На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89193


Наименование:


Курсовик ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ «РИСУНОК»ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ № 2

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 27.05.2015. Сдан: 2009. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………… 3

I курс. Пояснительная записка……………………………………………….. 4 - 5
Тематический план……………………………………………………. 6 - 7
Содержание предмета……………………………………………….... 8 - 11

II курс. Пояснительная записка……………………………………………….. 12
Тематический план……………………………………………………. 13 - 14
Содержание предмета……………………………………………….... 15 - 18

III курс. Пояснительная записка……………………………………………….. 19
Тематический план……………………………………………………. 20 - 21
Содержание предмета……………………………………………….... 22 - 24

IV курс. Пояснительная записка……………………………………………….. 25
Тематический план……………………………………………………. 26 - 27
Содержание предмета……………………………………………….... 28 - 30

V курс. Пояснительная записка……………………………………………….. 31
Тематический план……………………………………………………. 32 - 34
Содержание предмета……………………………………………….... 35 - 38

Использованная литература …………..…………………………………………… 39
Рекомендуемая литература ………………………………………………………… 39


ВВЕДЕНИЕ

Программа по предмету «Рисунок» в художественной школе рас­считана на 4 года основного курса обучения.
Рисунок, являясь наиболее важным среди изучаемых предметов, присутствует во всех видах изображения - в живописи, композиции, гравюре, скульптуре, поэтому ему уделяется особое внимание. Наряду с навыками академического рисунка в школе даются понятия о твор­ческой работе художника-рисовальщика. Занятия рисунком помогут ученику развить наблюдательность, творческое воображение, позна­комят с образным языком графики и его богатейшими возможностями.
Все обучение в ДХШ следует вести в форме доступной возрасту. Занятия должны вестись увлекательно и интересно, будить воображе­ние и развивать индивидуальные творческие способности учащегося. Преподаватель в четкой и ясной последовательности должен дать детям необходимую грамоту для творческой работы, направляя художе­ственное впечатление ребенка в определенный мировоззренческий и нравственный контекст. Для этого очень важно создать творческую атмосферу, обстановку любви к искусству.
В процессе обучения рисунку учащемуся необходимо привить благоговейное отношение к листу белой бумаги и удивление перед великим чудом изображения окружающего мира. Только такое отно­шение даст возможность самостоятельного, сознательного изучения натуры, лежащей в основе любой работы над рисунком. Процесс изу­чения натуры строится на неразрывной связи всех элементов изобра­зительного языка: композиции конструктивного рисунка, тональных, пластических и пространственных отношений.
Осмысливая понятия: формат, размер, пропорции, ритм, тоно­вые отношения и т.д., необходимо, чтобы учащиеся усвоили последо­вательность в работе от общего к частному и затем снова к общему. Практические умения должны опираться на теоретические знания. Каждая работа должна быть творчески и методически обоснована, не иметь случайного характера, опираться на основы теории искусства, перспективу, элементы пластической анатомии. Особо важно сохра­нить в рисунках цельность и свежесть восприятия до конца работы, как в краткосрочных композициях, так и в работе над длительными постановками.
В течение всего курса обучения рисунку учащихся необходимо подводить к умению самостоятельно и продуманно ставить перед со­бой задачи, выбирать формат, использовать материал, стремиться к выразительности изображения, применять соответствующую технику исполнения.
Следует научить детей постигать законы и методы изображение на примерах классического, отечественного и мирового искусства - той основы, на которой развивается осознанное восприятие формы, тона, пластики, цвета в их гармоничном единстве. Учащиеся должны научиться анализировать свои работы критически, постоянно сравни­вая их с натурой. Желательно регулярно проводить обсуждение и ана­лиз выполненных как аудиторных, так и домашних работ.
У учеников должна быть развита усидчивость в работе, поскольку достижение творческих успехов - кропотливый труд, требующий больших временных затрат, усилий воли и сосредоточения внимания. В соответствии с программой дети должны уметь работать по наблю­дению, по памяти и по предоставлению, выполнять как длительные, так и краткосрочные задания. Усвоенные знания, навыки изображе­ния, учащиеся должны уметь применять в творческих работах для вы­ражения убедительного, яркого, цельного художественного образа, не допуская манерности, нарочито эффектных приемов стилизации.



