На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89054


Наименование:


Курсовик изучить теоретическиеаспекты внимания в общей психологии и методы его исследования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 26.5.2015. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение
1. Общетеоретические подходы к исследованию внимания
1.1 Понятие внимания и его основные характеристики
1.2 Психологические теории внимания
1.3 Общие сведения о методах изучения внимания
2. Методы изучения свойств внимания ипрактика их применения
2.1 Методики диагностики свойств внимания
2.2 Практическое применение методик при исследовании
отдельных свойств внимания

Введение

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Мы всегда что-то воспринимаем, что-то представляем, размышляем и думаем о чем-то. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности в современной психологии связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. Одно из первых письменных упоминаний о внимании содержится у древних римлян в практическом руководстве по тренировке памяти у ораторов, составленном в 400 г. до нашей эры, где записано: «Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримете».
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет. Согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Одно учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека.
Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с данной проблемой весьма проблематично. Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому внимание часто изучают через призму других познавательных процессов.
Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику.
Огромный вклад по изучению внимания внесли П.Я. Гальперин, К.Д. УшинскийБ.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, Д.Е. Бродбент, И.П. Павлов, Н.Н. Ланге, Д.Н. Узнадзе и др. Но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой, и по-прежнему продолжаются споры о природе внимания.
Таким образом, актуальность выбранной темы сомнений не вызывает.
Цель исследования: изучить теоретическиеаспекты внимания в общей психологии и методы его исследования.
Задачи:
изучитьпонятие и сущность внимания;
проанализировать психологические теории внимания
рассмотреть методы исследования внимания;
применить специальные методикипри практическомисследовании отдельных свойств внимания.
Гипотеза: с помощью специальных методик можно выявить отдельные особенности свойств внимания.
Объект исследования: внимание человека.
Предмет исследования: методы исследования внимания.
В работе были использованы теоретические методы исследования.
I Общетеоретические подходы к исследованию внимания

1.1 Понятие внимания и его основные характеристики
внимание диагностика психологический теория
Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако он не может одновременно реагировать на все раздражители и решать несколько различных задач сразу. Из огромного потока раздражителей в каждый данный момент ясно воспринимается только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно. Припоминая, воображая, думая человек сосредотачивается на чем-то определенном, что и является объектом его представлений, мыслей, чувств или конкретных действий. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности в психологии связывается с вниманием.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирование внимания.
С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.
С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание - это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Одним из определений внимания в психологии, которое чаще всего приводится в современной литературе, является определениепредложенное Н.Ф. Добрыниным: «понимание внимания как направленности и сосредоточен-ности психической деятельности человека».
Для того чтобы ответить на вопрос: «что же такое внимание?», представим себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его. Например, вы можете легко направить свое внимание на решение определенной задачи, но если вы не сможете сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли вы сможете решить эту задачу.
Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью, прежде всего, подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внимание, то одновременно с этим вы сосредоточиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредоточиваетесь на чем-либо, то вы направляете на это свою психическую деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение - с углубленностью в занятие.
Для того чтобы понять, какую роль играет внимание в психической деятельности человека, представим, что смотрим на какую-то группу предметов. Одни предметы, которые находятся в центре вашего зрительного поля, будут восприниматься вами наиболее отчетливо, другие, находящиеся на периферии вашего зрительного поля, - менее отчетливо. Подобную аналогию можно построить в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей деятельности, занимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент незначимо, уходит на периферию, или «боковое поле», сознания. Однако следует отметить, что это всего лишь аналогия: мы можем смотреть на какой-то предмет и при этом думать совсем о другом, в этом случае «центральное поле» нашего сознания будет занято тем, о чем мы думаем, а не тем, на что мы смотрим.
Графически наше сознание может быть представлено в виде двух кругов, один в другом (рис. 1): большой круг будет называться зоной неясного сознания, а малый круг - зоной ясного и отчетливого сознания, или зоной внимания.

Рисунок 1 - Схема зон сознания

Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Но говоря о двух зонах ясности и отчетливости сознания, следует иметь в виду, что в неясной зоне сознания существуют свои фазы смутности и неотчетливости. Как и в поле зрения, чем ближе к центру, тем более отчетливо мы осознаем те или иные явления.
Внимание, характеризуя динамическую сторону протекания любого психического процесса, может проявляться в разных вариантах. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств и обеспечивает отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д.
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно точными.
Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование памяти, воображения и мышления.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать. Особенно большое значение имеет произвольное внимание в учебной деятельности, так как усвоение научных знаний требует от ученика больших волевых усилий, направленных на осуществление сложных умственных действий.
В некоторых случаях произвольное внимание может стать, по определению Н.Ф. Добрынина, послепроизвольным. Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений. Послепроизвольное внимание в наибольшей степени может обеспечить высокую продуктивность деятельности.
Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Испытуемому предъявляют группу объектов (цифр, букв), не связанных между собою в течение 1\10 секунды. Объем внимания взрослого человека равен от 4 до 6 объектов, независимо от того, каковы объекты, буквы или слова. В словах не замечаются перестановки букв, что говорит о том, что слова воспринимаются в целом, как целостный объект, а не как ряд букв.
Устойчивость внимания характеризуется промежутком времени, в течение которого оно может быть направлено и сосредоточено на объектах или на деятельности.
Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность в том предмете, на котором оно сосредоточено, раскрывать новые свойства и связи.
Устойчивость внимания - это его временная характеристика, от которой во многом зависит продуктивность деятельности человека. При наличии устойчивого внимания человек может успешно заниматься длительное время какой-либо деятельностью, а при отсутствии его он вынужден прекратить свои действия, так как они не приведут к нужным результатам.
На сохранение устойчивого внимания оказывают влияние многие факторы, среди которых немаловажное значение имеет активность человека, которая может проявляться в форме внешних практических действий, направленных на объект, а также в виде внутренних интеллектуальных действий, посредством которых планируется и регулируется деятельность. Устойчивость внимания может зависеть также и от особенностей самих объектов, которые вовлечены в деятельность. Если объект перемещается, изменяет фор........


Список используемых источников

1. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии / Л.И. Габдулина. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 20011. - 150 с.
2. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая // Вопросы психологии. - 2010. - №3 - С. 5-87.
3. Дмитриева Н.Ю. Общая психология: конспект лекций / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Эксмо-Пресс, 2008. - 158 с.
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб., 2011. - 560 с.
5. Кирдяшкина Т.А. Методы исследования внимания (Практикум по психологии) / Т.А. Кирдяшкина. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999.
6. Клиническая психология. Энциклопедический словарь. / под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 416 с.
7. Коломинский Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 1986 - 223 с.
8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
10. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011. - 592 с.
11. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2011. - 220 с.
12. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Т. 3/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С. 207.
. Общая психология: методические рекомендации / сост. Г.Р. Шафикова А.А. Янгирова, И.Ш. Шавалиева [и др.]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 91 с.
14. Общая психология: Учеб. / Под ред. А.В. Петровского. - М. Академия, 2010. - 479 с.
15. Основы общей и медицинской психологии и педагогики. Учеб.-метод. пособие / Исаева Е.Р. [и др.]. - СПб: СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2011. - 90 с.
16. Пашукова Т.И. Практикум по общей психологии / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 145 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.