На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88648


Наименование:


Курсовик Психоаналитические концепции массового поведения: 3. Фрейд и К.Г. Юнг.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 18.5.2015. Сдан: 2011. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
1. Теоретический анализ психоаналитических концепций массового поведения 5
1.1 Теоретические основы изучения массового поведения в социологии 5
1.2 Концепция массового поведения З.Фрейда 12
1.3 Концепция К.Г.Юнга 17
2. Эмпирическое исследование феномена массового сознания в современной России 21
2.3 Результаты эмпирического изучения массового сознания в России 21
2.2 Анализ и интерпретация результатов проведенного исследования 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35


Введение


Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в общественном познании все большее место отводится исследованию коллективного поведения, пониманию того, что ментальность - это глубинный уровень и индивидуального, и коллективного сознания, включающий в себя и бессознательное, что в коллективном поведении имеет место как рациональное, так и иррациональное (5 - С. 16). И в России, и в мире в целом близится к завершению «эпоха больших перемен»; социальные процессы становятся все более вязкими, все больше сопротивляются волюнтаристским попыткам властвования и все нагляднее демонстрируют наличие пока еще не устоявшейся логики собственного имманентного волеизъявления. Для подавления это встречной воли массового сопротивления требуются все более сильные стимулы - вплоть до игры на страхах, порождаемых войнами и террористическими актами. Прикладной психоанализ - это не панацея от всех социальных болезней, как считал его создатель. Но то, что он реально может выполнить на социальном поле, пора сегодня предъявить и деятельно актуализировать.
Анализ и интерпретация философских идей З. Фрейда представлены в сборнике статей «Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда», а также в работах В. М. Лейбина, А. М. Руткевича, И. М. Мухина, А. П. Забияко, О. Е. Акимова, В. А. Мазина, П. Бабена, А. Грюнбаума, Э. Джонса, Р. Осборна, М. Шур, Д. А. Ольшанского, Ф. Р. Филатов, П. Дибел, Ч. К. Элдер, Р. З. Фридманн, и других авторов, которые рассматривают корни философской теории психоанализа.
Привлекает внимание широкого круга исследователей и философия К. Юнга и его учение об архетипах. Творчеству К. Юнга посвящены работы С. С. Аверинцева, А. В. Литвинова, Е. М. Мелетинского, А. П. Забияко, К. Гайар, Э. Сэмуэлса, М. Хайд, Н. В. Фишбейн, И. Я. Ефимовой, Н. Э. Седакова, В. М. Строчак, А. Спото и других.
Цель данной работы заключается в теоретическом исследовании теорий психоанализа, созданных З. Фрейдом и К. Юнгом и позволяющих дать научную трактовку такого социологического явления, как «массовое поведение», а так же проведение эмпирического исследования массового сознания в России на основе изученных психоаналитических концепций.
Задачи исследования:
Изучить научную и учебную литературу по теме исследования;
1. Дать определение понятиям «массовое поведение», «массовое сознание» и других смежных понятий в социологии и психоанализе;
2. Проанализировать основные концептуальные положения психоаналитических теорий К. Юнга и З. Фрейда, позволяющих дать научное обоснование массовому поведению и массовому сознанию;
3. Провести эмпирическое исследование массового сознания исходя из основополагающих позиций психоаналитических теорий.
Объект исследования: массовое поведение и массовое сознание как объекты социологического исследования. Предмет исследования: роль психоаналитических концепций массового поведения в современной науке и их эмпирическое применение в социологии.
Методы исследования: теоретический анализ научной и учебной литературы по теме исследования, описательный метод, метод аналогий, методы экспериментальной социологии, методы статистического и графического анализа.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованной литературы.

