На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88620


Наименование:


Курсовик Налогообложения на предпреятии НДФЛ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 18.5.2015. Сдан: 2013. Страниц: 69. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................
Глава 1. Корни российского подоходного
налогообложения

1.1 Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе государства
1.2. Теоретические основы налога на доходы физических лиц...............
1.3. История налога на доходы физических лиц


Глава 2. Характеристика основных элементов современного
налога на доходы физических лиц

2.1. Плательщики налога на доходы физических лиц..............................
2.2. Объект налогообложения и различные ставки налога.
Налоговая база...............................................................
2.3. Доходы, не подлежащие налогообложению....................................
2.4. Способы и порядок уплаты налога на доходы
физических лиц..............................................................
2.5 Налоговый учет и отчетность..............................................

Глава 3 Определение налоговой базы по договорам личного страхования и договорам
негосударственного пенсионного обеспечения.



Глава 4. Использование средств автоматизации для расчетов с
бюджетом по налогу на доходы физических лиц

4.1. Расчет налога на доходы физических лиц при помощи
программы Microsoft Excel.....................................................
4.2. Оценка существующих программных продуктов для
решения задач финансового учета и анализа расчетов
по налогу.

Заключение....................................................................

Список литературы............................................................. .

Приложение 1. Образцы документов налогового учета ... ..
a) Образец заявления налоговому агенту на применение стандартных налоговых
вычетов..............
b) Примерный образец договора займа..............
c) Справка о доходах физического лица Форма 1-НДФЛ.....
d) Налоговая карточка Форма 2-НДФЛ............
e) Декларация по налогу на доходы физических лиц Форма
3-НДФЛ (лист 01 и 02)..................
f) Декларация по налогу на доходы физических лиц Форма
4-НДФЛ (лист 01 и 02)..................
Приложение 2.Налоговое уведомление....................
Приложение 3. Пример программы-расчета НДФЛ по основной
ставке налогоплательщика-резидента РФ, имеющего дополнительный доход, помимо
основной работы, с учетом стандартных и социальных вычетов при помощи
программы Microsoft-Excel........................


ВВЕДЕНИЕ


В работе свещаются основы экономического анализа и планирования вообще и в аптечной системе в частности, рабочие приемы экономического анализа.
Темой работы является исследование одного из самых распространенных
налогов в налоговых системах всех стран - налога на доходы физических лиц,
раскрытие его истории развития, экономической сущности и назначения в быстро
развивающейся налоговой системе России.
Представлена статистика налоговых и неналоговых поступлений в бюджетной
системе РФ и место налога на доходы физических лиц среди налоговых
поступлений.
Большое внимание уделено порядку расчета базы по налогу на доходы физических
лиц, как необходимому элементу налогового учета, представлены примеры
заполнения документов налогового учета, как налоговых агентов, так и
налогоплательщиков на сквозном примере финансовой деятельности малого
предприятия.
Сделана попытка средствами программы Мicrosoft- Excel автоматизации расчетов
по налогу с последующей задачей использования разработанных программных
алгоритмов для более оперативного и правильного расчета (проверки расчетов)
всех платежей по налогу.
Представлен пример планирования бизнеса, автоматизации учета, как
бухгалтерского, так и налогового, в наиболее распространенной компьютерной
программе фирмы Microsoft Excel на примере небольшого малого предприятия на
начальном этапе его финансового планирования с оценкой рентабельности
предприятия до и после налогообложения.
Представлены особенности организации налогового учета по налогу на доходы физических лиц в
различных конфигурациях сравнительно нового программного продукта фирмы 1С:
Предприятие 7.7 и, в частности в компонентах 1С: Бухгалтерия 4.4 и 1С:
Зарплата + Кадры 2.3.



