На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Конституция Российской Федерации и международное частное право. Международные договоры РФ. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ - источники международного частного права. Гражданский кодекс РФ и вопросы кодификации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 10.09.2005. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


27
СОДЕРЖАНИЕ:

    ВВЕДЕНИЕ. 2
    1. Конституция Российской Федерации и международное частное право. 3
      1.1. Конституция РФ - важнейший внутренний источник международного частного права. 3
      1.2. Конституция РФ и Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». 4
      1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом. 5
      1.4. Внешняя политика и международные отношения. 5
    2. Международные договоры Российской Федерации. 6
      2.1. Понятие международного договора 6
      2.2Трансформация норм международного договора. 6
      2.3. Международно-правовые принципы. 8
      2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права. 9
      2.5. Защита прав человека в международное частное право. 12
      2.6. Развитие международное частного права. 13
    3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации -- источники международного частного права. 14
      3.1. Регулирование частноправовых отношений. 14
      3.2. Комплексные и отраслевые законодательные акты. 16
      3.3 Материально-правовые нормы международного частного права. 17
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации и вопросы кодификации законодательства о международном частном праве. 19
    5. Обычаи 20
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
    Нормативные акты: 26
    ЛИТЕРАТУРА: 27

ВВЕДЕНИЕ.

Тема представленной курсовой работы - «Источники международного частного права».
Международное частное право регулирует отношения (гражданско-правового характера в широком смысле слова), возникающие в условиях международной жизни; имеет свой предмет и свой метод регулирования; является отраслью частного права, отраслью внутригосударственного права. Международное частное право тесно связано с гражданским правом - многие институты международного частного права являются как бы продолжением институтов гражданского (семейного, трудового) права, в определенной мере производны от этих институтов, но в силу своего международного «происхождения», «внутреннего» и «внешнего» своеобразия не сливаются с ними и не растворяются в них.
Международное частное право тесно связано с международным правом, но не является его частью.
В связи с вышеизложенным интересно определить источники международного частного права.
Под источниками права принято понимать внешние фор-мы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обознача-ются условным термином "источники права" Общая теория права. Учебное пособие для юридических вузов /Под ред. Пиголкина А.С. - М., 1995. С. 164.
Содержание международного частного права определя-ется системой его источников, к которым в Российской Феде-рации относятся ее Конституция, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Феде-рации обычаи.

1. Конституция Российской Федерации и международное частное право.

1.1. Конституция РФ - важнейший внутренний источник международного частного права.

В ряду внутренних источников международного частного права важнейшим является Конституция РФ. Следующие конституционные нормы имеют ключевое значение для форми-рования основ международного частного права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, при-нимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Требования Конституции: законы под-лежат официальному опубликованию; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они неопубликованы официально для всеобщего сведения.

Основные права и свободы человека призна-ются в Конституции РФ (ст. 17) неотчуждаемыми и принадле-жащими каждому от рождения. Являясь непосредственно дей-ствующими, права и свободы человека и гражданина опреде-ляют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуп-равления и обеспечиваются правосудием.

Положения главы 2 "Права и свободы человека и гражда-нина" составляют основы правового статуса личности в Рос-сийской Федерации, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходным является положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к ре-лигии, убеждений, принадлежности к общественным объеди-нениям, а также других обстоятельств.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам за-щиту и покровительство за ее пределами.

Главное, что характеризует правовое положение иност-ранных граждан и лиц без гражданства -- уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме слу-чаев, установленных федеральным законом или международ-ным договором РФ.

Обращает на себя внимание формула ч. 1 ст. 17 Конститу-ции ("...согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституци-ей"), в которой отсылка к общепризнанным принципам и нор-мам международного права предшествует упоминанию Кон-ституции Лукащук И.И. Конституция России и международное право. - М., 1995. С. 172..

