На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88727


Наименование:


Курсовик Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников по средствам живописи

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 19.5.2015. Сдан: 2013. Страниц: 68. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ

2.1. Методика констатирующего эксперимента

2.2. Методика формирующего эксперимента

2.3. Результаты экспериментальной работы


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
. Важность решения данной проблемы и недостаточная разработанность методики формирования эстетического вкуса детей определили выбор темы нашего исследования: «Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи».
Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи, будет эффективным, если:
1. Художественно-эстетическая среда ДОУ включает произведения живописи.
2. Проводятся занятия, дидактические игры, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы нашего исследования были определены следующие задачи:

1. Познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства - пейзажем.
2. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, помочь детям осмыслить свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу.
3. Познакомить с такими выразительными средствами живописи, как композиция и колорит, и учить выделять их при рассматривании картин.
4. Учить передавать в рисунках характерные особенности деревьев разных пород: березы, клена, ели и др., различать деревья по силуэту и кроне, изображатьдеревья склоненные под ветром.
5. Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные времена года и в разную погоду, и в разное время суток.
6. Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, гордость, удовольствие и восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзаж.

В ходе работы применялись следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Диагностические задания.
5. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования в практике ДОУ.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 30 источников и приложения.

Глава 1. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Изучение любого явления предполагает уяснение его сущности, четкое определение понятия. В нашем исследовании важным является понятие " эстетическое воспитание". В связи с этим представляется необходимым рассмотреть различные подходы к определению понятия "эстетическое воспитание", его сущности.
Анализ литературы показал, что "эстетическое воспитание" является сложным научным понятием, в трактовке которого выделяются различные подходы.
Понятие "эстетическое воспитание" органически связано с термином "эстетика", обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthetikos ,что означает "ощущение, чувство". Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области художественно-творческой деятельности .
По мнению ученых (Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова), эстетическое воспитание - это целенаправленное, систематическое воздействие на
личность с целью ее эстетического развития, т.е. формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты .
Н.А. Ветлугина рассматривает эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
С точки зрения В.А.Сластенина эстетическое воспитание - это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.
СЮ. Бубнова придерживается следующего определения понятия "эстетическое воспитание" применительно к дошкольному возрасту эстетическое воспитание - это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка (54).
Эстетическая культура включает в себя определенную степень развития чувств, сознания, поведения и деятельности ребенка, а именно:
- эмоционально- чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное,
возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и
трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в
поведении и деятельности, а также способность управлять своими
чувствами;
- знания и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей
действительности, художественную грамотность, правильные
представления, суждения, убеждения, связанные с эстетическим
восприятием произведений искусства и явлений жизни;
- овладение культурным наследием прошлого, отношение к искусству, его
тенденциям развития;
- степень развития творческих способностей, интерес и стремление к
эстетическому освоению мира;
- мера причастности к художественному творчеству, практическое
участие в создании прекрасного в жизни и искусстве;
- потребность и стремление жить "по законам красоты", утверждать
идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной
деятельности.
С точки зрения Н. А. Ветлугиной задачи эстетического воспитания в детском саду следующие:
1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические
чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт
способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную
отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их
художественным первоначальным знаниям, практическим умениям,
воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить
элементы прекрасного в окружающую среду, общественные
отношения.
3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4. Развивать художественно- творческие способности детей. Их
деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть
непринужденной, насыщенной радостным устремлением,
творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически
развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Второе условие - насыщенность быта произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно - прикладного народного искусства, художественной литературы, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Третье условие - активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
Четвертое условие - индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка).
В исследованиях выделены основные средства эстетического воспитания. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова считают, что средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей.


