На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89091


Наименование:


диплом РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СИЛУЭТНОГО ВЫРЕЗАНИЯ

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 26.5.2015. Сдан: 2014. Страниц: 74. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………….………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СИЛУЭТНОГО ВЫРЕЗАНИЯ………………………….…7
1.1.Сущность понятия «графическая грамотность». Значение развития графической грамотности в начальном звене образования ………………………………...………………………………7
1.2. Взаимосвязь графической грамотности и умений младших школьников…………………………………………………………………..…..15
1.3.Силуэтное вырезание как средство развития графической грамотности младших школьников….………………………………...………21
Выводы к первому разделу…………………..…………………………28
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СИЛУЭТНОГО ВЫРЕЗАНИЯ.......….31
2.1. Критерии, показатели и уровни развития графической грамотности младших школьников ………………………………………....………..………31
2.2. Система педагогических форм и методов направленных на развитие графической грамотности младших школьников средствами силуэтного вырезания ………………………………...……………….…….…44
Выводы ко второму разделу………………………….……..…..……...56
ВЫВОДЫ………………………..…………….……………………...…..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…..……60
ПРИЛОЖЕНИЕ…………….………………….…………………...……66
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сегодня, Концепция технологического образования младших школьников в общеобразовательных учреждениях основывается на том, что школа выступает в роли института общества, удовлетворяющего потребность в подготовке молодежи к жизни и реальной трудовой деятельности. Одной из граней такой подготовки всегда являлась графическая грамотность. Важность развития графической грамотности диктуется огромной ее ролью в развитии мышления, познавательных способностей, пространственных представлений и пространственного воображения младших школьников, формировании практических умений и навыков.
Одним из путей обновления содержания начального звена образования и согласования его с современными потребностями, интеграцией в европейское и мировое учебного пространство является ориентация учебных программ начальной школы (2012), составленных в соответствии с новым Государственным стандартом начального образования (2011 г.), направленных на приобретение младшими школьниками ключевых и межпредметных компетенций. Так, основным показателем сформированности межпредметной эстетической компетентности является способность учащихся начальной школы ориентироваться в сфере искусства, умение применять терминологию графической грамотности в процессе обсуждения и художественно-практической деятельности. Кроме того, графический язык окончательно признан в качестве международного, и реализовывается по единым правилам. Так, международной организацией по стандартам ИСО (ISO) разработаны: (аббревиатура английского наименования организации - International Organization for Standardization).
В настоящее время графические умения учащихся - важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность и внимание. Большой объем графических умений формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов», «Технология обработки конструкционных материалов», «Художественная обработка материалов», «Графика < wiki/>», «Декоративно-прикладное творчество». На уроках у младших школьников закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий.
Проблема развития графической грамотности учащихся всегда была в центре внимания ученых. Так, методические основы формирования и развития графической грамотности рассмотрены М. Д. Бисенгалиевым, А. Д. Ботвинниковым, В. Н. Виноградовым, Т. Г. Геронимусом, К. А. Паладян, В. Г. Машинистовым, В. Г. Моториной, И. Ф. Тесленко, П. Г. Сатьяновым, М. В. Хохловой, Н. Ф. Четверухиным.
Психологические аспекты формирования графической культуры и грамотности исследовали А. Д. Ботвинников, Т. И. Бугаева, П. Я. Гальперин A. В. Занков, В. И. Зыкова, Е. Н. Кабанова-Меллер, В. А. Крутецкий, Б. Ф. Ломов, C. JI. Рубинштейн, JI. M. Фридман.
Традиции силуэта ярко и многообразно воплощены в творчестве известных художников (Ф. П. Толстой, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. С. Кругликова).
Развитие графических представлений является важным разделом умственного воспитания, начального образования и подготовки младших школьников к труду. Пространственные представления имеют широкое значение во всей познавательной деятельности человека. Задача развития у младших школьников графических представлений, способности к обобщению состоит в том, чтобы научить их видеть графические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их, выполнять в необходимых случаях измерения.
Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработка проблемы обусловила необходимость поиска форм и методов, направленных на развитие графической грамотности младших школьников, и способствовала основой для выбора и конкретизации темы исследования: «Развитие графической грамотности младших школьников средствами силуэтного вырезания».
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное исследование проблемы развития графической грамотности младших школьников.