Налоги и налоговая система-это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку оправдано существование государства. Налоги -это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют го.1сударственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблемы социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли. [5,c.145]
В элементы налоговой системы входят:
1.Субъект налогообложения - юридической или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога.
2.Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог.
3.Объект налогообложения - доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог.
4.Налоговая ставка - это величина налога на единицу обложения (доход, имущество). Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.
5.Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность выплачивать налоги и (или) сборы.
В целях проведения налогового контроля предприятия - налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту своего нахождения и месту нахождения его обособленных подразделений.
В соответствии с частью первой НК РФ общепринятая система налогообложения в нашей стране представлена тремя уровнями:
· федеральные налоги и сборы;
· региональные налоги и сборы;
· местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, а региональные и местные налоги и сборы вводятся в действие соответственно законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся:
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· налог на прибыль организаций;
· налог на доходы физических лиц;
· единый социальный налог;
· государственная пошлина;
· таможенная пошлина и таможенные сборы;
· налог на пользование недрами;
· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
· лесной налог;
· водный налог;
· экологический налог;
· федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:
· налог на имущество организаций;
· налог на недвижимость;
· дорожный налог;
· транспортный налог;
· налог с продаж;
· налог на игорный бизнес;
· региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
· земельный налог;
· налог на имущество физических лиц;
· налог на рекламу;
· налог на наследование или дарение;
· местные лицензионные сборы.
Для учета расчетов с ФСС предназначен пассивный сч.69, субсчет 69/1-расчеты по социальному страхованию. По кредиту счета отражается начисление ЕСН в части, зачисляемой в ФСС, а по дебету - начисление пособий за счет средств ФСС и перечисление ЕСН в части, зачисляемой в ФСС. [8,c.112]
Страховые взносы, в размере 2,9 % в ФСС уплачиваются в сроки, установленные для выплаты заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-ого числа месяца следующего за отчетным.
Для учета расчетов в ПФР также предназначен пассивный сч.69, при этом открываются соответствующие субсчета: 69/2-1 ЕСН в части, зачисляемый в федеральный бюджет, 69/2-2 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии», 69/2-3 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии».
Средства Фонда обязательного медицинского страхования предназначены для дополнительных медицинских услуг работникам на основании страхового полиса.
Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования составляет 3,1% (из них 1,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2% в территориальный).
Для учета расчетов с ФФОМС и ТФОМС также предназначен пассивный сч.69, с соответствующим субсчетом 69/3-1 ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС и 69/3-2 ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС. По кредиту счетов отражаются начисление страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, а по дебету - перечисление страховых взносов в соответствующие фонды.
Бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 - «Расчеты по социальному страхованию».
По кредиту счета 69/1 должны отражаться суммы отчислений в ФСС РФ, а также поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:
- счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и др. К-т 69.1);
- счетом 91 «Прочие доходы и расходы» -- на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/1);
- счетом 51 «Расчетный счет» -- на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/1).
По дебету счета 69/1 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д- т 69/1 К-т 51), а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование (Д-т 69.1 К-т 70).
По кредиту счета 69/3 должны отражаться суммы отчислений в ФОМС РФ, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:
-счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69/3);
- счетом 91 «Прочие доходы и расходы» -- на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Дт 91 Кт 69/3);
- счетом 51 «Расчетный счет» -- на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69/3).
По дебету счета 69.3 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Дт 69/3 Кт 51).
По кредиту счета 69/2 должны отражаться суммы отчислений в ПФР, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:
- счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и др. К-т 69.2);
- счетом 91 «прочие доходы и расходы» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/2);
- счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/2).
По дебету счета 69/2 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д- т 69/2 К-т 51).
Сумма заработной платы, причитающаяся к выдаче работнику предприятия представляет собой разницу между суммами оплаты труда, начисленными по всем основаниям, и суммой удержаний. Удержания из заработной платы работника производятся в строгом соответствии с законодательством РФ. Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам. [14,c.135]
