На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89349


Наименование:


Курсовик Прогнозирование, проектирование и моделирование в теории социальной работы и результаты его развития (Проблемы адаптации в информационном обществе)

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 29.5.2015. Сдан: 2013. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 4
1. Теоретический аспект методов социальной рабготы 6
1.1 Социальное проектирование: суть, основные понятия 6
1.2 Сущность, виды и функции моделей и моделирования 10
1.3 Методы, виды и технологии прогнозирования 15
2. Применение методов проектирования, моделирования и прогнозирования в практике социальной работы 24
2.1 Социальные проекты 24
2.2 Моделирование на региональном уровне 29
2.3 Построение математических моделей социального прогнозирования 36
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 52


Введение


Одной из актуальнейших задач на сегодняшний день как в области теоретических разработок, так и в области практики становится обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием. Эта проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, характеризующийся направленностью на инновации и новые технологии работы в любой сфере жизнедеятельности российского общества, делает эту задачу особенно актуальной.
Современное российское общество находится в условиях трансформации всей системы общественных отношений, связанных с развитием рыночной экономики и процессами демократизации. Значительные по численности социальные группы в силу действия объективных факторов и многих индивидуальных жизненных обстоятельств становятся объектом социальной работы. В этой связи особенно важно понимать закономерности современных социальных направлений, что невозможно, в свою очередь, без овладения знаниями и навыками в области социального прогнозирования, моделирования и проектирования.
Социальный работник, призванный оказывать помощь клиенту в преодолении индивидуальной трудной жизненной ситуации, в то же время должен понимать, как развиваются общие и особенные условия жизнедеятельности, характеризующие положение отдельных социальных групп общества, каковы тенденции и последствия этого развития. Он должен уметь своевременно выявить новую социальную проблему, суметь проанализировать тенденцию ее развития, сделать прогноз на определенный период, упреждения и предложить меры в форме социального проекта по решению конкретной проблемы.
Изучение прогнозирования, моделирования и проектирования сегодня для социального работника становится необходимым элементом его профессионального обучения. Требования к изучению этой дисциплины заложены в государственном стандарте высшего образования по специальности «Социальная работа».
Целью настоящей работы является рассмотрение способов применения методов проектирования, моделирования и прогнозирования в социальной работе на современном этапе.
Задачи исследования: изучить сущность, методы, цели и задачи проектирования, моделирования и прогнозирования; рассмотреть примеры применения на практике социальной работы данных технологий с учетом требований современности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


1. Теоретический аспект методов социальной работы
1.1 Социальное проектирование: суть, основные понятия


Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилась в ХХ в., когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении, а затем - при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.
Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывают несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Проектировать - значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем [14, c.13]. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.
Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает важным элементом цикла управления, обеспечивающим реализацию других его функций. Однако социальное проектирование, в отличие от планирования, в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения. В силу исключительной важности этого процесса иногда употребляется термин «социальное конструирование» [12, с.65]. Конструктивная деятельность - это поле творческого освоения социальной действительности. Она основывается на том, что наряду с наиболее вероятностной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И, наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своими положениями или одна и та же цель может обеспечиваться различными средствами.
Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности [5, c.43].
Объектом социального проектирования выступают системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.
В проблемное поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:
1) объекты, поддающиеся организованному воздействию: элементы, под-системы и системы материального и духовного производства;
2) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений;
3) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, социальные группы, регионы и т. п.);
4) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);
5) элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.) [9, c.22].
Предмет социального проектирования формируется в системе научного знания об объекте, представляя те или иные стороны социальной системы-объекта. В соответствии с этим, по мере развития теории социального прогнозирования изменяется и развивается и сам предмет социального проектирования. Он наполняется эмпирическими данными реального объекта, структурируется в соответствии с представлением об идеальном объекте.
Социальный проект - выражение конечных результатов социальной деятельности, изображенное при помощи коммуникатов (знаковых сообщений). Конечная стратегическая цель социального проекта - создание оптимальных общественных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.
Классификация проектов социальной направленности
1. Социальные проекты историко-культурной направленности: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций, воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой, формирование социально и граждански активной личности; творческое освоение исторического и культурного опыта; проекты, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы.
2. Оздоровительные проекты, осуществляемые на базе культурно-досуговых учреждений, предоставляют человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечивают широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, формируют навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.
3. Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, их цель - ликвидация образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространение и утверждение этики ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем.
4. Проекты развития художественной культуры должны учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности, предусматривать участие в проектных мероприятиях неорганизованной самодеятельности [11, c.53].
5. В области проектирования, связанного с исторической культурой (и соответствующее направление культурной политики), рассматриваются наиболее актуальные проблемы, свидетельствующие о неблагополучии общества в отношении к собственной истории: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к культур-ному наследию, к национальным формам культурного творчества.
6. Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут быть классифицированы следующим образом:
- образовательные и профориентационные, ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности [22, c.45];
- социально-реабилитирующие по освоению людьми какой-либо новой профессии;
- профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики);
- профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности).
7. Социальные проекты в сфере политической культуры: активизация общественно-политической жизни и повышение уровня компетентности граждан в социально-политических вопросах, вовлечение широких слоев населения в процесс местного самоуправления, в разработку различных идей и концепций переустройства общества, формирование политического и гражданского самосознания [23, c.44].
8. В рамках информационно-просветительных проектов можно планировать изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем общественно-политической жизни. Практика подобного проектирования вовлекает развитие позитивных социально-политических инициатив граждан в разработку и выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности.


