На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88225


Наименование:


Курсовик Особенности декоративно - прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 12.05.2015. Сдан: 2015. Страниц: 75. Уникальность по antiplagiat.ru: 54.

Описание (план):


Содержание


Введение……………………………………………………………………………………....3


1.Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры……..5

1.1. Истоки декоративно - прикладного искусства в народной культуре……………….....5

1.2. Особенности декоративно – прикладного искусства в системе дошкольного
образования…………………………………………………………………………………………...8

1.3. Методика приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному
искусству……………………………………………………………………………………………..16

2. Система работы по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством детей
старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………24

2.1. Изучение и характеристика представлений старших дошкольников об
особенностях декоративно – прикладного искусства народных умельцев……….…………..24

2.2 Практическая реализация модели ознакомления с декоративно-прикладным
искусством детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….....30

Заключение…………………………………………………………………………………….32

Список литературы и других информационных источников………………………………35

Приложение



Введение

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей, современное воспитание подрастающих поколений и способствующей его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным.
Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и др.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.
Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н.Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них осознание ими чувства прекрасного творческих умений.
Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна и в наше время, и поэтому мы выбрали именно ее.
Объект исследования: процесс проведения НОД по декоративно-прикладному искусству с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности и условия использования элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить особенности и разработать модель использования элементов декоративно-прикладного искусства в условиях продуктивной деятельности со старшими дошкольниками.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.
2. Раскрыть особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства его символику и значение в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Разработать модель образовательной деятельности по созданию декоративных изделий детьми старшего дошкольного возраста на основе освоения художественного опыта народных мастеров в условиях продуктивной деятельности.
4. Осуществить наблюдение за процессом художественно-творческой деятельности старших дошкольников, охарактеризовать уровень их представлений о видах ДПИ и художественно-творческих способностей.
5. Разработать рекомендации по организации образовательного пространства в работе с детьми, с целью их художественно-творческого развития на материале декоративно-прикладного искусства народных умельцев.
Методы исследования: метод анализа литературы и педагогического опыта, беседа, наблюдение, описательный, логический, индуктивный и дедуктивный методы, проектирование и моделирование педагогической деятельности, методы обработки результатов диагностики.
Практическая значимость исследования заключается в использовании предложенных методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений, родителям по приобщению детей к народному творчеству.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


1.Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры

1.1. Истоки декоративно - прикладного искусства в народной культуре

Человеческая память коротка. Но есть и другая память, проходящая сквозь время, столетия. Она сохраняет правила, обычаи, традиции. Имя ей – КУЛЬТУРА.
Сегодня мы уже привыкли к ощутимым переломам в жизни страны. Действительность насыщенна пестрой мозаикой событий, новыми ваяниями, причем не всегда позитивного характера. Тем удивительнее в этот период времени встретить пример, нацеленный на возрождение российской национальной культуры.
Известно, что духовное возрождение, обновление общества тесно связано с такими понятиями, как идеи, знания, представления, художественные ценности, с творческой деятельностью. Творческая деятельность, в свою очередь, тесно связана с преемственностью, поскольку, лишь воспринимая наследие предыдущих поколений, заново оценивая его, люди обретают способность творить сами.
Актуальным, остается вопрос: "Как сохранить и уберечь то прекрасное, передать это прекрасное следующему поколению?"
Выход только один – передать детям и научить их видеть то высокое искусство, которое кроется в мировой культуре....


Заключение

Подведем некоторые итоги к вышесказанному.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
Декоративно-прикладное искусства является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выветренность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.
Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Виды декоративно-прикладного искусства дают возможность мастеру показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое
видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций. Сегодня мы обращаемся к этим замечательным образцам русского прикладного искусства.
План работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, рассчитан на 2 года и включает 3 этапа:
1. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента
2. Освоение дымковской росписи и начало лепки игрушек
3. Лепка и роспись дымковских игрушек
В начале обучения дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее идет обучение делать клетки - пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.
Затем включаются новые элементы: расписываем фартук, используя полоску с точками, в салфетке добавляем к этому изображению мазки, а юбку оформляем кружками с различными дополнениями: полосками, мазками, точками. Добиваемся от детей умения правильно работать кистью и двумя-тремя красками, составлять простейшие композиции.
При переходе ко второму году обучения задача усложняется. Здесь дети учатся составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия.
Работа второго года обучения предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и освоение лепных форм.
Расписывая силуэты, учащиеся первоначально использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии надо чаще использовать таблицы, работать над композицией рисунков, над подборкой цвета.
Знакомя детей с росписью, надо обращать внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни.
Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к середине первого года обучения.

