На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88192


Наименование:


Курсовик «Таможенно-тарифное регулирование товаров, производимых в свободных экономических зонах Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 11.05.2015. Сдан: 2014. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 5
1.1 Понятие и сущность СЭЗ 5
1.2 Классификация СЭЗ 9
1.2.1 Основные критерии классификации СЭЗ 9
1.2.2 Типы СЭЗ 11
1.3 Задачи и функции СЭЗ 16
1.4 Особенности государственного регулирования налоговых, таможенных, правовых, валютных и трудовых отношений в свободных экономических зонах 18
1.4.1Таможенное регулирование. 19
1.4.2 Налогообложение 20
1.4.3 Валютное регулирование на территории СЭЗ 22
1.4.4 Правовое Регулирование СЭЗ с внесёнными изменениями на 2013-2014г. 27
1.4.5 Гарантии, предоставляемые на территории СЭЗ 30
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 33
2.1 Оценка современного состояния СЭЗ в Республики Беларусь 33
2.2 Правовое положение и анализ хозяйственной деятельности свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» 34
2.3 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 38
2.3.1 Проблемы развития СЭЗ в РБ 38
2.3.2 Перспективы развития СЭЗ в РБ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47


ВВЕДЕНИЕ

В мировой хозяйственной практике свободные экономические зоны явление далеко не новое. В начале века первые зоны свободной торговли были созданы в США, Польше, Мексике. В 70-е годы процесс создания свободных экономических зон получил широкое распространение.
В середине девяностых годов в мире существовало более 4000 свободных экономических зон (от таможенных зон до технопарков и оффшорных зон) с численностью работающих в них более 3 млн. человек. Свободные экономические зоны функционируют как в промышленно развитых (США, Англия, Япония, Германия), так и в развивающихся странах, начиная с «новых индустриальных стран» и в весьма слаборазвитых (Шри-Ланка, Гватемала и др.). Имеются такие зоны в странах Восточной Европы, в том числе в государствах СНГ, а также Китае, Вьетнаме. Есть такие зоны и в Республике Беларусь.
Роль свободных экономических зон в международной торговле в последнее время все больше возрастает. Они представляют собой определенные территории, где возможно создание особо благоприятного экономического режима для деятельности иностранного капитала. Обычно такие зоны создаются на приморских побережьях, в приграничных районах, реже - в других районах страны.
Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить сверхприбыль и считают организацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направлением своей экспансии.
Свободные экономические зоны позволяют активно формировать экономику открытого типа. Они выступают своеобразным «передовым краем», на котором применяются современная техника и технология, мировые научно-технические достижения, современные методы управления экономикой, иностранный капитал и т.д. В зонах свободного предпринимательства создается современная инфраструктура, необходимая для деловой активности. Наконец, свободные экономические зоны - это источник валютных поступлений, как за счет инвестиций иностранного капитала, так и за счет экспорта отечественной продукции, производимой в них. Поэтому они способствуют ускоренному развитию не только отдельных территорий, но и всей страны в целом, что актуально и для Беларуси.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании современных литературных источников и практического анализа рассмотреть особенности функционирования СЭЗ в Беларуси, проблемы и перспективы их становления и развития.
Таким образом, объект исследования - свободные экономические зоны в Республике Беларусь, предмет исследования - социально-экономические особенности их функционирования.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность, классификацию, цели и задачи СЭЗ;
- проанализировать функционирование СЭЗ в Беларуси;
- выделить причины, препятствующие функционированию СЭЗ в Беларуси;
- определить пути повышения эффективности функционирования СЭЗ в Беларуси.
При написании работы информационной базой послужили законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, а также теоретические источники отечественных и зарубежных авторов: Друзика Я.С., Зименкова Р.И., Граника И.М., Козловской З.Н., Муратова Я.И., Малыхина Ю.Г. и другие.
Курсовая работа состоит из содержания, перечня условных обозначений, введения, основной части, состоящей из двух разделов, заключения, списка использованных источников, который состоит из 19 источников информации и два приложения. Первый раздел содержит четырёх подразделов, которые раскрывают понятие «свободная экономическая зона», описывают сущность, функции, задачи СЭЗ, а так же раскрывают смысл государственного регулирование таможенных, правовых, трудовых и др. отношений. Во втором разделе проводится анализ развития СЭЗ в Республике Беларусь. Второй раздел состоит из трёх подразделов, в котором происходит оценка современного состояния СЭЗ, рассматриваются проблемы и перспективы развития СЭЗ, проводится анализ хозяйственной деятельности СЭЗ «Гомель-Ратон».
Курсовая работа по дисциплине «Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности» написана мною, Тимошенко Марией Алексеевной. Все заимствования оформлены соответствующим образом.

