На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 88976


Наименование:


Курсовик «СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО КОНСТИТУЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ (октябрь 1917 июль 1918)»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 26.05.2015. Сдан: 2014. Страниц: 91. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ…… ……………....5
1.1. Предпосылки возникновения Советского государства и права…………........................................................................................5
1.2. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, его роль в учреждении Советского государства…………………………………………………………..…..7
РАЗДЕЛ 2. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В 1917-1918 г.г.…………………………………………………………………………………....12
РАЗДЕЛ 3. СОЗДАНИЕ ОСНОВ СОВЕТСКОГО ПРАВА.....…............................................16
РАЗДЕЛ 4. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 ГОДА………………...………............................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...………………………………………………...…………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...…..………………28


ВВЕДЕНИЕ

До 1917 г. российское государство было империей и являлось унитарным государством. В предреволюционные годы происходил процесс демонтажа «феодальной», по выражению марксистов, «русской нации». Сословное общество переживало кризис и под воздействием наступающего капитализма, и под ударами крестьянства. Создание Советского государства явилось следствием действия определенных исторических факторов, главным из которых была Великая Октябрьская социалистическая революция. Октябрьская революция - одно из ключевых событий XX века, оказавшее громадное влияние на развитие России и всего мира. Это переломное событие в истории России, в результате которого было свергнуто Временное правительство, и к власти пришла партия большевиков. Первый раз в мире власть государства была построена в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации - Советы, и этим Советам передается вся государственная власть. Возникают две исторические тенденции: изменение территорий России в сторону некоторого ее уменьшения и формирование советской федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что советское государство - часть истории нашего народа и его становление является важным аспектом исторического и политического опыта. Цель работы - показать процесс становления советского государства и его политической системы.
Задачи работы:
1. Выявить предпосылки возникновения советского государства и права и охарактеризовать декреты советской власти, принятые II Всероссийским съездом Советов;
2. Охарактеризовать структуру советского государственного аппарата;
3. Изучить правовое обеспечение советского государства на раннем этапе;
4. Проанализировать содержание первой Конституции РСФСР 1918 г.
Объектом исследования является процесс формирования советской политической системы в 1917-1918 гг. Предметом исследования служит структура советского государственного аппарата управления в годы Октябрьской революции. Методологическая основа диссертации строится на общенаучных принципах историзма и объективизма с использованием системного подхода. Применение принципа историзма подразумевает объективный отбор фактов, анализ явлений в их развитии с учетом конкретной исторической обстановки, выявление глубинных тенденций, определявших ход событий. В диссертации использованы такие методы, как историко-системный, биографический, проблемно-хронологический и статистический. Изучение проблемы потребовало анализа опубликованных источников, которые можно объединить в следующие группы: 1) переписка высшего партийного руководства; 2) документы ЦК РКП(б), протоколы заседаний партийных съездов; 3) материалы всероссийских съездов Советов и декреты Советской власти; 4) выступления советских лидеров; 5) материалы периодической печати; 6) законодательно-нормативные акты советского государства. При написании работы автор опирался на труды советских историков, юристов-теоретиков и историков государства и права : 1. Городецкий Е.Н. Рождение советского государства 1917 - 1918 гг. // Е.Н. Городецкий. - М., 1987. 355c. 2. Декреты советской власти. Т. I. М.: Госполитсдат, 1957. 343 c. 3. Исаев И.А. История государства и права России. 3-е изд.//И.А.Исаев. - М.: изд. «Юристъ», 1996. 526 c. 4. Косицын А.П. История советского государства и права: Становление советского государства и права (1917-1920 гг.). В 3-х книгах. Кн. 1 //А.П. Косицын. - М.: Наука, 1968. 247 c. 5. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2. Учебник. 3-е изд.//О.И. Чистяков. - М., Юрист, 2008. - 360 с.





