На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88970


Наименование:


Курсовик Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 26.5.2015. Сдан: 2010. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1. Состояние малого бизнеса в России Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Характерные особенности малого бизнеса Ошибка! Закладка не определена.
Определение субъекта малого бизнеса 5
Сравнение малого и крупного бизнеса 6
Эффект масштаба предприятий 6
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса 8
Преимущества малого бизнеса 8
Недостатки малого бизнеса 9
1.3. Положительное воздействие малого бизнеса на развитие экономики 10
1.4. Проблемы малого бизнеса в России 11
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России 14
2.1. Основные направления, задачи и инструменты 14
Институты для поддержки малого бизнеса 14
Нормативная база по поддержке малого бизнеса 17
2.2. Результаты реализации поддержки малого бизнеса в России 21
2.3. Проблемы государственной поддержки 24
Отсутствие четкой модели развития малого и среднего бизнеса в России 26
Несогласованность в курсе облегчения доступа к недвижимости 26
Необходимые шаги для снижения риска приостановки инфраструктуры поддержки МП из-за кризиса 27
3. Перспективы малого бизнеса в России 30
В перспективе бывшие российские безработные могут увеличить число мелких предприятий в стране 30
Факторы влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы 31
Влияние кризиса на перспективу работы малых предприятий 33
Необходимые меры для развития малого бизнеса в условиях кризиса 36
Дальнейшая перспектива и ряд нерешенных проблем 37
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение 1 45


Введение
В современных условиях малое предпринимательство относится к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП).
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно в секторе малого бизнеса создается и находится в обороте основная масса материальных ресурсов. Поэтому, необходимы стремление и воля государства и общества развивать предпринимательскую активность населения.
Исходя из этого, целью государственной политики развития и поддержки бизнеса является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.
Однако масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одной из причин такого положения состоит в том, что имеется ряд проблем связанных с государственной поддержкой малого бизнеса, но не смотря на это малый бизнес имеет определенные перспективы в России.
Развития малого бизнеса и его господдержка в настоящее время является актуальной темой в том числе и на заседаниях правительства, где премьер Владимир Путин в конце ноября прошлого года внес законопроект, вдвое сокращающий перечень платных услуг, необходимых при начале нового бизнеса.
Объектом исследования в данной работе являлись малые предприятия в экономике России.
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, публикаций в периодической литературе и фактического материала выяснить с какими проблемами государственной поддержки сталкивается малый бизнес в России и какие у него вырисовываются перспективы.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
· необходимо четко обозначить характерные особенности организации, являющиеся субъектами малого бизнеса, оценить достоинства и недостатки малого бизнеса и выявить основные его проблемы и особенности развития в России;
· ознакомиться с основными направлениями и задачами государственной поддержки малого бизнеса в России, её результатами и имеющимися проблемами;
· рассмотреть сложившуюся ситуацию в отношении развития малого бизнеса и оценить его перспективы в России.


1. Состояние малого бизнеса в России
1.1. Характерные особенности малого бизнеса
Определение субъекта малого бизнеса
Критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого бизнеса в России несколько раз изменялись, так согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
· в промышленности - 100 человек;
· в строительстве - 100 человек;
· на транспорте - 100 человек;
· в сельском хозяйстве - 60 человек;
· в научно-технической сфере - 60 человек;
· в оптовой торговле - 50 человек;
· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ в приведенные выше критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса были внесены ряд изменений. Первым критерием становится количественный состав, т.е. средняя численность работников предприятия, в соответствии с которым выделяются три вида субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек. Вторым критерием становится оборот (выручка от реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость) или балансовая стоимость активов. Критерий относительно структуры уставного капитала остается прежним.
В принципе, введенные данным Законом критерии соответствуют существующим в Евросоюзе. Вопрос в том, как определять цифры - по обороту или балансовой стоимости активов. Одна из новелл Закона заключается в том, что необходимо проводить сплошное статистическое обследование один раз в пять лет, на основе которого и будут определяться и корректироваться эти цифры. Данные цифры будут вводиться на основании Постановления Правительства РФ с учетом сплошных статистических наблюдений (ч. 2 ст. 4 Закона, посвященная проведению таких статистических исследований, вступило в силу с 1 января 2010 года). Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных в Постановлении Правительства РФ, а именно для микропредприятий - 60 млн. руб., малых предприятий - 400 млн. руб., средних предприятий - 1000 млн. руб.
Сравнение малого и крупного бизнеса
Для крупного бизнеса характерно то, что он располагает большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Именно крупные фирмы способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.
В сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объёмов оборудования и большого количества работников развивается малый бизнес. Малых предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Эффект масштаба предприятий
Малый бизнес не может использовать в своей деятельности эффект масштаба - важнейший фактор, который используется крупным бизнесом.
Деятельность как малых так и крупных предприятий направлена на увеличение чистого дохода, которое теоретически, с оговоркой «при прочих равных условиях» достигается:
· увеличением масштаба производства;
· контролем текущих издержек, чтобы они не превышали цену реализации;
· снижением постоянных издержек.
Оговорка «при прочих равных условиях» предполагает многие допущения: о неограниченности спроса; его независимости от уровня цены; о независимости текущих затрат от масштабов производства; об отсутствии пороговых затрат, без которых вообще невозможно начать предпринимательскую деятельность в отдельных секторах экономики и т.д.
Однако на практике эти допущения никогда не встречаются и поэтому в жизни крупные и малые предприятия для увеличения чистого дохода ведут себя по-разному. Крупный бизнес постоянно должен расширять масштабы своей деятельности добиваясь позитивного воздействия эффекта масштаба, а малый бизнес развивается за счёт повышения эффективности своей работы, т.к. оставаясь в тех же масштабах, он постоянно вынужден увеличивать разрыв между выручкой и затратами на единицу продукции. На рис. 1 и рис. 2 показано направление развития крупного и малого предприятий.


