Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Функции финансов и финансовая деятельность государства. Предмет и система финансового права, связь финансового права с другими отраслями. Характеристика источников финансового права: нормативный правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 10.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН РАБОТЫ

1. ФИНАНСЫ
1.1 Понятие и функции финансов
1.2 Финансовая деятельность государства
2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
2.1 Понятие и предмет финансового права
2.2 Система финансового права
2.3 Связь финансового права с другими отраслями права
3. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
3.1 Сфера деятельности финансового права
3.2 Система источников финансового права
3.3 Нормативный правовой акт - основной источник финансового права
3.4 Нормативный договор как источник финансового права
3.5 Судебный прецедент как источник финансового права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
1. ФИНАНСЫ

1.1 Понятие и функции финансов

Финансовое право - активно развивающаяся отрасль в системе российского права. Очевидно, что название отрасли - финансовое право обусловлено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. Данный термин широко используется и в научном, и в общегражданском лексиконе, но всегда ли при этом он употребляется соответственно своему содержанию? Итак, что же такое финансы? Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- Ф59 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- 749 с. Дадим ему определение.
Финансы - одна из сторон экономических отношений общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач.1
Финансы (фр.finance от лат. financia -- наличность, доход) -- это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования. Мальцев В. А. Финансовое право : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А.Мальцев. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М. : Издательский центр «Академия», 2008. -- 256 с.
Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма.
Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. -- 606 с.
2 Мальцев В. А. Финансовое право : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А.Мальцев. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М. : Издательский центр «Академия», 2008. -- 256 с.
Роль финансов в государстве определяется их ключевым положением:
во-первых, они связаны с общественными экономическими отношениями и являются их регулятором; во-вторых, они влияют на финансовую политику государства.
По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны. Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.
Таким образом, ФИНАНСЫ - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.
Финансы осуществляют четыре основные функции:
1) распределительную;
2) контрольную;
3) стимулирующую;
4) информационную.
Распорядительная функция призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного общественного воспроизводства, развитию всех отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей. Посредством финансов распределяются валовой общественный продукт и национальный доход, что позволяет государству обеспечить постоянное и эффективное развитие всех отраслей экономики. Одновременно финансы служат инструментом регулирования рыночных отношений. Определяя основные направления денежных потоков, государство обеспечивает свое функционирование и выполнение различных задач. Распределительная функция финансов проявляется и в виде планирования доходов и расходов государства, предприятий.
С помощью финансов обеспечивается контроль производства и распределения материальных благ. Контрольная функция финансов позволяет регулировать рыночные процессы, в частности вопросы соотношения спроса и предложения, ценообразования, наличия отдельных товаров на рынке (при их нехватке -- восстановить соответствующий баланс). В то же время посредством государственных финансов обеспечивается и контроль доходов частных предприятий, граждан.
Финансы являются средством стимулирования развития государства и общества. Вкладывая денежные средства в приоритетные направления, государство обеспечивает получение дополнительных доходов, которые затем могут быть использованы для осуществления других экономических программ.
Стимулирующая функция особенно ярко проявляется в сфере налогообложения, когда государство путем изъятия части прибыли (доходов) либо ограничивает процесс расширения производства, либо путем предоставления определенных льгот стимулирует развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций.
Финансы выполняют и информационную функцию. Так, состояние финансов дает возможность определить финансовое положение предприятий и даже целых отраслей. Проявление же негативных явлений в различных сферах, как правило, вызвано недостаточным финансированием или другими проблемами, что побуждает государство анализировать данную информацию и принимать соответствующие меры. Информация о доходах и расходах предприятий и организаций также позволяет определить основные направления государственной бюджетной и налоговой политики.
1.2 Финансовая деятельность государства

Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством в этой специальной деятельности, а именно - финансовой деятельности .
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления - это организационная деятельность уполномоченных органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом данном этапе общественного развития. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева Ф59 и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. -- 536 с.
Следуя из выше сказанного, дадим ещё одно определение финансовой деятельности государства.
Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию) , распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.
Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех трех ветвей власти, поскольку финансовая деятельность включает в себя и законодательную деятельность представительных органов власти в области финансов, и управленческую деятельность исполнительных органов власти, направленную на практическую реализацию нормативных актов в сфере финансовых отношений, а также деятельность судебных органов.4
Финансовая деятельность -- это обязательно плановая деятельность, поскольку постоянное изыскание государством дополнительных средств для пополнения доходов с одновременной корректировкой расходов может дать положительный результат только при четком планировании. Например, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать финансовую деятельность на следующий год. Конечной целью финансового планирования является достижение баланса по каждому денежному фонду.
Все денежные фонды в государстве делятся на централизованные и децентрализованные. К централизованным денежным фондам относятся фонды денежных средств, формирующиеся в бюджетной системе государства. Они создаются на определенной территории (например, республики, области, района и т.д.) и используются на нужды данной территории. Основными централизованными фондами являются: бюджет государства, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Децентрализованные фонды -- это денежные фонды предприятий и организаций всех форм собственности, которые образуются за счет собственных ресурсов, заемных средств и используются на производственные и иные цели. Формирование децентрализованных фондов осуществляется только после уплаты налогов и других обязательных платежей. Централизованные и децентрализованные фонды, несмотря на то что создаются отдельно друг от друга, тесно взаимосвязаны.
Это обусловлено тем, что централизованные фонды получают из децентрализованных денежные средства, а в определенных случаях осуществляют и обратный процесс финансирования отдельных предприятий. В то же время приоритет централизованных фондов вызван тем, что государство регламентирует условия их формирования и осуществляет контроль создания, распределения и использования этих фондов.3 Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. -- 606 с.
2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