Готовя детей, используются следующие задания (слепить бусы, плиточки) по книге Н.Г. Пантелеевой "Декоративное искусство детям". Рисовать на объемной форме намного труднее, чем на листе бумаги. Учащиеся лепят петушков, курочек, уток, так как объемная форма и способы лепки этих игрушек наиболее просты.
Во второй год обучения задачи усложняются: необходимо познакомить детей с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, научить их различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивать творческую фантазию.
Дети неплохо справляются с лепкой, передают характерные особенности народной игрушки, активно участвуют в анализе работ.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Использование народных игрушек на занятиях изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей;
2. Постоянное, продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей;
3. Занятия развивают у детей творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность;
4. Работа с народными игрушками воспитывает интерес к народному творчеству.


Список литературы и других информационных источников

1. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2000.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002.
3. Козакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: 2000.
4. Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник». - М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». - М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
6. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 2000.
7. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве, 2001.
8. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет, 2001.
9. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2001.-№9.
10. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства. - М.: 2006.
11. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2005.
12. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-256с
13. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «Цветные ладошки», 2007. - 144 с.
14. Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001.
15. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков. Научно- методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: филиал изд. «Просвещение»,2003.
16 .Лобова А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к миру / УрГПУ. – Екатеринбург, 2000.
17. Дудников Н. Кистью водит вдохновенье.–М.:ПЦ«Вертикаль»,Пресском,2004.
18. Левина М. 365 кукол со всего света.-М.: Рольф, 2000.
19. Ярыгина, Н. А. декоративно – прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников/ Н. А. Ярыгина // Начальная школа плюс До и После. – 2008.- №4.
20. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
21. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т.И. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007
22. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005
23. Маханева М.Д.Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.-2005
24. «Первое сентября» 2003-2015 [электронный ресурс]- Режим доступа: >25. «Перуница. Русский языческийсайт» 2009-2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: >


Приложение 1
Роспись по дереву. Хохлома








Основные элементы росписи по дереву. Хохлома






Приложение 2
Роспись по дереву. Городец










Основные элементы росписи по дереву. Городец








Приложение 3
Керамика. Гжельская керамика.









Основные элементы росписи Гжельской керамики










Приложение 4
Русская глиняная игрушка. Дымковская







?
Основные элементы росписи дымковских игрушек





?
Приложение 5
Русская глиняная игрушка. Каргопольская

ЛРОРРРОО





?
Основные элементы росписи Каргопольских глиняных игрушках








Приложение 6
Русская глиняная игрушка. Филимоновская




?
Основные элементы росписи Филимоновских игрушек







?
Приложение 7
Русская деревянная игрушка






Приложение 8
Сергиево-Посадская игрушка





Приложение 9
Роспись народных промыслов
Хохломская роспись



Филимоновская роспись




Гжельская роспись








Приложение 10
Декоративно-прикладное искусство
Загадки

(«Дошкольное воспитание» 1997, №5)

Тук-тук, щелк-щелк, Снежно-белая посуда,
Медведь, мужик, коза и волк. Расскажи-ка: ты откуда?
Деревянные игрушки: Видно с Севера пришла
И медведи и старушки – И цветами расцвела:
То сидят, а то спешат, Голубыми, синими,
Ребятишек всех смешат. Нежными, красивыми.
(Богородская резьба) (Гжель)

Разные ложки и ковши. Веселая белая глина,
Ты разгляди-ка, не спеши. Кружочки, полоски на ней.
Там травка вьется и цветы Козлы и барашки смешные,
Растут нездешней красоты Табун разноцветных коней,
Блестят они, как золотые, Кормилицы и водоноски,
А может солнцем залитые. И всадники, и ребятня,
(Хохлома) Собачки, гусары и рыба.
А ну назовите меня!
(Дымка)

Нас слепили мастера, Скачут коклюшки:
Нас раскрашивать пора. Стук –стук – стук!
Кони, барышни, барашки – Платочек появился вдруг,
Все высоки и стройны, И воротник из белой нити
Сине-красные полоски (Вологодское кружево)
(Филимоновская игрушка)


Круглые, железные, Ростом разные подружки,
В хозяйстве полезные. Все похожи друг на дружку.
Черные, желтые, красные, Раз, 2, 3, 4, 5…
Удивительно прекрасные. Даже всех не сосчитать.
(Жостовские подносы) (Матрешки)


Эй детишки – ребятишки, Что ж, давайте по порядку
Подходите поскорей! Загадаю я загадки,
Покупайте, выбирайте – Кто скорей ответ найдет,
Среди ложек и коней, Тот игрушку и возьмет.
Среди чашек расписных, Кто найдет игрушке пару,
Среди саночек резных – Постарается недаром.
Что угодно для души,
Все товары хороши.


