На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88706


Наименование:


Курсовик анализ эффективности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 19.5.2015. Сдан: 2014. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы изучения применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи……………………6
1.1 Понятие и сущность дидактической игры………………………………...6
1.2 Роль дидактической игры в системе развития речи у детей с нарушениями речи.............................................................................................14
Вывод по 1 главе....................................................................................................19
Глава 2. Организация применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.................................................................................................20
2.1 Проведение эксперементального исследования………………………...20
2.2 Формирующий этап исследования.............................................................28
2.3 Контрольный этап исследования...............................................................35
Вывод по 2 главе....................................................................................................39
Заключение……………………………………………………………………….40
Литература……………………………………………………………………….43
Приложение………………………………………………………………………47



Введение

Актуальность исследования. Роль дидактической игры в развитии речи огромна. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в связи с чем особенное внимание в развитии ребенка играет игровая деятельность. Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (М, Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых. При помощи ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления (психические новообразования по Л.С. Выготскому) и в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что важное влияние на развитие игровой, коммуникативной деятельности дошкольников оказывает речевое развитие ребенка. Дети с нарушениями речи испытывают трудности во взаимоотношениях сверстников в игре. Поэтому развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и игровой деятельности.
В связи с этим повышается необходимость разработок новых форм и методов коррекционно-формирующей работы с детьми с нарушениями речи посредством использования дидактической игры.
Однако, до сих пор, несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи. В связи с этим, мы считаем, что выбранная нами тема является достаточно актуальной.

Тема: Применение дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

Объект исследования: дидактическая игра как метод работы с детьми с нарушениями речи.

Предмет исследования: особенности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

Цель исследования: анализ эффективности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Определить методологическую основу исследования, как результат анализа современных подходов к решению проблемы теоретических основ применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.
2. Разработать критерии, показатели и комплексную методику диагностики уровней сформированности применения дидактических игр в роботе с детьми с нарушениями речи.
3. В ходе экспериментального изучения выявить особенности применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: целенаправленная формирующая работа логопеда, воспитателей и родителей посредством дидактической игры будет способствовать развитию речевой деятельности детей с нарушениями речи.
Методы исследования: теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы;
эмпирические: словесно-диагностические методы (наблюдение, беседа, эксперимент);
статистические: математическая обработка в ходе исследования.
База исследования: детский сад № 302 Ворошиловского района г.Волгограда. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Структура и объем работы. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 41 наименование, и 4 приложений.



Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения применения дидактических игр в работе с детьми с нарушениями речи.

1.1 Понятие и сущность дидактической игры

Дидaктическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенкa. [2, с.43].
Традиционно подчеркивалось прежде всего воспитательное, образовательное и развивающее значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Так, в исследованиях Л А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко, НА Коротковой, Р.И. Жуковской. PC. Бурс и др. показана роль различных видов игр в социализации ребенка, его психическом развитии и социально-нравственном становлении. А.П. Усова, ТА. Релина, АЛ. Рояк определили значение игры в становлении коллективных взаимоотношений дошкольников, в развитии «детского общества». В работах Л.В. Артемовой показаны общественные мотивы поведения в игре, а в исследованиях В.В. Абраменковой выделены особенности использования игры для развития гуманистической направленности личности ребенка. Труды Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко, НА. Коротковой, А.И. Сорокиной и др. раскрыли роль творческих игр и игр с правилами» умственном развитии ребенка. Влияние творческих игр на художественно-эстетическое развитие ребенка подчеркивается в работах Д.В. Менжерицкой, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной и др. Развитие произвольности поведения через игру показано в исследованиях З.В. Мануйленко.
В отечественной психологии принята концепция игры, разработанная Д.Б. Элькониным. В его работах выделяются следующие этапы развития детской игры: предметная (до 3 лет), ролевая (3- 7 лет), игра с правилами (6-7 лет). Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина о том, что «этапы развития игры не обнаруживают жесткой связи с возрастом детей: переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом» [39, с.43].
Согласно теоретическим основам отечественной психологии ведущая деятельность дошкольника -игра. Именно с помощью нее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения к многие другие. А.В. Шипер считает, что через игру дети учатся:
? строить свои личностные жизненные планы;
? определяют и апробируют действия и средства их достижения;
? проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми [38, c.56].
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [4, c.29].
Дидактическая игра - это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.
Дидактическая игра способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, а также, формирует у ребят, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и стремление к оказанию, в случае необходимости, помощи своему партнеру, что способствует сближению участников игры, углубляет их взаимоотношения. Расширяя границы межличностных отношений, дидактическая игра способствует возникновению творческих связей между ребятами, а также делает объективней процесс самооценки, повышает объективность в оценке других. Кроме того, дидактическая игра благоприятствует реализации познавательных целей, развивает активность и самостоятельность.
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.);
- настольные печатные игры;
- словесные игры.
Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Обширна типология игр по характеру игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу. Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения [3, c.41].
Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая, игрушки определенного цвета и называют их. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы [1, c.32].
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Словесные дидактические игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.
А.В. Шипер отмечает, что «игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры» [38, с. 28].
Дидактическая игра по праву заняла в практике дошкольного воспитания важное место. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. В процессе игровой деятельности воспитатель стремится выработать у дошкольников социальные и нравственные ценности, осознанное отношение к действительности. Их формирование зависит не только от той информации, которую они получают, но и от того, как и каким путем она поступила к ним.
А.С. Макаренко отмечал, что значение использования игр в дошкольном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. «Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д» [27, с.112].
Сравнительный анализ коммуникативной компетентности детей с сохранным и нарушенным развитием позволил О.В. Дзюба выделить следующие особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
- снижение потребности в общении,
- несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи),
- незаинтересованность в контактах,
- неумение ориентироваться в ситуации общения,
- негативизм [12, c.22].
Для детей-дошкольников, с общим недоразвитием речи, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Недостатки всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, а так же особенности в формировании сенсорной, интеллектуальной и аффективно - волевой сфер у дошкольников с ОНР влияет на развитие игровой деятельности детей, порождает определенные особенности поведения в игре.
Как считает С.В. Артамонова, дошкольники с ОНР нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Они быстро истощаются, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других - с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности, соответственно эти дети в игре проявляют робость, их движения скованны, они быстро утомляются или наоборот раздражительны, суетливы, им не хватает сосредоточенности внимания и настойчивости в доведении игры до конца. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере.
Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Все это затрудняет включение этих детей в коллективную игру [1, c.55].
Ребенок с недоразвитием речи также, как и его сверстники без речевых нарушений активно осваивает мир, взаимодействуя с его объектами. В процессе игровой деятельности ребенок развивается, у него формируется отношение к объектам социальной и природной среды. Поэтому так важно правильно организовать игровую деятельность дошкольников с ОНР, чтобы она была развивающей и ........


с.
34. Чистякова, Т.А. Нарушения речи в дошкольном возрасте: проблемы и решения / Т.А. Чистякова. - М.: Владос, 2013. - 234с.
35. Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников / И. Н. Шевченко // Логопед. - 2011. - N 1. - С.16-26.
36. Шипер, А.В. Игровая деятельность детей дошкольного возраста / А.В. Шипер, - СПб.: Питер, 2004. - 303с.
37. Эльконин, Д. Б. Избранные труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 238.
38. Юрова, Е. В. Проблемы развития игровой деятельности дошкольников / E. B. Юрова. - М.: Аквариум, 2012. - 206 с.
39. Янчина, А.А. Обучение грамоте. Подготовительная группа дошкольных специальных (коррекционных) образовательных учреждений: пособие для логопеда/ А.А. Янчина. - М.: Олма-пресс, 2012. - 347 c.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.