2.1 Понятие и предмет финансового права

Финансовое право как самостоятельная отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе плановой аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства в определенный период времени.
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
Под предметом финансового права принято понимать общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации их задач.
По содержанию рассматриваемые общественные отношения делятся на:
- бюджетные отношения;
- налоговые отношения;
- обязательное страхование;
- денежное обращение и расчеты;
- валютные отношения.
Таким образом, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности, которые принято называть - финансовые правоотношения.
Финансовые правоотношения - это общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, использования фондов денежных средств и регулируются нормами финансового права; их участники связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.
Отличие финансовых правоотношений от других видов правоотношений состоит в следующем:
- возникают в процессе финансовой деятельности государства;
- одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган государственной власти;
- возникают по поводу денег -- платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.
2.2 Система финансового права

Складывающиеся в процессе осуществления финансовой деятельности общественные отношения представляют собой не простую их совокупность, а определенную систему, порядок их расположения, взаимодействия между собой. Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.
Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.4 Финансовое право: Учебник / О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева Ф59 и др.; Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. -- 536 с. 4
Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно
- все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов; - в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих); - объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства; - взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное; - в финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.2 Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- Ф59 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- 749 с.2
В состав финансовой системы РФ входят:
1)Бюджетная система, состоящая из местных бюджетов муниципальных образований.
2)Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды.
3)Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.
4)Имущественное и личное страхование.
5)Кредит (государственный, муниципальный, банковский)
Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.
Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды -- новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.
Финансы предприятий, организаций, учреждений -- обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ). Финансы предприятий -- исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.
Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Различают следующие формы страхования: а) имущественное и личное; б) социальное; в) медицинское.
Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездное и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников. Согласно законодательству различают две формы кредита: а) государственный и муниципальный; б) банковский.1 Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. -- 606 с.1
Финансовое право в зависимости от соотношения регулируемых общественных отношений и юридических норм, его составляющих, состоит из двух частей: общей и особенной.
Общая часть финансового права включает в себя юридические нормы, которые в равной степени применяются для регулирования всех или, по крайней мере, большинства общественных отношений, составляющих предмет финансового права, будь то бюджетные, налоговые, валютные или иные отношения. Нормы общей части устанавливают основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, ее функции и задачи, формы и методы осуществления, правовые основы финансового контроля, определяют особенности ответственности за нарушение финансового законодательства, а также закрепляют присущие всем институтам финансового права принципы.
Особенная часть финансового права состоит из норм, которые применяются для регулирования отдельных общественных отношений в сфере: бюджета, налогообложения и иных государственных и муниципальных доходов, государственных расходов и бюджетного финансирования, денежного обращения, валютного регулирования, государственного и муниципального кредита, государственного и обязательного страхования и т.д. Каждый из названных видов общественных отношений является относительно самостоятельным и потому регулируется специальными юридическими нормами, которые в своей совокупности образуют институты финансового права.2.Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- Ф59 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- 749 с.2
2.3 Связь финансового права с другими отраслями права

Финансовое право нельзя рассматривать обособленно от остальных отраслей права. Оно тесно соприкасается с такими отраслями права как:
- гражданское право
- налоговое право
- конституционное право
- уголовное право
- административное право
- муниципальное право
- бюджетное право
Тесно соприкасается финансовое право и с курсом «Экономика финансов» и «Экономическая теория». Однако данный курс рассматривает финансы и финансовую деятельность как экономическую категорию, в то время как финансовое право рассматривает финансы в качестве объекта регулирования посредством финансово-правовых норм в целях аккумуляции, перераспределения и использования государством денежных фондов.
Конституционное право -- ведущая отрасль в системе права. Оно закрепляет основы правового положения личности, общественного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и развивается на этих основах. Конституционное право содержит также нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Конституционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института.
Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом метод властных предписаний. Однако при всем сходстве этих отраслей они различаются по предмету регулирования. Отношения, которые непосредственно связаны с выполнением органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов, входят в предмет финансового права. Сферу административного права составляют отношения, связанные с деятельностью министерств, комитетов и других органов исполнительной власти по регулированию и координации в отраслях экономики, социально-культурной сфере и т.п. функции. Финансовое же право определяет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д. В процессе деятельности финансовых органов также возникают отношения, которые регулируются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансовых органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения должностных лиц и т.п.
Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возникающие в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.
Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Кроме того, государственные органы, в том числе финансовые, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц.
Финансовое право связано и с другими отраслями российского права. Однако в рассмотренных случаях соприкосновение между отраслями права наиболее близкое.2.Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- Ф59 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- 749 с.2
3. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

3.1 Сф и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.