1.2 Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников
Изобразительное искусство - это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись, скульптура, графика.
Рассмотрим подробнее живопись.
Живопись как вид изобразительного искусства отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста.
Своеобразием живописи является двухмерное изображение реального мира на плоскости.
Ощущение пространства, объема достигается посредством цвета и светотени.
Название «станковая живопись» пошло от места, на котором художник устанавливает загрунтованный и натянутый на подрамник холст (станок, мольберт). Станковая живопись создается в мастерской художника.
Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными жанрами:
· пейзаж,
· натюрморт,
· портрет,
· сюжетно-тематические картины.
Отличительным признаком этих жанров является объект изображения (что изобразил художник), а общим - выразительные средства (как изобразил).
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской и др. В работе с детьми чаще используется природный пейзаж.
Пейзаж ярче других жанров живописи выражают различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. К каждому пейзажу можно подобрать музыкальное произведение.
Созвучие пейзажа с поэзией позволяет подразделять его на жанры: лирический, эпический, романтический, драматический.
Лирический пейзаж отражает красоту природы, он экспрессивен по настроению, вызывают определенные переживания - чувства грусти или радости, любви к Родине.
Эпический пейзаж раскрывает величие земли. В нем все монументально, написано ярко, звучно.
Романтический пейзаж вызывает у нас чувства яркие, сильные, страстные. Природа, отраженная в таком пейзаже, ассоциируется с чувствами человека.
В драматическом пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства.
Пейзажная живопись - это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Полагаем, что знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, будет пробуждать искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Портрет - изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Своеобразные отличительные особенности портретов заключаются в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты его характера и его душевное состояние, определяемое замыслом художника В портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.
Главное в портрете - лицо, глаза и губы. Лицо раскрывает духовный мир человека. Дополняют представление руки, по ним можно судить о профессии, чертах характера, здоровье изображенного человека. Существенное значение имеет поза и жест. Немалую роль играет костюм и фон портрета. В портретной живописи имеет значение и размер холста, его выбор зависит от позы человека.
Вертикально вытянутый холст подчеркивает величие и мощь, холст
квадратной формы несет более интимный характер.
Особенность портретной живописи - один художник воспроизводит черты конкретного человека, а другой - обобщенный образ современника, его социальную принадлежность, национальность, возраст.
Мир сверстников близок детям по чувствам и мыслям, вызывает у них адекватные ассоциации. Детский портрет позволяет понять и проникнуть в мир чувств взрослого человека, соразмерность его частей, что с трудом ими передается в рисовании и лепке.
Дети любят рисовать портрет по памяти и портрет литературного героя.
Распространенным видом станковой живописи является сюжетная композиция, называемая иначе жанровой живописью. Она также имеет свои подвиды: бытовой, исторический, батальный, мифологический.Жанровая живопись рассказывает о труде и быте разных людей, об их успехах и невзгодах.
Жанровая живопись отражает один жизненный момент, но художник воссоздает его так, что мы воспринимаем изображенное действие как длительное событие, ассоциативно воспроизводим предшествующие и последующие картине события.
Жанровой картине художник пишет композиционный центр детально, ярко, сочно, а второстепенные, подчиненные ему образы, предметы более обобщенно.
Цвет в жанровой картине помогает выявить композиционный центр. Он более яркий и интенсивный, привлекает наше внимание. Чем дальше от композиционного центра, тем цвет и свет как бы гаснут, становятся приглушенными, лишь иногда вспыхивают, как искорка, в какой-нибудь детали.
Целостность произведения достигается художником посредством упорядочения и соразмерности всех элементов произведения между собой и в соотношении с целым, т.е. композиционно. Целостность произведения создается благодаря единству содержания и формы, отделение же их друг от друга приводит к нарушению этой целостности.
Натюрморт - жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителем красоту привычных предметов, вещей, обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и цветовое сочетание одних предметов с другими, выражая свое отношение к ним.
Внимание всегда привлекает цветовая тональность - теплая, холодная, или контрастная гамма красок. Например: «Хризантемы» (И. Грабарь), «Цикламены» (В.Конашевич) написаны в прозрачной холодной гамме; «Подсолнухи» (В. Ван Гог), «Натюрморт» (О. Богаевская) - в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), - в контрастной гамме.
Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника - и донести это до детей в доступной форме.
Детям старшей группы дают для рассматривания разнообразие натюрмортов; особенности средств выразительности, индивидуальность творческой деятельности художников.
Форма - это способ существования и выражения содержания. Основные компоненты художественной формы - цвет, светотень, рисунок, фактура, композиция и пр. или иначе говоря, средства выразительности, язык искусства.