Рис. 1 Направление развития крупного производства Рис. 2 Направление развития малого производства

При этом арсенал используемых приемов у малого предпринимателя не очень велик:
· увеличение цены реализации предлагаемых товаров и услуг за счет их особых преимуществ на рынке;
· снижение текущих издержек производства за счет специальных профессиональных навыков, использования более дешевых видов сырья и материалов;
· снижение постоянных издержек по содержанию бюрократического аппарата и закупке дорогостоящего оборудования.
Ограниченность этих приемов определяет главные отличия малого предпринимательства перед крупным бизнесом - это постоянный поиск новых рынков, новых сфер приложения своих усилий, новых методов и технологий.

1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса

Преимущества малого бизнеса
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития ма­лого предпринимательства, можно указать на следующие преиму­щества малого предпринимательства:
· более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
· большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
· гибкость и оператив­ность в принятии и выполнении принимаемых решений;
· относи­тельно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
· простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, её быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии;
· большая возможность для собственника реализовать свои идеи, проявить свои способности, поэтому у него всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия;
· производством малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам);
· способность обеспечения занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым малый бизнес содействует подготовке профессиональных кадров и распростра­нению практических знаний. Также необходимо отметить, малый бизнес, обладая значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, способен вовлечения в производство резерв рабочей силы, который не мог быть использованы в крупном производстве, а это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды и лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов;
· более низкая потребность в первоначальном капитале;
· менее дорогое создание рабочего места по сравнению с крупным бизнесом;
· способ­ность быстро вводить изменения в продукцию и процесс произ­водства в ответ на требования местных рынков;
· относительно небольшие сроки организации дела, строительства, а значит малым предприятиям быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального соотношения машинного и ручного труда;
· малые предприятия наиболее успешно работают на узко локальном рынке услуг, ориентируясь на личные контакты произ­водителей и потребителей (например, парикмахерские, кафе и т. д.);
· легкость и простота организации и ликвидации малого предприятия по сравнению с крупным;
· преимущество в налогообложении;
· получение государственной поддержки;
· относительно бо­лее высокая оборачиваемость собственного капитала;
· эффективная отдача от личных связей, часто вредящих в крупном деле, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать.

Недостатки малого бизнеса
В то же время субъектам малого предпринимательства свой­ственны и определенные недостатки, среди которых следует вы­делить самые существенные:
· более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;
· зависимость от крупных компаний;
· ограниченность в способности привлекать большие средства через инвесторов и делает свою ставку на собственные сбережения и запасы;
· недостатки в управлении делом;
· слабая компетентность руководителей;
· повышенная чувствитель­ность к изменениям условий хозяйствования;
· отсутствие специализации, в связи с чем малый предприниматель должен быть мастером на все руки;
· дороговизна и трудности в получении кредитов, т.к. кредитно-финансовые институты рассматривают деятельность мелкого предприни­мателя как высокорискованный бизнес и представляют займы под более высокий процент, чем крупным предприятиям;
· неуверенность и осторожность хозяйствующих субъек­тов при заключении договоров (контрактов) и др.
Конечно, недо­статки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринима­тельства определяются как внутренними, так и внешними причи­нами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с от­сутствием опыта управления или профессиональной некомпетен­тностью собственников малых и средних предприятий. Другими причинами банкротств малых фирм являются: запу­щенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; ката­строфы, пожары, воровство, мошенничество и др.

1.3. Положительное воздействие малого бизнеса на развитие экономики
Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны.
Малые предприятия в интересах развития экономики выполняют следующие крайне необходимые социально-экономические функции:
· расширяют спрос на оборудование, сырье, материалы;
· способствуют формированию дополнительных доходов у населения, а следовательно, расширяют спрос на потребительские товары и услуги;
· сглаживают дифференциацию общества по уровню благосостояния, способствуют созданию среднего класса;
· помогают решать проблему занятости населения;
· продвигают новые технологии, новые, более эффективные, решения (не случайно многие крупные компании выступают в роли спонсоров мелких инновационных фирм);
· дополняют, а в результате являются неотъемлемой частью производственной и сбытовой инфраструктуры многих крупных корпораций, что в значительной мере позволяет обеспечить гибкость их управления.
И как показывает практика, именно малый бизнес может помочь выйти России из кризиса. Так было, например, в 1998 г. и так, скорее всего, будет и сейчас. Малый бизнес максимально мобилен, у него нет значительных капиталовложений, которые могут потянуть его на дно. Более того, любой кризис обостряет творческие способности, он заставляет придумывать что-то новое, интересное и максимально экономичное. Поэтому именно в секторе малого и среднего предпринимательства могут появиться идеи, которые окажутся привлекательными для капиталовложений.