Необходимо помнить, что в налоговую базу не включаются суммы, указанные в ст.217 НК РФ - это государственные пособия (кроме пособий по временной нетрудоспособности), государственные пенсии и т.п.
Кроме того, при определении размера налогооблагаемой базы налогоплательщик имеет право на следующие налоговые вычеты:
- стандартные (ст.218 НК РФ),
- социальные (ст.219 НК РФ),
- имущественные (ст.220 НК РФ),
- профессиональные (ст.221 НК РФ) налоговые вычеты.
Наиболее распространенной группой вычетов являются стандартные вычеты, т.к. их производят непосредственно сами организации, в то время как право на остальные группы вычетов налогоплательщики, как правило, подтверждают самостоятельно. Из группы первых наиболее часто встречающиеся - это вычеты в размере 400 руб. в месяц на работника с дохода, не превышающего 20 000 руб. и 600 руб. в месяц на одного ребенка до 18 лет, а также учащегося дневной формы обучения до 24 лет с дохода, не превышающего 40 000 руб., исчисленного нарастающим итогом.
Для начисления заработной платы используются следующие счета:
Д-т 20 - К-т 70- начислена заработная плата;
Удержание НДФЛ:
Д-т 70 - К-т 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» - удержан подоходный налог из заработной платы;
Налоговая ставка НДФЛ устанавливаются ст.224 НК РФ, при этом практически все доходы граждан облагаются по ставке 13%. С сумм доходов в виде заработной платы исчисление налога производится налоговыми агентами (работодателями) нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца с зачетом ранее удержанных сумм налога. Причем сумма налога определяется в полных рублях.
На счетах бухгалтерского учета суммы удержанного налога на доходы физических лиц должны отражаться по Д-ту 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и К-ту 68 «Расчеты с бюджетом». Перечисление сумм налога на доходы отражается: Дт 68 Кт 51 «Расчетный счет».
Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции. Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются: - полнота и правильность определения налогооблагаемой базы; - правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей; - законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ; - полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет; - правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей; - правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей; - правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия. Следует помнить, что отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается. Внешний аудит - проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальным аудитором с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемого предприятия. Для таких целей предприятия заключают договора с аудиторскими фирмами.
Внутренний аудит - это по сути внутрихозяйственный контроль за складывающимися на предприятии затратами по местам их формирования и центрам ответственности. В ходе внутренних проверок выявляются конкретные причины допущенных отклонений от нормативных показателей и требований действующего законодательства. Все управленческие службы обеспечиваются информацией , полученной в ходе аудиторских проверок , с тем , чтобы можно было в полной мере использовать ее для исправления допущенных недостатков и улучшения работы. Внутренний аудит , как правило проводится штатными сотрудниками самого предприятия. Так как расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими, в бухгалтерском учете для этих целей используется счет 68 "Расчеты с бюджетом". Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета: "Расчеты по подоходному налогу"; "Расчеты по прибыли"; "Расчеты по НДС"; "Расчеты по налогу на имущество"; "Расчеты по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы"; "Расчеты по налогу на рекламу"; "Расчеты по транспортному налогу" и др.
Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность: исчисления налогооблагаемой базы; применения ставок налогов и платежей; расчетов сумм налогов; применения льгот при расчете и уплате налогов; полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет; составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей; составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей; ведения аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты с бюджетом». Для проверок необходимо иметь в распоряжении нормативную базу (инструкции, положения, ставки налогов и др.) либо в компьютере (информационно-справочные системы типа "Гарант", "Консультант-плюс" и др.), либо в виде справочников и специальных таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость проверок. Синтетический учет по счету 68 «Расчеты с бюджетом» ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и платежей) в ведомости № 7 или на карточках (при журналъно-ордерной форме учета). Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (ф. № 1), отчете о финансовых результатах (ф. № 2). Так, в балансе (ф. № 1) дебиторская задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность по стр. 626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (ф. № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен налог на прибыль. Проверяя правильность налоговых выплат в бюджет, аудитору должен убедиться в достоверности показателя по объекту налогооблажения, точности расчетов налогооблагаемой базы и соблюдению ставок налога с учетом различных видов бюджета, а так же по источнику, за счет которого осуществляется выплата налога. [11,c.169]