Из липы доски сделаны, На черном фоне красные розы,
И прялки, и лошадки… Лилии, маки, ромашки, подснежники,
Цветами разрисованы, Ими повязаны девичьи головы,
Как будто полушалки. Глазки лукавые, личики нежные.
Там лихо скачут всадники, (Павло-посадские платки)
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городец)


Железная пластина, Очень тяжелые эти фигурки:
На ней простой пейзаж: Девочки, мальчики, кони –скульптурки.
Березки и рябины, Есть и подсвечники, блюда резные,
Горы далекий кряж. Ну догадайтесь, откуда такие?
(Златоустовская гравюра) (Каслинское литье)


Боченки, копилки,
Матрешки, грибки –
Они не малы,
Да и не велики.
Свистульки, тарелочки в ярких цветах,
И солнце, и речка, и домик в кустах.
Свободная роспись: шиповник цветет,
И яблочки зреют и травка растет…
Рисуются тушью на стеблях цветы,
И яркие краски сочны и просты.
(Полхов- Майдан).




Приложение 11
Календарно-тематический план
Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством

Номер
конспекта Тема занятия Содержание Возрастная группа

1 «Домотканые половинки» Знакомство детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления. Повторение выученных ранее русских народных песенок и потешек. Проведение русской народной игры «Жмурки» Младшая

2 Русская матрешка Знакомство с русской народной игрушкой- матрешкой. Исполнение песен, плясок. Проведение игр Младшая

3 «Веселая ярмарка» Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Лепка детьми игрушек по типу дымковской. Использование на занятии русских народных костюмов Средняя


4 Роспись силуэтов дымковской игрушки Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Использование на занятии русских народных костюмов. Чтение стихов о дымковских игрушках, придумывание о них загадок. Роспись гуашью силуэтов дымковских игрушек Средняя


5 «Едет Ваня в новой шапке да на дымковской лошадке» Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек о дымковских игрушках. Исполнение русской народной песни «Пошла млада за водой». Рисование элементов дымковских узоров Средняя


6 «Этот волшебный завиток» Рассказ детей об основных элементах хохломской росписи. Повторение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве. Рисование хохломских узоров. Оформление выставки рисунков Старшая
7 Забавные птицы Лепка дымковской игрушки - петушка Старшая
8 «Сказочные птицы» Роспись вылепленных птиц по типу дымковской Старшая

9 «Сия прялка изрядна- хозяюшка обрядна» Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица» Старшая

10 Народная вышивка Обучение детей вышиванию тамбурным швом. Знакомство с народной вышивкой Старшая
11 «Волшебная птица» Продолжение работы по ознакомлению детей с образцами вышивки и кружев. Исполнение русской народной песни «Уж я сияла. Сеяла ленок» Подготовительная группа


12 «В гостях у хозяюшки» Роспись силуэтов дымковских игрушек – барышни, коня, курочки, собаки, кота. Чтение потешек об этих животных. Исполнение пляски под мелодию русской народной песни Подготовительная группа





13


Знакомство с русской матрешкой Занятие первое. Рассказ воспитателя об истории возникновения матрешки. Рисование детьми семеновской матрешки по образцу. Заучивание стихотворения о матрешках
Занятие второе. Рассказ воспитателя о ковровской матрешке и процессе изготовления таких кукол. Сравнительное описание детьми семеновской и ковровской матрешек. Проведение игры –хоровода с матрешкой
Занятие третье. Закрепление пройденного материала. Сочинение детьми сказки про матрешку




Подготовительная группа


Приложение 12
Конспекты занятии по ознакомлению детей с народным ДПИ
Блок 1. Дымковская игрушка
Тема: «Нарядный Индюк»
Цель: освоение элементов росписи дымковской игрушки.
Задачи:
- содержательная: учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
- развивающая: развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.
-воспитательная: воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;
Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для организации деятельности детей: дымковские игрушки, изображение дымковских игрушек, магнитофон, запись русской народной мелодии.
Словарная работа: большак, древний, важно распустил, напыщен, горделив.
Предварительная работа: рассматривание игрушек, изготовленных мастерами народных промыслов Дымково, Филимоново и др. или соответствующих иллюстраций в альбоме.
Ход занятия
1. Организационный момент
Звучит русская народная мелодия (фон).
Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки стоящие на столе и закрытые платком.
-Ребята, сегодня к нам в гости пришли игрушки. А вот как они называются, вы должны отгадать.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
- Вы угадали, что это за игрушки?
-Да, это дымковские игрушки.

