На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88705


Наименование:


Курсовик История и методология изучения проблемы идентификации в психологии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 19.5.2015. Сдан: 2008. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План.

Введение ……............................................................................................................... 3 - 4 Глава 1 Философско-методологические основы формирования понимания идентификация.
1.1 Понятийное определение термина «понимание»…………………………... 5 - 6
1.2 Философия об идентификации……………………………………………… 6 - 11
1.3 Современные философы об идентификации человека с человеком……... 11 - 15
Глава 2 Понятие идентификация в психологии.
1.1 Теория идентификации в психоаналитической традиции………………… 16 - 17
1.2 Понимание в клиент - центрированной психотерапии…………………… 17 - 21
Глава 3 Методологическая версия процесса идентификации.
1.1 Системодеятельностный подход к пониманию…………………………… 22 - 23
1.2 Управление идентификацией в проблемно поисковых исследованииях Московского Методологического кружка…………………………………………… 23 - 28
Заключение…………………………………………………………………………… 28 - 29
Литература……………………………………………………………………………... 30


Введение.

В настоящее время одной из наиболее интересных и перспективных областей отечественных и зарубежных исследований в области психологии является проблема понимания человека человеком.
В различных исследовательских подходах понимание выступает как процесс и результат, а так же специфическая форма состояния познающего субъекта.
Понимание человеком человека не представляет собой единого феномена, это целая группа феноменов и явлений, исследуемых в рамках различных направлений.
В данном реферате будет рассмотрена специфическая форма понимания в психолого - педагогической деятельности - идентификация как процесс.
Особый интерес представляет концептуально-теоретическая и операционально - технологическая основа для моделирования процессов идентификации, так как не смотря на очевидную ценность понимания в общении, даже профессиональные психологи и педагоги осуществляют идентификацию случайно и интуитивно, что значительно снижает эффективность диалога и взимодействия.
Ценность управления процессом идентификации в педагогической и психологической деятельности в ее развивающем потенциале. Любая психологическая функция, по словам Л. С. Выгодского появляется на сцене дважды: в начале как внешняя, в нашем случае как способность понимать, проявленная педагогом и обращенная к ученику, а затем уже как интерризированная способность понимать у ученика.
Отправной в дальнейших рассуждениях послужит современная методологическая версия идентификации. Идентификация - специфический способ понимания партнера в общении (проживание «как бы» за другого), совмещающий в себе процессы познания информационного и энергетического бытия психики.
Сопоставляя ситуацию господства в современной психологии естественно научных методов познания и развития представлений о предмете психологии, обнаруживаем проблему: в психологии преобладает традиционный естественнонаучный, объектный, внешний способ познания, не согласующийся с новыми взглядами на предмет психологии. Внешнее - информационное познание не чувствительно к тонким энергетическим структурам и их проявлениям (воля, мышление, самосознание), не позволяет уловить сущность субъективной жизни.
Акцент на особую важность овладения идентификацией появляется из обоснования необходимости нового взгляда на предмет психологии, в котором бы сочетались преемственность, целостность и объяснение множества явлений не описываемых традиционной теорией.
Важнейшим условием гуманистического (субъектного) подхода к развитию личности является опора на индивидуальный (не только учебный, но и эмпирический) социокультурный опыт, который составляет основу образа мира личности. Решение подобной задачи особенно трудно в условиях, когда «..никакой другой вид опыта не наделяется такими отрицательными характеристиками, как повседневный опыт людей, которому давались самые уничижительные характеристики.» Берулава Г. А..
Именно научное, гуманитарно-рациональное осмысление идентификации и идентичности создает условия для гуманизации, т.к. это единственный способ для человека сохранить свое Я, определить человека как человека.
Стремительное развитие информационной культуры и научно технического прогресса, возрастающая открытость и демократичность общества наряду с растущей свободой выбора выдвигает множеству конкретных людей, от которого могут зависеть судьбы человечества (вспомним о терактах в нашем технократическом обществе) требование самостоятельно налаживать гармоничные отношения с обществом и миром в целом. Современного человека владеющего информацией и техникой, не разумно сдерживать силой, это еще более увеличит с его стороны протест. Гуманистический выход в развитии культуры понимания.
Экологичность метода идентификации в том, что пребывание в состоянии весьма сходном с состоянием другого человека, начинает затруднять произвольное преобразовательное отношение к другому, без учета его субъективности, т к позиции людей благодаря идентификации начинают сближаться. И что примечательно, когда мы погружаемся в истинное состояние другого, то выбор неслучайного оправданного взаимодействия резко возрастает.
.