ГЛАВА 1

1.1.МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно
оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой
налоговой системы в экономической жизни государства.
Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы
или бюджет. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются:
налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и неналоговые поступления: доходы
от государственной собственности, как внутри страны, так и зарубежом, доходы
государственного сектора в экономике и торговле. Расходная часть бюджета,
направляемая на социальные услуги (здравоохранение , образование, социальную
политику) хозяйственные нужды, развитие инфраструктуры, выполнение
государственных программ, дотации и субсидии отстающим секторам экономики и
субъектам хозяйствования, оборону, административную деятельность
государственного аппарата, не должна превышать доходную для безинфляционного
развития экономики.

Возможности неинфляционного покрытия бюджетного дефицита в большей степени
зависят от своевременного и полного поступления налоговых платежей.
На Рис. 1 представлены параметры налоговых и неналоговых доходов, а также
расходов бюджета РФ в динамике с 1995 по 2002 год. Так как неналоговые
поступления бюджета даже в период становления новой российской экономики при
массовой продаже государственной собственности были значительно меньше, чем
налоговые, а вначале 90-х годов дефицит бюджета покрывался за счет внешних
заимствований, то можно сделать вывод, что основой дальнейшего нормального
экономического развития нашей страны могут быть только налоговые поступления.
Так, в настоящее время неприватизированными в РФ из имевшихся ранее в
общественной собственности ресурсов, которые могли бы быть направлены при
продаже на пополнение доходной части бюджета, остались только земля, да
естественные монополии, да и те под различными предлогами уходят из под
контроля государства. Дальнейшее развитие и совершенствование налоговой
системы, то есть совокупности всех налогов и других платежей, форм и методов
их расчета и взимания, - единственный путь формирования сбалансированного по
доходам и расходам бюджета и снижения государственного долга.
При этом важен четкий баланс между всеми функциями налоговой системы, как
фискальной (для формирования государственных доходов), так и регулирующей
(элемент государственного регулирования), социальной (сглаживание
имущественного неравенства между гражданами), стимулирующей, контрольной и
так далее. Ниже в главе 2 приведена полемика по составу функций налога в
налоговой системе государства, в частности многие считают, что она одна -
фискальная, по определению налога, но, несомненно, что в целом, налоговая
система в силу наличия различных налогов, то есть объектов обложения, и
дифференциации налоговых обязательств наличием различных элементов налога,
имеет множество функций, в частности, вышеперечисленных, по воздействию на
экономику.
Чрезвычайно высокие ставки налогов разгоняют маховик инфляции, тормозят
развитие деловой активности в результате ослабления экономических стимулов.
Все большее число предпринимателей пытаются скрыть доходы от налогообложения.
В итоге - ухудшение условий финансирования бюджетной сферы.
Эти причины являются основой налоговой реформы и формирования с 2001 года
сначала бездефицитного, а с 2002 г - профицитного бюджета.
Налоги по способу изъятия делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и
косвенные (на потребление). Преобладание в налоговой системе тех или иных
налогов характеризует благосостояние государства. Если платежи в бюджет от
косвенных налогов составляют более, чем 2/3, то этот факт является
свидетельством слабого экономического развития страны.
Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, то есть он
установлен Налоговым Кодексом и обязателен к уплате на всей территории
страны.
Если говорить о месте налога на доходы физических лиц в доходной части
консолидированного бюджета, то удельный вес поступлений этого платежа в общей
сумме налоговых поступлений в бюджет составлял в 1999 году 13,2%, в 2000 году
- 12,1% и за 2001 год - 13,1%. Таким образом, он стабильно занимает четвертое
место после единого социального налога, НДС и налога на прибыль и является
основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и, еще в
большей степени, местных бюджетов.
Стабилен и темп роста поступлений этих сумм в бюджет. Так, в вышеуказанные
годы темп роста составил 161,4, 148,8 и 149,2%, а в абсолютных суммах - 116,5
млрд руб., 174,2 млрд руб. и 255,5 млрд руб.
Указанную стабильность подтверждают и статистические данные поступлений по
налогу на доходы физических лиц по итогам 2002 года.
На диаграмме 1 представлена структура поступлений федеральных налогов и
сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2002 год.
Доля налога на доходы физических лиц составляет менее 15 %, и если сравнить
этот показатель со структурой задолженности по налогу за указанный период
(Диаграмма 2), равной 0,5% от всей задолженности по налогам, то после подачи
налоговых деклараций по итогам года доля налога на доходы физических лиц в
консолидированном бюджете страны вряд ли превысит 14%.

-Таким образом, чрезвычайно низкое значение доли прямых налогов в
консолидированном бюджете свидетельствует о максимальной налоговой нагрузке
на потребление в нашей стране за счет косвенного налогообложения.
Чтобы окончательно уяснить место налога на доходы физических лиц, рассмотрим
представленные в таблице 1.1 данные по расщеплению основных федеральных
налогов и сборов между различными уровнями бюджетной системы Российской
Федерации в 2002 году.
Таблица 1
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы РФ

ВИДЫ НАЛОГОВ ЗАЧИСЛЕНИЕ В БЮДЖЕТЫ (в процентах) ОСНОВАНИЕ
Федер Регион Местн №__-ФЗ от___
Федеральные налоги
Налог на добавлен стоимость 100 194-ФЗ 30.12.01 «О федеральном бюджете на 2002 год»
Акцизы по ввозимым товарам 100
Этиловый спирт пищевой,спирт р-ры 50 50
Коньяк,вино,шампан, алк.напит,пиво 100
Табачные изделия, ювелирные изд-я 100
Легк авто, мотто, бензин, газ, диз,мас 100
Этиловый спирт не пищевой 100
Налог на доходы физических лиц 100
Единый социальный налог 100
Налог на прибыль организации 31,3 60,4 8,3
Налог с владельц транспотн средств 100
Налог с имущ в пор наследов и дарен 100
Плата за пользов водными объектам 100
Налог на добычу полезных ископаем 40 60
Добыча углеводородного сырья 80 20
Общераспространенные ПИ 100
Любые ПИ на континент шельфе 100
Налог на покупку иностр ден знаков 60 40 120-ФЗ 21.07.97
Использован наимен Россия, РФ 100 4737-ФЗ 02.04093
Налоги в составеРФ и налоги краев,областей, автономной области, автономных округов
Налог на имущество предприятий Равными долями 2030-ФЗ 01.05.99
Налог с продаж 40 60 2118-1 ФЗ 27.12.91
Ед нал на вмен доход организаций 30 70 148-ФЗ 31.12.01
Ед нал на вмен доход предпинимател 100
Лесные подати в пред. миним .ставок 100 ПР МФ № 4 09.01.02 194-ФЗ 30.12.01
Лесные подати сверх миним .ставок 100



