На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89085


Наименование:


Курсовик Административно-территориально устройство РБ.Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-территориального устройства

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 26.5.2015. Сдан: 2015. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение4
Глава 1. Понятие административно-территориального устройства государства и его формы7
1.1.Понятие административно территориального устройства территории7
1.2.Основные принципы административно-территориального устройства10
1.3. Юридические признаки Республики Беларусь как унитарного государства 12
1.4.Административно-территориальныеи территориальные единицы Республики Беларусь. Их виды и характеристика14
Глава 2. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-территориального устройства.19
2.1.Полномочия Президента Республики Беларусь при решении административно-территориального устройства19
2.2.Полномомчия Совета Министров Республики Беларусь в области административно-территориального устройства20
2.3.Полномочия областных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в сфере административно-территориального устройства20
2.4.Полномочия районных и городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального деления21
2.5.Полномочия поселковых и сельских Советов депутатов в вопросах административно-территориального устройства22
Глава 3. Порядок наименования (переименования), учета и регистрации административно-территориальных, территориальных единиц, населенных пунктов и других объектов в Республике Беларусь24
3.1.Требования к наименованию административно-территориальных единиц и других объектов24
3.2.Учет и регистрация административно-территориальных единиц25
3.3.Статистический учет административно-территориальных единиц25
Глава 4. Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего государственно-территориальное устройство Республики Беларусь26
Заключение36
Список использованных источников39


ВВЕДЕНИЕ
Вопросы административно-территориального устройства Республики Беларусь берут свое начало в богатой истории нашей страны. В VI-VIII вв. н.э. существовали племенные союзы, так называемые «княжения» кривичей, дреговичей и радимичей. В IX-X вв. они вошли в состав Киевской Руси. С распадом же Киевской Руси в начале XII в. образовались самостоятельные государственные образования - княжества Полоцкое и Туровское. В дальнейшем из них выделились удельные княжества: Витебское, Волковыское, Городенское, Друцкое и др. В XIII-XIV вв. территория нынешней Беларуси находилась в составе Великого княжества Литовского, а удельные княжества долгое время оставались административными единицами.
В 1564-1566 гг., после проведения административной реформы были образованы следующие воеводства: Берестейское в составе Берестейского и Пинского уездов; Виленское в составе Браславского, Виленского, Лидского и Ошмянского уездов; Витебское в составе Витебского и Оршанского уездов; Минское в составе Минского и Речицкого уездов; Новогрудское в составе Новогрудского, Волковыского и Слонимского уездов; Полоцкое, - которые делилось на волости.
В таком составе земли белорусские входили и в Речь Посполитую. После ее разделов и присоединения Белоруссии к России была образована Минская губерния, включавшая 13 уездов. В 1797 г. образовалась Полоцкая губерния, в 1801 г. (третий раздел Речи Посполитой) - Гродненская губерния. К 1802 г. на территории Белоруссии было 5 губерний, подчинявшихся России (Могилевская, Витебская, Минская. Гродненская, Виленская) и включавших 53 уезда, а к 1840 г. - 4 губернии (без Виленской), включавшие 40 уездов, которые делились на волости.
В результате революции 1917 г. возникла новая крупная административная единица - Западная область, объединявшая Минскую, Могилевскую, Витебскую и не оккупированные уезды Вилейской губернии.
Нынешнее областное деление Беларуси сформировалось к началу 1960 года. Важно отметить, что после 1944 года в течение почти десятка лет республика делилась на 12 областей, которые по своим параметрам (территория, количество населения, районы) напоминали укрупненные округа 20-х гг. В январе 1954 г. пять областей (Барановичская, Бобруйская, Пинская, Полесская и Полоцкая) были ликвидированы, а уже в начале 1960 г. Указом президиума Верховного Совета Белорусской ССР упразднена Молодечненская область. За счет входивших в них районов были укрупнены оставшиеся шесть областей.
В наши дни наиболее крупной, как по численности населения, так и по площади, является Гомельская область. По последним данным в ней проживает более 1485 тыс. жителей, территория составляет 40,4 тыс. км2. А меньше всего населения проживает в самой малой по территории Гродненской области: 1123,5 тыс. человек и 25,1 тыс. км2.
Нынешнее административно-территориальное деление Республики Беларусь сформировалось в условиях командно-административной системы управления и господства государственной и кооперативно-колхозной форм собственности. Для управления ее объектами (начиная от мелких предприятий и организаций службы быта, торговли, культуры и заканчивая сельскохозяйственными и промышленными предприятиями) и создавалась нынешняя система областей, сельских и городских районов, сельсоветов по единому образцу в СССР. Основными объектами территориального управления па уровне республики являются области и город Минск, а на уровне областей - районы и города областного подчинения. Первичным территориальным уровнем местного управления и самоуправления в районах выступают города районного подчинения, поселки городского типа и сельсоветы, объединяющие группы близлежащих деревень.
В Республики Беларусь сформировалась относительно равномерная и густая сеть населенных пунктов. Среднее расстояние между городами меньше 50 км, т.е. в радиусе часовой транспортной доступности, что является весьма благоприятным фактором. Среднее расстояние между сельскими населенными пунктами составляет всего около 3 км, что также облегчает связь между ними. В среднем на каждую тысячу километров квадратных площади нашей страны приходится одно городское поселение (город или поселок городского типа) и 115 сельских. Такие условия в целом являются благоприятными для развития экономических, трудовых, культурно-бытовых, гостевых и родственных связей между людьми, для развития местных сообществ в целом.