I курс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для учащихся I -го курса обучение рисунку начинается с вводной беседы, в которой учитель доступно и интересно знакомит детей с предметом, его целями и задачами, показывает материалы, необходи­мые на занятиях (бумагу, резинку, графитные и другие карандаши, уголь, сангину, соус, тушь, пастель и пр.). Для наглядности и большей заинтересованности нужно показывать работы учащихся из методиче­ского фонда школы и репродукции рисунков мастеров, выполненные различными графическими материалами, на разных видах бумаги и т. д.
Педагог должен уделить большое внимание подготовке учащихся к работе над рисунком: затачиванию карандашей, качеству резинки, обтягиванию планшета ватманом. Начальные упражнения, знакомя­щие учащихся с линией, штрихом, тоном можно выполнять на не больших по размеру форматах (А - 4, A - 3), а почти все последующие за­дания выполняются на планшетах, что приучает детей к серьёзности работы. Основным материалом рисования являются графитные каран­даши различной твердости. Отдельные задания выполняются мягким материалом (углём, сангиной, пастелью и т.д.), пером и тушью, фло­мастером. На первых и последующих занятиях учитель должен сле­дить за правильным размещением учащихся по отношению к натур­ной постановке, умением держать карандаш, точно и аккуратно вы­полнять задания.
Знакомство с формой, пропорциями предметов начинается уже на третьем занятии с зарисовки геометрических тел (проволочных конст­рукций), где учителю также важно дать начальное понятие о линейной перспективе и правильности расположения рисунка на плоскости лис­та. Объясняя понятие «пропорции», педагог должен научить детей пользоваться методом «визирования», доступным каждому. Чтобы лучше увидеть и понять форму изображаемого предмета, учитель мо­жет брать его в руки, давая возможность учащимся рассмотреть его со всех сторон.
Одно из центральных мест в учебном рисунке занимает проблема формы и её конструкции. Изучение законов изображения формы предметов в пространстве на примере простых геометрических тел необходимо вести таким образом, чтобы учащиеся знали, что это не самоцель. Практика показывает, что учащиеся, изучив построение геометрических тел, часто не могут применить полученные знания в рисунке. Для понимания пространства и формы используются знания перспективы предметов их геометрической конструкции. Необходимо подчеркнуть, что геометрические тела и их проволочные конструкции помогают понять строение формы, перспективу, закономерности рас­пределения светотени, развивают пространственное мышление, уме­ние видеть предмет.
Рисующим необходимо соблюдать методическую последователь­ность работы, где каждая конкретная задача вытекает из предыдущей и основывается на ней. Методика обучения рисунку предусматривает последовательность следующих основных этапов работы с натуры:
Знакомство с постановкой. Выбор интересной точки зрения на неё.
Выбор формата для данной постановки и общее композицион­ное размещение на листе.
Построение формы предметов с использованием знаний их конструкции, с применением осевых, конструктивных, вспомогательных линий. Подчинение конструктивного рисунка линейной перспективе.
Моделировка объёма с помощью светотени, передача тона
предметов, их освещённости.
Преподаватель перед каждым заданием должен четко поставить учебные задачи: объяснить содержание задания, характер постановки, её особенности, способы и последовательность рисования, продемон­стрировать методические пособия и образцы работ учащихся. Ясность и доступность объяснения должны облегчить учащимся видение по­становки и помочь уверенно вести работу. Анализ формы предметов и пропорций, тонального характера постановки, положения предметов в пространстве относительно точки зрения учащегося - необходимое условие начала работы. Важно следить, чтобы учащиеся учились сравнивать свой рисунок с другими работами, видели его положи­тельные и отрицательные стороны. Завершающий этап рисунка: про­верка общего состояния рисунка, подчинения деталей целому, уточ­нение рисунка в тоне. С целью проверки точности рисунка, выявления в нём ошибок и их исправления следует проводить коллективные про­смотры. В индивидуальной работе с учеником используются приёмы показа исправления ошибок на полях рисунков или на
отдельных листах.
Рисунок натюрморта - основной вид учебной работы. Продуман­ная, ясная по цели, хорошо видимая с места учащихся постановка, воспитывает у них художественный вкус и культуру восприятия. На­тюрморты, особенно в начале обучения, должны быть разнообразны­ми, интересными, посильными, дающими возможность учащимся ис­пользовать знания и умения, проявить свои творческие способности. После рисования «неживых» предметов зарисовка чучела птицы (мяг­ким материалом) интересно разнообразит занятия.
В заданиях по тональному рисованию натюрморта учащиеся I курса должны уметь: правильно выбрать формат листа; закомпоновать изображаемые предметы, построить их конструктивно, разобрать по тону, передавая объём через светотеневые градации (свет, собственная тень, полутень, блик, рефлекс, тень падающая). Работа должна вестись с постепенным усложнением формы изображаемых предметов и их количества.
Помимо программных заданий педагог по своему усмотрению даёт краткосрочные задания в классе или для выполнения дома (в раз­ных техниках и материалах). Воспитанию остроты зрительного вос­приятия, расширению кругозора, развитию наблюдательности и зри­тельной памяти способствуют краткосрочное рисунки, зарисовки, на­броски, которые приучают к умению целостно видеть и быстро фик­сировать наблюдение на бумаге. Во время выполнения набросков, краткосрочных зарисовок необходимо обращать внимание учащихся на передачу характерных особенностей предметов, использование за­конов перспективы.
Поскольку, уже на первом курсе, на предмете «композиция» уча­щиеся должны изображать человеческую фигуру и портрет, на уроках рисунка необходимо дать соответствующие навыки, практикуя набро­ски с натуры в аудитории (задание можно давать в конце урока) и до­ма. Для этого нужно кратко, схематично объяснить конструкцию фигуры и головы человека и их построения в разных положениях. Рисовать необходимо людей различного возраста, пола и телосложения; целью развития у детей наблюдательности - умение рисовать фигуру и голову человека по памяти и представлению.
На уроках рисунка педагогу необходимо как можно чаще использовать наглядный материал: пособия, слайды, различные технические средства обучения, что позволит детям быстрее и качественнее усваивать новый материал.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I курс

