Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88204


Наименование:


Диплом Развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками посредством игр и упражнений

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 11.5.2015. Сдан: 2011. Страниц: 82. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление
Введение…………………………………………………………………….……3
Глава I. Теоретические основы развития общения ребёнка со сверстниками дошкольного возраста …………………………………………………………6-27
I. 1. Понятие общения………………….……………………………………….6-10
I. 2.Развитие общения со сверстниками от рождения до семи лет…………11-22
I. 3. Пути совершенствования общения со сверстниками….………………23-27
Глава II. Практическая работа ……………………………………………….28-77
II. 1. Констатирующий эксперимент…………………………………………29-45
II. 2. Формирующий эксперимент……………………………………………46-61
II. 3. Контрольный эксперимент……………………………………………..62-75
Заключение……………………………………………………………………76-77
Список литературы……………………………………………………………78-81
Приложения


Введение
«Уметь общаться - в счастье купаться»
народная мудрость [14, С.23].
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Общение - это большая проблема, которая уже давно волнует умы человечества. В последнее время интерес к нему более обострился [23, С.3].
Исследователи, которые занимались проблемой общения, - это М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Б.Ф Ломов, Д.Б. Эльконин, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, А.Г. Рузская, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, отмечают огромную роль, которую играет общение в жизни человека. Только через общение происходит процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как «общественного человека» [20, С.10],[30],[22].
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста [31].
А.Г. Рузская, М.И.Лисина, Л.С.Выготский, Л.Н.Галигузова, Т.А.Репина, Р.Б.Стёркина, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Р.Спитц, А. Фрейд и другие, исследовали взаимосвязь общения и психического развития ребёнка. М.И. Лисина, А.Г.Рузская, Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова осветили в своих работах генезис общения в онтогенезе. Психологи пришли к выводу, что общение основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности [33, С. 13], [18],[8],[21].
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. От, того, как ребёнок общается в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Если научить ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе [29].
Психологами доказано, что очень важную роль играют в развитии общения взрослые. Однако потребность в общении со сверстниками формируется уже к 3-4 годам и выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. Следовательно, появляется потребность в организации эффективного взаимодействия между ними. Эта задача ложится в большей части на плечи воспитателя, потому что большую часть времени ребёнок находится в детском саду. Как показывает практика, ни в семье, ни в детском саду дети не приобретают умения общаться со сверстниками, сохраняя хорошие отношения. Но хорошие воспитатели могут научить слушать и понимать других, уважать чужое мнение, и не в последнюю очередь - следовать социальным нормам и правилам [12, С.81].
Проблема совершенствования коммуникативных умений перед психологами стояла уже в прошлом столетии, изучали её М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина,Р.Б. Стёркина, А.Г. Рузская, Л.Н. Галигузова, З.М. Богуславская, А. Арушанова, Р.С.Буре, А.А. Рояк, Я.Л. Коломинский, В.Я. Зедгенидзе, Н.П. Слободняк, С.В. Крюкова, В.М.Холмогорова и другие [22],[10],[26],[6],[2],[31],[19],[34].
Учитывая актуальность и важность изучения, нами были сформулированы объект, предмет, гипотеза, цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Объект изучения - развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками.
Предмет изучения - игры и упражнения, способствующие развитию общения детей второй младшей группы со сверстниками.
Исходя из вышеизложного, нами была выдвинута гипотеза: использование игр и упражнений существенно улучшает уровень процесса развития общения ребёнка второй младшей группы со сверстниками.
Уровень развития общения детей второй младшей группы со сверстниками повысится, если:
- подобрать ряд игр и упражнений, соответствующие возрасту;
- продумать последовательность и их проведение;
- апробировать на практике;
- ребёнок будет активен в деятельности.
Цель нашей работы - изучить развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками посредством игр и упражнений.
Для проверки выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития общения детей второй младшей группы со сверстниками.
2. Изучить уровень развития общения детей второй младшей группы со сверстниками
3. Продумать последовательность и провести серию игр и упражнений, развивающих общение детей второй младшей группы со сверстниками.
4. Изучить уровень развития общения детей второй младшей группы со сверстниками после проведённой работы. Глава I. Теоретические основы развития общения ребёнка со сверстниками дошкольного возраста.