РАЗДЕЛ 1
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

1.1. Предпосылки возникновения Советского государства и права
Советское государство и право, принципиально отличное от всех до сих пор существовавших, родилось отнюдь не случайно. Его возникновение явилось следствием действия определенных исторических факторов, главным из которых была Великая Октябрьская социалистическая революция. Революция, в свою очередь, была вызвана определенными объективными и субъективными причинами [16, с. 10-12]. Прежде всего, следует отметить классовые противоречия, обострившиеся в 1917 г. Среди них выделяются антагонизмы, присущие любому буржуазному обществу, - между трудом и капиталом. Российская буржуазия, молодая и неопытная, не сумела или не захотела увидеть опасность грядущих социальных столкновений и своевременно не приняла достаточных мер к тому, чтобы по возможности снизить накал классовой борьбы. Пожалуй, еще острее развивались конфликты в деревне. Крестьяне, веками мечтавшие отобрать землю у помещиков и прогнать их самих, не были удовлетворены ни реформой 1861 г., ни столыпинскими преобразованиями. Стоит заметить, что они откровенно жаждали получить всю землю и избавиться от давних эксплуататоров. С самого начала XX века. в деревне обострилось и новое противоречие, связанное с дифференциацией самого крестьянства. Это расслоение усилилось после Столыпинской реформы, пытавшейся создать новый класс собственников в деревне за счет передела крестьянских земель, связанного с разрушением общины. Нужно отметить, что теперь у широких крестьянских масс кроме помещика появился и новый враг - кулак, еще более ненавистный, поскольку он был выходцем из своей среды. Кроме классовых противоречий, на развитие революционной ситуации в определенной мере влияли и национальные коллизии. Национальное движение, не слишком сильное в период 1905 - 1907 гг., обострилось после Февраля и постепенно нарастало к осени 1917 г. Особое значение в числе предпосылок революции имела мировая война. Подавляющая масса населения, страдавшая от разносторонних тягот войны, жаждала быстрейшего заключения мира. В первую очередь ?то касалось, конечно, солдат. Но и городское население страдало от перебоев в доставке продовольствия, топлива, роста цен и других бед. Деревня, поставлявшая фронту основную массу живой силы, тоже устала от бесконечных жертв. Только верхушка буржуазии, наживавшая бешеные капиталы на военных поставках, ратовала за продолжение войны до победного конца. При этом война имела и другие последствия. Прежде всего, она вооружила многомиллионные массы рабочих и крестьян, научила их обращаться с оружием и способствовала преодолению естественного психологического барьера, запрещающего человеку убивать других людей. Стоит сказать, для того, чтобы стереть грань между убийством врага национального и уничтожением классового противника, оставалось сделать всего исключительно шаг. Лозунг о превращении войны империалистической, межгосударственной в войну гражданскую лег на вполне подготовленную почву. Наконец, еще одной объективной предпосылкой революции была слабость Временного правительства и всего государственного аппарата, созданного им. В случае если сразу после Февраля правительство обладало каким-то авторитетом, то чем дальше, тем больше оно его теряло, будучи неспособным решить насущные проблемы жизни общества, прежде всего вопросы о мире, хлебе и земле. Важно заметить, что одновременно с падением авторитета Временного правительства росли влияние и значение Советов, обещавших дать народу все то, чего он жаждал. [17, с. 3-8] Наряду с объективными факторами важное значение имели и определенные субъективные факторы, среди которых - широкая популярность в обществе социалистических идей. Идеи социализма, рожденные в России еще в XIX в., а также заимствованные на Западе, прежде всего - марксизм, стали к началу века своего рода модой в среде российской интеллигенции. Стоит заметить, что они нашли отклик и в широких народных кругах, что было связано в известной мере с многовековыми общинными традициями русской деревни. В православной церкви в начале XX в. возникло, хотя и небольшое, течение христианского социализма. [10, с. 45]. Распространенность социалистических идей в 1917 г. можно установить вполне математически, и при том, по достаточно объективному показателю: на выборах в Учредительное собрание все социалистические партии вместе взятые получили 85% мандатов, в то же время главная партия буржуазии и ее союзников - кадетская - получила менее 5%. Конечно, представления о социализме у людей были различные и порой весьма туманные, в том числе в крупнейших социалистических партиях, но в целом данная идея охватила широчайшие круги населения. [13, с. 83] Другим субъективным фактором явилось существование в России партии, готовой повести массы на революцию, - большевистской. Кстати, эта партия не самая большая по численности (эсеров было больше), тем не менее была наиболее организованной и целеустремленной. Руководство партии чутко следило за обстановкой, своевременно реагировало на настроения масс, оперативно выдвигало лозунги. В партийной программе большевиков были отражены с самого начала фундаментальные принципы, которые не могли не привлечь рабочих и крестьян на ее сторону: фабрики - рабочим, земля - крестьянам, свобода - нерусским народам. [11, с. 8] Наконец, важным субъективным фактором было наличие у большевиков сильного руководителя, авторитетного как в самой партии, так и в народе, сумевшего за несколько месяцев после Февраля стать настоящим вождем, - Владимира Ильича Ульянова (Ленина)< > В.И. Ленин был наиболее решительным и радикальным лидером в руководящих органах партии, порой не поспевавшей за своим вождем. В октябре именно личное участие Ленина в революционных событиях обеспечило успешное развитие и победу вооруженного восстания вопреки сомнениям и шатаниям некоторых его соратников. Октябрьское вооруженное восстание одержало победу в Петрограде с большой легкостью и почти бескровно именно в результате сочетания всех названных факторов. Его результатом явилось возникновение Советского государства, юридически оформленное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, занимающим поэтому совершенно особое место в истории нашей Родины.