Кол-во часов в неделю - 3
Кол-во учебных недель - 34
Всего кол-во часов в год - 102

I полугодие


№ Тема Практическое задание Кол-во часов
I Вводное занятие - 3 часа. 1. Беседа о задачах рисунка на I курсе и необходимых мате­риалах. 2. Понятие о линии, как о важ­нейшем изобразительном средстве. Виды линии. Восприятие учебного материала. 1. Упражнения на изображение различных видов линий. 2. Линейный рисунок простых растительных форм (листь­ев, веток). 1 час 2 часа
II Изобразительные средства рисунка - 3 часа. 1. Понятие о штрихе, пятне, точке. 2. Понятие о тоне. 1. Упражнения штрихами, пят­нами, точками. 2. Упражнения на тоновую рас­тяжку. 3 часа
III Линейная перспектива - 3 часа. Понятие о перспективе, как спо­собе изображения на плоскости объемных тел и глубины про­странства. Зарисовка простых геометри­ческих тел (проволочные конст­рукции) в разных положениях относительно линии горизонта, в разных ракурсах. 3 часа
IV Последовательность ведения рисунка - 9 часов. 1. Понятие о конструктивном построении. 2. Понятие о светотени. Рисунок натюрморта из 2-х геометрических гипсовых предметов 1. Компоновка и построение. 2. Работа в тоне. 3. Детализация и обобщение. 3 часа 3 часа 3 часа
V Закрепление знаний о линей­ной перспективе -3 часа. 1. Особенности изображения простых предметов в перспек­тиве с разных точек зрения.. 2. Перспектива окружности. Краткосрочные зарисовки бы­товых предметов, напоминаю­щих по форме геометрические тела и их простейшие комби­нации, в разных положениях 3 часа
VI Знакомство с мягким мате­риалом - 6 часа. Особенности работы мягким материалом. Его виды и свойства Зарисовка чучела птицы в 2-х положениях мягким материалом 6 часов
VII Тоновой контраст в рисунке -12 часов. Роль тонового контраста в пере­даче пластической формы, выра­зительности натюрморта и его восприятия в рисунке. Длительный рисунок натюр­морта из 2-х предметов быта на контрастном фоне. 1. Компоновка. Конструктивное решение натюрморта в пер­спективе, передача пропорций. 2. Работа в тоне. 3. Обобщение. Завершение работы. 3 часа 6 часов 3 часа
VIII Зачетная полугодовая работа -12 часов. Основные требования к зачётной работе. Закрепление полученных знаний. Длительный рисунок натюр­морта из 2 -х несложных пред­метов быта на нейтральном фоне. 1. Компоновка натюрморта в формате. Конструктивное построение предметов. 2. Анализ тоновых отношений в натюрморте. 3. Тоновая детализация. 4. Завершение рисунка. Обобщение. 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа


II полугодие

№ Тема Практическое задание Кол-во часов
IX Зарисовки - 6 часов. Технические приемы работы различными графическими материалами. Зарисовки предметов домашнего обихода разными материалами с натуры. 1. Зарисовки углем, сангиной, соусом. 2. Зарисовки тушью, пером, фломастером. 3 часа 3 часа
X Конструкция предметов и ее особенности - 12 часов. Понятие «прочности поста­новки» предметов. Длительный рисунок натюрморта из 2-З - х предметов, напоминающих по форме комбинации геометриче­ских тел. 1. Компоновка предметов и построе­ние натюрморта. 2. Передача объёмов предметов штриховкой. 3. Завершение работы. 3 часа 6 часов 3 часа
XI Принцип передачи объем­ной формы мягким мате­риалом - 9 часов. 1. Конструкция моделей более сложной формы. 2. Плановость в натюрморте, точность конструктивного решения. Рисунок натюрморта из 2-З - х пред­метов быта с чучелом птицы (уголь, сангина, пастель). 1. Компоновка предметов и конструк­тивное решение натюрморта. 2. Тоновая лепка объёмов натюрморта. 4 часа 5 часов
XII Разнообразие конструкций природных форм - 3 часа. Выбор материалов в соответ­ствии с характером натуры. Зарисовки деревьев, веток, сухих растений. 3 часа
XIII Творческий рисунок - 6 часов. Понятие «стиль». Основные способы стилизации в творче­ских работах. Рисунок натюрморта из несколь­ких (2-З - х) предметов, выполненный в выбранном стиле 1. Выбор стиля, приемов работы и техники исполнения. Компоновка, линейное решение натюрморта. 2. Тоновая моделировка натюрморта. 3. Завершение работы. Передача то­новой цельности и единства стиля. 2 часа 3 часа 1 час
XIV Годовая экзаменационная работа - 15 часов. 1. Итоговая проверка знаний. 2. Последовательность выпол­нения рисунка натюрморта. 3. Тоновые особенности экзаменационной постановки. Длительный рисунок натюрморта контрастного по тону из З - х предме­тов домашней утвари на фоне од­нотонной драпировки. 1. Компоновка натюрморта, построе­ние предметов. 2. Моделировка теней в натюрморте. 3. Моделировка полутонов. Передача объема предметов. 4. Завершение работы. Анализ рисунков 3 часа 6 часов 3 часа 3 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

I КУРС

I полугодие

ТЕМА I: Вводное занятие.

Беседа о задачах рисунка в школе и на I курсе.
1. Рисунок, как учеб­ная дисциплина и как вид изобразительного искусства.
2. Линия - важ­нейшее изобразительное средство. Виды линий. Пластические свойст­ва линий.
Задание: Упражнения на изображение различных видов линий.
Линейный рисунок простых растительных форм (листьев деревьев, веток,
цветов простой формы)
Цель: Дать общее понятие о рисунке, понятие о линии, как об одном из основных
изобразительных средств рисунка.
Задачи: Знакомство с графическими материалами.
Освоение раз­личных видов линий: сплошных и прерывистых, простых и
сложных (ломаных, волнистых, комбинированных и др.) линий.
Освоение пла­стических свойств линий методом различного нажима на
карандаш для передачи освещенности в линейном рисунке.
заданий на примере работ из методического фонда.
Материал: формат: А-3, графитный карандаш
Количество работ: 2-3 листа.