Общепризнанные принципы и нормы междуна-родного права -- а именно с ними сверяется сегодня движение России к демократическому правовому государству -- наряду с международными договорами РФ рассматриваются в Консти-туции как составная часть российской правовой системы. Ра-зумеется, это привносит новые, более высокие, основываю-щиеся на общечеловеческом наследии и международных стан-дартах требования ко всем другим компонентам системы, вклю-чая законотворческую и правоприменительную деятельность.

1.2. Конституция РФ и Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации».

Разработанный на основе конституционных положений и норм международного права Федеральный закон "О междуна-родных договорах Российской Федерации" СЗ РФ, 1995. № 29. Ст. 2757. исходит из значе-ния международных договоров как существенного элемента стабильности международного правопорядка, функционирова-ния правового государства. Стабильность в межгосударственных отношениях -- важнейший фактор устойчивого развития деловых контактов граждан и организаций различных стран, международного общения в целом.

Не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и примене-нию. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответ-ствии. Конституции РФ не вступивших в силу международ-ных договоров РФ.

В отношении международного договора, который содер-жит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, установлен особый порядок выражения со-гласия на его обязательность для Российской Федерации. Ре-шение о согласии на обязательность такого международного договора для Российской Федерации возможно, в форме феде-рального закона только после внесения соответствующих по-правок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра-вила международного договора.

1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом.

Гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство отнесено к ве-дению Российской Федерации; в ведении Федерации находит-ся и федеральное коллизионное право (п. "о" и "п" ст. 71 Кон-ституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами. В ре-зультате российское материальное, коллизионное и процес-суальное право, применяемое к гражданско-правовым отно-шениям с иностранным элементом, формируется на федераль-ном уровне и является единым для страны, для всех субъек-тов Федерации. Тем самым создаются важные предпосылки для обеспечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

1.4. Внешняя политика и международные отношения.

Предметами ведения Российской Федерации являются ее внешняя политика, международные отношения, Международные договоры и внешнеэкономические отношения.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и ино-странными лицами, права, обязанности и ответственность ор-ганов государственной власти Российской Федерации и орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определяются Феде-ральным законом "О государственном регулировании внешне-торговой деятельности"'. К принципам государственного, регу-лирования внешнеторговой деятельности Закон отнес, в част-ности, приоритет экономических мер государственного регу-лирования этой деятельности, равенство ее участников и их недискриминацию, защиту государством прав и законных ин-тересов участников внешнеторговых связей.

2. Международные договоры Российской Федерации.

2.1. Понятие международного договора

В Федеральном законе "О международных договорах Рос-сийской Федерации" СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2757 понятие международного договора РФ оп-ределено на основе Венской конвенции о праве международ-ных договоров 1969 г ВВС СССР. 1986. № 37. Ст. 772. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, зак-люченное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой докумен-тах, а также независимо от его конкретного наименования.

2.2 Трансформация норм международного договора.

Доктрина трансформации норм международного договора, сводятся в кратком изложении к следующему:

1) международно-правовая норма приобретает юридичес-кую силу в сфере внутригосударственной в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права;

2) трансформация норм международного договора во внут-ригосударственное право осуществляется в различных право-вых формах, посредством издания различных внутригосудар-ственных актов;

3) выбор той или иной формы трансформации зависит от содержания международного договора и характера регулиру-емых отношений;

4) норма национального права, явившаяся продуктом трансформации, применяется в качестве lex specialis по отно-шению к иным внутригосударственным нормам;

5) "трансформированная" норма отличается определенной автономией в системе внутригосударственных норм, что объяс-няется связью этой нормы с породившим ее международным обязательством;

6) при трансформации международный договор как акт международного права остается формой правовой связи зак-лючивших его государств Усенко Е.Т. Формы регулирования социалистического международного разделения труда. - М., 1965. С. 124.

.