1.2. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, его роль в учреждении Советского государства
II съезд Советов открылся вечером 25 октября 1917 г. в Смольном институте, где помещались Петроградский Совет и Центральный Комитет большевистской партии. Было представлено более 400 местных Советов, причем наибольшее число делегатов послали крупнейшие промышленные и политические центры страны - Петроград, Москва, Киев, Одесса, Ревель. В работе съезда участвовали делегаты почти всех национальных районов страны - Украины, Прибалтики, Закавказья, Северного Кавказа, Средней Азии, Бессарабии. Из 649 делегатов съезда, заявивших о своей партийности, большевиков было 390, эсеров - 160, меньшевиков - 72. Абсолютное большинство Советов, представленных на съезде, требовало ликвидации власти помещиков и капиталистов и передачи ее в руки Советов. Была принята повестка дня, составленная большевистской фракцией, включавшая вопросы об организации власти, о войне и мире, о земле. Группа руководителей меньшевиков и правых эсеров, возражавших против вооруженного восстания, потребовала приостановить работу съезда, но, получив решительный отпор абсолютного большинства делегатов, покинула его, надеясь тем самым сорвать работу съезда. Некоторые отечественные историки говорят о непредставительности II Всероссийского съезда Советов, а тем самым - о неправомерности его решений. Этот тезис с энтузиазмом, но столь же бездоказательно поддерживают антисоветски настроенные зарубежные авторы, например Р. Пайпс. [11, с. 8-10] Между тем факты показывают, что на съезде была представлена вся тогдашняя Россия, в т.ч. ее национальные районы. Участвовали представители обоих трудящихся классов - не только рабочих, но и крестьян, как непосредственно, так и в лице солдат, 4/5 которых были крестьянами. И.Я. Фроянов справедливо отмечает, что Октябрьскую революцию можно считать рабоче-крестьянской. [16, с. 31] Съезд открылся в условиях, когда весь Петроград был в руках восставших, но в Зимнем дворце еще сидело Временное правительство под защитой верных ему войск. В 2 часа ночи 26 октября восставшие проникли во дворец и арестовали это правительство, отправив его членов в Петропавловскую крепость. А в 5 часов утра, перед закрытием первого заседания съезда Советов, факт свержения прежней власти был юридически закреплен принятием обращения "Рабочим, солдатам и крестьянам!", которое одновременно провозгласило установление Советской власти в стране, т.е. образование Советского государства. В нем содержались и первые нормы советского права. В обращении объявлялась также программа первоочередных мероприятий Советского государства: установление мира для всех народов, безвозмездная передача земли крестьянству, демократизация армии, рабочий контроль над производством и т.д. Эта программа нашла свое последовательное воплощение в первых же декретах Советской власти, принятых на втором заседании съезда, открывшемся вечером 26 октября. Декрет о мире, являясь одновременно декларацией, обращенной ко всем народам, провозглашал основы внешней политики Советского государства. Он предлагал немедленно начать переговоры о мире, осудил тайную дипломатию и выдвинул принцип открытых переговоров и международных сношений. Этот документ содержал обращение ко всем народам, и в первую очередь к трудящимся Англии, Франции и Германии, с призывом освободить человечество от ужасов войны и довести до конца дело мира и освобождения трудящихся от рабства и эксплуатации. Декрет предлагал заключить справедливый демократический, т.е. без аннексий и контрибуций, мир. Причем под аннексией понимались не только захват, но и удержание чужих земель, произведенные как во время войны, так и до нее, как в Европе, так и на других континентах. Мир без аннексий означал, по существу, провозглашение права наций на самоопределение. В целях быстрейшего достижения договоренности по вопросу о мире Советское правительство не считало указанные в Декрете условия мира ультимативными, соглашаясь рассмотреть и всякие другие предложения. Программа борьбы за мир, изложенная В.И. Лениным в Декрете о мире и единогласно принятая съездом Советов, впервые в истории от имени государства осудила войну как средство разрешения спорных вопросов, провозгласила новые принципы в отношениях между народами и странами. Дипломатическим представителям всех союзных с Россией держав была направлена нота, предлагавшая рассматривать Декрет о мире как формальное предложение немедленного перемирия на всех фронтах и безотлагательного открытия мирных переговоров. Декрет о мире - первый официальный дипломатический документ Советской России, обращенный к правительствам союзных стран и содержавший предложение совместно начать переговоры о мире. Не получив от них ответа, Советская Россия 2 декабря подписала договор о перемирии с Германией и ее союзниками. В начале марта 1918 г., реализуя Декрет, Россия подписала Брестский мирный договор. Заключенный в неблагоприятной международной обстановке, в условиях развала российской армии, ее стихийной демобилизации, договор оказался весьма тяжелым для Советской страны. Он вызвал естественное недовольство прежних союзников России, их правящих кругов. [3, с. 48] Другим важнейшим декретом II Всероссийского съезда Советов, принятым на втором его заседании, был Декрет о земле. Декрет и включенный в него Крестьянский наказ объявляли землю всенародным достоянием и соответственно упраздняли частную собственность на нее. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с усадебными постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Фактически это означало национализацию земли. Крестьяне получали более 150 млн. га земли, освобождались от обременительной арендной платы, от расходов на покупку новых земель, от долгов Крестьянскому поземельному банку, составлявших около 3 млрд. руб. Стоимость помещичьего инвентаря, переданного крестьянам, исчислялась в 300 млн. руб. По Декрету о земле все граждане России, желавшие обрабатывать землю своим трудом, получали ее на праве пользования. Провозглашался принцип уравнительного землепользования, который крестьяне понимали, прежде всего, как изъятие земли у помещиков, раздел присвоенных кулаками помещичьих и общинных земель, распределение земли между крестьянами в зависимости от местных условий - по трудовой или потребительской (по едокам) норме. Суть этого принципа состоит в идее дележа земли между крестьянами, а следовательно, в организации единоличных хозяйств. Большевики были сторонниками более прогрессивного, крупного землепользования. Однако они понимали, что сразу вводить такие формы невозможно. Крестьянин веками мечтал о своем клочке земли, и нужно было дать ему время подумать и на собственном опыте убедиться в бесперспективности единоличного ведения хозяйства, подвести к тому, чтобы он сам, добровольно пошел на объединение, коллективизацию. Следует отметить, что Декрет о земле предусматривал возможность существования различных форм землепользования, выбираемых самими крестьянами добровольно. Наряду с подворной и хуторской предусматривались и коллективные формы хозяйства - артельная, товарищеская обработка земли. Земельные участки с высококультурными хозяйствами (садами, рассадниками, питомниками и т.д.) не подлежали разделу, а обращались в исключительное пользование государства или общин в зависимости от размера и значения участка. Конные заводы, племенные скотоводческие, птицеводческие и другие крупные специализированные хозяйства тоже переходили в исключительное пользование государства либо общины. Таким образом, было положено начало социалистическим преобразованиям в деревне, явившимся самой сложной и трудной задачей после завоевания власти пролетариатом. [3, с. 54] Декрет о земле революционным путем разрешил многовековой спор крестьян с помещиками. Трудовое крестьянство страдало от безземелья - и власть Советов ликвидировала помещичье землевладение, передав землю крестьянам, что решительно привлекало деревню на ее сторону. Для управления страной было образовано Советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК). Против Декрета о создании СНК выступили оставшиеся на съезде меньшевики-интернационалисты, представитель Всероссийского исполнительного комитета железнодорожного профессионального союза (Викжель) и левые эсеры. Последние отказались от предложения большевиков вступить в правительство и поддержали требование об организации власти, основанной на "союзе всех сил революционной демократии". Подавляющим большинством голосов съезд принял проект постановления большевистской фракции об образовании Временного рабоче-крестьянского правительства во главе с В.И. Лениным. В постановлении предусматривалось также создание органов отраслевого управления - народных комиссариатов (комиссий) по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, почт и телеграфов, продовольствия, по делам железнодорожным, по делам национальностей и др. Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет. Образованный на основе пропорционального представительства от каждой партийной фракции съезда, он состоял в основном из большевиков и левых эсеров. Избрание его прошло своеобразно. По словам участников съезда, на нем был зачитан лишь список членов ВЦИК от большевистской партии и, возможно, от левых эсеров. От остальных партий представители вводились уже после съезда. [12, с. 18] Таким образом, II Всероссийский съезд Советов юридически оформил свержение власти буржуазии и помещиков и установление диктатуры пролетариата. Он провозгласил наиболее общие принципы организации Советского государства, положил начало слому старого и созданию нового государственного аппарата, т.