На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Источники древнерусского права. Понятие и классификация источников права. Происхождение обычного права, свойства и форма выражения. Договоры как источники древнерусского права. Княжеские уставы. Рецепция византийского права. Исследование Русской Правды.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 14.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
3
Содержание

Введение
Источники древнерусского права
Глава I . Источники права: понятие, классификация
Глава II. Обычай
1.Происхождение обычного права
2.Формы выражения обычного права
3.Свойства обычного права
Глава III. Договоры как источники древнерусского права
1. Договор - понятие, анализ, значение, виды.
2. Договоры Руси с Греками X века.
3. Договоры Русских с Немцами.
4. Договоры между русскими князьями:
4.1. Договоры между отдельными русскими князьями.
4.2. Договоры князя с народом.
4.3. Договоры князя с дружиной.
Глава IV. Княжеские уставы
Глава V. Рецепция византийского права
Глава VI. Русская Правда
1. Списки Русской Правды.
2. Проблемы связанные с исследованием Русской Правды.
3. Значение Русской Правды.
Заключение
Литература
Введение

Каждая историческая эпоха характеризуется преобладанием тех или иных форм права. Господствует ли в дан-ное время закон или обычай, или комбинируются они меж собою или с другими формами права так или иначе -- все это и само по себе имеет большое значение для характеристики эпохи
Задачами данной работы являются: обзор источников древнерусского права и выявление проблем их интерпретации, определение значение источников права данного периода.
В соответствии с задачами определена следующая структура работы: в главе первой рассмотрим общее понятие источников права Древней Руси и их классификацию. Во второй главе будет разобрано обычное право. Третья глава посвящена договору, как источнику права Древней Руси. В четвертой и пятой главах будет проведен обзор княжеских уставов и рецепции из византийского права. В шестой главе рассматриваются проблемы с исследованием и интерпретацией Русской Правды.
Глава I. Источники права.

«Под источниками права, с одной стороны, понимают те твор-ческие силы, которые содействуют объективированию права, со-здают те или иные формы права, с другой -- самые формы права, из которых почерпаются сведения о том, что в данное время, в данном месте является положительным или действующим пра-вом»Дьяконов М. А. «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси». М.-Л. 1926 г. Ст. 9.. Обе стороны вопроса взаимосвязаны. От понятия «источники права» в тоже время следует отличать поня-тие «источники истории права». Под последними подразумеваются те исторические свидетельства, из которых почерпаются данные или сведения о состоянии права в ту или иную историческую эпоху. Это -- источники для научного изучения истории права. В древние исторические эпохи преобладающими формами права являются обычай и договор. Позднее появляются и зачатки законодательной деятельности, которые можно проследить уже в древнем периоде истории русского права в виде уставной деятельности князей. Но эта форма права в то время играла небольшую роль по срав-нению с обычаем и договором.
Глава II Обычай

1. Происхождение обычного права.

Обычай является древнейшим источником права. Древнейшие термины, означающие пра-во вообще, относятся к обычному праву: «правда», «норов», «обы-чай», «преданье». Эти термины указывают и на происхождение обычного права, и на его свойства.
Спорным является вопрос о происхождении обычаев. Сергеевич предполагает, что обычай является результатом деятельности отдельных лиц. Владимирский - Буданов пытается опровергнуть данную версию: «Признавая автономию (действий частного лица) за первоисточник права вообще, полагают возможным установить следующий процесс образования обычного права: более энергичное лицо посту-пает как ему угодно; другие следуют ему из пассивной подражатель-ности; через установившуюся практику образуется привычка посту-пать так, а не иначе, а затем повальный обычай, из которого, наконец, складывается общее убеждение о необходимости всем действовать именно так, а не иначе. Но таким образом в основе права был бы положен произвол, т. е. отрицание права. Приведенная схема опро-вергает тем, что обычаи разных народов, разделенных простран-ством и временем (не имевших никакой возможности подражать один другому), сходны, а часто и тождественны»М. Ф. Владимирский-Буданов. «Обзор истории русского права». Ростов-на-Дону, 1995г. Ст. 109. . По его мнению: «Первоисточник права есть природа человека (физическая и мо-ральная), подчиненная таким же законам, как и природа органичес-кая и неорганическая. Право на первой ступени является чувством (инстинктом)… На второй ступени право проникается сознанием союзах общинных и государственных), превра-щаясь из явлений природы в действия воли; то, что есть (факт), превращается в то, что должно быть (право).»Там же. Ст.109.
Обычное право выражается, прежде всего, в юридических фактах: однообразное повторение одних и тех же действий есть вернейший указатель для распознания обычного права, но тре-бующий значительной осторожности: летописи и другие однородные источники со-общают с одинаковой объективностью как факты, вытекающие из права, так и нарушающие его.