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. возникла необходимость заново осмыслить проблемы соотношения международного и внутреннего права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

При изучении механизма действия международных дого-воров РФ, относимых к источникам международного частного права, нельзя не принимать во внимание их особенности. По-рождая, как и любые другие международные договоры, обя-зательства для заключивших их субъектов международного права, они содержат нормы, реализация которых обеспечива-ется в конечном счете в сфере отношений граждан и юриди-ческих лиц. С включением таких международных договоров РФ в состав российской правовой системы правила этих договоров приобретают функции внутренних правовых норм и могут применяться к частноправовым отношениям не меняя своей изначальной природы, оставаясь международно-правовыми нормами. Иными словами, обращение к правовой функции "трансформации" для объяснения механизма применения меж-дународно-правовой нормы к внутренним отношениям оказы-вается (поскольку термином "трансформация" обозначается преобразование международно-правовой нормы во внутриго-сударственную) излишним.

Помимо международных договоров РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общеприз-нанные принципы и нормы международного права.

2.3. Международно-правовые принципы.

Устав ООН объединил международно-правовые принци-пы высшего порядка, обладающие качествами jus cogens. Од-нако не все принципы современного международного права нашли отражение в Уставе. Как пишет А.Н. Талалаев, "...в силу особенностей международного права не существует обя-зательного нормативного акта, который содержал бы пере-чень общепризнанных принципов и норм международного права. В отношении основных его принципов также нет единства... Все это создает и будет создавать в дальнейшем трудности при применении судами и другими государственными органа-ми и лицами формулы "общепризнанные принципы и нормы международного права", употребленной в 15-й, 17-й и других статьях Конституции России" Талаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации //Московский журнал международного права. 1994 № 4. С. 7..

На состоявшейся в сентябре 1995 г. Всероссийской науч-но-практической конференции, обсуждавшей проблемы взаи-модействия российской правовой Системы и международного права, в выступлениях участников конференции отмечалось, что "общепризнанные международные принципы и нормы" и международные договоры РФ занимают в ее правовой систе-ме "подчиненное место по отношению к Конституции Россий-ской Федерации" и "при коллизии с законом общепризнанные принципы и нормы обладают тем же приматом применения, что и договоры" Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 2 С. 4

.

Развернутое определение принципов современного международного права содержится в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. и Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, помещенной в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права.

Международный договор становится договором Российской Федерации, включается в ее правовую систему и приобретает значение источника права при соблюдении следующих условий.

Во-первых, необходимо согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. Такое согласие может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации до-говора, его утверждения, принятия, присоединения к дого-вору либо применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились стороны. Решения о согла-сии на обязательность для Российской Федерации междуна-родных договоров принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией (ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"). Конституционные нормы об опубликовании законов и о по-рядке применения нормативных правовых актов, затрагива-ющих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15) имеют прямое отношение и к международным договорам РФ.

Во-вторых, требуется, чтобы международный договор вступил в силу в порядке и сроки, предусмотренные в догово-ре или согласованные между сторонами (см. ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.) Талаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации. С. 9..

В части 4 ст. 15 Конституции РФ указано: если междуна-родным договором РФ установлены иные правила, чем пре-дусмотренные законом, то применяются правила междуна-родного договора. До принятия в 1993 г. Конституции РФ пра-вило о приоритете применения международного договора по отношению к закону закреплялось в отдельных российских (ра-нее -- союзных) нормативных актах применительно к опреде-ляемым ими сферам законодательства, но в столь широком объеме ни в эти акты, ни в состав ранее действовавших кон-ституционных норм не включалось.

Конституция РФ 1993 г. впервые придала упомянутому правилу общее для всей правовой системы Российской Фе-дерации значение, подняв его на уровень положений, со-ставляющих основы конституционного строя. Положения гла-вы 1 Конституции, к которой относится и ст. 15, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Консти-туцией.

Норма о приоритете применения международного дого-вора приводится в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 5), Гражданском кодек-се РФ (ст. 7), иных федеральных законах.