Задачи исследования:
1) конкретизировать сущность базовых понятий исследования «графическая грамотность», «графическая грамотность младшего школьника», «силуэтное вырезание»;
2) охарактеризовать специфические (графические) умения младших школьников;
3) определить и охарактеризовать критерии, показатели и уровни развития графической грамотности младших школьников;
4) разработать систему педагогических форм и методов, направленных на развитие графической грамотности младших школьников средствами силуэтного вырезания.
Объект исследования: процесс развития графической грамотности младших школьников.
Предмет исследования: развитие графической грамотности младших школьников средствами силуэтного вырезания.
Методы исследования: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, методической, художественной литературы, нормативно-правовых документов по проблеме исследования. Эмпирические: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий).
Экспериментальная база: Криниченская Общеобразовательная школа 1 - 4 ступеней.
Структура работы бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, выводов к каждому разделу, общих выводов, списка использованных источников (69 наименований) и приложения (3 приложения: А, Б, В) . Общий объем работы 74 страницы, из них 65 страниц основного текста. Работа содержит 5 таблиц и 7 рисунков.


РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СИЛУЭТНОГО ВЫРЕЗАНИЯ

1.1. Сущность понятия «графическая грамотность». Значение развития графической грамотности в начальном звене образования

Художественное образование в начальной школе является основой формирования духовного мира личности. Занятия изобразительным искусством для младших школьников, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но является и важнейшим условием их духовного становления. Совершенствование изобразительной деятельности учащихся начальной школы обеспечивает большую эффективность личностного роста каждого школьника.
Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, легкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обусловливают их расширенное использование. Язык графики, в силу ряда своих свойств является уникальным в коммуникативном процессе. Этот древнейший из языков мира является международным языком общения; он точен, нагляден и лаконичен. Наглядное представление информации в любой области человеческих знаний осуществляется средствами графического языка. В условиях современного развития массовых коммуникаций, необходимости уплотнения огромного объема информации и возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, общее среднее образование должно предусмотреть формирование знаний о методах графического предъявления информации [2, c. 3].
Грамотность - в широком смысле знание законов и правил предмета в сочетании с твердыми навыками пользования ими в процессе деятельности. Содержание понятия и уровень грамотности меняются в связи с общим культурным ростом народа и теми требованиями, которые предъявляются к грамотности на определенном этапе экономического политического и культурного развития страны в зависимости от существующего в ней общественного и государственного строя.
Графика - (лат. Graphice - рисование, черчение, искусство письма или рисования) вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка. Графика объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы, репродукционные техники. Вспомогательную (подготовительную) и замещающую (репродукционную) функцию графика позволяет выполнять дешевизна используемых в ней материалов (прежде всего бумаги, как основы большинства графических произведений, до ее изобретения были распространены более дорогие папирус, пергамент, шелк). Особенности материалов (текстура, фактура) техник и технологий придают произведениям графики эстетическое своеобразие, отличающее ее от живописи [49, с. 228].
Под графической грамотностью, М. В. Лагунова предлагает рассматривать уровень графической подготовки, характеризуемый тем, что: обучаемый знает элементарные закономерности теории изображений и способы их познания, основанные на общем геометрическом образовании, имеет практические навыки оформления изображений и навыки работы с чертежным инструментом [44].
Графическая грамотность - это определенный результат проведенного обучения и показатель наличия или отсутствия уровня развития художественных умений и навыков, знаний о теории и истории изобразительного искусства. Конечно, важным является при оценке детских работ не только грамотность исполнения, но и образность изображения, его смысловая нагрузка. В школьном возрасте можно обучить детей основам изобразительной грамотности.
Графическая грамотность - в школе на уроках изобразительного искусства предусматривает знания, умения, навыки в рисовании предметов, явлений, декоративных и тематических композиций. При этом ученик должен знать, что такое эскиз, чертеж, штрих, рисунок.
И так рассмотрим каждое из этих понятий (по словарю С. И. Ожегова):
Эскиз < terms-and-concepts/2786-esquisse> - (франц. esquisse) предварительный набросок < terms-and-concepts/2465-outline>, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельные его части. В эскизе намечаются композиционное < terms-and-concepts/2329-composition> построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Эскизы бывают графическими < terms-and-concepts/2137-graphike>, живописными < terms-and-concepts/2201-picturesqueness>, скульптурными < terms-and-concepts/2668-sculptura>; обычно отличаются свободной, беглой манерой исполнения, но могут быть детально проработаны. Многие эскизы имеют большую историко-художественную ценность и самостоятельное художественное значение.