-Почему вы так думаете?
- Потому что они сделаны из глины и расписаны дымковским узором; их делают в деревне Дымково;
- Правильно. Сейчас я вам немого расскажу о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки. (Чтение стихотворения и рассматривание картины и игрушек).
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
2. Основная часть
- Назовите игрушки, которые стоят у нас на столе.
- Давайте вспомним, какой фон у дымковских игрушек? (Белый)
- Какие узоры народные художники рисуют на изделиях? (Круги, кольца, линии, точки) Когда дымковская игрушка только появилась, то каждый узор, который мастер наносил, на поверхность игрушки имел свое значение. Круг и крест – это символы солнца. Зигзагообразная линия или узор, состоящий из ромбов, изображают засеянное поле. Волнистые линии символизируют потоки воды. Рисуя эти узоры, древний художник думал о том, что незатейливая игрушка должна принести своему обладателю благополучие, хороший урожай. Теплое, но не засушливое лето. Мы же сейчас, украшая игрушку, совсем об этом не думаем. Мы просто любуемся ее красотой.
- Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).
- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).
- Ребята, найдите среди дымковских игрушек самую большую и нарядную. Конечно, это индюк. Рассмотрите его и скажите, какими элементами он украшен? Какого они цвета?
Послушайте стихотворение об этой игрушке.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
- Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?
- Да!
- Сегодня мы с вами будем расписывать бумажный силуэт дымковской индюка.
-А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Сегодня мы будем расписывать дымковского индюка. Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый своего индюка по своему желанию. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою игрушку. (Дает детям возможность обдумать предстоящую работу).
Подумали, а теперь приступайте к рисованию: полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Когда работы будут выполнены, предложить детям оставить их на столах, чтобы просохли.
Физкультминутка
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой!
(руки вперед, пружинистые движения ног)
Вот река, широка и глубока,
Не достанешь до дна.
А водица вкусна! Пейте!
Хороша водица!
(плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной! (притоптывает ногой)
Поскакали домой
Гоп – гоп – гоп- гоп-гоп!
(прыжки на месте)
Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
3. Заключительная часть
- Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какие краски использованы для росписи? Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей).
- Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.

Тема: «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»
Цель: Формировать представление о народном декоративно - прикладном искусстве.
задачи:
- содержательная: Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;
- развивающая: Закрепить знания о дымковских игрушках;
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
Закрепить приемы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
- воспитательная: Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для организации деятельности детей: Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).
2. основная часть
- А почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том
селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)
- А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
- Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
- Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)
- Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.
- Садитесь поудобнее, начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Физкультминутка
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять руки) начнём (встать, опустить
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунков.
3. Заключительная часть
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Блок 2. Филимоновская игрушка