Федеральный закон "О международных договорах Россий-ской Федерации" (ст. 14) предусматривает, что в соответствии с Конституцией ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона. В частности, подлежат ратификации международные договоры, исполне-ние которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. В форме федераль-ного закона .может осуществляться утверждение, принятие международного договора и присоединение к международно-му договору.

В составе международных договоров РФ, выступающих источниками норм международного частного права, значительный объем составляют договоры, заключенные СССР. С пре-кращением существования СССР Россия продолжает осуще-ствлять права и обязательства, предусмотренные многими та-кими договорами.

С 24 декабря 1991 г. Российская Федерация продолжает членство бывшего СССР в Организации Объединенных Наций и, начиная с этой даты, несет в полном объеме ответствен-ность по всем правам и обязательствам СССР согласно Уставу ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых яв-ляется Генеральный секретарь ООН.

Нота МИД РФ главам дипломатических представительств от 13 января 1992 г. содержала просьбу довести до сведения правительств аккредитующих государств, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обя-зательства, вытекающие из международных договоров, зак-люченных СССР, и что соответственно Правительство РФ будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам. В этой связи Министерство просило рассматривать Российс-кую Федерацию в качестве стороны всех действующих меж-дународных договоров вместо Союза ССР Действующее международное право. - М., 1996. Т. 1. С. 476..

Рассмотрение круга международных договоров РФ, выс-тупающих источниками международного частного права, необ-ходимо начать с договоров, предметом которых являются ос-новные права и свободы человека и гражданина.

Исходное начало договорных норм о статусе личности составляют положения Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотруд-ничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится об оказании Орга-низацией Объединенных Наций .содействия всеобщему уваже-нию и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., по-ложения которой приобрели значение обычных норм между-народного права, Международный пакт об экономических, со-циальных и культурных правах, Международный пакт о граж-данских и политических правах, первый и второй Факульта-тивные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах, .образующие так называемый Между-народный билль о правах человека, а также некоторые дру-гие международные договоры и договоренности развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требова-ния к соблюдению и уважению прав человека, формируют стан-дарты, из которых должно исходить национальное законода-тельство.

2.5. Защита прав человека в международное частное право.

В современном международном праве сложилась развер-нутая система договоров, призванная присущими международ-ному праву средствами защищать человека и гражданина от различных посягательств на его права и свободы. Эта система, помимо уже названных выше документов, включает и такие многосторонние международные договоры, как Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступ-ления апартеида и наказании за него 1973 г.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотруд-ничеству в Европе от 1 августа 1975 г., итоговые документы Мадридской и Венской встреч предста-вителей государств -- участников СБСЕ, документы совеща-ний Конференции СБСЕ по человеческому измерению, другие международные акты, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, обозначили парамет-ры, которым призваны соответствовать подходы государств к проблемам статуса личности.

Событием большого политического и правового значения явилось присоединение Российской Федерации к Уставу Совета Европы. Российским парламентом принят Федеральный закон о присоединении Российской Федерации к Европейской Конвен-ции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Европей-ская Конвенция определила механизм обеспечения соблюдения Сторонами обязательств, вытекающих из Конвенции, в настоящее время этот механизм включает Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Коми-тет министров. Согласно Уставу Совета Европы (ст. 3) каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находя-щиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне и активно со-трудничать во имя достижения цели Совета.

В связи с ратификацией Конвенции о защите прав чело-века и основных свобод и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейс-ком суде по правам человека СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1540.. К основным функциям Уполно-моченного отнесена защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Европейском суде по правам человека дел, возбужденных против Российской Федерации на основании упомянутой Конвенции.

2.6. Развитие международное частного права.

Российская Федерация не участвует в таких многосторон-них договорах, оказывающих заметное влияние на развитие международного частного права, как, например. Конвенция о международном факторинге 1988 г., Конвенция ООН о мор-ской перевозке грузов 1978 г. ("Гамбургские правила"), Согла-шение о междунаро и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.