Чертеж - точный рисунок с нанесением размеров, построенный с помощью линейки, циркуля, необходим для вырезания деталей изделия, их точного совпадения (цветок, который складывается по кругу или куклы, здания, транспорт из бумаги).
Штрих < terms-and-concepts/2776-strich> - (нем. Strich), черта, линия, выполняемая одним движением руки; одно из важнейших изобразительных средств в большинстве видов графики < terms-and-concepts/2137-graphike>, в отдельных видах живописи < terms-and-concepts/2202-painting> (главным образом монументальной и декоративной), в искусстве < terms-and-concepts/2254-art-for-art> орнамента. С помощью штрихов могут быть переданы форма, контур фигур и предметов. Определенная система нанесения штрихов - штриховка (при которой штрихи в восприятии сливаются в сплошное тоновое пятно) позволяет передать светотеневые градации, достичь впечатления объёмности формы.
Рисунок - (англ. drawing) какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органичным использованием разных цветов.
Масштаб - это соизмерение величин, изображаемого объекта по отношению к действительным величинам. Меняя масштаб объекта, внимание усиливается на изображаемом объекте, делая его главным или отводится от него внимание, превращая его во второстепенный фон, на котором разворачивается главная идея художественного произведения [50, 51].
Под графической грамотностью в нашем исследовании понимается умелость руки и приемы работы с различными материалами, сформированность у воспитанников зрительной системы, перцептивных зрительных действий, умения различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении, а также владение основными средствами выразительности (цветом, линией, чувством ритма), знаниями о перспективе, композиции, светотени и первоначальными знаниями об основах теории и истории изобразительного искусства, а также образности и содержательности художественного изображения.
Само определение понятия «графическая грамотность» в исследованиях отечественных ученых дается крайне редко. Хотя компоненты из совокупности этого определения, такие как ручная умелость, техника рисования, чувство ритма и ряд других, рассматриваются в трудах многих исследователей: Т. С. Комаровой (техника рисования, ручная умелость, чувство ритма) [35], Г. Г. Григорьевой (игровые приемы в изобразительной деятельности) [20], Т. Н. Дороновой (мелкая моторика, правильное удержание карандаша в руке) [24], О. А. Соломенниковой (чувство ритма в декоративно-прикладном рисовании) [61].
Психолого-педагогические аспекты формирования элементов графической грамоты у младших школьников изложены в работах E. H. Кабановой-Меллер, Н. Ф. Четверухина, Э. А. Фарапоновой. Основы формирования у младших школьников пространственного воображения, образного мышления, способности оперировать образами, представления обучаемых о геометрических фигурах исследовали Ю. А. Волкова, Л. А. Голяева, Т. А. Покровская, П. А. Сорокун, Н. Ф. Четверухин [32]. Условиями организации творческой деятельности, использования оригинальных графических задач и упражнений на уроках технологии у учащихся начальных классов занимались М. С. Аромштам, Е. А. Василенко, И. А. Воротников, Т. Г. Геронимус, В. Н. Домуховский, К. А. Паладян. В работах А. Р. Гинзбурга, Т. A. Голяевой, Н. К. Конышевой, О. В. Мезеневой, Е. А. Лутцевой, О. Д. Шалимовой, М. В. Хохловой, Э.А. Фарапоновой, И. П. Фрейтаг, Я. А. Рожнева, В. Г. Машинистова. Раскрываются методические аспекты формирования графических знаний и умений младших школьников [2].
Графическая грамотность в современном мире очень важна. Учащимся нужны знания определенных условностей и правильное их использование при составлении эскизов и чертежей. Имея дело с конкретной деталью, ученик должен мыслить довольно абстрактно, уметь выявить признаки, общие для многих деталей.
Творческая графическая деятельность обучающихся используется при изучении всех разделов курса черчения в школе, так как она обеспечивает применение всех знаний и тем самым завершает процесс их усвоения. Для этого учитель должен использовать различные творческие задачи. Для развития творческих способностей обучающиеся выполняют также графические творческие проекты.
В выполнении заданий обучающиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения.
