На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89298


Наименование:


Курсовик Создание ситуации успеха в обучении старшеклассников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 28.5.2015. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение _________________________________________________________2

I. Особенности учебной деятельности

§1. Учение как деятельность_________________________________________4

§2. Мотивация учебной деятельности________________________________10

§3 . Особенности возраста ученика старших классов____________________14

II. Создание ситуации успеха на уроке

§1. Понятие «ситуация успеха»______________________________________18

§2. Технологические операции создания ситуации успеха_______________23

Заключение ______________________________________________________26

Литература ______________________________________________________27


Введение

Все чаще мы слышим о нежелании ребенка выполнять домашнее задание, или более того, идти в школу. Отчего это происходит? Почему ребенок теряет интерес к учебе? Какую роль играет в этом преподаватель? И как преподаватель может мотивировать ученика к учебному процессу?
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных процессов, формирования у них активной жизненной позиции. Этой проблемой занимались Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Эльконин Д.Б., и другие.
Как отмечал К. Д. Ушинский, «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается ».[4] Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в владении знаниями.
Другой отечественный ученый, В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. [26]
Большинство ученых сходится на одном мнении, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Ситуация успеха не только стимулирует учебную деятельность школьников, но и приводит к сотрудничеству между учителем и учащимся. Таково мнение В.А. Сластенина и Г.А. Цукермана.
Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе.
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Тема «создание ситуации успеха» и связанные с ней трудности, интересуют ученых, и по сей день, а потому остается актуальной. Одной из важных целей обучения является развитии личности каждого ученика, что является возможным лишь при условии, что обучение и воспитание будет доставлять ребенку радость познания. А если у него возникнет интерес к учению и радость познания, обучение и воспитание будут способствовать его развитию.
Целью данной курсовой работы является изучение достижения создания ситуации успеха в обучении старшеклассников.
Объектом исследования является организация ситуации успеха в педагогическом процессе.
В качестве предмета исследования выступает создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе, влияющая на формирование познавательного интереса учащихся.
Для достижения цели курсовой работы, необходима постановка следующих задач:
- Ознакомиться с работами отечественных ученых посвященных проблеме создания ситуации успеха у школьников.
- Изучить особенности учебной деятельности и особенности возраста старшеклассников.
- Проанализировать типы создания ситуации успеха.


I. Особенности учебной деятельности

§1. Учение как деятельность

Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и виды деятельности.
Отсюда видно, что учение является специфически человеческой деятельностью.
Деятельность в узком смысле как совокупность актов, направленных непосредственно на предмет потребности (мотив), в отличие от актов (действий и операций), направленных на промежуточные предметы (цели или условия), выделяется А.Н. Леонтьевым в процессах деятельности человека в широком смысле слова.
Психологи определяют «деятельность» как активное взаимодействие человека со средой, в котором человек достигает поставленной им самим цели, возникшей у него в результате какой-либо определенной потребности.
По мнению ученых, учение предъявляет некоторые требования к познавательным процессам, таким как: память, воображение, сообразительность и др. и волевым качествам.
Каждая деятельность включает в себя предмет преобразования, продукт преобразования (являющийся предметом потребности субъекта деятельности), средства, акты преобразования предмета в продукт, которые называются исполнительными действиями (операциями) или исполнительной частью действия, по П.Я. Гальперину [2] и по С.Л. Рубинштейну [3] Структура процесса учения всегда вызывала к себе притягательное внимание психологов. Разные психологические школы в соответствии со своими воззрениями по-разному представляли содержание и сущность учения.
Бихевиористы (Д.Уотсон, Э.Торндайк) считают, что учение (научение) - это приобретение организмом новых форм поведения. "Формула "ситуация - ответная реакция" выражает любой процесс учения". [1]
Иную позицию в трактовки сущности учения звнимают ге-штальтпсихологи. Согласно их концепции, деятельность ученика в обучении сводится к роли стимулятора внутренних изменений целостных структур и мотиваций, основанных на усмотрении, постижении, озарении (инсайт).
Представители когнитивизма, в частности Дж.С.Брунер рассматривает учение как процесс создания учащимся собственного "культурного опыта", имеющего социальный характер и обусловленного культурно-историческим контекстом. Согласно другого представителя этого же направления, - швейцарского психолога Ж.Пиаже, учащийся в процессе обучения овладевает структурированной информацией, выполняет формально-логические операции. [1]
К.Д. Ушинский, стремясь раскрыть движущие силы процесса обучения, считал, что "деятельность по своей сущности этого понятия... есть непременно борьба и преодоление препятствий. Никакая деятельность немыслима без препятствия, без стремления преодолеть эти препятствия, и без действительного преодоления их". Пассивная же деятельность, по его выражению, "не есть деятельность, а претерпевание деятельности другого"[4]
В процессе учебной деятельности объединяются, как познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), так и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Учебная деятельность является ведущей деятельностью человека в школьном возрасте. В процессе нее происходит формирование основных психических процессов, свойств личности.
Учебная деятельность имеет сложный характер, на что указывает и многообразие видов учебных действий, и критериев их выделения.
Основным родом деятельности ученика является учение в школе, а его основной целью - успех в учебе и усвоении знаний. [18]
Учебная деятельность подростка имеет как свои трудности, так и свои преимущества, например, избирательная готовность и повышение сензитивности к разным сторонам обучения. Хороший педагог всегда должен опираться на данные преимущества. [31]
Самостоятельная организация занятия на уроке привлекает школьника - возможность самому построить учебную деятельность вне школы, в собственных глазах учащегося, делают его взрослым и самостоятельным. Но существует проблема, которая выражается в том, что школьник еще не умеет полно и правильно реализовать свою готовность к самостоятельной познавательной деятельности. Именно поэтому, перед учителем стоит задача - обучить подростка способам выполнения форм учебной деятельности. В ином случае у ученика может снизиться интерес к какому-либо определенному предмету, либо же к учебе вообще. [6]
Несформированность у школьника учебной деятельности как раз и является причиной снижения у него интереса к учебе и в некотором смысле отхода от школы. Здесь перед педагогом встает еще одна задача - повысить интерес учащегося и повысить эффективность его обучения.[18]
В юношеском возрасте интересы претерпевают значительные изменения, часто приобретают форму серьезных увлечений. Круг интересов ученика становится шире. В старших классах формируются интересы к определенной профессии. Это обусловлено именно познавательными интересами. Формирование интересов не прекращается и в дальнейшем развитии школьника. Стремление к самообразованию у ученика является результатом потребности совершенствования его учебной деятельности.
Для того чтобы подкрепить интересы учащихся по отношению к предметам и самостоятельной учебной деятельности, учитель должен сформировать мотивы учения.
В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, а в нашей стране - К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, Л.С. Выготским, а так же крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX века - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и другими, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности.
Учебная деятельность достаточно неоднозначное понятие. В психологии и педагогике выделяется три трактовки этого понятия. По первой трактовке, учебная деятельность - как синоним научения, учения, обучения. [7]
В классической советской психологии и педагогике «учебная деятельность» определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
В трактовке направления Эльконина-Давыдова, учебная деятельность - это один из видов деятельности школьника или студента, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.
Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
Как считал Л.С. Выготский, концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности и типов учения.
В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко не равнозначно. Учитель связан с учащимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью. Учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку.
Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли. [7]
Многи........


