На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88583


Наименование:


Курсовик особенности проявления эмоциональной сферы учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 18.5.2015. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
1.1.Эмоциональня сфера, как объект изучения психологии ……..………….5
1.2. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе 11
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью …..17
1.4. Особенности проявления эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью 23
1.5. Психокоррекционные условия развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью……………………………….. 30

Заключение…………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................40



ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время эмоциональную сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, Л. В. Занков - 1935, И. М. Соловьев - 1940, Г. М. Дульнев - 1940, М. М. Нудельман - 1940, Б. И. Пинский - 1954, Х. С. Замской - 1954, В. Г. Петрова - 1957,
Общепринятой считается в отечественной психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой умственная отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом.
Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Целенаправленное изучение эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка дало возможность установить, что основными причинами расстройства поведения, является болезненное переживание у детей чувства собственно неполноценности, нередко осложняемая инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами.
По мнению Л. С. Выготского, природу умственной отсталости следует объяснить из взаимосвязи и соотношений интеллектуальной и эмоциональной стороны. Таким образом, вопрос изучения развития эмоциональной сферы у умственно отсталых детей, обучающихся в условиях коррекционной школы нам представляется важным и актуальным при применении психокоррекционной развивающей программы.
Эмоциональная сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью в школе и вне ее. Важная роль эмоций в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность работы.
Цель курсовой работы - выявить особенности состояния эмоциональной сферы учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Объектом исследования является эмоциональная сфера умственно отсталых учащихся 4 класса.
Предмет исследования - особенности проявления эмоциональной сферы учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей в психолого - педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников.
3. Выявить психокоррекционные условия, способствующие эмоциональному развитию умственно отсталых младших школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, 1 главы, заключения и списка литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
1.1.Эмоциональня сфера, как объект изучения психологии
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. [20]
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. [20]
-Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами на­зывают интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Эта эмоциональная реакция полностью захва­тывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. [20]
-Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции - это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. [20]
- Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощу­щение какого-либо напряжения, с одной стороны, разрешения или облегчения - с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты приня­тия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повы­шенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. [20]
Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный харак­тер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. В частности, принято выделять следующие эмоции:[1]
- Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможно­стью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.[1]
-Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицатель­ного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.[1]
-Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получен­ной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удов­летворения важнейших жизненных потребностей.[1]
-Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, проте­кающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта по­требности.[1]
-Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объек­тами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которы­ми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эсте­тическими принципами и установками субъекта.[1]
-Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных пози­ций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и пове­дением объекта чувства.[1]
-Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при полу­чении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.[1]
-Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружаю­щих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем об­лике.[1]
-Чувства - это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмо­ций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориен­тировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избыт­ке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осо­знаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей сте­пени связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой.[1]
В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на: нрав­ственные, эстетические, интеллектуальные.[13]
-Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что чело­веком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет.[13]
-Морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным обще­ственным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действен­ный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.[13]
- Интеллектуальные чувства. Интеллектуаль­ными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интел­лектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспеш­ность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний.[13]
-Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение челове­ка к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.[13]
К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмо­циональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета.[23]
Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение - самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интен­сивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным. [23]
Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его лю­дям. Причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окру­жающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди. [23]
Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повы­шенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженное склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.[23]
Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь разви­тия - от внешних социально детерминированных форм к внутренним психиче­ским процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.[24]
Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органически­ми потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудо­вольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т. п. У детей также очень рано появляются сочувствие и сострадание. [24]
Положительные эмоции у ребенка развиваются посте­пенно через игру и исследовательское поведение. Первоначально у малыша возникает удо­вольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удо­вольствия принадлежит поощряющая роль. Вторая ступень - функциональная. Играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам про­цесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше, появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в пере­живании ребенка.[24]
Другой характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте явля­ется их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возра­сте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают. Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчи­востью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией. Фрустрация - это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодоле­но ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель.[24]
Изучение проблемы возникновения........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Общая психология. Под ред. В.В. Богословского. М., 1970.С-256
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.С-45
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
4. Вежновец И. Программа развитие эмоциональной сферы / И. Вежновец \\ Школьный психолог 2005. - №17. - С.28-32.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1976 С-87
6. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология. - М.: Ось-89, 2007
7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С-287
8. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
9. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006.
10. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая: Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью: Из опыта работы. -- М., 2002. С-245
11. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н. Ежова \\ 2003-. №1. - С. 20.
12. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2000.
13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. С-29
14. Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.
15. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск, 1997. С-178
16. Крайг, Г. Психология развития./ Г.Крайг : перевод с английского; - Питер, 2001. С-38
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие. -5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.
18. Лаврентьева Т.В. Психолог в детском дошкольном учреждении . Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. С-45
19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
20. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2001. (Серия «Учебник нового века»).С-372
21. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2002. С-123
22. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С-234
23. Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии. М., 1994. С-356
24. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. М., 1986. С-370
25. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; - 8-е издание. - СПб.: Питер, 2000. С-56
26. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. - Практикум по психодиагностике. / А.А. Реан;
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С-35
28. . Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. М., 1979
29. Степанова Г. Эмоциональное состояние ребенка - дошкольника и их педагогическое оценка в условиях детского сада [Текст] / Г. Степанова \\ Дошкольная педагогика. - 1998. - №5. - С.34
30. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.