Проектное обучение в технологии создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений принимать решения, оценивать свой результат [7].
От внешней мотивации появляется интерес к предмету.
Таким образом моделируется ситуация успеха. Знания, полученные на уроке, становятся более осознанными и целостными.
Каждый грамотный человек должен уметь читать чертежи.
Умение читать чертеж дает возможность человеку разобраться в строении механизма, машины, современной технике.
Изучение курса черчения в школе дает учащимся материал для познания природы, готовит их к будущей практической деятельности, помогает вникать в суть технического прогресса, учит анализировать, развивать техническое мышление и пространственное представление.
Данной цели служит основательная, систематическая графическая подготовка учащихся общеобразовательной школы. Графическая подготовка включает в себя глубокое и разностороннее овладение графическими знаниями, обеспечивает приобретение умений и навыков чтения и выполнения чертежей и направлена на формирование готовности к сознательному использованию различных графических изображений в трудовой деятельности и развитию творческих способностей [6].
Занимаясь аппликацией, учащиеся начальной школы учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Учащиеся выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем [8].
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых младшие школьники вырезают изображения не по частям, а целостно, одной линией контура в рисовании.
Графическая подготовка учащихся может и должна проводиться при обучении различным школьным предметам - рисованию, математике, черчению, физике, географии [14, c 143].
Учащиеся начальной школы успешно овладевает письмом, если не умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление.
В концепции структуры и содержания 12-летнего образования по черчению и графике графическая культура определяется как совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности [13, c. 45].
Таким образом, графическую грамотность младшего школьника можно определить, как способность оперировать понятиями (эскиз, чертеж, штрих, рисунок, масштаб), связанными с визуализацией информации, умение точно передавать информацию с помощью графических средств, умение различать формы, величины и пропорции, умения удерживать определенное направление.
Рассматривая процесс формирования графической грамотности как сложный многоплановый поэтапный процесс графической подготовки, имеющий различные уровни развития (от первоначального графического знания к всестороннему овладению и творческому осмыслению способов их реализации в профессиональной деятельности), М. В. Лагунова [43], выделила следующие иерархические ступени графической культуры в обучении:
- элементарная графическая грамотность;
- функциональная графическая грамотность;
- графическая образованность;
- графическая профессиональная компетентность;
- графическая культура.
П. И. Совертков [61] в своей работе выделяет следующие уровни графической грамотности учащихся, проходящих олимпиадную подготовку и работающих над исследовательскими проектами:
- элементарная графическая грамотность: обучаемый знает элементарные закономерности теории изображений в параллельной проекции (параллелограмм, куб, параллелепипед, призма, тетраэдр, окружность в виде эллипса, цилиндр, конус); имеет навыки рисования основных примитивов в графических редакторах Paint, Word; умеет преобразовывать основные фигуры;
- функциональная графическая грамотность: обучаемый знает основные положения теории изображений фигур в параллельной проекции (сохраняется параллельность прямых, сохраняется простое отношение отрезков на одной или параллельных прямых, изображение сопряженных диаметров эллипса); умеет проводить анализ метрических отношений на оригинале и учитывает их при изображении фигуры; умеет из основных примитивов комбинировать новую фигуру, учитывая сопряжение фигур по общим элементам; умеет закрасить часть данной фигуры, объединение или пересечение двух многоугольников; умеет обозначать в фигуре данные элементы (вершины, стороны, углы).
Таким образом, графическая подготовка включает в себя глубокое и разностороннее овладение графическими знаниями, обеспечивает приобретение умений и навыков чтения и выполнения чертежей и направлена на формирование готовности к сознательному использованию различных графических изображений в трудовой деятельности и развитию творческих способностей.

1.2. Взаимосвязь графической грамотности и умений младших школьников

В современном мире одним из основных средств передачи и хранения информации стали графические изображения. Графика, используя свойства зрительного восприятия и подчиняясь своим законам, общим для всех видов графических изображений (от художественного рисунка до всевозможных чертежей, схем, карт), является своеобразным «языком» коммуникации [3, с 12].
Современная программа уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми графическими навыками.
Графическая деятельность как часть изобразительной деятельности являлась пред........


ола. 2001. - №7.
7. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская - Х.: Академия, 2002. - 260 с.
8. Васин Е. К. Работа над проектом в 1 - 3 классе / Е. К. Васин - М.: Владос, 2010. - 35 с.