2. Формы выражения обычного права

Важнейшей формой выражения обычного права служат дошедшие до нашего времени в сравнительно небольшом количестве акты юридических сделок и судебные акты. В них действую-щие лица стараются совершить действие согласно с правом, но не всегда достигают этой цели. Это жалованная грамота князя Мстислава 1130г.; купчая Антония Римлянина 1147 г., вкладная гр. Варлаама 1192 г., рядная Тешаты 1226-1299 гг., духовная князя Владимира Волын-ского 1287г. и духовная Климента XIII в.
Обычное право выражается также в условных фактах, созданных именно для выражения право-мерности явления: «посаженье князя на стол» означает законность приобретения власти. Оно может быть выражено в словес-ных формулах -- юридических пословицах, из которых некоторые позднее стали формой закона, а многие уцелели до наших дней, например, «Молодой на битву, а старый -- на думу»; «Молодой князь, молода и дума»; «На одном вече, да не одни речи»); «Холоп -- не смерд, а мужик -- не зверь»; «Муж крепок по жене, а жена крепка по мужу»; «Братчина судит, как судья» «Легко воровать, как семеро норовят» «Железа и змея боится» (намек на ордалии); «В поле -- две воли, кому Бог поможет» (о судебном пое-динке); «Вор ворует -- мир горюет»; «Кинешма да Решма кутят да мутят, а Сойдогда убытки платит» (о круговой поруке при уплате вир и продаж); «Чей хлеб кушаешь, того и слушаешь» (ограничение правоспособности договором личного найма); «На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день».
3. Свойства обычного права.

В соответствии с происхождением обыч-ного права, оно обладает рядом важных свойств. Во-первых, праву придается религиозное значение, т. е. происхождение обязательных норм возводится к самому божеству: рус-ские клялись исполнять договор, постановленный Олегом, «яко Божие здание по закону и по покону языка нашего». Во-вторых, обыч-ное право считалось прирожденным для определённого племени или на-циональности («русская правда»). В-третих, как право, сохраняемое традицией, передачей, оно в высшей степени консервативно, ибо изменение его грозило разрушением самого права; отсюда -- поступать по старине значит «поступать по праву». «Что старее, то правее», -- говорит пословица. Но, в-четвёртых, как право, не выраженное в письменной форме, оно способ-но изменяться вместе с жизнью: уже древние славянские племена «кождо свой нрав имеяху». В русских землях, при перевесе у них территори-ального начала над племенным, возможность разнообразия усилива-ется: «Что город, то норов; что деревня, то обычай» (пословица).
Глава III. Договоры как источники древнерусского права.

1. Договор - понятие, анализ, значение, виды.

Договор, как источник права, играет в древнее время большую роль. В сфере публичного права договором создаются не только нормы, определяющие междугосударственные отношения, но и целый ряд правил, регули-рующих внутренний строй государства. Некоторые из этих элементов, образующих этот строй, только на почве договора создают вре-менную устойчивость часто колеблющихся взаимоотношении. Так, постановления народного собрания являются по существу не чем иным, как договором единения между участниками собрания. Отно-шения между князем и народом, между князем и его дружиной создаются и выясняются только при посредстве взаимных согла-шений. В области частных правоотношений очень многое впервые создается соглашением заинтересованных. Это очень часто выну-ждается бедностью существующих норм или их край-нею неопределенностью. Значит и в этой области договором может создаваться новое право.
Но древнее право, занесенное в договоры, отнюдь не все создано соглашениями. Многое возникло путем практики, твор-ческою силою обычая и внесено в договоры только для боль-шего обеспечения и бесспорности. С другой стороны, поздней-шие договоры нередко повторяют почти дословно содержание более ранних. Поэтому далеко по всегда возможно отделить в сохра-нившихся до нас договорах право обычное от права договорного. Иногда сами договоры ссылаются на старину, то есть на обычай. Но из постоянного повторения той или иной формы и договорах могла возникать старина по договору.
Для обозначения договора в древности употреблялись термины «докончанье», «ряд», «крестное целованье»; последний термин-- с тех пор, как началось для придания прочности договору при-несение присяги по христианскому обряду.
Можно отметить следующие виды договоров в древнее время: 1) договоры международные, заключенные между русскими кня-жениями и соседними нациями; 2) договоры междукняжеские, то есть между русскими князьями; 3) князей с народом и 4) князей с дружинниками.
2. Договор Руси с Греками X века.