1.2 Сущность, виды и функции моделей и моделирования


В широком смысле моделирование - многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. А это значит, что сферы применения моделирования, по существу, не ограничены. Им охватываются все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единственным и исчерпывающим методом познания, хотя моделирование присуще всякому познавательному процессу.
Моделирование - это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача - воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель - это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей функции.
Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, не контролируя себя, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные, т. е. необходима информационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, может быть формализована, выражена языком цифр и обработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не все процессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны [21, c.33].
К тому же следует учитывать, что все социальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут иметь числового отображения. Отсюда - объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере.
А значит, необходимы и самые различные модели, функциями которых являются:
- углубление познания действующих систем, объектов; определение основных параметров, путей дальнейшего их совершенствования;
- проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик [2, c.44].
Условно можно выделить несколько видов (типов) моделей: познавательные, эвристические; модели будущего - прогностические; модели желаемого, заданного состояния. Однако моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все три типа моделей и основные их функции: эвристические, прогностические, прагматические. Многое зависит от цели и способа моделирования, объекта, имеющейся информации, владения методикой, уровня компетентности исследователя.
Цели моделирования. Учитывая ........

Список литературы

1. Ахиезер А. С. Прогнозирование социокультурной динамики России: вопросы методологии и некоторые результаты // Проблемы прогнозирования. - 2003. -№ 5.
2. Глушков В.М., Иванов В. В., Яненко В.М. Моделирование развивающихся систем. - М., 2003.
3. Гуманизм на практике / Отв. ред. В.М.Сафронова. - М., 2004. -

4. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования / М.Н. Гуслова. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2011.

5. Дашибалова И. Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе: Учебно-методическое пособие. - М, 2006.

6. Доброе Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. - М., 1998.

7. Информационный портал ООО «Центр социально-информационных технологий» indех.php?оptiоn=cоm_cоntеnt&tаsk=viеw&id=9&Itеmid=38 < index.php?option=com_content&task=view&id=9&Itemid=38>

8. Информационный портал «Социальная работа»
9. Кондратьев И. В. Теоретические основы социального проектирования. - Минск, 1989.
10. Кузьминова Т. В. Введение в математическое моделирование экономических систем: Учеб. пособие. - Калуга, 1995.
11. Курбатов В. И., Курбатов О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. - Рост он/Д: 2001.
12. Ляхов
13. Основы социального прогнозирования: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. Е. Шепитько. - М., 2001.
14. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические проблемы / Отв. ред. Т. М.Дридзе. - М., 1994.
15. Платонова, Н. М. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М.Платонова, М. Ю. Платонов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
16. Прогнозы, перспективы... // Социальное обеспечение. - 2007. - № 3.
17. Прогностика. Терминология / Отв. ред. В.И.Сидоров. - М., 1990.
18. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. И. В. Бестужева-Лады. - М., 2002.
19. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. Э. В. Обминского. - М., 1999.
20. Романовский И., Тощенко Ж. Социальные проблемы: состояние, прогноз развития. - М., 2002.
21. Сафронова В. М. Прогнозирование и моделирование социальных процессов: теоретико-методологические аспекты // Социальное развитие общества: современное состояние и перспективы: Пятые годичные чтения МГСУ. - М., 1999.
22. Ставицкая Е. И. Социальное прогнозирование и проектирование: Учебно-методическое пособие. - Пенза, 2010.
23. Фирсов М. В. Социальная работа: Теория, история, общественная практика. - М., 1998.
24. Флейшман Б. С., Брусиловский П. М., Розенберг Г. С. О методах математического моделирования сложных систем // Системные исследования. - М., 1982.
25. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 1995.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.