е. решил важнейшие конституционные вопросы. Акты съезда стали базой для различных отраслей советского права. Следовательно, со II съезда Советов начинается история Советского государства и права. Отметим, что в науке существуют и иные взгляды на момент возникновения Советского государства. Е.Н. Городецкий считает первым актом Советской власти ленинское обращение к гражданам России, опубликованное утром 25 октября от имени Военно-Революционного Комитета (ВРК). Другие авторы видят начало истории Советского государства в резолюции Петроградского Совета, принятой в середине того же дня также по инициативе В.И. Ленина, где говорилось о победе революции и будущем Советском правительстве. Обе эти концепции вызывают, по меньшей мере, два возражения - фактического и юридического свойства. Во-первых, ни утром, ни днем 25 октября вооруженное восстание еще полностью не победило. Зимний дворец пока не был взят, и в нем продолжало заседать Временное правительство. Во-вторых, Петроградский Совет и его ВРК, сыгравшие большую роль в восстании, были органами городскими, а не всероссийскими. Они не имели права принимать решения, обязательные для всей громадной Российской Республики. Такую задачу мог выполнить и реально осуществил только II Всероссийский съезд Советов. [1, 53-54]


РАЗДЕЛ 2
СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В 1917-1918 ГГ.


Октябрьская революция открыла новый этап в развитии государства и права России. 25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов в обращении «К гражданам России» провозгласил: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов Военно-революционного комитета…». Победа пролетарской революции привела к установлению диктатуры пролетариата. В.И. Ленин, исходя из опыта парижской коммуны, первой русской революции 1905-1907гг., Февральской революции 1917 г. в России, сделал вывод, что для России лучшей формой диктатуры пролетариата будет не парламентская, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов. В России диктатура пролетариата была установлена в форме республики Советов. Перед Советской властью встали сложные задачи слома старого буржуазного государственного аппарата и создание нового советского государственного аппарата. Военно-революционный комитет (ВРК) был высшим органом власти в течение 25-26 октября 1917 г. с момента провозглашения новой власти, до передачи ее II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. ВРК обладал реальной силой, опираясь на отряды Красной гвардии, верные большевикам армейские части, Петроградский Совет, на местные Советы и военно-революционные комитеты. ВРК назначал своих комиссаров в воинские части, в учреждения и предприятия Петрограда и в губернии. Пока не сформировались законодательные и исполнительные органы власти, ВРК вынужден был выполнять их полномочия. [13, с. 322-326] II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских комитетов, представленный делегатами 402 советов, сразу приобрел характер законодательного органа. Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК) - высший орган власти в период между съездами, в составе 101 человека, среди которых было 62 большевика и 29 левых эсеров. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум, который готовил материалы для заседаний ВЦИК. II Всероссийский съезд Советов образовал рабочее и крестьянское представительство - Совет Народных Комиссаров (СНК). Левые эсеры отказались войти в состав СНК, но позднее получили ряд министерских постов. После заключения Брестского мира в марте 1918 г., левые эсеры вышли из состава СНК, но остались в ВЧК.
Было создано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, иностранных дел, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения.
Правительство возглавил В.И. Ленин.
В ноябре 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов.
Таким образом, три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. С декабря 1917 г. для решения мелких вопросов с целью разгрузить СНК, созывалось совещание заместителей наркомов, которое в дальнейшем именовалось Малым Совнаркомом. [6, с. 75-87]
Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) - центральный орган государственного управления советского государства по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917 < wiki/1917>-1946 < wiki/1946> годах. Был образован одновременно с остальными Комиссариатами 26 октября (8 ноября) 1917 года и действовал в таком качестве вплоть до 15 декабря 1930 года. Кратковременным (8-17 ноября 1817 года) руководителем НКВД был Рыков < biograf/rykov.html>. Затем первый НКВД возглавлял Г.И.Петровкий < biograf/petrovski.html> (ноябрь 1917 - март 1919 гг.). 28 октября 1917 г. вышел нормативный акт НКВД «О рабочей милиции», который предписывал всем Советам рабочих и крестьянских депутатов учреждать рабочую милицию. Она подчинялась местным Советам, которые определяли ее структуру, название и т.д. Милиция была одним из первых органов диктатуры пролетариата, созданных после победы революции.
Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде №1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы. На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоящие из постоянного судьи и двух народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Предварительное следствие осуществляли сами судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. В качестве кассационных инстанций, рассматривающих не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судов.
15 февраля 1918 г. был принят Декрет о суде №2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции - окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам - в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами. Осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. 13 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решение и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил положение о народном суде РСФСР. Утверждалась единая форма суда - народный суд, состоящий из одного народного судьи и нескольких заседателей. Декретом о суде №1 наряду с местными судами учреждали революционные трибуналы. Они состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Первоначально трибуналы рассматривали уголовные дела, а затем все их усилия были направлены на борьбу с контрреволюционными преступлениями.
В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривает кассационные жалобы на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы. [5, с. 341-365] 7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Она учреждалась при СНК. Во главе аппарата ВЧК стоял ее председатель. Первым председателем ВЧК стал Ф.Э. Дзержинский. ВЧК действовала как коллегиальный орган. Вначале в ВЧК были созданы три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем. В 1918 г. создаются новые отделы: по борьбе с преступлениями по должности, иногородний, тюремный, хозяйственный, железнодорожный и т.д. Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы. С самого начала своей деятельности ВЧК наделялась правом ареста контрреволюционеров. Четко разграничивались компетенции между органами ВЧК и следственными комиссиями трибуналов. Однако в дальнейшем ВЧК было наделено правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания - расстрела.
Вооруженные силы советского государства состояли из отрядов Красной гвардии, рабочей милиции, части старой армии, поддерживающей Советскую власть. 15 января 1918 г. СНК принимает декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии». Она создавалась на классовом принципе, и на принципе добровольности. Непосредственное руководство и управление армией было сосредоточено в Комиссариате по военным делам. 29 января 1918 г. СНК принимает декрет о создании рабоче-крестьянского Красного Флота, на тех же основаниях, что и Красная Армия. Весной 1918 г. С обострением обстановки в стране и началом иностранной интервенции, ВЦИК своим декретом вводит всеобщую воинскую повинность. Были взяты на военный учет граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения. С этого периода начинается создание регулярной Рабоче-крестьянской армии.
Накануне Октябрьской революции на местах существовали городские и земские органы самоуправления, Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, комиссары Временного правительства. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе всей власти на местах к Советам. Местные Советы проводили в жизнь декреты Центральной власти, создавали судебные органы, проводили реквизиции и конфискации, формировали вооруженные отряды и т.д. Городские и земские органы местного самоуправления ликвидировались или продолжали работу под контролем местных Советов. [9, с. 17]
27 октября 1917 г. ВЦИК постановил провести выборы в Учредительное Собрание в назначенный срок 12 ноября 1917 г. Этот срок назначило и Временное правительство. Выборы состоялись 12 ноября 1917 г. по спискам, составленным еще до революции, где в частности, левые и правые эсеры шли одним списком, хотя к моменту выборов это были уже две партии с разным отношением к Советской власти. Левые эсеры ее поддерживали, а правые - выступали против. Было избрано 715 депутатов, за эсеров, меньшевиков, депутатов различных национальных партий голосовало 59% избирателей, за большевиков голосовало 24%. Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. в Петрограде в Таврическом дворце. Председателем Учредительного собрания был избран правый эсер В.М. Чернов. Член партии большевиков Я.М. Свердлов зачитал «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа» и предложил собранию принять ее, т.е. признать советскую власть. Однако Учредительное собрание этого не сделало. После этого большевики покинули собрание. Вскоре это сделали и левые эсеры. 6 января 1918 г. ВЦИК принял декрет «О роспуске Учредительного собрания». Сразу после роспуска Учредительного собрания 10 января 1918 г. собрался III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. 13 января 1918 г. начал свою работу III Всероссийский Съезд Советов крестьянских депутатов. Эти съезды объединялись и, таким образом, в стране образовался единый высший орган власти. Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания. [5, с. 348-352]