Первоначальная летопись сохранила тексты четырех: догово-ров русских князей -- Олега, Игоря и Святослава--под 907, 911, 945 и 971 гг. При анализе данных источников до сих пор актуален вопрос о полноте и достоверности дошедших до нас текстов: одна группа исследователей без колебания черпает из договоров данные древнего русского права. Другие учёные считают, что это древнерусское право с большими заимствованиями из византийского. Третьи отвергают достоверность этих памятников в качестве источников для изучения древнего русского права.
Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи источников древнерусского права это соотношение дого-воров 907 и 911 гг. Первый из них заключен под стенами Кон-стантинополя, когда победоносное войско Олега согласилось не губить города, и удовлетворилось платежом значительной дани. В тексте летописи условие о платеже дани повторено два раза и затем прибавлены условия о порядке торговли русских в Царьграде. Следующие годы до 912 в летописи проставлены без указаний на какие-либо исторические события. А под 6420 г. говорится, что Олег послал «мужи свои построити мира и положил рядъ межю русью и грекы», и далее приводится подробный текст нового договора. Закономерным является вопрос: зачем понадобился или чем вызван новый договор после заключения договора 907 г.? Попытка считать договор 907 г. только прелиминарным, а договор 911 окончатель-ным подверглась вполне обоснованной критике: «Важные для греков статьи прелиминарного договора о порядке торговли рус-ских в Царьграде в окончательный договор не попали. Может быть, Олег добился отмены этих стеснительных для русских купцов условий в договоре 911 г.? Но если он согласился на эти стеснительные условия, когда он стоял победителем под сте-нами Константинополя, то как он мог добиться их отмены при менее благоприятных условиях?»Дьяконов М. А. «Очерки общественного и государственного строя Древней Руси». М.-Л. 1926г. Ст.17 . Зато отмечены подтверждения предположениям о неполноте текста договора 911 г.: «уже давно обращено внима-ние на то, что подлинный текст этого договора делился на главы. Об этих главах упоминается во вступлении («суть, яко положе мы ся нмалн о божий вере и любви, главы таковыя») и в за-ключении договора («не переступати ни намъ, ни иному отъ страны нашея отъ уставленныхъ главъ мира и любви»), а в самом тексте сохранился только один намек на эти главы («а о главахъ, иже приключить проказа, урядимся сице»). Эта неполнота текста сопровождается, кроме того, значительною порчею текста переписчиками и, может быть, не-удачным переводом с греческого подлинника» Там же. Ст.18.
Договоры 911 и 945 гг. содержат целый ряд норм из области частного международного права. Но что это за нормы: русские, греческие или смешанные? Однозначного мнения в науке тоже не сложилось. В самом тексте памятников имеются ссылки на закон греческий и на закон русский. Но где и в каких слу-чаях применяются тот и другой? Считается, что дого-воры применялись на территориях договаривающихся сторон, и что русский закон естественно господствовал на русской территории. Но когда представлялись случаи применять к отношениям между греками и русью нормы договорного права на русской территории? Греки приезжали на Русь редко, а по торго-вым делам и вовсе не допускались. Наоборот, русь постоянно бывала в Византии и подолгу там оставалась, главным образом по торговым делам. По договору 945 г. установлено лишь то ограничение, что русь не могла зимовать в Константинополе. Практический интерес требовал выработать правила для опре-деления отношений между пребывающей в Византин русью и греками. Таким образом, нормы договорного права имели применение почти исключительно в пределах Византии. Только некоторые статьи предполагают применение их вне пределов Византин. Но насколько трудно было византийскому правительству следить за применением статей договоров за пределами Византин, показы-вает статья, возлагающая обязательство на русь не воевать корсунских городов, не чинить зла корсунянам, занимающимся рыболовством в устье Днепра. Эти статьи, равно и обязательство руси защищать корсунян от черных болгар, не имеют никакой санкции.
Таким образом, в изучении договоров как источников древнерусского права достаточно много проблем, но нельзя не оценить по достоинству их значение.