1.4. Проблемы малого бизнеса в России
Несмотря на достаточно большое внимание к вопросам развития малого бизнеса малые предприятия сталкиваются с рядом основных проблем:
· громоздкая и несовершенная система налогообложения;
· трудности с получением банковского кредита малым предприятиям для их открытия и функционирования, которые связаны с тем, что:
? Отсутствует залоговое обеспечение, т.к. зачастую у малых предприятий нет собственности которую можно было бы предложить в качестве залога.
? Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям.
? Выставляются высокие проценты по кредитам результат того, что кредитование малых предприятий имеет большой риск, т.к. для них характерна недостаточная прозрачность, любовь к «серым» схемам и «черным» кассам.
? Низкая финансовая грамотность не дает предпринимателям возможности эффективно осуществить займы.
? Отсутствуют льготные банковские кредиты и банки, занимающиеся кредитованием малого бизнеса.
? Нестабильное финансовое положение и отсутствие должной поддержки на федеральном уровне.
· несовершенство федерального законодательства - отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов и неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства;
· сложности с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;
? Концепция обеспечения предприятий малого бизнеса нежилыми помещениями, принятая Правительством Москвы, дает основание предполагать, что э........

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты
1. Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.
2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.06.2007 г. № 209-ФЗ.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 19.07.2009 г. № 204-ФЗ.
4. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 17.07.2009 г. № 162-ФЗ.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.06.2008 г. № 108-ФЗ.
6. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11.05.1993 г. № 446.
7. Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22.07.2008 г. № 556.
8. Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» от 15.05.2008 г. № 797.

Книги
9. Булатова А.С. Экономика: учебник / Под ред. д-ра экон. Наук, проф. А.С. Булатовой - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.
10. Высоков В.В. Малый бизнес: made In Russia: Научно-практическое пособие - Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1999.
11. Горфинкель В.Я., Швандара В.А. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
12. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
13. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова - 8-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008.
14. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010.
15. Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.
16. Сажина М.А. Экономическая теория: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.
17. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник / Под ред. Н.А. Сафронова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2009.

Статьи из периодических изданий
18. Аронов А. Бизнесмен из трущоб // газета Известия от 03.12.2009 г. 2009.- №
19. Барский А. Помощь малому бизнесу: теория и практика // Современный предприниматель, 2009.- №5
20. Бодрягина О. Неотложка для малого бизнеса // газета ЭЖ-Юрист, 2008.- №27
21. Воробьев Д. Главная проблема - отсутствие четкой модели развития малого бизнеса // Современный предприниматель, 2009.- №6
22. Воробьева Д. Малый бизнес - это сила, которая будет вытаскивать нас из кризиса // Современный предприниматель, 2008.- №12
23. Говоров Л.В. // газета ЭЖ-Юрист, 2007.- №32
24. Жук-Жученко А. Малый бизнес поможет выйти из кризиса // Московский бухгалтер, 2008.- №23
25. Запорожец А.М. Некоторые правовые проблемы участия малого бизнеса в формировании экономического уклада России // «Безопасность бизнеса», 2009.- №3
26. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование, 2008.- №2
27. Каганова И. Поддержка малого бизнеса // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2007.- №35
28. Картуесов А. Кредиты малому и среднему бизнесу: кризис ожиданий // Банки и деловой мир, 2009.- №

Интернет-ресурсы
29. Антикризисные программы позволили 72000 человек создать свой бизнес // Новости малого бизнеса, 2009.- №48. - < newspaper/article_mId_44_aId_488754.html>
30. В.Путин: "Необходимо усиливать стимулы для открытия собственного дела" // Новости малого бизнеса, 2009.- №48. - newspaper/article_mId_44_aId_488786.html
31. В 2010 г. на поддержку малого бизнеса планируется выделить 10 млрд. руб. // Новости малого бизнеса, 2009.- №47. - newspaper/article_mId_44_aId_488351.html
32. Итоги ноябрьского мониторинга состояния МСБ России в условиях кризиса // Новости малого бизнеса, 2009.- №47. - newspaper/article_mId_44_aId_488340.html
33. Малый бизнес не заметил кризиса // Новости малого бизнеса, 2009.- №47. - newspaper/article_mId_44_aId_488348.html
34. Малый бизнес усиливает предпринимательский потенциал // Новости малого бизнеса, 2009.- №48. - newspaper/article_mId_44_aId_488827.html



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.