I. 1. Понятие общения.
В психологической литературе высказываются различные определения и разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М.С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой. В книге «Мышление и общение» Г.А. Балл, В.Н. Брановицкий, А.М. Довгялло признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как Б.Ф.Ломов полагает, что «разговор об общении с неодушевлёнными предметами имеет только метафорический смысл». В своих работах А.А. Леонтьев, ссылаясь на данные Д. Денса, сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 г. было предложено 96 определений понятия общения [22, С. 22].
Рассмотрим подробнее определения, которые дают авторы.
А.А. Бодалёв полагает, что общение - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при ко­тором между ними устанавливается определенное взаимо­обращение (имеется в виду поведение, выбираемое участ­никами общения) [7, С. 9].
М.И. Лисина считает, что общение - это взаимодействие двух (или более людей) направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. [22, С.22]. Такое же определение даётся в «Педагогическом энциклопедическом словаре» [28, С.175] Е.О.Смирнова соглашается с мнением М.И. Лисиной, но акцентирует внимание на том, что обще­ние - это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров [35, С.3].
Е.И.Рогов же определяет, что общение - 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнёра [32, С. 6].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство авторов рассматривают общение, как взаимодействие двух или более людей, направленное на организацию совместной деятельности, обмен информацией. Однако следует учитывать и другие аспекты, которые составляют общение - это взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнёра.
Межличностное общение выступает необходимым усло­вием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феноме­на как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки [7, С.9].
Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. Соответствующая ей проблема (точнее, класс проблем) занимает в общей проблематике психологии весьма существенное место [30, С.183].
Значение общения в жизни индивида определяется тем, что в процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и составляет существенную сторону реальной жизни человека [30, С.109].
А.А. Бодалёв, характеризуя общение как особый вид дея­тельности, говорит, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности.
Если процесс этого развития рассматривать не односто­ронне и оценивать его реально, то сразу окажется, что пред­метная деятельность человека во всех ее модификациях и его общение с другими людьми переплетены в его жизни самым тесным образом и фактически ни одна из них не может суще­ствовать без другой.
Воспитательное значение общения заключается не толь­ко в том, что оно расширяет общий кругозор человека и спо­собствует развитию психических образований, которые не­обходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер, но и является обязате­льным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего, многих его аттенционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.
Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы человека, для формиро­вания его чувств, и оказывает сильнейшее влияние на выработку в его личности устойчивых форм эмоциональных ответов на воздействие определенных сторон действитель­ности - явлений природы, социальных событий, групп лю­дей и прочее.
Столь же значимое влияние оказывает общение и на во­левое развитие человека. Об­щение в еще большей степени оказывается обязательным условием и необходимой предпосылкой развития у него комплекса как более простых, так и более сложных качеств, которые делают его не просто способным жить среди людей, сосуществовать с ними, а подняться до претворения в своем повседневном поведении принципов, отвечающих содержа­нию основных ценностей жизни и культуры [7, С. 153].
Категория общения в качестве самостоятельного объекта исследования выделилась относительно недавно. Тем не менее, её значение для общепсихологической теории настолько велико, что данная категория по праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий психологической науки [32,С. 160].
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности [11, С.13].
Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы:
1) исследования В.М. Бехтерева - он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека, о влиянии группы на включённого в неё индивида. Но сам процесс общения у Бехтерева ещё не был объектом самостоятельного исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции;
2) до 70-х годов в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Понятие общения использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского общение занимает центральное место - как фактор психического развития человека, условие его самореализации. Идея опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С.Л. Рубинштейна. Роль общения, как средства приобщения личности к общественным знаниям, и усвоения общественного опыта, как условия развития мышления, подчёркивал А.Н. Леонтьев. В трудах Б.Г. Ананьева общение выступает как одно из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирования психики человека. В этот период, который можно охарактеризовать как период теоретического анализа роли и функций общения в психическом развитии человека, оставались неразработанными вопросы, касающиеся психологической структуры общения, специфики её процессуальных характеристик. Общение, по сути, не было включено в психологический эксперимент;
3) в 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии [32, С. 160-161].
Таким образом, общение для человека является важным фактором в формировании личности. Безусловно, решающее значение имеет общение для развития ребёнка [22, С.30].
Далее рассмотрим, каким образом происходит развитие общения в дошкольном возрасте от рождения до семи лет со сверстниками.
I.2. Развитие общения со сверстниками от рождения до семи лет.

Проблема общения представляет большой интерес для науки. Но с самого начала изучения психологии общения людей особое место заняли работы, посвящённые изучению детского общения [23,С.3].