Глава 1. Философские основы
формирования понятия идентификация.

1.1 Понятийное определение термина «идентификация».
Идентификация (от ср.-век. лат. identifico - отождествляю), признание тождественности, отождествление объектов, опознание.
В психологии и социологии - процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом.
Идентификация долгое время не выделялось философами как специфический метод понимания внутреннего мира человека, но в тоже время познание субъективной природы человека имеет давнюю историю.
Понимание - в широком смысле - это способность уяснить себе содержание, смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этому результат.
Традиционно понимание в философии рассматривается в двух аспектах:
понимание другой личности, чужой субъективности. Оно заключается в воспроизведении ее миро отношения, свойственной ей системы смыслов. Так как непосредственное проникновение в сознание другого невозможно, то понимание реализуется, прежде всего, через диалог, в котором участвуют вербальные (словесные) и невербальные (интонация, жесты, мимика) средства. Такое понимание предполагает как отождествление себя с другим, так и сохранение своего «я», внутренней дистанции, без которой два субъекта слились бы воедино. Условием полноценного понимания при этом является постоянное возобновление диалога.
понимание предмета. Оно представляет собой выяснение его объективного места среди других вещей, породивших его причинных связей и его функционирования.
Понимание психики не вписывается в субъект - объектную познавательную систему и весь процесс усложняется в связи с тем, что в случае идентификации мы сталкиваемся с субъект - субъектными отношениями.
Теоретическое понятие «идентичность» формируется в рамках постнеклассической познавательной парадигмы, признающей разнообразие, неопределенность, множественность исторических времен, нестабильность и необходимость построения моделей на основе понимания прошлого, настоящего и будущего. Эти принципы становятся условиями существования и познания субъектов деятельности, поэтому «идентификация», «идентичность», «кризис идентичности» могут быть вписаны только в современную теоретическую модель. Эти междисциплинарные понятия способствуют рациональному осознанию собственного жизненного проекта, помогают развивать рефлексию и саморефлексию,
1.2. Философия об идентификации.