1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налог на доходы физических лиц является прямым налогом с присущими ему всеми
обязательными и необязательными элементами любого налога. Источником
налога является специальным образом (предмет налога) определенный доход
(объект налога), выраженный в денежной форме (единица обложения),
налогоплательщика физического лица, как (субъект налога) резидента РФ
(уплачивает налог по одной ставке), так и нерезидента РФ (уплачивает
налог по другой ставке) по доходам от источников в РФ для резидентов и
нерезидентов и только по доходам от источников в РФ для нерезидентов. В скобках
указаны и подчеркнуты обязательные элементы налога. При этом, так как
налог на доходы физических лиц прямой, носителем налога, т.е. лицом,
которое несет налоговое бремя или тяжесть налога, выступает сам субъект. Налог
предполагает большой спектр налоговых льгот при определенных
обстоятельствах (изъятие, т.е. выведение из-под налога отдельных
объектов налогообложения; скидки, т.е. вычеты из налогооблагаемой базы;
возврат ранее уплаченного налога) и налоговые санкции (взыскание
налога по требованию налогового органа об уплате налога, пени, штрафы,
взыскиваемые по основаниям, определяемым налоговым Кодексом и другими
нормативными документами). Подчеркнуты и в скобках расшифрованы курсивом
необязательные элементы налога.
По налогу на доходы физических лиц однозначно определен порядок и сроки
уплаты налога (налоговая декларация налогоплательщиками, при необходимости,
представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым
периодом, налоговые агенты представляют сведения о доходах физических лиц по
месту своего учета ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим
налоговым периодом по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам
(МНС), общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная исходя из налоговой
декларации, уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим
налоговым периодом).
Из существующих трех способов взимания налога («кадастрового», «по
декларации» и «административного (у источника)» )- два последних применяются в
практике взимания этого налога.
Из существующих трех методов взимания налога (наличного, безналичного и
в виде гербовой марки) - два первых применяются в практике взимания этого
налога.
Методами исчисления налога являются как коммулятивная система
исчисления налога, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, так и
не коммулятивная, т.е. по частям, в частности, различные виды доходов
облагаются раздельно по различным ставкам.
Функции у налога. Так как первичная цель налогов - покрывать финансовую
потребность государства, можно говорить прежде всего о фискальной функции
налога. Но принимая во внимание прямое воздействие налогов на материальное
положение всех хозяйствующих субъектов, нельзя не видеть колоссальных
возможностей влияния налогов на каждого налогоплательщика в отдельности и на
общество в целом. Все государства и во все времена широко использовали эти
возможности, в чем проявлялась регулирующая роль налогов. При этом если под
фискальной функцией всеми понимается одно и то же, то под регулирующей функцией
каждый автор подразумевает свое понятие, расширяя регулирующую роль налога до
распределительной, контрольной, стимулирующей, запретительной, социальной и
т.п.
По свидетельству И.Горского, заведующего отделом НИФИ, нет такого
отечественного налогового издания по финансам, в котором не велись бы
многословные рассуждения о налоговых функциях. Все доказательства, как
правило, опираются на примеры, а примеры сводятся к такой логике: поскольку
утюгом можно забивать гвозди, то утюг обретает функцию молотка! Число функций
налога при таком подходе безгранично. Но можно ли из одного того факта, что
любая налоговая система всегда принимает во внимание семейное положение
плательщика и что история знает случаи высокоэффективного налогового
стимулирования рождаемости, говорить о детородной функции налогов? И.
Горский считает, что у налогов только одна функция - фискальная: в ней смысл,
внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога.
Во-первых, будь у налога несколько функций, все они должны были бы быть
представлены в каждом налоге подобно тому, как только одновременное наличие
всех функций у денег (средство обращения, мера стоимости и средство
накопления) делает их деньгами. Между тем существует множество налогов,
которые невозможно без крайнего воображения увязать с регулированием. Что,
например, регулирует подоходный налог или налог на прибыль? Если иметь в виду
регулирующую направленность налоговых льгот, то они-то как раз и
устанавливаются вопреки логике налога, являясь внешним, случайным
вмешательством в налог, тогда как из самого налога никак не следуют какие-то
поблажки или исключения. В этом отношении льгота куда больше говорит о
политических пристрастиях, профессиональной принадлежности ее автора, чем о
налоге.
Во-вторых, развитые западные страны значительно превосходят Россию как по
опыту практического использования налогов, так и по уровню теоретического
освоения этого опыта. Так вот, ни в одном серьезном зарубежном издании по