Огромный вклад в изучение общения ребёнка дошкольного возраста внесла Мая Ивановна Лисина. Проблема развития общения ребёнка была в центре внимания многих педагогов и психологов - это А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.Н. Галигузова, Р.А.Смирнова, Р.К. Терещук, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, В.С. Мухина, С.В. Корницкая, Л.М. Царегородцева, С.Г. Якобсон, Т.А. Репина, Р.И. Деревянко А.Фрейд, Ж.Пиаже, Дж.Боулби, Р.Спитц и многие другие [36, С. 136],[22],[10],[27].
С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития [37, С.13].
Психологами: А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, - была создана концепция детского развития, в рамках которой развитие ребёнка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Общение для маленького ребёнка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение - главнейший фактор общего психического развития детей. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, определяет опосредованное строение специфически человеческих психических процессов [22, С.31].
В своих работах Дж. Боулби, Р. Спитц, А.Фрейд писали, что недостаток общения ставит под угрозу жизнь ребёнка, препятствует его физическому и психическому развитию, накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у неё агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошённости [23, С.4]. Опираясь на исследования зарубежных психологов, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Л.Н. Галигузова выделили три группы фактов, которые доказывают решающую роль общения в психическом развитии ребёнка - это глубокое и необратимое недоразвитие детей, выросших в изоляции от человеческого общества (дети -«Маугли»); явление госпитализма, наблюдающееся при дефиците общения детей со взрослыми; позитивные факты, полученные в формирующих экспериментах исследователей [22, С. 43-44].
Психологи в дошкольном возрасте выделяют две сферы общения - с взрослым и со сверстником [35, С. 7].
Нас интересует сфера общения ребёнка со сверстниками. Общение ребенка со сверстником - коммуникативная деятельность, в которой предметом деятельности выступает другой человек, партнер ребенка по общению. Эта деятельность должна давать единый продукт - самопознание и самооценку через познание, и оценку партнера (и партнером). А партнером ребенка является другой ребенок.
В онтогенезе общения дети сначала научаются общаться со взрослыми и лишь значительно позднее завязывать связи между собою [31].
М.И. Лисиной было предложено понятие формы общения. Мая Ивановна называет формой общения коммуникативную деятельность на определенном этапе её развития, взятую в совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам (содержание коммуникативных потребностей, ведущие мотивы, средства общения и т.д.). Параметры и их своеобразие в сфере контактов ребёнка со сверстниками были определены Л.Н. Галигузовой, М.И. Лисиной, Р.А. Смирновой. Они описали структурные объединения и связи форм общения с особенностями психического развития дошкольников.
Рассмотрим эти параметры. Срок первичного становления потребности ребенка, в общении со сверстником появляется только у детей 3-го года жизни.
В первый год у ребёнка нет потребности в общении со сверстником, у него есть лишь внимание к другим детям и положительное эмоциональное отношение к ним (С.В. Корницкая, Л.М. Царегородцева).
Во второй год наблюдается первоначальное становление общения со сверстниками. Субъектное отношение ребенка к партнеру неустойчиво и перемежается восприятием его как интересного объекта (Л.Н. Галигузова).
На третий год у детей появляется истинно коммуникативная потребность в общении с ровесниками и полноценная, соответствующая ей деятельности. Субъектное отношение к товарищам становится устойчивым и прочным (Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, Д.Н. Галигузова).
С 3-го по 7-й год жизни происходит качественное преобразование общения детей со сверстниками, и в первую очередь содержания потребности в общении.
Содержание потребности в общении - это важнейший параметр. М.И. Лисина предложила различать четыре вида содержания коммуникативной потребности в общении дошкольников со взрослыми: 1) внимание ребёнка к партнёру, 2) эмоциональное отношение к его воздействиям, 3) стремление продемонстрировать себя, 4) чувствительность к отношению партнёра. Эти критерии применимы и в сфере общения со сверстниками - сформировавшаяся на 3-м году жизни коммуникативная потребность в последующие годы качественно преобразуется [23, с 46].
Потребность в общении дошкольников со сверстниками конструируется и функционирует на протяжении почти двух лет (2-4 года) как потребность в соучастии и самовыражении.