Проследим логику развития взглядов о человеческой психике, в связи с методами ее познания, а также проиллюстрируем появление акцента на идентификацию как метода позволяющего максимально приблизиться к адекватному пониманию субъективной жизни другого человека.
Уже Гераклит, выделяя чувственное и разумное познание окружающего мира не противопоставляя их. По Гераклиту - это взаимно связанные гармонирующие противоположности, помогающие проникновению в глубину Логоса.
Понятие о внутреннем опыте введено Августином (354-430 гг. н.э.) Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку предполагалось, что эта истинность даруется Богом. В дальнейших рассуждениях философов о внутреннем опыте религиозная трактовка утратила свой основополагающий характер. Признание внутреннего неповторимого опыта ставит вопрос о возможности адекватно уловить его специфику.
Все эти проблемы, так или иначе решавшиеся древними греками, образуют и поныне ядро объяснительных схем, сквозь призму которых видит свою эмпирию современный психолог.
Веками вся деятельность по восприятию и обработке психического "материала" считалась производимой душой, особым агентом, черпающим свою энергию за пределами вещного, земного мира. Таким образом, понятия рассматривались не как результат диалога, совместной деятельности субъектов, а как высшая данность. Неопознанность сущности и механизмов процесса понимания психики и данность феноменов понимания в личном опыте людей приводила к причислению данного круга явлений к высшей божественной природе.
Декарт доказывал, что телесное устройство и без души способно успешно справляться с этой задачей. Декарт не только не лишает ее прежней царственной роли во Вселенной, но возводит в степень субстанции равноправной с великой субстанцией природы. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъекта, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому; она определяется единственным признаком - непосредственной осознаваемостью собственных проявлений. Таким образом, интроспекция наделяется достоверностью, не смотря на дальнейшие всевозможные недопонимания в процессе общения, внутреннее самонаблюдение первый шаг в идентификации.
Существенным поворотом в понимании души, стало выделение в качестве предмета психологии сознания. Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией. Декарт писал: "Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим".
Целостность человека не только связывает его духовную и телесную сущности, но и является основой познания окружающего мира - доказывал Спиноза. Как и Декарт, он был убежден в том, что именно интуитивное знание является ведущим, ибо интуиция дает возможность проникать в сущность вещей, познавать не отдельные свойства предметов или ситуаций, но общие понятия, и то, что интуиция открывает безграничные возможности самопознания. Спиноза оспаривал Декартову идею равенства психики и сознания. Поэтому в споре Спинозы с Декартом не следует видеть лишь давно утративший актуальность исторический эпизод. Из вопроса о неравенстве психики и сознания закономерно вытекает то, что и метод познания психического в человеке не может ограничиться выяснением осознанных представлений, так как психика более многомерна.
Декарт полагал, что наука бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности. Эта декартова дихотомия (разделение надвое) привела в XX веке к концепции "двух психологий" - объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, считающей, что тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем.
. Согласно Лейбницу, "........


Литература:
Анисимов О.С. «Акмеология и методология», Проблемы психотехники и мыслетехники, М.,1998
Анисимов О.С. «Методологическая версия категориального аппарата психологии», Новгород, 1990.
Батищев Г.С. «Деятельностная сущность человека, как философский принцип», М., 1969
Батищев Г.С. «Найти и обрести себя», Вопросы философии.1995. №3. С. 95-129
Бердяев Н. А. « Самопознание », М., 1991
Берулава Г. А. « Методологические проблемы практической психологии», М., 2004
Гаврилова Т.П. «Понятие эмпатии в зарубежной психологии», Вопросы психологии. 1975. №2. С. 147 -158
Гжегорчик А. «Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия», Вопросы философии.1992. №3. С. 54-64
Е.В.Гречихо Философско-методологические основы формирования понимания Информационный научно-методический бюллетень учреждения образования «Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО». 2006. №14. С. 37-69
Зайцев А.К. «Философия ведической цивилизации», Калуга, 2005
Заковоротная М.В. «Идентичность человека. Социально - философские аспекты», М., 1999.
Лэндрет Г. «Игровая терапия: искусство отношений» М, 1994
Мардов И.Б. «Мнимодушевность», Вопросы философии.1994. №4. С. 169-176
Мингалиева М.Р. «Проблема понимания психологом клиента», Калуга, 1999
Понимание. Краткий психологический словарь. Под ред. П.А.Карпенко, Р.- на- Дону, 1998
Проблемы общения в психологии. Под ред. А.А.Бодалева, М., 1981
Роджерс К.Р. «Взгляд на психотерапию, Становление человека», М., 1985
Роджерс К.Р. «Искусство консультирования и терапии», М., 2002
Современная философия. Словарь и хрестоматия. Отв. ред. В.П.Кохановский, Ростов-на-Дону,1995
Сальникова Л.Н. «Идентификация в игровой психотерапии». Ежегодник психологической службы Департамента образования и науки Калужской области, Калуга, 1999
Станиславский К. С. « Моя жизнь в искусстве » М., 1995.
Фрейд З. «Психология бессознательного». Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989
Шпет, Г. «Явление и смысл: Феноменология как основная наука и ее проблемы», М., 1954.
Щедровицкий Г.П. «Избранные труды», М.,1995
М.Г. Ярошевский «История психологии от античности до середины XX века», М., 1996



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.