9. Волков Н. Н. О понятии композиции / Н. Н. Волков // проблемы композиции. Сборник научных трудов - К.: Изобразительное искусство, 2000. - 46 с.
10. Выгонов В. В. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели. . / К: - Москва «Первое сентября», 2002г.
11. Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. / К: - «Первое сентября», 2003г.
12. Выгодский Л. С. Развитие высших психических функций. - Д., 1982 г.
13. Волкова С. И., Володарская, И. А. Формирование обобщенных приемов графического мышления. / С. И. Волкова, И. А. Володарская; под ред. Н. Ф. Талызиной // Формирование приемов графичесого мышления. - Х: 2005. с. 156 -201.
14. Ганеев, С. М. Формирование графической грамотности учащихся при обучении решению планиметрических задач в условиях компьютерной поддержки.: Дис. канд. пед. наук: / С. М. Ганеев.- Омск, 2004. - 220 c.
15. Грибовская А. А. «Ознакомление школьников с графикой и живописью». К.: - Педагогическое общество. 2007г.
16. Грибовская А. А Детям о народном искусстве. - Д.: Просвещение, 2006.
17. Грибовская А. А. Аппликация в начальной школе (в 2-х частях). Д.: Развитие, 2005.
18. Грибовская А. А. Школьникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. - Д.: МИПКРО, 2001.
19. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность школьников. - Ж.: Академия, 1997.
20. Григорьева Г. Г. Игровые приемы обучения школьников изобразительной деятельности. - Ж.: Просвещение, 2011.
21. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.:ИНТОР, 2006. - 554с.
22. Диагностика достижений учащихся по образовательной области «Технология». / Под ред. П. А. Петрякова. В. Новгород: Изд-во НорГУ, 2001. - 174с.
23. Домуховский В. Н. Система графических упражнений в начальной школе.: автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02 / В. Н. Домуховский. Ж., 1967 - 16с.
24. Доронова Т. Н. Школьникам об искусстве.- Х.: Просвещение, 2009.
25. Жихарева Н. А. Графическая информация и средства ее обработки [Электронный ресурс] / Н. А. Жихарева // programming/00193778_0.html.
26. Зацепина М. Б. «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников». / К.: - Педагогическое общество. 2009г.
27. Иванова Т. Г. и др. Технология 1 класс.: методические рекомендации / Т. Г. Иванова и др.; под ред. В. Д. Симоненко. Х.: Вентана-Граф, 2002. -48с.
28. Иванова Т. Г. и др. Технология 2 класс: Сельская школа. / методические рекомендации / Т. Г. Иванова и др.; под ред. В. Д. Симоненко. Х.: Вентана-Граф, 2002. - 48с.
29. Иванова Т. Г. и др. Технология 3 класс: Сельская школа Текст.: методические рекомендации / Т. Г. Иванова и др.; под ред. В. Д. Симоненко. Х.: Вентана-Граф, 2002. - 48с.
30. Игнатьев Е. И. Психология младшего школьника / Е. И. Игнатьев. К.: изд-во Академии Пед. Наук Укр., 2001. - 329с.
31. Изобразительная (графическая) информация [Электронный ресурс] // 13223.html.
32. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение графической грамотности младших школьников. / Е. Н. Кабанова-Меллер. к., 2008.
33. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в начальной школе. К., 2010
34. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей, К., 2000
35. Комарова Т. С. «Цвет в детском изобразительном творчестве школьников» / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. К.: - Педагогическое общество. 2005г.
36. Комарова Т. С. «Обучение школьников техникевырезания». К.: - Педагогическое общество. 2006г.
37. Комарова Т. С. «Коллективное творчество школьников». Т. С. Комарова, А. И. Савенков / К.: - Педагогическое общество. 2008г.
38. Комарова Т. С. «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе». Т. С. Комарова, О. Ю. Зарянова / К.: - Педагогическое общество. 2006г.
39. Комарова Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в младшей школе. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ж.: Просвещение, 2001.
40. Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве
/ Т. С. Комарова, А. В. Размыслова- Изд.: Педагогическое общество, 2005.
41. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. - Ж.: Издательский центр «Академия», 2002.
42. Казакова Т. Г. Развивайте у школьников творчество (конспекты занятий рисование, лепкой, аппликацией): Пособие для учителей млад. школьников. - Ж.: Просвещение, 2003.