Тема: «Гонцы весны» (лепка, рисование)
Цель: учить детей лепить фигурки птиц из соленого теста по мотивам филимоновской игрушки.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.
2. Формировать способ лепки птицы на основе цилиндра.
3. Развивать эстетический вкус, мышление, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать интерес к народному искусству.
Предварительная работа: наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций с изображениями птиц, филимоновских игрушек; беседа о весне; рассказ воспитателя о русском народном празднике Масленица; лепка птиц из пластилина конструктивным способом.
Материал и оборудование:
• Филимоновские игрушки;
• Иллюстрации с изображениями птиц;
• Запись «голоса птиц»;
• Соленое тесто (для лепки);
• Индивидуальные доски для лепки;
• Баночки с водой (по количеству детей);
• Салфетки бумажные и матерчатые.
Содержание:
- Дети, как называется праздник, который мы отмечаем на этой неделе? (ответы детей - Масленица)
- Сегодня третий день масленичной недели – лакомка. Как вы думаете, что означает это слово – лакомка? (ответы детей)
- Чем принято лакомиться на Масленицу? (ответы детей)
- Из чего пекут блины? (ответы детей)
- Сегодня я вас научу лепить из теста. А вот кого мы будем лепить, я прошу вас угадать.
Воспитатель включает запись «голоса птиц»
- Правильно сегодня мы с вами тоже будем лепить фигурки птиц. Птицы на Руси
считались вестниками весны. По поверьям птицы приносят весну на своих крыльях.
Синички – сестрички,
Тетки – чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята – молодцы,
Воры – воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Фигурки птиц принято было лепить из теста. Мы с вами будем лепить вот такую птичку.
Воспитатель рассматривает с детьми филимоновские игрушки (фигурки птиц, предлагает слепить птичку в стиле филимоновских игрушек).
- Исходная форма – широкий цилиндр. Для этого раскатываем комок соленого теста прямыми движениями ладоней, сглаживаем и округляем края. Концы полученной формы загибаем вверх: для шеи повыше, для хвоста пониже. Шею слегка изгибаем, формируем на ней головку – слегка оттягиваем и закругляем. Вытягиваем клюв.
Дети лепят фигурки птиц, звучит мелодия «голоса птиц».
Физкультминутка
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
(дети ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель предлагает детям расставить свои фигурки птиц на заранее подготовленное место, анализируют полученные работы, оставляют фигурки для просушки.
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела…
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.



Тема: «Роспись птиц»
Цель: учить детей украшать фигурки птиц, используя элементы филимоновской росписи.
Задачи:
1. Формировать умение детей использовать филимоновские игрушки в качестве образцов для создания узоров в стиле данной росписи.
2. Учить детей ритмично наносить узкие линии и точки (концом ворса кисти).
3. Развивать эстетический вкус, воображение, самостоятельность.
4. Воспитывать интерес к народному искусству.
Предполагаемые результаты: Умеют рассматривать и обследовать предметы (филимоновские игрушки) ; украшать фигурки птиц элементами филимоновской росписи.
интеграция образовательных областей:
Труд: приучать самостоятельно, готовить свое место к занимательной деятельности и убирать его по окончанию.
Социализация: учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Познание: формировать представления детей о форме предметов, величине, расположении частей.
Коммуникация: Активизация словаря: филимоновские игрушки, умельцы, мастера, красный, желтый, зеленый, узоры, полоски, точки, елочки, солнышко, птицы. Формировать умение описывать результаты своей деятельности, употребляя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Чтение художественной литературы: приобщать детей к искусству слова, используя русские народные заклички, стихотворения.
Предварительная работа: лепка птиц из соленого теста; рассматривание филимоновских игрушек; рисование элементов филимоновских узоров; дидактическая игра «Выложи узор».
Материал и оборудование:
• Филимоновские игрушки;
• Элементы русского народного костюма (платок, сарафан) для воспитателя;
• Элементы филимоновской росписи (каждый элемент формата А4) ;
• Запись «Русский сувенир» (попурри русских народных мелодий в обработке Д. Локшина) ;
• Клеенка;
• Баночки с водой («непроливайки»);
• Салфетки бумажные и матерчатые;
• Кисти для рисования №2, №4;
• Краски гуашевые (белого, зеленого, желтого, красного цветов);
• Фигурки птиц (вылепленные детьми на предыдущем занятии).
Содержание:
Звучит русская народная мелодия. Воспитатель в русском народном костюме:
Свистульки — петушки,
Глиняные зайчики.
Кони вороные
Гривы расписные!
Всем по нраву глиняные забавы.
Цвет их жёлтый, белый,
Красный и зелёный!
На столе перед воспитателем стоят филимоновские игрушки, свистит в одну из них.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!
- Дети, что стоит у меня на столе? (ответы детей).
- Какие цвета используют для росписи филимоновских игрушек? (ответы детей).
- Какими узорами украшают филимоновские игрушки? (ответы детей.)
- Из чего лепят филимоновские игрушки? (ответы детей).
- Мы с вами лепили фигурки птиц. Из чего мы их лепили? (ответы детей).
- Сегодня мы будем настоящими филимоновскими умельцами – будем расписывать вылепленные фигурки птиц.
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места.
- Сначала фигурки птиц мы будем «белить». Для этого берем белые гуашевые краски и аккуратно закрашиваем всю фигурку птички.
Физкультминутка
Скачет, скачет воробей –
Скок – поскок!
Скок – поскок!
(дети скачут)
Кличет маленьких детей:
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
(машут рукой)
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик!
Чик-чирик!
(кружаться вокруг себя)
- Теперь, когда белая краска высохла, мы будем расписывать птиц по мотивам филимоновских узоров: красными, желтыми, зелеными полосками, пятнышками, елочками.
- Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою птичку. Как вы думаете, с чего нужно начать работу? (ответы детей)
- Подумали, а теперь приступайте к рисованию: плоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Вертикальные полоски мы рисуем сверху – вниз, горизонтальные – слева - направо. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
Дети рисуют под запись русских народных мелодий «Русский сувенир»
Пальчиковая гимнастика «Птички»
(Большой палец поочередно соединяется с остальными).
- Давайте покажем друг другу свои работы.
Дети выкладывают готовые изделия на подготовленном столе.
- Ребята, посмотрите на своих птиц. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой птичка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа. (Ответы 2-3 детей).
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
По окончанию НОД воспитатель с детьми оформляют выставку для родителей «Как на масличной неделе… »