РАЗДЕЛ 3
СОЗДАНИЕ ОСНОВ СОВЕТСКОГО ПРАВА

Первыми правовыми актами Советского государства можно считать обращение Петроградского ВРК “К гражданам России” и обращение II Всероссийского съезда Советов “Рабочим, солдатам и крестьянам”. Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г. [8, с. 72] Отделение церкви от государства - обычная для буржуазно-демократических революций мера, далась с трудом. Решение о ней не принималось, пока патриарх Тихон не предал Советскую власть анафеме. И даже после этого ряд руководителей государства возражал против этого шага. Эта Декларация не была традиционным документом либерального государства о правах индивидуума. Она провозглашала принципы социальной и экономической политики, и уже в этом документе выражалась главная идея, отличавшая Советское государство от буржуазно-либерального: свободу человека надо защищать не от государства, а с помощью государства. [10, с. 45] Конечно, перестройка всей системы права не могла быть моментальной, и в 1917-1918 гг. наряду с законами Советского государства действовали нормы старого права, которые постепенно теряли свою силу по мере становления нового законодательства. Издавать законодательные акты имели право Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, а с 1919 г. также Президиум ВЦИК. Правовые акты издавали также центральные органы управления и местные Советы. В выработке нормативных актов в ряде случаев принимали участие общественные организации трудящихся (например, профсоюзы в сфере трудового права). Чаще всего законодательные акты именовались декретами. Вплоть до окончания гражданской войны Советское государство действовало в ситуации чрезвычайного положения. Ни целостной системы правовых норм, ни системы правоохранительных органов создано еще не было. При отсутствии установленных правовых норм практические вопросы решались или исходя из старых норм, или опираясь на “революционное правосознание”, источником которого было классовое сознание (или даже “классовое чутье”). На деле это часто означало принятие решений под давлением обстоятельств, исходя из “революционной целесообразности”. В целом господствовал здравый смысл и общие культурные нормы, но все стороны многомерного конфликта, который разразился в России, многократно прибегали к крайним мерам и страшным эксцессам, свойственным всякой революции и гражданской войне. Но эксцессы - это особый срез истории государства и права. Он требует академического, свободного от идеологических пристрастий описания и изучения. Время для этого, видимо, еще не пришло. [18, с. 223-225]
Гражданское право. В ходе первых мероприятий Советской власти в собственность государства последовательно перешли земля и ее недра, банки, предприятия промышленности, железные дороги и флот и т.д. Сфера частной собственности граждан на орудия труда и средства производства, служащая для извлечения дохода, резко сократилась. Многие акты были прямо направлены на подрыв частной собственности и особенно на пресечение нарастающего вала сделок, направленных на распродажу и разделение крупной собственности с целью вывести ее из-под угрозы национализации. Сокращались договорные отношения. Вместе с тем еще в декабре 1917 г. СНК подтвердил, что все обязательства, возникающие из договоров по поставкам и заготовкам продовольствия для армии, сохранялись в силе. Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились в основном уже на административном, а не на гражданском праве. Декрет ВЦИК «Об отмене наследования» (27 апреля 1918 г.) отменил наследование как по закону, так и по завещанию. После смерти владельца как движимое, так и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Супругу или ближайшим родственникам переходила лишь часть имущества, стоимостью не более 10 тысяч рублей (в инструкциях разъяснялось, что главное - не установленный предел, а источник приобретения наследуемого имущества). Впрочем, имущество умершего могли получить его нуждавшиеся и нетрудоспособные родственники. Реально декрет отменил наследование буржуазной частной собственности, но не трудовой. Особым декретом были запрещены дарение и всякое иное безвозмездное предоставление, передача, переуступка и т.п. имущества на сумму свыше 10 тыс. рублей. В сфере интеллектуальной собственности государству было дано право на национализацию авторских произведений и изобретений. Авторские права было нельзя передавать по наследству.
Трудовое право. В прежних системах права России трудовое право не выделялось в особую отрасль, оно составляло краткую часть гражданского права. Теперь оно фо........

Рекомендуемая литература:

Андреева M.B. О некоторых кодификационных проектах начала XIX века / М.В. Андреева // Вестник ЛГУ. 1982. № 11.
Андреева M.B. У истоков кодификационных работ М. М. Сперанского / М.В. Андреева // Правоведение. - 1983. - № 1.