3. Договоры Русских с Немцами.

На почве торговых сношений возникли и мирные договоры некоторых древнерусских земель с немецкими городами. С рус-ской стороны в этой торговле принимали участие земли, лежащие по великому водному пути из варяг в греки. Этот путь шел по р. Неве, Ладожскому озеру, р. Волхову, затем по озеру Ильменю, р. Ловати и далее до верхних притоков Днепра; или по р. Западной Двине и ее притокам до правых притоков Днепра. В этом районе расположены были земли: Новгородская, Псковская, Смоленская, Витебская и Полоцкая. С немецкой стороны торговлю вели многие города еще до возникновения Ганзейского союза, а потом члены этого союза. Особенно видную роль играли г. Висбн на о. Готланде и г. Рига со времени ее основания в 1203 году.
Древнейший из сохранившихся договоров заключен Новгоро-дом и дошел в копии, приписанной к другому позднейшему договору Новгорода, заключенному в 1257--1263 гг. Оба дого-вора сохранились на одном длинном куске пергамента, испи-санном сплошь с обеих сторон; к нижнему и верхнему краям листка привешено по три печати, которые относятся к более позднему договору. Оба договора не имеют хронологических дат, но по именам упоминаемых в начале каждого князей, посадни-ков и тысяцких нетрудно определить приблизительно время составления каждого. Исследователи, проанализировав данные текста, приходят к выводу, что этот договор заключен в промежуток между зимою 1258 и ноябрем 1263 гг.
Содержание договора чрезвычайно краткое с неоднократными ссылками на старый мир, который мог быть заключен в 1189--1195 и 1197--1199 гг. и по своему содержанию он го-раздо важнее договора Александра Невского, так как содержит ряд любопытных норм из области частного международного права. Но, к сожалению, сохранился, невидимому, не в полном списке. Переписчик с половины оборотной стороны листка, заметив, оче-видно, что ему остается еще вписать многое, стал писать убо-ристее, но все же всё не переписал.
Кроме указанных двух грамот сохранился из истории сно-шений Новгорода с немцами ряд других: до конца XIV века известно их не менее 10. Между ними особенно любопытен по богатству содержания договор 1270 г. Из договоров с немцами других земель старейшим и самым интересным является, бесспорно, договор, заключенный смоленским князем Мстиславом Давидовичем. В изучение данного договора как источника древнерусского права большой вклад внесли ученый редактор «Актов» ака-демик Купик, который установил, что все экземпляры договоров должны были быть разделены на две редакции, и П. В. Голубовский, сделавший вывод, что одна редакция произошла от немецкого, а другая от латинского подлинника. Но вопрос о происхождении обоих подлинников остается неясным.
Договоры с немцами имеют важное значение в качестве источников древнерусского права, поскольку обе договаривающиеся стороны стояли приблизительно на одном уровне культурного развития и право-сознания. И нормы, определяющие порядок восстановления на-рушенных прав, легко было согласовать. Это, однако, заставляет исследователя каждый раз уточнять, русское ли или немецкое право нашло большее отражение в той или другой статье. Несомненная близость статей древнейших договоров с некоторыми статьями Русской Правды лучше всего подтверждает родства этих юридических памятников.
4. Договоры между русскими князьями

4.1. Договоры между отдельными русскими князьями.
К типу, международных договоров должны быть отнесены и договоры между отдельными русскими князьями, так как они заключались между представителями политически не-зависимых княжений. Такие ряды между князьями должны были воз и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.