Работы Р.А. Смирновой и Р.К. Терещук доказывают, что начиная с 3 лет и до поступления в школу, дети испытывают острую потребность в доброжелательном внимании ровесников, что составляет неотъемлемый компонент всех изученных типов содержания потребности дошкольников в общении со сверстниками. Это объясняется неразрывной связью этого компонента с основными признаками деятельности общения, которую как раз и характеризует направленность на другого человека, интерес к нему как к субъекту, личности. Однако необходимо отметить, что потребность в доброжелательном внимании в общении как бы постоянно сопутствует всем другим его модификациям, выступая порой в обостренном варианте (при потребности в соучастии и самовыражении и т.п.).
Потребность в сотрудничестве со сверстником для дошкольников возникает после 4 лет и обусловлена становлением сюжетно-ролевой игры. У взрослого дети заимствуют образцы деятельности, со сверстником они их апробируют, навязывают партнеру. В контактах со сверстником потребность в сотрудничестве приобретает черты потребности в сотворчестве.
Потребность в уважении (признании) является яркой гранью коммуникативной деятельности дошкольников в сфере контактов с ровесниками. Её следует рассматривать, скорее как потребность в признании или утверждении себя среди равных партнеров. Л.Н.Галигузова обнаруживает данное содержание потребности в общении у дошкольников с ровесниками, как и потребность в сотрудничестве, после 4 лет.
Факты, представленные в исследованиях Л.Н. Абрамовой, А.Г. Рузской и С.Г. Якобсон, свидетельствуют в пользу существования у детей способности сопереживать товарищам и потребности в их эмоциональной поддержке (В. С. Мухина, Т. А. Репина), то есть потребность во взаимопонимании и сопереживании с окружающими людьми
Исходя из сказанного, мы считаем возможным утверждать, что в сфере общения дошкольников со сверстниками присутствуют все виды содержания коммуникативной потребности. Взаимодействуя с ровесниками, ребёнок выявляет в себе новое, начинает воспринимать себя как активного деятеля. Вступая в контакты со сверстниками он обогащает полученный опыт, усвоенный в общении со взрослыми, новыми оригинальными, творческими достижениями (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова). [31]
М.И. Лисина выделила три основных вида ведущих мотива общения, которые побуждают ребёнка к контактам со сверстниками: деловой, познавательный и личностный.
Развитие мотивов общения идёт параллельно с развитием личности ребёнка, системы его интересов и потребностей [25, С. 324].
Мотивы слиты с конкретной деятельностью ребенка, они недостаточно дифференцированы и выступают как комплекс. Это порождает неопределенность в отражаемых свойствах сверстника и их ограниченность.
Дошкольников радует в первую очередь сам процесс совместного действования, а не его результаты, сверстник побуждает ребенка к общению, прежде всего, как партнер по практическому взаимодействию. В таком виде выступает деловой мотив.
Личностный мотив общения дошкольников с ровесниками впервые описала Р.И. Деревянко. Суть его состоит в том, что ребенок видит в поведении сотоварища отношение к себе и практически игнорирует в нем все остальное. Лишь к концу дошкольного детства, ребенок рассматривает товарища как такового, самого по себе, и только вторично сравнивает с ним себя.
Сверстник побуждает дошкольника к общению в целях познания и самопознания, для примеривания сведений о ровеснике к себе, для накладывания информации о нем на себя.
Итак, на каждом этапе действуют все три вида мотивов: в 2-3 года занимают своеобразные личностно-деловые (бурная эмоциональная разрядка); в 3-4 года деловые с четко определившимися личностными; в 4-5 -деловые и личностные, при доминировании первых; в 5-6 - деловые, личностные, познавательные, при почти; в 6-7 лет - деловые и личностные[34].
М. И. Лисина выделила три категории средства общения: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. Основные средства общения зависят от потребностей и мотивов общения, но и сами в большей степени определяют возможности удовлетворения стремления ребёнка к глубоким и прочным связям с окружающими людьми. К началу оформления общения, то есть к 3 годам, ребёнок уже владеет всеми этими средствами и использует в контактах со сверстниками.
Чувствительность к воздействиям партнера - самый главный критерий становления потребности в общении. До 2 лет дети не слышат сверстника; в 2-4 года для них характерно игнорирование обращений товарищей - они их слышат, но не слушают (ся) и не изменяют своего поведения. После 5 лет от пассивного игнорирования дети могут переходить к простому следованию за сверстником, к нерассуждающему протесту, и лишь потом постепенно обращение ровесника вызывает у ребенка работу по осмыслению и дальнейшее, непрямое, незеркально отраженное действие с учетом интересов и своих, и товарища.