Литература

1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998, 640 с.
2. П.Я. Гальперин. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», - М., 1965.
3. С.Л. Рубенштейн. Бытие и сознание, - М., 1957.
4. К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. М., 1950. Т. 10.
5. А.Н. Леонтьев. О некоторых психологических вопросах сознательности учения. - Советская педагогика, 1944, №2, 65-75с.
6. В.В. Давыдов. Содержание и структура учебной деятельности школьников / Формирование учебной деятельности школьников, - М., 1982.
7. А.С. Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать? М., «Просвещение», 1996, 169с.
8. Ю.П. Азаров. Радость учить и учиться, - М., «Политиздат», 1989, 335с.
9. В.А. Крутецкий. Психология обучения и воспитания школьников «Просвещение», Москва, 1976 .
10. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского, -М., 1979.
11. Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. - М., 1999, 478с.
12. И.П. Подласый. Педагогика, - М.: «Владос», 1999, 576с.
13. И.Я. Лернер. Структура учебной деятельности. Психологические компоненты. Дидактические основы методов обучения, - М., Педагогика, 1981.
14. Г.С. Абрамова. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов, - М., Академический проект, 2000.
15. Г.А. Цукерман. Возрастная и педагогическая психология. Вопросы психологии, - М., 2002.
16. Н.В. Бордовская, А.А. Реан. Педагогика. Учебник для вузов. Мотивация учения, поведения и выбора профессии, «Питер», 2000, 304с.
17. Л.И. Божович. Изучение мотивации поведения детей и подростков, - М., 1972.
18. Е.Н. Кабанова-Меллер. Учебная деятельность и развивающее обучение, - М., 1981.
19. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, 672с.
20. Б.С. Гершунский. Философия образования для 21 века, - М.: «Совершенство», 1998, 608с.
21. О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. Основы педагогики индивидуальности. Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с
22. Л.М. Семенюк. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/ Под редакцией Д.Н. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное, - М.: Институт практической психологии, 1996, 304с.
23. В.И. Чирков. Мотивация учебной деятельности, Ярославль, 1999.
Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.:"Просвещение", 1983-96
24. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ": "ГОСПЕДАТЕРСТВО", 1997-176.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988-272.
26. Давыдов В.В., Макарова А.К., Шумилин Е.А. психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности // Мотивы учебной деятельности. М., 1980, 3-33с.
27. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991.
28. А.К. Маркова. Формирование мотивации учения. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990, 192с.
29. Н.В. Смирнов. Проблема учебно-личностных достижений учащихся в контексте целей современного образования: Сб. статей. Оренбург, 10-21с.
30. Т.В. Габай. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
31. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. «Педагогика и методика нач. обучения; Под ред. М. В. Гамезо
32. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: 2ч.- М.: Гуманит изд.центр Владос,2003.- Ч.2: Психология общения: 11 класс.
33. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Н. С. Пряжников.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 368 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.