминается во вступлении («суть, яко положе мы ся нмалн о божий вере и любви, главы таковыя») и в за-ключении договора («не переступати ни намъ, ни иному отъ страны нашея отъ уставленныхъ главъ мира и любви»), а в самом тексте сохранился только один намек на эти главы («а о главахъ, иже приключить проказа, урядимся сице»). Эта неполнота текста сопровождается, кроме того, значительною порчею текста переписчиками и, может быть, не-удачным переводом с греческого подлинника» Там же. Ст.18.
Договоры 911 и 945 гг. содержат целый ряд норм из области частного международного права. Но что это за нормы: русские, греческие или смешанные? Однозначного мнения в науке тоже не сложилось. В самом тексте памятников имеются ссылки на закон греческий и на закон русский. Но где и в каких слу-чаях применяются тот и другой? Считается, что дого-воры применялись на территориях договаривающихся сторон, и что русский закон естественно господствовал на русской территории. Но когда представлялись случаи применять к отношениям между греками и русью нормы договорного права на русской территории? Греки приезжали на Русь редко, а по торго-вым делам и вовсе не допускались. Наоборот, русь постоянно бывала в Византии и подолгу там оставалась, главным образом по торговым делам. По договору 945 г. установлено лишь то ограничение, что русь не могла зимовать в Константинополе. Практический интерес требовал выработать правила для опре-деления отношений между пребывающей в Византин русью и греками. Таким образом, нормы договорного права имели применение почти исключительно в пределах Византии. Только некоторые статьи предполагают применение их вне пределов Византин. Но насколько трудно было византийскому правительству следить за применением статей договоров за пределами Византин, показы-вает статья, возлагающая обязательство на русь не воевать корсунских городов, не чинить зла корсунянам, занимающимся рыболовством в устье Днепра. Эти статьи, равно и обязательство руси защищать корсунян от черных болгар, не имеют никакой санкции.
Таким образом, в изучении договоров как источников древнерусского права достаточно много проблем, но нельзя не оценить по достоинству их значение.

3. Договоры Русских с Немцами.

На почве торговых сношений возникли и мирные договоры некоторых древнерусских земель с немецкими городами. С рус-ской стороны в этой торговле принимали участие земли, лежащие по великому водному пути из варяг в греки. Этот путь шел по р. Неве, Ладожскому озеру, р. Волхову, затем по озеру Ильменю, р. Ловати и далее до верхних притоков Днепра; или по р. Западной Двине и ее притокам до правых притоков Днепра. В этом районе расположены были земли: Новгородская, Псковская, Смоленская, Витебская и Полоцкая. С немецкой стороны торговлю вели многие города еще до возникновения Ганзейского союза, а потом члены этого союза. Особенно видную роль играли г. Висбн на о. Готланде и г. Рига со времени ее основания в 1203 году.
Древнейший из сохранившихся договоров заключен Новгоро-дом и дошел в копии, приписанной к другому позднейшему договору Новгорода, заключенному в 1257--1263 гг. Оба дого-вора сохранились на одном длинном куске пергамента, испи-санном сплошь с обеих сторон; к нижнему и верхнему краям листка привешено по три печати, которые относятся к более позднему договору. Оба договора не имеют хронологических дат, но по именам упоминаемых в начале каждого князей, посадни-ков и тысяцких нетрудно определить приблизительно время составления каждого. Исследователи, проанализировав данные текста, приходят к выводу, что этот договор заключен в промежуток между зимою 1258 и ноябрем 1263 гг.
Содержание договора чрезвычайно краткое с неоднократными ссылками на старый мир, который мог быть заключен в 1189--1195 и 1197--1199 гг. и по своему содержанию он го-раздо важнее договора Александра Невского, так как содержит ряд любопытных норм из области частного международного права. Но, к сожалению, сохранился, невидимому, не в полном списке. Переписчик с половины оборотной стороны листка, заметив, оче-видно, что ему остается еще вписать многое, стал писать убо-ристее, но все же всё не переписал.
Кроме указанных двух грамот сохранился из истории сно-шений Новгорода с немцами ряд других: до конца XIV века известно их не менее 10. Между ними особенно любопытен по богатству содержания договор 1270 г. Из договоров с немцами других земель старейшим и самым интересным является, бесспорно, договор, заключенный смоленским князем Мстиславом Давидовичем. В изучение данного договора как источника древнерусского права большой вклад внесли ученый редактор «Актов» ака-демик Купик, который установил, что все экземпляры договоров должны были быть разделены на две редакции, и П. В. Голубовский, сделавший вывод, что одна редакция произошла от немецкого, а другая от латинского подлинника. Но вопрос о происхождении обоих подлинников остается неясным.
Договоры с немцами имеют важное значение в качестве источников древнерусского права, поскольку обе договаривающиеся стороны стояли приблизительно на одном уровне культурного развития и право-сознания. И нормы, определяющие порядок восстановления на-рушенных прав, легко было согласовать. Это, однако, заставляет исследователя каждый раз уточнять, русское ли или немецкое право нашло большее отражение в той или другой статье. Несомненная близость статей древнейших договоров с некоторыми статьями Русской Правды лучше всего подтверждает родства этих юридических памятников.
4. Договоры между русскими князьями

4.1. Договоры между отдельными русскими князьями.
К типу, международных договоров должны быть отнесены и договоры между отдельными русскими князьями, так как они заключались между представителями политически не-зависимых княжений. Такие ряды между князьями должны были воз и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.