Приложение 13
Дидактические игры
«Русские народные игрушки» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель:
- закрепить представления детей о русских народных игрушках различных промыслов (дымковского, филимоновского, богородского, каргопольского),
- закрепить умение устно описывать выбранный предмет,
- упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей,
- развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, сосредоточенность, стремление к достижению результата,
- вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал:
- русские народные игрушки (дымковские, филимоновские, каргопольские, богородские),
- дидактические игры, сделанные своими руками:
«Коврики для игрушек»,
«Найди пару»,
«Собери картинку»,
лото «Русские народные игрушки»,
- куклы в русских национальных костюмах – Танечка и Ванечка,
- диск с записями русских народных песен.
Ход проведения дидактических игр.
В уголке народного творчества спиной друг к другу сидят две куклы в русских национальных костюмах: Танечка и Ванечка.
Воспитатель: - Дети, смотрите, наши куклы поссорились! Видите, отвернулись друг от друга! А знаете, почему? Они не могут решить спор. Давайте послушаем, что они говорят.
Танечка: - Я лучше всех знаю русские народные игрушки, умею различать их и знаю, где они сделаны!
Ванечка: - Нет, я лучше всех знаю, где они сделаны!
- Нет, я!
- Нет, я!
Воспитатель: - Не спорьте, Танечка и Ванечка, не вы одни многое знаете о народных игрушках! Наши дети тоже любят их и умеют различать. Хотите, проверим это? Давайте разделимся на две команды. Одни дети возьмут себе в команду Танечку, другие – Ванечку.
- Я приглашаю всех в наш художественный салон. Там каждый из вас сможет купить себе народную игрушку.
Дидактическая игра «Художественный салон».
Дети – покупатели. Воспитатель – продавец. Покупатели выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу. Каждый из детей покупает себе по одной игрушке.
2. Дидактическая игра «Коврик для игрушек».
Дети должны подобрать для своей игрушки коврик, ориентируясь на элементы узора.
Все игрушки на ковриках выставляются на одном столе.
3. Дидактическая игра «Что изменилось? »
Дети, запомнив расположение игрушек, отворачиваются. Воспитатель меняет игрушки местами или убирает одну.
Задача играющих: угадать, что изменилось.
Дидактическая игра «Найди пару».
Детям раздаются по одной картинке с изображением народных игрушек разных промыслов (дымковского, филимоновского, богородского, каргопольского). Дети должны найти свою пару – ребенка, у которого картинка с игрушкой того же промысла.
Повторно игра проводится с игрушками.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Дети составляют картинки с изображением народных игрушек разных промыслов, разрезанных на 4 части.
Дидактическая игра – лото «Русские народные игрушки».
Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах.
Воспитатель:

- Ну вот, Танечка и Ванечка, теперь вы видите, что не только вы хорошо разбираетесь в народных промыслах и любите играть с народными игрушками. Наши дети справились со всеми заданиями. Молодцы!

Дети сажают рядышком Танечку и Ванечку, расставляют народные игрушки по местам.


«Узнай элементы узора»
Цель: обобщение и закрепление знаний о гжельской росписи.
Задачи:
- уточнять и закреплять представление об основных элементах гжельской росписи;
- учить вычленять отдельные элементы узора;
- развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции;
- вызывать интерес к росписи.



Дидактическая игра
«Собери целое»
Цель: развитие мелкой моторики и координации руки и глаза; приобщение детей к народному творчеству через игру.
Задачи:
- закреплять знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей;
- развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество;
- вызывать интерес к предметам декоративного искусства.






Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.