экономике и финансам нет попытки дать сколько-нибудь строгое определение
налога, как нет и никаких упоминаний о его функциях. Это очень любопытное
обстоятельство. Самуэльсон и Нордхаус, Макконнелл и Брю, Хейне, Стиглиц,
Меккью и др. посвящают десятки страниц налогам, детально анализируют их
фискальное значение, принципы обложения и влияние на экономику, но при этом
не утруждают себя дефинициями. Они подходят к налогам как очевидному и
абсолютно необходимому факту общественной жизни, не нуждающемуся в
глубокомысленном оправдании.
По свидетельству Й. Ланга, директора Института налогового права Кельнского
университета, без легального определения налога с технической точки зрения
можно обойтись при условии урегулирования всех налогов в кодексе налоговых
законов. Понятие налога отмирает при институционализации сбора, так что
многие налоговые консультанты и служащие в своей практике не занимаются
вопросом содержания понятия налога... и вообще обходятся без понятия налога.
Вменение налогу единственной функции - фискальной - позволяет разделить
использование налога в качестве орудия фиска и в качестве орудия
экономической политики. Соответственно, и цели налоговой политики могут
находиться в разных плоскостях - фискальной и регулирующей, рассматриваемые в
первом случае как внутреннее, вытекающее из природы, объективное,
атрибутивное свойство налога и во втором - как внешнее, навязываемое извне,
субъективное и меняющееся его качество. Регулирующая роль налога при этом не
становится менее значимой, второсортной, алогичной, но двойственность в
возможностях и целях применения налога содержит потенциальную
противоречивость.
Налог, так же как и любое сложное общественное явление, обладает очень
широким спектром действия и поэтому может использоваться вне внутренне
присущей ему роли. Если вернуться к аналогии с деньгами, то их эффективность
как стимула чрезвычайно высока, однако никому не придет в голову вменять
деньгам стимулирующую функцию. Стимулирующая роль денег - вторична, деньги
потому и могут стимулировать (поощрять, наказывать), что имеют "способность"
быть средством платежа или сохранять стоимость. Стимулирующей функции у денег
нет потому, что стимулом, собственно говоря, является получение или
неполучение денег (и тех благ, стоимость которых они олицетворяют), но к
получению или неполучению сами деньги никакого отношения не имеют.
Подобное рассуждение вполне может быть применено и к налогам.
Как обязательный платеж налог "по определению" не несет в себе ничего
стимулирующего. Но лишь как платеж и только потому, что он принудительный
платеж, своим размером и условиями взимания он может проявиться в качестве
стимула. Будет ли взят налог, в каком размере, когда, как и на что будет
израсходован - все это не имеет отношения к субстанции налога, хотя и
является важными побудительными для плательщика факторами, то есть стимулами.
Весь стимулирующий-регулирующий спектр задается конкретными параметрами
налоговой системы, которая, разумеется, не может быть отождествлена с налогом
как финансовой категорией.
Таким образом, задействование "вторичных" свойств налогов (регулирование) не
может противоречить их природе, "первичной" фискальной функции. (Ведь и
деньгами, как известно, можно печку топить, только будет ли эффективным такое
их использование?)
Но что значит "противоречить"? В случае с деньгами процесс горения
обеспечивают ведь не деньги, а их бумажная основа. Так же и налог - он всегда
имеет реальное оформление в своих элементах и условиях платежа, контроле,
санкциях и т.п., различная комбинация которых создает всю гамму их
воздействия. Проблема регулирования в том и состоит, чтобы не топить печь
ассигнациями, не применять налоговые коленца, нарушая фискальный смысл
отношения, там где можно с большим эффектом обойтись неналоговыми мерами.
Особо недопустима трактовка налога в качестве максимального одномоментного
изъятия средств. Это принципиально неверно, ибо время существования
государства не ограничивается никакими календарными, а тем более, налоговыми
сроками, и вместе с ним сохраняется постоянная потребность в ресурсах.
Следовательно, государство обязано при любой налоговой политике думать о том,
что оно будет иметь завтра и всегда. Оно не может подрывать свои собственные
корни. Именно грамотно выстроенное фискальное действие налога обеспечивает
постоянное и возрастающее поступление средств. Упрекать фискальную суть
налога в том, что она душит производство, уничтожает объект обложения, то
есть самое себя, или противопоставлять ей какую-то поощряющую роль -
абсурдно. Фискальная функция самодостаточна, она естественным образом находит
свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в
"регулирующих" противовесах!
С другой стороны, фискальное предназначение налогов сочетается с побочным их
действием: формируя централизованные государственные ресурсы, налоги влияют
на многие экономические и социально-политические процессы. Общий налоговый
режим и налоговое бремя, несомненно, относятся к важным макроэкономическим
факторам прогресса. Если налоговая система следует классическим принципам