Реформа административно-территориального деления и управления должна идти в направлении расширения прав территориальных сообществ за счет расширения компетенции низовых единиц и сокращения верхних звеньев, дублирующих друг друга.
Основной целью работы является рассмотрение особенностей административно-территориального устройства Республике Беларусь. Основные задачи данной курсовой работы:
- выделить теоретические аспекты организации административно-территориального деления;
- рассмотреть административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь;
- рассмотреть полномочия государственных органов Республики Беларусь в области административно-территориального устройства;
- проанализированы возможности совершенствования законодательства в сфере административно-территориального деления Республики Беларусь.
В качестве объекта исследования в курсовой работе выступают особенности организации административно-территориального деления государства.
Предмет исследования - нормы, регулирующие деятельность системы административно-территориального деления Республики.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.


Глава 1. Понятие административно-территориального устройства государства и его формы
1.1. Понятие административно-территориального устройства территории
В Энциклопедическом словаре по конституционному праву, изданном в Москве в 2006 г. под редакцией С.А. Авакьяна, административно-территориальное устройство определяется как «деление территории государства на части - административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления» [13, с. 20].
В юридическом энциклопедическом словаре, изданном под редакцией В.Е. Крутских, административно-территориальное деление - это «разделение территории унитарного или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которыми строится и функционирует вся система местных органов [29, с. 12].
И.А. Алебастрова полагает, что административно-территориальное деление - «это система территориальных единиц государства или субъекта федерации, управляемых их правительством» [2, с. 109].
Что касается административно-территориального деления, то по мнению В.А. Кодавбовича и В.А. Круглова, административно-территориальное устройство - разделение территории государства на определенные части, в соответствии с которыми строится вся система местных органов управления и самоуправления, соотношение полномочий центральных и местных органов власти [14, с.159]
Таким образом, можно сделать вывод, что «административно-территориальное деление государства» - это разделение территории государства на определенные части. В соответствии с этим частями строится вся система местных органов управления и самоуправления, система общественных объединений и политических партий. Соответственно, понятие «административно-территориальное устройство» можно рассматривать в двух аспектах: как деление территории определенного государства на административно-территориальные единицы и как состояние, т.е. результат деления.
Административно-территориальное устройство в каждом государстве тесно связано с целым рядом исторических, национальных, географических и социальных условий. Именно эти условия определяют особенности конкретных форм государственных устройств, которые никогда не могут являться итогом случайного стечения обстоятельств.
В современных условиях административно-территориальное деление выполняет ряд очень важных функций, основные из которых, по мнению профессора В.Н. Кивеля, состоят в следующем:
· обеспечение контроля центральных властей над местами, что предполагает сбор и передачу информации «снизу вверх» и приказов центра «сверху вниз», доступность мест, противодействие консолидации сепаратистских сил, относительную мобилизацию ресурсов в случае военных действий и других чрезвычайных ситуаций и т.п.;
· обеспечение сбора налогов;
· размещение органов власти и государственно управления, соответствующего наилучшему выполнению двух первых функций;
· обеспечение государственного регулирования разных сфер жизни общества;
· стимулирование освоения новых районов;
· территориальная организация публичных услуг и различных служб (почтовой, пожарной, ветеринарной, органов правопорядка и т.д.);
· формирование основы демократического местного самоуправления;
· организация деятельности местного хозяйства;
· обеспечение представительства мест в центральных законодательных и представительных органах и др. [20. с. 31]
Территория государства всегда определенным образом организована. Она разделена на части как административного, так и политического значения, в которых проживает население страны. Главная цель разделения - это управление этим государством.
Основными формами государственно-территориального устройства являются:
· унитарная
· федеративная
Унитарное государство - это такая форма государственного или национально-территориального устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы; это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью [9, с.129].
Федеративное государство - это форма государственного или национально-территориального устройства, при котором входящие в состав государства члены федерации - земли, штаты, кантоны, провинции, республики, эмираты и др. [9, с. 131]. Федеративное государство состоит из «государствоподобных» образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.
Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции (штаты США, республики в Российской Федерации).
Главное отличие между федерацией и унитарным государством состоит в том, что последнее непосредственно делится на административные единицы, а территории первой подразделяется непосредственно на территории государственно-подобных образований - субъектов федерации [16, с.138].
Государства бывают симметричными (простыми) и ассиметричными (сложными).
Простое устройство характеризуется тем, что все его составные части имеют одинаковый правовой статус (земли в Австрии и Германии).
Сложное устройство государства состоит в том, что составные части имеют разный правовой статус.
Что касается Республики Беларусь, то определение административно-территориального деления имеет законодательную основу. Административно-территориальное деление Республики Беларусь как унитарного государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части, в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь [10,ст.1]. Иначе говоря, административно-территориальное устройство Республики Беларусь можно определить как совокупность административно-территориальных единиц, с функционирующей в их пределах системой государственных органов власти.
Согласно Конституции Республики Беларусь, территория нашей страны является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.
Статья 9 Конституции гласит, что территория Республики едина и неотчуждаема. Она делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством. До мая 1998 года все вопросы, связанные с административно-территориальным делением Республики Беларусь регулировались Положением, которое было утверждено указом Президиума Верховного Совета БССР от 18 января 1983 года.
Для решения вопросов административно-территориального устройства был издан Закон от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998г. № 468 «Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998г. № 1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию вышеуказанного закона, порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь, порядок наименования и переименования предприятий, учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории республики Беларусь, а также физико-географических объектов, положение о топонимической комиссии при Совете Министров.
Задача административно-территориального устройства состоит в том, чтобы оно способствовало реализации политических и экономических задач государства, позволяло более продуктивно использовать природные ресурсы, приближало население к органам государственной власти. Другой задачей административно-территориального устройства является расширение демократии и позволение гражданам принимать непосредственное участие в управлении делами общества и государства.