Андрусенко О.В. От Свода законов уголовных к уложению о наказаниях уголовных и исправительных (очерки по истории систематизации уголовного законодательства Российской империи первой половины XIX в.). / О.В.Андрусенко, С.В.Кодан. - Екатеринбург, 2000.
Андрусенко О.В. Систематизация уголовного законодательства России в 1826-1832 годах: от Полного собрания законов - к Своду законов Российской Империи. / О.В.Андрусенко. - Екатеринбург, 2009.
Андрусенко О.В. Систематизация уголовного законодательства Российской империи (первая половина XIX века) / Ольга Владимировна Андрусенко. : Автореферат дис. Канд.юр.наук. - Екатеринбург, 2000. - Режим доступа: < avtoreferats3/b36.htm>
Бычков А.Ф. К 50-летию Второго отделения Собственной е.и.в. канцелярии // Русская правда. - 1876. - № 2. - С. 431.
Вафина О.П. Поиски путей и проведение систематизации имперского законодательства в России первой половины XIX в. // О.П.Вафина, Н.И.Красняков. [Электронный ресурс] Вопросы управления. - Режим доступа: < ru-ru/issue/2008/03/22/>
Карамзин Н. М. История государства Российского. В 12 т. / Николай Михайлович Карамзин. - СПб., 1818-1829. - Режим доступа: lib/rubriks/3214/?letter=%D0%B0&rubrik=3214&PAGEN_1=28
Ключевский В.О. Курс русской истории / Василий Осипович Ключевский. - СПб., 1904. - Режим доступа: lib/rubriks/3214/?letter=%D0%B0&rubrik=3214&PAGEN_1=28
Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.: деятели, идеи, институты. / С.В.Кодан. - Екатеринбург, 2005
Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг. Ч. 1. Факторы, деятели, идеология. / С.В.Кодан. - Екатеринбург, 2004.
Кодан С.В. М.М.Сперанский и систематизация законодательства в России / С.В.Кодан. // Советское государство и право. - 1989. - № 6. - С. 103-110.
Корево Н.Н. Об изданиях законов Российской империи, 1830-1899. / Н.Н.Корево. // Сборник сведений об изданиях Свода законов и Продолжений к нему. Полного собрания законов, Сводов военных и морских постановлений, а также об изданиях местных законов. СПб., 1900.
Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской Империи М.М.Сперанским // Журнал Российского права. - 2001. - № 5. - С. 154-160.
Пахман С.В. История кодификации гражданского права / С.В. Пахман. - СПб., 1876. - Т. 1-2.
Поленина С.В. О своде законов Российской Федерации / С.В.Поленина, Н.П.Колодаева. - М., 1997.
Соловьев С.М. Курс новой истории. / Сергей Михайлович Соловьев. - М., 1898. - Режим доступа: lib/rubriks/3214/?letter=%D0%B0&rubrik=3214&PAGEN_1=28
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч. в 18 кн. / С.М.Соловьенв. - М., 1988 - 1996.
Сперанский М.М. Предположения к окончательному составлению законов. // Русская старина. 1876. № 2. - С. 433-435.
Сперанский М.М. Предисловие // ПСЗ. 1-е изд. Т. 1. (1649-1675); 1830. С. 1-31.
Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. / М.М.Сперанский. - СПб., 1837.
Тараборин, Р. С. Систематизация гражданского законодательства Российской Империи : Первая половина XIX века : Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Екатеринбург, 2002. - [Электронный ресурс] Юридическая Россия. Режим доступа: book/book.asp?bookID=106088
Тараборин Р.С. У истоков систематизации гражданского законодательства в России в первой половине XIX в. (краткий очерк деятельности законодательных комиссий России в XVIII в.) / Р.С. Тараборин. // Юридический вестник. 2001. № 6.
Тараборин Р.С. Поиски путей систематизации гражданского законодательства России (первая четверть XIX в.) / Р.С. Тараборин (В соавторстве).. - Екатеринбург, 2001.
Тараборин, Р. С. Попытки систематизации гражданского законодательства в России (начало XIX в.) / / Р.С. Тараборин. // ЮрИс. Юридические исследования. Екатеринбург, 2001. Вып. 1.
Тараборин, Р. С. Несостоявшаяся попытка кодификации гражданского законодательства в первой четверти XIX в. Проект Гражданского уложения Российской империи. / / Р.С. Тараборин. (в соавторстве). Екатеринбург, 2002.
Шершеневич Г.Ф. История кодификации гражданского права в России / Г.Ф. Шершеневич - Казань, 1898.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.