своего построения (равенство, нейтральность, простота, удобство и др.), то
тем самым она способствует созданию благоприятных условий для развития
производства. Важно и то, на что расходуются собираемые налоги: направления
бюджетных расходов (и в не меньшей мере, чем их объем) накладывают отпечаток
на реальное налоговое бремя и должны учитываться при разработке налоговой
политики.
Использование регулирующих возможностей налогов, широко применялось на
протяжении всего периода реформ. По существу же все разговоры о регулирующем
действии налогов сводятся к требованию налоговых льгот. Но если признать
вслед за теорией всеобщность и равенство обложения основополагающими
налоговыми принципами, то льгота, несомненно, противоречит этим принципам,
выступая как нечто чуждое фискальной природе налога. В этом противоречии как
раз и трудность, и опасность использования налоговых льгот.
Постоянное и массовое навязывание практике обложения несвойственных налогам
целей регулирования позволило экспертам МВФ так оценить ситуацию: "... в России
система налогообложения рассматривается органами государственного управления в
принципе как инструмент политики стимулирования той или иной отрасли, сектора,
социальной группы и т.д., а не как механизм, призванный получать средства с
возможно минимальными искажениями"[10]
Итак, анализ функциональных возможностей налогов приводит к выводу о
двойственной целенаправленности налоговой политики. В одном случае цели
предопределяются сущностными признаками налога и решают задачи внутреннего
совершенствования системы обложения, в другом - цели обусловливаются
тактическими соображениями и мотивами, находящимися вне налоговой системы,
общей социально-экономической политикой.
Такой уровень понимания налогов позволяют сделать вывод, что только
сознательная и грамотная ставка на фиск в налоговой политике позволит
нейтрализовать действие административных, по сути своей, налоговых команд-
льгот и даст возможность развиваться производству по экономическим законам и
тем самым создаст условия для роста экономики, которому мешают не столько
налоги, сколько налоговое регулирование.
Налог на доходы физических лиц наиболее полно воплощает в себе принципы
налоговой системы, разработанные еще основоположниками теории меркантилизма,
марксизма, маржиналистов, сторонников теории благосостояния, неоклассической
теории Дж.М.Кейнса и монетаристов.
У меркантилистов, в частности, Пьер Буагильбер (1646-1714) призывал заменить
все косвенные налоги подоходным. Адам Смит (1723-1770) считал , что «всякий
человек, который получает свой доход из источника, принадлежащего лично ему,
должен получать его от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей
земли», и среди этих доходов наиболее подходящий для налогообложения - налог
с капитала и земельная рента застроенных участков. Давид Рикардо (1772-1823)
утверждал, что налоги составляют долю правительства в продукте земли и труда
и уплачиваются , в конечном счете, с капитала или дохода.
В своей теории К. Маркс (1818-1883) утверждал , что основа появления дохода
заключена в прибавочной стоимости, которую создает живой труд, а значит
результаты труда должны принадлежать тем, кто трудится. Налоги же
воспринимались как средство угнетения трудящихся. В. Лениным (1870-1924),
последовательным учеником и главным проводником идей марксизма, особой
критике подвергались косвенные налоги. Практика насаждения жесткой модели
государственного управления экономикой при социализме в СССР, где
отсутствовала налоговая система, игнорировалась передовая экономическая
мысль, частный интерес, т.е. объективные экономические, психологические
факторы процесса производства и распределения, постепенно привела к
искажению не только политической экономии Маркса, но и к крушению всей
идеологии марксизма-ленинизма.
Маржиналисты внесли свой вклад в теорию ценообразования на основе теории
предельной полезности. Они занимались изучением равновесия на рынке,
подключая математический анализ. Так, стоящие у истоков теории маржинализма,
У.С. Джевонс (1832-1882) и К. Менгер (1840-1921) провозглашают главный тезис:
«Стоимость возникает из предельной полезности, а не из издержек
производства». Л.Вальрас (1834-1910) и Д.Б. Кларк (1847-1938) переносят
теорию предельной полезности на макроуровень, они проводят анализ
национального дохода и бюджета. Основной тезис у них: «Распределение
национального дохода между факторами производства должно соответствовать
справедливости». Стюарт определяет место налогов в теории маржиналистов.
Выводы маржиналистов о том, что предельная полезность дохода определенного
лица снижается по мере роста его дохода, привела Стюарта к тому, что принцип
сокращения полезности дохода позволяет обосновать целесообразность
прогрессивного налогообложения. Он не просто отстаивает, но приводит расчеты
необходимого минимума дохода, который не должен облагаться налогом.
(Прообраз современной шкалы налогообложения).
В теории благосостояния Виксель впервые предпринял попытку комплексного
рассмотрения налогов как способа финансирования. Наиболее важным принципом
является то, что необходимо добиваться равенства между стоимостью и ее