43. Лагунова М. В. Графическая грамоность младшего шольника(основы теории): монография / М. В. Лагунова. - Н. Новгород, ВГИПИ, 2001. - 251с.
44. Лагунова, М. В. Теория и практика формирования графической грамотности младших школьников: дис. д-ра пед. наук / М. В. Лагунова. - Н. Новгород, 2009. - 564 с.
45. Лагунова М. В. Графическая грамотность школьника (основы теории): монография / М. В. Лагунова. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2001. - 251 с.
46. Лагунова, М.В. Современные подходы к формированию графической грамотности школьников в учебных заведениях: (Практический аспект) / М. В. Лагунова: Волжская гос. педагогическая академия. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2001. - 260 с.
47. Майорова И. Г., Романина, В. И. и др. Трудовое обучение в начальных классах. / И. Г. Майорова, В. И. Романина. К., 1978.
48. Макарова Н. Р. Формирование основ эстетической культуры младших школьников на уроках технологии. дисс. канд. пед. наук: / Макарова Н. Р. Шуя, 2000. - 134с. - Библиограф.: с. 120 - 129.
49. Митрохин Д. М., .Нерадовский П. И. Книжные знаки русских художников.“Петрополис” СПБ, 1999, стр.32.
50. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1991. - 778.
51. Ожегова С. И. Толковый словарь / С. И. Ожегова, Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1992г.
52. Особенности графической информации и способов ее кодирования[Электронный ресурс] tid1/addonres.php?id=3217.
53. Особенности графической грамотности и способов ее кодирования. сост. Е. С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005. - 720 с.
54. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др./ под ред. В. А. Горского. - Х.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
55. Рукавицын М. М. «Эстетическое воспитание детей» - К.: Знание - 2002 г.
56. Рубина И. М. Графическая подготовка как компонент формирования грамотной личности младшего школьника. / И. М. Рубина // Человек и Вселенная. СПб.: «Инфо-да», 2004. №5(38). - с. 95 - 97.
57. Рубина И. М. Графическое обучение младших школьников. / И. М. Рубина // Человек и Вселенная. СПб.: «Инфо-да», 2005. № 10 (53).1. C.166- 168.
58. Рубина И. М. Графическая грамотность основа начальной подготовки младших школьников. / И. М. Рубина // Человек и Вселенная. - СПб.: «Инфо-да», 2004 . №2 (35) - с.89 - 91.
59. Рубина И. М., Хохлова М. В. Методика формирования графических умений младших школьников на уроках технологии.: учебно-методическое пособие / И. М. Рубина, М. В. Хохлова. Киев: БГУ, 2006. - 48с.
60. Саккулина Н. П., Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. - К, 2002 г. (гл. «Аппликация», с.199-226).
61. Совертков П. И. Графическая грамотность младших школьников, работа по технологии. - Бирск, 2007г.
62. Соломенниковой О. А. Формирование графической грамотности средствами силуэного вырзания. П. И. Совертков // Сб. ст. - СПб.: Мифрия, 2006. - № 7. - 96 с.
63. Хохлова М. В. Формирование опыта субъекта трудовой деятельности младших школьников в процессе обучения «Технологии».: дисс. .докт. пед. наук: 13.00.02 / Хохлова Марина Витальевна. Харьков, 2004. - 515с. - Библиограф.: с.379 - 408.
64. Хохлова М. В. Экспертная оценка эффективности экспериментальной работы по обучению младших школьников «Технологии». / М.В. Хохлова // Технологическое образование: Состояние, проблемы, перспективы. - Харьков: БГУ, 2004. с.85 - 89.
65. Хамитов И. С., Гумерова Г. С. Формирование технологической культуры школьников / под ред. Хотунцева Ю. Л. - К.: Эслан, 2010.
66. Энциклопедии и словари [Электронный ресурс]. - search
67. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии, 2011. №2.-с.31-41.
68. Яковлева Р. Я. Роль и методика наглядных средств (образца, предмета и чертежа) в трудовом обучении младших школьниковкст. / Яковлева Р. Я. В., 2007, - 25с.
69. Яковлева Р. Я. Роль и методика наглядных средств (образца, предмета и чертежа) в трудовом обучении младших школьников. / Р. Я. Яковлева., 2008г. - 25с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.