Общение имеет субъективное значение для ребенка. Это выражается в его эмоциональной окрашенности, в активности субъекта и в стремлении продолжить взаимодействие.
Психологи выделили три формы общения со сверстниками - эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая. Все три формы последовательно сменяют друг друга на протяжении пяти лет жизни дошкольников (2-7 лет) [31].
По экспериментальным данным М.И.Лисиной, Е.О.Смирновой, Р.И. Деревянко и других, в течение пяти лет (от 2 до 7) после возникновения у дошкольников потребно........


Список литературы:
1. Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992. - 96с.
2. Арушанова, А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения [Текст] / А.Арушанова, Н.Дурова, Е.Рычагова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 10. - С. 73-79.
3. Арушанова, А. Пятый год жизни: истоки диалога [Текст] / А.Арушанова, Н.Дурова, Е.Рычагова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С. 86-93.
4. Белинская, А. Волшебный мир детства [Текст]: конспекты занятий / Е. Белинская // Школьный психолог. - 2007. - сентябрь(№18). - С.18-32.
5. Берёзина, Т.А. Использование элементов арттерапии в преодолении трудностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками [Текст] / Т.А. Берёзина // Детский сад от А до Я. - 2007. - №1. - С. 119-126.
6. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. - 207с.
7. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст]: избранные психологические труды / А.А. Бодалёв. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Издательство Московского пси­холого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 320 с.
8. Борчева, Е. Родительское собрание «Общение ребёнка со сверстниками» [Электронный ресурс] / Е. Борчева // < pedagogics/00020483_0.htm>
9. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст]: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2002. - 96с.
10. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
11. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.А. Горянина.- 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 416с.
12. Дзюба, П.П. Практическая копилка воспитателя детского сада [Текст] / П.П. Дзюба. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 253с.
13. Долгова, Н.Н. Учите детей общаться [Электронный ресурс]/ Н.Н. Долгова// rabrod/konsultacrod22.htm
14. Ельцова, О. Детское речевое творчество как условие полноценного общения [Текст] / О. Ельцова, Л.Крицкая, Н.Шадрова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 21-24.
15. Зедгенидзе,В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников[Текст]: пособие для практических работников ДОУ / В.Я. Зедгенидзе. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 112с.
16. Иванова, Н. Словарь добрых слов и выражений [Текст] / Н. Иванова //Обруч. - 2001. - №6. - С.19
17. Калишенко, В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников [Текст] / В.Калишенко // Дошкольное воспитание. - 1990. - №7. - С. 23-25.
18. Клюева, Н.В. Общение. Дети 5-7 лет [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 160 с.: ил.
19. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста[Текст]: практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк. - М.: «Генезис», 2007. -208с., илл.
20. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365с.
21. Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребёнка со сверстниками [Текст] / Л.Лидак // Дошкольное воспитание. - 1990. - №7. - С. 18-22.
22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / под редакцией А.Г. Рузской.- 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 384с.
23. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И.Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144с.
24. Моралов, В.Г. Коррекция личностного развития дошкольников [Текст] / В.Г. Моралов, Фролова Л.П. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.
25. Немов, Р.С. Общая психология [Текст]: учеб.для студ.образоват.учреждений сред. проф.образования, обучающихся по спец. пед. и соц.-эконом профилей / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2008.- 396с.
26. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стёркиной. - М.: Педагогика, 1990. - 152с.
27. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст]: опыт социально-психологического исследования / под ред. Т.А.Репиной. - М.: Педагогика, 1978. - 200 с.
28. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл.ред. Б.М. Бим-Бад [и др.]. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528с.
29. Практикум по детской психологии [Текст]: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических учи­лищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, Ю.Л. Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
30. Проблема общения в психологии [Текст] / под ред Б.Ф.Ломова. - М.: изд-во «Наука», 1981.
31. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе [Электронный ресурс]: хрестоматия / сост. И.В. Маврина. - М., 2004. < psy/doc/mavrina-hr.html>.
32. Рогов, Е.И. Психология общения [Текст] / Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 336с.
33. Смирнова, Е.О. Дошкольная психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368с.
34. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников [Электронный ресурс]: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М., 2005. mgppu/smo/SMO-001-.HTM
35. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Е.О.Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160с.
36. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2004. - 349 с.
37. Шипицына, Л.М. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. - СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2003. - 384с.
38. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст]: серия «Пси­хологический практикум» / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - Ростовн-на-Дону: «Феникс», 2004. - 320 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.