На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88392


Наименование:


Курсовик «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) III УРОВНЯ»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 14.05.2015. Сдан: 2014. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1 Понятие и особенности нарушения речи III уровня 7
1.2 Использование игровых приемов в логопедической практике с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 11
ВЫВОДЫ 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ…………………………………………………………………………17
2.1 Организация констатирующего этапа исследования 17
2.2 Анализ экспериментальных данных 21
2.3 Разработка предложений по совершенствованию лексико-грамматической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 32
ВЫВОДЫ…………………………………….......................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….45
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день развития экономики и социальной сферы, в век развития информационных технологий, особенное внимание уделяется новым формам развития гармоничной и активной личности. В связи с этим возрастает роль развития у подрастающего поколения мышления, памяти, внимания и, несомненно, речи.
Язык в жизни общества и каждого человека - важнейшее средство общения и познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление ребенка как личности, рост его самосознания, нравственное, умственное и речевое развитие, формируются познавательные способности. Изучая свойства родного языка, дети получают возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка. В настоящее время проблемы эффективности обучения детей грамотной речи и путей ее оптимизации продолжают быть актуальными и находятся в центре внимания различных областей научного знания - психологии и нейропсихологии, дефектологии и логопедии.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что жизненный успех, уровень самооценки ребенка-школьника в основном зависит от его успехов в дошкольном возрасте. Нарушение речи составляет значительный процент среди других нарушений, встречающихся у учащихся начальной школы. Оно является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а, на более поздних, - в усвоении грамматики родного языка. Основная причина неуспеваемости многих учащихся кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становится невозможным [13, c.4]. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Особую важность представляет собой работа с дошкольниками, имеющими различные нарушения речи. Если не помочь ребенку в лексическом и грамматическом развитии уже в дошкольном возрасте, то можно сделать однозначный вывод о том, что такой ребенок будет испытывать массу проблем при обучении в школе и при коммуникативном развитии в дальнейшем. Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения. В настоящее время система дошкольного образования и логопедической помощи находится на этапе своего обновления, модернизации. Одним из самых перспективных методов развития лексики дошкольников с речевым недоразвитием является творческая игровая деятельность, поскольку игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В связи с этим основной проблемой исследования является изучение эффективности использования игровых приемов и средств в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в современных условиях.
Объект исследования: особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня.
Предмет исследования: особенности использования творческих игровых приемов и средств в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: уровень лексико-грамматического развития дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня существенно ниже, чем у дошкольников без речевых нарушений.
Цель исследования: выявить особенности использования творческих игровых приемов в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику общего недоразвития речи у старших дошкольников.
2. Определить особенности развития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать пути совершенствования использования игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Источники исследования:
Изучение оптимизации коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста является одной из основных проблем современной логопедии. Концепция модернизации современной системы образования базируется на признании права на развитие и самореализацию любого ребенка, независимо от его способностей. Вопросы оптимизации коррекционной работы широко обсуждаются в педагогической и психологической литературе. Исследование опирается на положения о динамической локализации функций А. Р. Лурия [26], теоретические идеи, раскрывающие современные представления о симптомах и механизмах нарушения речи у детей дошкольного возраста Р.Е. Левиной [31], М. Е. Хватцева [38].
На сегодняшний день вопрос использования творческих игровых приемов и средств в системе дошкольного образования широко рассмотрен в литературе: психолого-педагогические исследования проблемы игровой деятельности нашли свое отражение в трудах таких авторов, как Т.В. Буденная [3], В.П. Глухов [8], Т.А. Завадская [14], Л.В. Лопатина [24] и других авторов. Тем не менее, вопрос использования данного приёма в современных условиях, с учетом развития информационных технологий, новых стандартов логопедической работы, представляет собой особенную важность, что подтверждает необходимость исследования.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, опыта деятельности (отечественного и зарубежного) дошкольных учреждений, специалистов в этом направлении; констатирующий эксперимент, метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Теоретическая значимость работы заключается в попытке сбора и анализа материала исследований различных специалистов, изучающих использование творческих игровых приемов в развитии лексико-грамматической системы и у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в современных условиях.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы, направленной на развитие речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в деятельности педагогического коллектива дошкольных учреждений и в практике современных логопедов.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Объем работы 46 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
1.1 Понятие и особенности нарушения речи III уровня
Нарушение речи - достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. По мнению автора, «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи» [31, c. 67].
Ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, правильно строить развернутые сложные предложения, произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. К сожалению, с каждым годом появляется все больше детей с ОНР.
Причины возникновения этих нарушений и их виды весьма разнообразны. Наиболее сложными из них являются органические нарушения, в частности, общее недоразвитие речи, осложненное стертой формой дизартрии [26, c.22]. У таких детей присутствуют не только в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. В результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность.