1. Теоретический анализ психоаналитических концепций массового поведения

1.1 Теоретические основы изучения массового поведения в социологии


Изучение массового стихийного поведения началось со второй половины XIX века и привело к формированию двух основополагающих социально-психологических школ: немецкой психологии народов (М. Лазарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и франко-итальянской психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле). В России массовидные явления изучались М.Г. Михайловским (субъективная социология), В.М. Бехтеревым (коллективная рефлексология), А.Л. Чижевским (гелиопсихология).
Обобщение достижений современного научного анализа проблемы массового политического поведения позволяет выделить наиболее существенные признаки данного феномена. Массовое стихийное поведение (англ, colecive behavior) - термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, паники и прочих массовидных явлений. Прежде всего, следует отметить, что его характер и направленность зависят и определяются массовым сознанием.
В массовом поведении, безусловно, сказывается детерминирующая роль массового сознания, которое понимается как отражение материальных условий жизни, труда и отношений. Массовое сознание обусловливает характер таких явлений, как массовое мнение, настроение и поведение. С его организующим началом связаны направленность и характер организованного и стихийного поведения. Поэтому интересующий феномен - стихийное массовое поведение, являющееся разновидностью массового поведения, важно исследовать с учетом влияния на него массового сознания и массового мнения.
В отличие от организованных групп, стихийные выступления предъявляют к своим участникам иные психологические требования. К числу стихийных форм поведения относятся как незапланированные поступки, совершаемые отдельными людьми, так и неорганизованные массовые выступления, бунты, восстания, митинги протеста и т. п.
Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на политический кризис и нестабильность. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими.
В данном контексте прежде всего следует выделить феномен толпы и закономерности ее проявления. Толпа - разновидность социального организма. По характеру чувствования и поведенческого реагирования она существенно отличается от организованной группы и требует кардинально иных механизмов, приемов и навыков управления. Вместе с тем различия между толпой и группой не дискретны: между крайними полюсами наблюдается множество промежуточных состояний. В частности, сконцентрированная масса людей обычно приобретает некоторые свойства толпы, сохраняя при этом и качества организованной группы.
Механизмы образования толпы - это слухи и циркулярная реакция. Слух - процесс передачи эмоционально актуальной информации по средствам коммуникации. Циркулярная реакция (синоним: эмоциональное кружение) - процесс обоюдного заражения, по мере интенсификации которого взаимодействие между индивидами опускается с семантического (коммуникация) на психофизиологический уровень.
Эмоциональное кружение сопровождает любое массовое мероприятие или акцию: совместное восприятие музыки, спектакля, манифестации, митинга, боевой атаки и т. д. До некоторого оптимального уровня оно способно служить сплачивающим фактором (в таком случае даже используют особый термин - фасцинация). Однако, выплеснувшись за рамки оптимума и выйдя из-под контроля, циркулярная реакция оборачивается своей противоположностью - становится фактором деградации и разрушения совместной деятельности.
Вероятность такого хода событий (соответственно, опасность возникновения крайних форм поведения толпы) возрастает в период социальной напряженности, вызванной природными, экономическими или политическими катаклизмами.
Природа феномена социального заражения не вполне ясна. Не исключено, что определенную роль в этом процессе играет колебание в структуре электромагнитного или каких-либо иных физических полей, образуемых живым телом, особенно нервной системой и мозгом, чувствительность к которым повышается именно в силу упоминавшейся эволюционной регрессии, снижения интеллектуального самоконтроля. Здесь заслуживают внимания исследования А.Л. Чижевского и его последователей, демонстрирующие влияние астрофизических и геофизических процессов на интенсивность биотической и социальной активности.
Большое количество наблюдений и психологических исследований массового стихийного поведения позволили вывести следующую условную классификацию.
Окказиональная толпа (от англ, occasion - случай) - множество людей (зеваки), собравшихся по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция - любопытство.
Секвенциальная толпа (от англ, convention - условность) собирается по поводу заранее объявленного события: митинг, концерт рок-группы, футбольный матч и т. д. Здесь преобладает более организованный интерес, и люди до поры до времени (пока сохраняют качества конвенциальной толпы) готовы следовать определенным условностям (конвенциям). Здесь доминирует более направленный интерес.
Экспрессивная толпа (от англ, expression - выражение), ритмично выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, протест и т. д. Доминирующие эмоции здесь могут быть различны, главная характеристика - ритмичность выражения.
Экстатическая толпа (от англ, ecstasy) - экстремальная форма экспрессивной толпы. Достигшие экстаза люди самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения, подчас смертельного, не в силах остановиться, и т. д.
Действующая (active) толпа - наиболее опасная разновидность, в рамках которой в свою очередь можно выделить следующие подвиды:
1. агрессивная толпа. Доминирующая эмоция - ярость, злоба по отношению к объекту;
2. паническая толпа. Доминанта - страх, ужас, стремление у каждого индивидуально избежать реальной или воображаемой опасности;
3. стяжательная толпа - люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминанта - жадность, жажда приобретения. В конкретных ситуациях может сопровождаться страхом, злобой или обожанием;
4. повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной, однако отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Практически это выражается тем, что при наличии активного организующего звена в повстанческую толпу может быть внесено организационное начало. Известны случаи, когда повстанческую толпу в конечном счете удавалось организовать в эффективную группу.
Причинная зависимость характера стихийного массового поведения определяется и ориентируется на внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту поведения; потребности индивида или группы, участвующей в массовых мероприятиях, в которых обязательно проявляются элементы стихийного поведения; мотивы, которыми руководствуется субъект, установки, ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта; личностные особенности роли, стиля межличностных отношений, собственно действия и поступки, обратную связь между поведением и условиями, его сформировавшими.
В научном и теоретическом планах появляется острая потребность в исследовании массового сознания на новой цивилизационной стадии развития, отражающей новые социальные реальности, присущие обществу. При этом само понятие «массовое сознание» претерпевает изменения. В связи с этим возникает ряд первоочередных задач и прежде всего - уточнение понятийного аппарата, касающегося массового сознания, анализ относительно н........