1 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1 Понятие и сущность СЭЗ
В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры, которые известны как свободные экономические зоны (далее СЭЗ). Различные типы таких зон называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий управленческих навыков.
СЭЗ - это области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. СЭЗ ускоряют товарооборот и стимулируют развитие внешней торговли [1, с. 7].
Первое определение, раскрывающее сущность СЭЗ, появилось в Киото, 18 мая 1973 г. Оно было впервые объявлено научному миру и деловой общественности. « Под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению». Размышляя над этим определением СЭЗ, профессор К.А. Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны (т. е. фактически государство лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономику) » [1, с. 9].
Определение СЭЗ (профессора К. А. Семенова 1998г.) - географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государственного режима хозяйственной деятельности. Иными словами СЭЗ - обособленная часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства [1, с. 10].
«Большой экономический словарь» определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т. д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала [1, с. 11].
В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ.
Внешнеэкономическая деятельность на территории Республики Беларусь регламентируется Законом "О свободных экономических зонах" и другими нормативными актами государственных органов управления.
В соответствии с законодательством РБ СЭЗ определяется как часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности [2, с. 15].
В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия "свободная зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального (льготного) режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях” [1, с. 12].
Каждая свободная экономическая зона уникальна и обладает своими особенностями. Рассмотрим основные наиболее общие черты СЭЗ:
а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:
• внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
• фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
• финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
• административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).
б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
На территории СЭЗ действует специальный правовой режим в СЭЗ - совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного регулирования.
Организация и управление работ на территории СЭЗ возложено на администрацию СЭЗ, которая является юридическим лицом.
Администрация СЭЗ в пределах своей компетенции имеет право:
1. принимать участие в разработке программ экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектов местных бюджетов;
2. осуществлять государственную регистрацию всех субъектов хозяйствования в СЭЗ, за исключением банков и страховых организаций;
3. регистрировать в качестве резидентов СЭЗ банки и небанковские финансовые организации, их филиалы, а также страховые организации и их филиалы, прошедшие регистрацию за пределами СЭЗ в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
4. получать от резидентов СЭЗ установленные законодательством Республики Беларусь статистические отчетные данные об их деятельности;
5. изымать и предоставлять в порядке, установленном законодательством, земельные участки, находящиеся в границах СЭЗ, передавать их в аренду резидентам СЭЗ и осуществлять контроль за использованием земельных участков;
6. распоряжаться переданным государственным имуществом;
7. определять размер арендной платы за землю, природные ресурсы, а также помещения, здания и сооружения;
8. представлять интересы резидентов СЭЗ в отношениях с республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления;
9. вносить в установленном порядке предложения по разработке проектов нормативных правовых актов;
10. распределять и контролировать расходование средств на развитие инфраструктуры СЭЗ и охрану окружающей среды;
11. вносить предложения в Совет Министров Республики Беларусь об изменении положения о СЭЗ;
12. вносить предложения в местные исполнительные и распорядительные органы об изменении границ СЭЗ;
13. создавать фонд развития СЭЗ.
Советом Министров Республики Беларусь осуществляется координация и общий контроль за деятельностью администрации СЭЗ.
СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, входящий в состав республиканского бюджета отдельной строкой.
Финансирование создания и развития СЭЗ, в том числе производственной, транспортной и иной инфраструктур, осуществляется за счет средств бюджета СЭЗ, который формируется из республиканского бюджета и других источников.
В целях финансирования инфраструктуры СЭЗ, проведения рекламно-издательской деятельности, стимулирования оплаты труда работников администрации СЭЗ и других направлений может создаваться фонд развития СЭЗ, управление которым осуществляется советом фонда. Источники формирования фонда развития СЭЗ, направления его расходования, структура и полномочия совета фонда определяются в положении о фонде развития СЭЗ.
Государственный контроль за СЭЗ осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, а также уполномоченным на то Советом Министров Республики Беларусь республиканским органом государственного управления или специальной комиссией в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Виды налогов, действующих на территории СЭЗ, ставки налогов и особенности льготного налогообложения устанавливаются Президентом Республики Беларусь либо по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь.
При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются.
При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.
При вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с ее территории, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются.
Администрации свободных экономических зон выдают пропуска установленного образца на право внеочередного въезда (входа) на территорию пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь следующим лицам:
· руководителям субъектов хозяйствования и физическим лицам, зарегистрированным в качестве резидентов СЭЗ;
· членам иностранных делегаций, ведущим переговоры с субъектами хозяйствования Республики Беларусь и заинтересованным в реализации инвестиционных проектов на территории СЭЗ.
Резюмируя все выше сказанное можно сделать промежуточные выводы
· СЭЗ - это части национального экономического пространства, представляющие собой «ловушки» для инвестиций;
· резиденты СЭЗ обладают различными видами льгот, предусмотренных законодательством;