ТЕМА II: Изобразительные средства рисунка.

Тон, тоновое пятно, тоновой диапазон. Технические приемы пе­редачи тона.

Задание: Тоновые упражнения штрихами, пятнами, точками. Уп­ражнения на тоновую
«растяжку».
Цель: Дать понятие о тоне, о возможностях графических материалов.
Задачи: Освоение изобразительных средств рисунка (штрих, пятно, точка) для передачи
тонового пятна. Освоение передачи тоновых отношений от светлого до темного.
Материал: формат: А-3, графитный карандаш, тушь-перо, гелевая ручка.
Кол-во работ: 1-2 листа.

ТЕМА III: Линейная перспектива.

Закономерности построения объемного тела во фронтальной и угловой перспективе. Линия горизонта, предметная и картинная плоскости, перспективные сокращения, точки схода.

Задание: Зарисовки простых геометрических тел (проволочные конструкции - куб,
цилиндр, конус) в разных положениях относительно линии горизонта и в
разных ракурсах.

Цель: Изучение основ линейной перспективы.
Задачи: Практическое изучение закономерностей линейной перспективы на основе
линейно-конструктивного по........


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Грабарь И.Э. «Серов - рисовальщик». М, « Академия художеств СССР», 1961 г.
2. Кузин В. С. «Вопросы изобразительного творчества». М, «Просвещение», 1971 г.
3. Кузин В. С. «Наброски и зарисовки». М, 1981 г.
4. Паррамон Х.М. «Основы рисунка». М, 1994 г.
5. Ростовцев Н.Н «Академический рисунок». М, «Просвещение», 1973 г.
Ростовцев Н.Н. «Учебный рисунок». М, 1985 г.
Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию. Русская и
советская школа рисунка». М, 1982 г.
«Учебный рисунок в Академии художеств». М., 1990 г. (автор??)
«Школа изобразительного искусства» в 10-ти томах. М, «Академия художеств СССР», 1961 г.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аксёнов Ю.Г., Левидова М.М. «Цвет и линия». М, 1967 г.
АлекчееваВ.В., «Изобразительное искусство и школа». М, 1967 г.
Барщ А.О. «Наброски и зарисовки». М, 1970 г.
Выготский Л.С., «Воображение и творчество в детском возрасте».
М., «Просвещение», 1967 г.
Дейнека А.А., «Учитесь рисовать». М, «Академия художеств СССР», 1961 г.
Игнатьев Е.И. «Воображение и его развитие в творческой деятельности человека».
М, «Знание», 1968 г.
Климова М., «Вещи людей (о натюрморте)». М., «Художник»,1960 г., № 8
Кузин B.C., «Основы обучения изобразительному искусству в школе» 2-е издание,
М., 1977 г.
9. Милюков А.А., «Организация натурных постановок на уроках изо­бразительного искусства в школе». Л., 1978 г.
10. Йеменский Б.М., «Мудрость красоты». М., «Просвещение», 1981 г.
11. И.Полный курс живописи и рисунка «Основы рисунка». Испания, Барселона 1994 г.
12. Радлов Н.Э., «Рисование с натуры» Л., 1978 г.
13.«Рисунок» Сборник учебных заданий для студентов - заочников
художественно-графических факультетов педагогических институ­тов. Л., 1963 г.
14. Терентьев А.Е., «Изображение животных и птиц средствами ри­сунка и живописи»,
М., 1980 г.
15. Терентьев А.Е., «Рисунок в педагогической практике учителя изо­бразительного искусства». М., «Просвещение», 1981 г.
16. Щипанов А.С., «Юным любителям кисти и резца». М., «Просвеще­ние» 1981 г.
17. Шорохов Е.В., «Основы композиции» М., 1979 г.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.