Главным средством выразительности в живописи является цвет. Цвет в живописи используется не только как изобразительное средство, но и как выразительное. Используя цвет как средство изобразительное, художник передает предметы, объем, материал, пространство, состояние освещенности. Одновременно цвет воспринимается и как выразительное средство, его сочетания вызывают у нас различные эмоции, пробуждают чувства, создают разные настроения: радостное, грустное, спокойное, тревожное, беспокойное и т.д. Благодаря цвету, живописное произведение начинает «звучать», создается впечатление, будто от картины исходят запахи, звуки.
Светотень - это строго закономерные грани светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воплощаются в художественном произведении предметные свойства и явления действительности. Посредством светотени художник добивается композиционной и световой гармонии, равновесия, а также отражения эмоционального настроения в картине.
Важным средством живописи является рисунок, с помощью, которого художник обозначает границы предметов, фигур, форм окружающей среды.
Рисунок - изображение реальной действительности посредством линий, штрихов, пятен, в разной степени констатирующих с белой поверхностью бумаги.
Качество рисунка зависит от выразительности в передачи формы, объема, строения, движений, пропорций человеческой фигуры, соотношения частей картины. Он может быть легким, изящным и тяжелым, грубым. Рисунку подчиняется цвет, композиция. Таким образом, рисунок - основа живописи.
К выразительным средствам в живописи относится и композиция - сочетание частей картины в определенном порядке. Композиция в живописи позволяет художнику выразить замысел, привлечь внимание к содержанию картины. Содержание произведения и композиция тесно взаимосвязаны, изменение построения изображаемых художником элементов влечет изменение и содержания.
Композиционные элементы в живописи - размер и формат холста, единство точки зрения, разнообразие форм и композиционный центр, равновесие, симметрия, ритм, колористическая целостность. Остановимся подробнее на их характеристике.
В процессе ознакомления детей с живописью выделяют три этапа.
По мнению Р.М. Чумичевой, на первом этапе ознакомления с живописью используют искусствоведческий рассказ.
Структура рассказа:
Сообщение названия картины, фамилии художника.
- О чем написана картина?
- Что самое главное в картине? (композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение).
- Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, устанавливается связь между содержанием и средствами его выражения).
- Что красивого показал своим произведением художник?
- О чем думается, что вспоминается, когда смотришь эту картину?
Искусствоведческим рассказом создается интерес к данной картине, формируется умение внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание.
На занятии дается рассказ по картине только тогда, когда картина предварительно рассмотрена.
После искусствоведческого рассказа предлагается конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного, на детальное рассматривание, с тем, чтобы подвести детей к пониманию содержания картины.
Например:
- Что изображено на картине?
- Как вы думаете, что самое главное в картине?
- Как это изобразил художник?
- Что в картине самое яркое? Сразу бросается в глаза?
- Что этим хотел сказать художник?
- Какое настроение передал художник?
- Как вы догадались, что именно это настроение передано в картине?
- Как это удалось художнику сделать?
- О чем вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
В работе часто используется художественное слово и музыка, что усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.
Задачами второго этапа являются:
· развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины;
· выделять изобразительные средства;
· формировать умение «читать» картины;
· мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению.
На этом этапе рассматривание картины осуществляются с постановкой вопросов более обобщенного характера:
- О чем картина?
- Почему думаете так, расскажите?
- Как бы вы назвали картину?
- Почему именно так?
- Сравните с авторским названием.
- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзажах, предметах?
- Как он это изобразил на картине?
- Какое настроение вызывает картина?
- Отчего возникает такое настроение?
- Что хотел сказать художник своей картиной?
- Что он особенно выделил, чтобы мы это увидели в картине?
Для такой структуры рассматривания картины отбираются дети, умеющие внимательно и детально рассматривать и анализировать картину. Для остальных детей используется прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос о чем картина.
На третьем этапе ознакомления детей с живописью используется следующие приемы
· Сравнение.
· Классификация картин.
· Мысленное создание собственной картины по названию картины художника.
· Различные дидактические игры и приемы.
В основе этих приемов лежит прием сопоставления произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью.
Вначале дается две картины разных художников одного жанра, но отражающие разные настроения (контрастные). П.П.Островский «Сыновья» и А.А.Пластов «Ярмарка», а затем картины одного художника, но разного колористического решения «Золотая осень» и «Март» И.И.Левитана.
Для сравнения можно называть картины разных художников, но одной тематики.
Вначале репродукции сравниваем по контрасту - настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак, затем дети учатся определять отличительные признаки - по цвету, расположению, освещенности, динамике.
Умению сравнивать картины по контрасту учат при помощи приема классификации картин по те........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.