· благодаря системе льгот и стимулов на основе новейших технологий деятельность предприятий СЭЗ позволяет обеспечить производство высококачественной товарной продукции на мировой рынок, а также способствует успешному социально-экономическому развитию регионов; при этом деловая жизнь зоны управляется принципами рыночных отношений в сочетании с частичной регулирующей ролью государства.
1.2 Классификация СЭЗ
1.2.1 Основные критерии классификации СЭЗ
Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.
Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточна многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон. Классификацию СЭЗ можно осуществить по четырем основным критериям:
1. степени интегрированности в национальную экономику;
2. способу организации;
3. характеру собственности;
4. характеру деятельности или функциональному назначению [3, с. 23].
В зависимости от степени интегрированности СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интегрированные в национальную экономику.
Анклавные зоны. Анклавные зоны, несмотря на однотипность механизма функционирования, отличаются по принципам, размерам территории и направлениям своей организации.
К первому направлению можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяются льготный налоговый и таможенный режимы. Ко второму направлению относятся небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. Крупномасштабные зоны, охватывающие многие районы и целые города, представляют собой третье направление.
Анклавные СЭЗ полностью ориентированы на экспорт всей производимой на их территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они создаются на территории страны естественным образом, отделенным от нее (острова, полуострова, морские побережья и т. п.), но могут создаваться внутри города или региона. В любом случае создание анклава не предполагает юридической экстерриториальности зоны.
Спецификой предприятий, функционирующих в зонах анклавного типа, является сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях.
Интегрированные СЭЗ. Для интегрированных зон характерной особенностью является наличие тесных экономических связей с внутренней экономикой страны, с ее внутренними районами. В отличие от зон анклавного типа интегрированные зоны ориентированы большей частью не на импорт промежуточных товаров, а на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Так в бразильской зоне «Манаус» доля национальных компонентов в готовой продукции составляет более 40-90 %, при этом на внутренний рынок страны поступает более 90% выпускаемой продукции.
Интегрированные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют свободный режим функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включены в международное разделение труда [3, с. 25].
Территориальные и функциональные СЭЗ. В зависимости от способа организации различают две группы зон:
§ территориальные - зоны с обособленной территорией, на которой резиденты компании, независимо от вида деятельности, пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности;
§ функциональные - зоны льготного режима, который применяется к определенному виду деятельности, независимо от расположения фирмы на территории страны. Например, точечные зоны, представленные отдельными предприятиями, - офшорные центры в Карибском бассейне, туристические зоны [3, с. 26].
Государственные, частные и смешанные СЭЗ. По характеру собственности СЭЗ можно подразделить на государственные, частные и смешанные.
Наиболее ра........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: учеб. пособие / Я.С. Друзик. - Минск.: Книжный Дом, 2000. - 368 с.
2. Свободные экономические зоны : законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность / Министерство финансов Республики Беларусь, 2006. - 288 с.
3. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие / Р. И. Зименков. - Москва.: Юнити, 2005. - 223 с.
4. Борисевич В. И. Экономика региона : учеб. пособие / В. И. Борисевич. - Минск: БГЭУ, 2002.- 456 с.
5. Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса : учебное пособие / С.И. Мазоль. - Минск: Книжный Дом, 2004.- 273с.
6. Чигир В.Ф. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь / В.Ф. Чигир. - Минск, 2005. - 544 с.
7.Таможенный кодекс Таможенного Союза № 204 - З. - 2010. - 4 января. - URL: htth: www.pravo.by < >8. Об утверждении Правил создания и регулирования деятельности банков на территории свободных экономических зон Республики Беларусь: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 февраля 2000 г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 16 янв. 2007 г. - Минск: Дикта, 2007. - 28 с
9. Козловская, Зоя Николаевна. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь и Сирии: специфика функционирования и направления развития / З. Н. Козловская, М. Еид // НОВАЯ ЭКОНОМИКА. - 2011. - N 1.- С.35-40.
10. Лавникевич, Д. Белорусские СЭЗ: на весах целесообразности / Д. Лавникевич // Информационно-справочный портал Беларуси [Электронный ресурс].- 2012. - Режим доступа: < article/94972.-> Дата доступа: 21.09.2012.
11. Корр. БЕЛТА. В Беларуси и в дальнейшем будут создаваться удобные условия работы резидентов СЭЗ / Корр. БЕЛТА // Газета "Працоўная слава" [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: p=1423. - Дата доступа: 30.11.2012.
12.Бык В.Ф. Стратегия устойчивого развития свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» / В.Ф. Бык // Деловой Гомель. - 2009. - № 1. - с. 8 - 11
13.О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 440

14.О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон»: Указ Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93: с изм. и доп.: текст по состоянию на 25 09. 2013 г. - Минск: Дикта, 2013. - 18 с.
15.Официальный сайт свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» [электронный ресурс] / Нац. Центр правовой формы информ. Респ. Беларусь. - Минск. - 2009. - Режим доступа: http: // www. gomelraton.com
16. Заливако С.Г. Направления повышения эффективности деятельности белорусских СЭЗ / С. Г. Заливако, Л. Н. Груша, Е. А. Хоменков // ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ НИЭИ научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2010. - N 4.- С.74-83.
17. Муратова Я.И. Необходимость и предпосылки создания кластеров в свободных экономических зонах республики Беларусь / Я. И. Муратова // БЕЛОРУССКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ : ежеквартальный научно-практический журнал. - 2011. - N 4.- С.73-80.
18. Малыхин Ю.Г. Свободные экономические зоны Республики Беларусь: состояние и перспективы развития / Ю. Г. Малыхин, Э. В. Костромичева // БЕЛОРУССКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ : ежеквартальный научно-практический журнал. - 2008. - N 3.- С.45-53.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.