Список использованной литературы


1. Аналитическая психология К. Юнга [Электронный ресурс] - Режим доступа: psiforum/26--/1030-----1
2. Аналитическая психотерапия К. Юнга [Электронный ресурс] - Режим доступа: < school/psychology/psychodynamic/> psychoanalysis/jung/
3. Данелюк А.М. Динамика изменений массового сознания в современном российском обществе. Вестник университета // Государственный университет управления. Серия социология и управление персоналом, 2008, №6 - С. 55-59.
4. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / Э. Джонс - М., 1997. - С. 265.
5. Крыгина М. В. Проблема иррациональности массового поведения в контексте социального психоанализа: социально-философский аспект: Диссертация - Томск, 2004 - 176 c.
6. Ливак М. Е. Из Ада в Рай: Избранные лекции по психотерапии: учебное пособие/ М. Е. Литвак - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 477 с.
7. Макаровский Д. А. Человек как объект мифологизации и манипулирования в культуре XX века: Автореферат / Макаровский Д. А. - СПб., 2009. - 26 с.
8. Массовое сознание и массовые действия [Электронный ресурс] - Режим доступа: college/sociologiya/massovoe-soznanie.html
9. Мишкинене Ю.Б. Основные методологические подходы к анализу феномена «массового общества» // Schola-2001. - М., - С. 17-23.
10. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей [Электронный ресурс] - Режим доступа: publ/info/849
11. Реальное сознание, поведение и их среда как предмет социологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: content/view/5258/64/
12. Романин А.Н. Р Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 208 с.
13. Руткевич А. Карл Густав Юнг /А. Руткевич// Знание - сила - 1989. - С.67-73.
14. Тощенко Ж.Т. Возможна ли новая парадигма социологического знания / Ж. Т. Тощенко // СОЦИС -1991 - № 7 - С. 15.
15. Фромм Э. Ситуация человека - ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 464.
16. Цвейг С. Зигмунд Фрейд: из биографической трилогии «Врачевание и психика» / С. Цвейг - М., 1990. - C. 7.
17. Юнг и псионалитическое движение [Электронный ресурс] - Режим доступа: default.aspx?s=0&p=34&0a1= 60&0o1= 1&0s1=1
18. Юнг К. Г. Психологические типы / К.Г. Юнг; пер. с нем. - М., 1996. - С.672-844.
19. Freud S. Leonardo da Vinci: a memoir of his childhood/ S. Freud - London; N.Y: Routledge, 2001.- 97 p.
20. Freud S. Obsessive actions and religious practices / S. Freud // The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud.- Vol. 9.- London: Hogarth, 1959 - P. 115-127.
21. Freud S. Totem and taboo: some points of agreement between the mental lives of savages and neurotics/ S. Freud.- London: Routletge, 2001 - 201 p.
22. Jung C.G. Psychology and religion / Jung C.G. - Olton, Freiburg I.- Br.: Walter, 1971.- 280 p.
23. Binswanger L. Erinnerungen an Sigmund Freud / L. Binswanger - Berlin, 1996. - Р. 115.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.