эквивалентом, т.е. средства, изъятые у населения в виде налогов, должны
возвращаться населению в виде услуг. Он был противником налогов на расходы,
коими в большей степени являются косвенные налоги, позволяющие имущим классам
уклоняться от их уплаты. Его последователь Линдаль писал: «В руках
государства налоги являются важным средством удовлетворения человеческих
потребностей. с их помощью можно изменить отношения частной собственности.
Налоги являются ценой за государственные услуги.». Экономику благосостояния
англичанин Пигу рассматривает с точки зрения влияния экономической фискальной
и социальной политики на национальный доход и его распределение. Государство
должно обеспечить такое положение, чтобы взимаемые налоги были одинаковы для
лиц живущих в одинаковых условиях. Он считал, что подоходный налог является
дискриминационным, так как подоходным налогом облагаются сбережения, а это
влечет за собой откладывание удовольствия, жертву. Им разработана система
льгот. По-разному должны облагаться доходы, полученные из разных источников.
Налог на трудовые доходы должен быть таким, чтобы стимулировать труд.
Основной идеей неоклассической теории Дж.М.Кейнса (1883-1946), изложенной в
начале 20 века в работе « Общая теория занятости, процента и денег», является
государственное регулирование экономикой в определенных ситуациях, когда
рыночные регуляторы перестают выполнять свою роль. Государство может
способствовать соответствию между платежеспособным спросом и объемом
производства посредством увеличения или уменьшения государственных расходов,
регулирования ссудного процента и через налоговую систему. Изменение нормы
процента и налоговой политики могут вызывать перемены склонности к
потреблению. Одним из важных условий является зависимость экономического
роста от достаточных сбережений только в условиях полной занятости. Если
полная занятость отсутствует, то большие сбережения мешают экономическому
росту. Поэтому излишние сбережения необходимо изъять при помощи налогов и
направить на инвестиции. Таким образом, в неоклассической теории Кейнса
впервые обоснована регулирующая функция налогов за счет прогрессивного
налогообложения.
В рамках неолиберальной теории монетаризма, как альтернативы кейнсианству,
ярким представителем которой в 50-60 годах 20 века был М.Фридмен, допустима
«естественная норма безработицы» за счет постоянного и стабильного роста
количества денег в обращении в размере 3-4 % в год независимо от состояния
конъюнктуры, налоги должны быть уменьшены. Существует, согласно Лаферу,
зависимость массы собранных налогов в государстве от процентного уровня
изъятий полученного дохода через налоговую систему, при которой максимум
изъятий находится на уровне 30-40% доходов. С увеличением изъятий прибыли
бизнес сворачивается, либо уходит в тень, после чего восстановить даже
прежний уровень собранных налогов на основе старой законодательной базы
невозможно: кто научился не платить 40%, не заплатит и 10% после простого
снижения процентной ставки без дополнительных законодательных ухищрений
властей.
Современная теория налогов предполагает для эффективного функционирования
налоговой системы соблюдение следующих основополагающих принципов
налогообложения:
- принципа справедливости, т.е. всеобщности обложения и
равномерности распределения между гражданами в зависимости от их дохода;
- принципа определ........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации части 1 и 2.Официальный текст по
состоянию на 15 сентября 2002 г. с изменениями и дополнениями согласно ФЗ
№104, ФЗ № 110 от 24.07.02 г., ФЗ № 116 от 25.07.02 г., «ИКФ «ЭКМОС»,
М.,2002.
2. В.Г. Пансков. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. МЦФЭР,
М.,2001.
3. Закон о подоходном налоге с физических лиц. 07.12.1991 г. № 1998-1
(действие до 01.01.2001 г.)
4. Кашин В.А. /Бобоев М.Р./. О совершенствовании налоговой системы
Российской Федерации. Налоговый вестник №12,2002 г.
5. Акимова В.М. Налог на доходы физических лиц: льготы для застройщиков и
получателей жилья. Налоговый вестник №8,2002 г.
6. Гаврилова Т. В. О налоге на доходы физических лиц. Налоговый вестник №
2,10,11,12 ,2002 г.
7. Н.Ермилова. Налоги и сборы РФ в 2002 г. Налоговый вестник №1,2002 г.
8. Т.Левадная. Налогообложение физических лиц и индивидуальных
предпринимателей. Налоговый вестник № 4,5,2002 г.
9. Т. Левадная. Налогообложение доходов, полученных физическим лицом за
оказание услуг через Интернет. Финансовая газета, № 30, июль 2002 г.
10. Д.В. Чистов. Хозяйственные операции в компьютерной бухгалтерии 7.7 (Новый
план счетов) Издание второе переработанное. М., 2002.
11. Д.В. Чистов. Налоговый учет в 1С: Бухгалтерии 7.7. «Фирма 1С», М 2002.
12. С.А. Харитонов. Настольная книга бухгалтера по учету и оплате труда.
Издание 6 переработанное. М, 2003.
13. С.А. Харитонов. Информационные технологии налогового учета. М, ЗАО 1С.,2002.
14. М. Додж, К. Стинсон. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000. Питер,С-
Пб, 2001, 1052 стр.
15. Чарльз Рабин. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000. Питер,С-Пб,
2001, 943 стр.



а


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.