М.Е. Хватцев отмечал, что, наряду с возрастными несовершенствами речи уже с раннего детства встречаются речевые недостатки явно патологического происхождения (нарушение произношения при тугоухости, гнусавость при расщелине нёба, картавость вследствие короткой уздечки языка, резкое недоразвитие речи, заикание и т. п.) [38, c. 46]. По мнению автора, расстройства речи могут вызываться нарушением или периферического, или центрального, или проводящего отделов соответствующих анализаторов. Эти нарушения в силу взаимосвязи центральных концов анализаторов сказываются на деятельности всей коры. Причем поражения любого отдела анализатора нарушают деятельность последнего в целом, например, поражение или аномалия уха вызовет специфические расстройства коркового анализа и синтеза вследствие недостаточности приходящих в кору мозга раздражителей. Неправильные импульсы из коры или нарушение проведения их расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести даже к мышечной атрофии [38, c, 46].
Р.Е. Левина выделяет три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
Третий уровень речевого развития Р.Е. Левиной характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма [31, c. 76].
В устной речи детей, находящихся на третьем уровне речевого развития, обнаруживаются отдельные аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны, чем у детей, находящихся на первом и втором уровнях развития речи. У детей с общим недоразвитием речи III уровня в самостоятельных высказываниях очень часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения. Общее недоразвитие речи этого уровня, по мнению Р.Е. Левиной, проявляется, прежде всего в неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Ошибки такого рода встречаются редко, однако можно видеть, как, не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный предмет (кондуктор - «кассир», кресло - «диван»). Иногда нужное слово заменяется другим, близким по звуковому составу (смола - «зола»). То же самое происходит и с названиями некоторых мало знакомых детям действий: вместо «строгать» ребенок говорит «чистить», вместо «вязать» - «плести» и т.д. [26, c. 77].
На этой стадии речевого развития у детей еще очень ограниченный речевой запас, поэтому в измененной ситуации происходит неточный отбор слов. Итак, третий уровень общего недоразвития речи у детей характеризуется Р.Е. Левиной следующими недостатками:
1. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в реч........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева О.В. Метод наглядного моделирования в коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.В. Афанасьева // Психол. студия. - 2011. - Вып.5. - С. 12-14.
2. Базан М. Развитие связной речи средствами дидактических игр / М. Базан // Пралеска. - 2011. - № 9. - C. 40-41.
3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие / Т.В. Буденная. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 176с.
4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С.66-70
5. Воронина Р. В. Проектный метод в логопедической группе детского сада / Р. В. Воронина // Логопед в детском саду. - 2012. - № 1. - С.13-17.
6. Волкова, Ю.Н. Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи / Ю.Н. Волкова // Ребенок в детском саду. - 2003. - N 4. - С. 75-87.
7. Гвоздев А.Н. Особенности изучения детской речи / А.Н. Гвоздев, - М.: Высшая школа, 2008. - 234с.
8. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.:АРКТИ, 2004. - 168 с.
9. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе/О. С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. - 160 с.
10. Герасимова О. В., Бочкарева, Т. А. Нарушение темпоритмической организации речи и игра как метод коррекции [Текст] // Проблемы специального образования: сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им. Н. Г. Чернышевского. - Вып. 1. - Саратов: Слово, 2002. - С. 12-15.
11. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Предупреждение ОНР у детей 3-4 лет, - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 с.
12. Жукова Н.С. Логопедия: преодоление общ. недоразвития речи у дошк. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД Лтд, 1998. - 316 с.
13. Зайцев И.С. Особенности межличностных отношений и личности у детей с нарушениями речи : учеб.-метод. пособие / И.С. Зайцев ; Акад. последиплом. образования. - М.: АПО, 2012. - 30 с.
14. Завадская Т.А. Игры для развития связной речи дошкольников с ОНР / Т.А. Завадская. - М.: Олма-пресс, 2011. - 286с.
15. Зайцева Л. А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Спец. адукацыя. - 2010. - № 1. - С. 11- 18.
16. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова. - 2-еизд.,испр. и доп. -М.: Гуманитар, изд. центр В ЛАД ОС, 2008. - 279 с
17. Карнаухова Я.Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Я.Б. Карнаухова // Логопедия сегодня. - 2011. - № 1(31). - C. 63-65.
18. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет [Текст]: методическое пособие. - М. : Сфера, 2008. - 300с.
19. Кондратьева Н. Как использовать модель для развития речевого творчества / Н. Кондратьева // Дошкольное воспитание. -1991. - № 10.
20. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и граммат. строя / Р.И. Лалаева. - СПб. : Союз, 2001. - 158 с.
21. Левина Р.Е. Логопедия / Р.Е. Левина. - М.: Высшая школа, 2000. - 384с.
22. Лукина Н. А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР/ Н. А. Лукина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - N 4. - С. 38-43
23. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.Л. С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 480 с.
24. Лопатина Л.В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей / Л.В. Лопатина // Дошк. педагогика. - 2003. - № 5. - С. 32-35.
25. Лопатина Л. В. < cgi-bin/irbis64r_71/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=PEDW&P21DBN=PEDW&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21COLORTERMS=0&S21STR=> О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина // Логопед в детском саду. - 2005. - N 1(4). - C. 4-9
26. Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 656с.
27. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. - М., 1991. - 204 с.
28. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
29. Моисеева Р. Пальчиковые игры-упражнения: [Формирование правил. звукопроизношения, развитие мелкой моторики рук у дошкольников] / Р. Моисеева // Дошкольное воспитание. - 2000. - N 10. - С. 42-53..
30. Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. / Н.А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М.: Просвещение, 2000. - 320c.
31. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 365 с.
32. Пятибратова Н. Изучение состояния процессов внимания и зрительного восприятия у детей с ОНР/ Н. Пятибратова, С. Шаховская // Дошкольное воспитание . - 2009. - N 6. - С.82-88.
33. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница, - Мн.: Аверсев, 2010. - 128с.
34. Рубинштейн Л.С. Избранные труды / Л.С. Рубинштейн. - М.: Олма-пресс, 2009. - 430с.
35. Смирнова Е., Галигузова, Л., Мещерякова, С. Делайте как я [Текст] // Обруч. - 2007. - № 6. - С. 30-32.
36. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, мышления и воображения у дошкольников / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. - М. : АРКТИ, 2010. - 67 с.
37. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е. С. - Мн.: Современное слово, 2001. - 928 с.
38. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М.Е. Хватцев. - М.: Учпедгиз, 1961. - 207 с.




Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.