1.2. Основные принципы административно-территориального устройства
Законом от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» были определены основные принципы ад........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Административно-территориальное устройство БССР: Справочник. В 2 т. / под ред. В.А. Круталевич и др. - Минск: Беларусь, 1985. - Т.2.
2 Алебастрова, И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2000.
3 Богданович, А.В. Вопросы экономического районирования Белорусской ССР // Региональные проблемы экономического и социального развития Белорусской ССР / НИИЭМП при Госплане БССР. - Минск : НИИЭМП при Госплане БССР, 1982.
4 Богданович, А.В., Удовенко, И.М. Новая модель управления : от трех к двум звеньям // Беларуская думка. - 1991. - № II.
5 Брыцiкау, Я. Сем разоу адмераць // Беларуская думка. - 1993. - № 7.
6 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. - Минск: Книжный дом, 2010. - 768 с.
7 Веремеенко, В.М. Конституционное право: уч. Пособие / В.М. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. - Минск : Изд-во Гревцова, 2014.
8 Высоцкий, А. Уснем в сельсовете, проснемся в повете? // Рэспублiка. - 1992. - 30 верасня.
9 Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие. - Минск: Выш. шк., 2004. - 351 с.
10 Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно- территориальном делении и порядке решения вопросов административно- территориального устройства Республики Беларусь» (с последующими измен. и дополн.)// Ведомости Национ. собрания Респ. Беларусь. - 1998. - №19. - Ст.214; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2009. - № 161. - 2/1583.
11 Злотников, А. От перестройки к переустройству // Беларуская думка. - 1993. - № 7.
12 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (С измен. и дополн., принятыми на республиканском референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 1.- 1/0; 2004. - № 188. - 1/6032.
13 Конституционное право: энцикл. словарь / отв. ред. и рук. кол-ва. д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. М.: Норма-Инфра, 2000.
14 Конституционно право Республики Беларусь : учеб. пособие / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Амалфея, 2012.
15 Конституционное право Республики Беларусь : учебник / В.Н. Кивель. - Минск : Междунар. Ун-т «МИТСО», 2012.
16 Конституционное право: курс лекций / А.И. Курак, А.В. Марыскин. - Минск : Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2010.
17 Концепции реформирования местного управления и самоуправления в Республике Беларусь / Институт экономики НАН Беларуси. - Минск, 2003.
18 Лис, А.Г. Проблемы развития и размещения производительных сил Белоруссии. - М.: Мысль, 1972.
19 Манак, Б.А. Насельнiцтва Беларусi: Рэгiянальныя асаблiвасцi развiцця и рассялення. - Минск: Унiверситэцкае, 1992.
20 Местное самоуправление в Беларуси / В.Н. Кивель [и др.]; под науч. ред. И.П. Сидорчук . - Минск : Тонпик, 2007. - 416 с.
21 Надудик, М. Звено, ставшее лишним // Беларуская думка. - 1993. - № 2.
22 О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1994. - № 9.
23 О статусе столицы Республики Беларусь - города Минска: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. № 410-3: в ред. Закона Республики Беларусь от 25.06.2012 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2013.
24 Петров, А.П. Конституционное право: учеб.пособие / А.П. Петров. - Минск: Амалфея, 2011. - 668 с.
25 Подупейко, А.А. Конституционное право Республики Беларусь: курс лекций. - М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. - Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008.
26 Польскi, С., Красоускi, К. Чаму б не мястэчкi i не грамады! // Народная газета. - 1992. - 5 лютага.
27 Радиевский, Г.В. Планировочное районирование Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. - 2005. - № 4.
28 Сочетание отраслевого и территориального управления экономикой союзной республики / Институт экономики АН БССР; под ред. В.С. Фатеева. - Минск: Навука i тэхнiка, 1991.
29 Юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. В.Е. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра, 2000.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.