На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89461


Наименование:


Курсовик Развитие пространственных представлений удошкольников с задержкой психического развития впроцессе занятий рисованием

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 01.06.2015. Сдан: 2015. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение………………………………………………………………………...4
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития.
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития…………………………………………………………7
1.2 Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития……………………………………….…..13
Выводы по I главе……………………………………………………………..18
Глава II. Методические основы проблемы формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
2.1 Рисование как средство формирования пространственных представлений у дошкольников с ЗПР…………………………………………………………..20
2.2 Формирование пространственных представлений на занятиях по рисованию у нормально развивающихся детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………22
2.3 Особенности развития ориентировки в пространстве на занятия по рисованию у детей с ЗПР. …………………………………………...……..…27
Заключение……………..……………………………………………….……...32
Глава III. Организация и содержание констатирующего эксперимента.
3.1 Методика экспериментального исследования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. …………….33
3.2 Анализ результатов пространственных представлений у детей с ЗПР. .36
Выводы по главе III……………………………………………………………40
Глава IV. Методика коррекционной работы с детьми с ЗПР по формированию пространственных представлений.
4.1 Коррекционная работа по формированию у детей с ЗПР пространственных представлений на занятиях рисованием. …………………………………...…41
4.2 Контрольный эксперимент, анализ результатов. …………………………43
Выводы по главе IV. ……………………………………………………………45
Библиографический список. ……………………………………………….......46
Приложения1. Протоколы констатирующего эксперимента. …………….....1
Приложение2.Поротоколы контрольного эксперимента. ……………………5
Приложение 3. Конспекты занятий. …………………………………………..9



Введение
Актуальность проблемы. Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
Низкий исходный уровень сформированности пространственных представлений у детей с ЗПР свидетельствует о недоразвитии процессов пространственного анализа и синтеза. Все дошкольники с ЗПР, в разной степени, испытывают затруднения при выполнении заданий и необходимости осуществить вербальный отчет о проделанном. Это касается представлений о пространственных направлениях, пространственной обратимости, умении определять пространственные отношения предметов между собой, понимания и отражения в устной речи представлений о временных единицах. Вопрос передачи в рисунке реальных пространственных отно­шений между предметами занимал многих исследователей таких как: А. В. Бакушинский, Н.П.Сакулина, М.М.Нудельман.
Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, развернуто. Автоматизации этого умения, его свернутости, свойственных нормально развивающимся детям аналогичного возраста, у дошкольников с ЗПР не отмечается. Особенно трудна для них ориентировка в условиях мыслительной перешифровки на 180*. Затруднения при формировании представлений о пространственных отношениях предметов объясняются недоразвитием процессов пространственного анализа и синтеза, неумением устанавливать причинно-следственные отношения и отражать их в речи. Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ЗПР

так же вероятно вызвано нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство.
Роль рисования: Кроме того, что внутренний мир ребенка ложится отражением на листок бумаги, это творчество помогает развиваться. Процесс рисования улучшает мыслительную деятельность, логику, память, фантазию, усидчивость, мелкую моторику. Дети учатся рассуждать, анализировать и даже принимать решения. Все это помогает им преуспевать в учебе, быть успешными во взрослой жизни. Благодаря художествам своих чад, родители увлеченных рисованием детей, могут лучше понять душу ребенка, его мысли и переживания.

Цель исследования: выявить особенности работы по развитию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР в процессе занятий рисованием.
Объект: пространственные представления детей с ЗПР в процессе занятий рисованием.
Предмет: процесс развития пространственных представлений у детей с ЗПР в процессе занятий рисованием.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме формирования пространственных представлений у детей с нормой психофизического развития и задержкой психического развития.
2. Дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детям с задержкой психического развития.
3. Проанализировать методы и приемы работы по формированию ориентировки на плоскости у дошкольников с задержкой психического развития.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили: общие теоретические положения личностно-деятельностного подхода в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская), системного подхода и уровневой организации психического отражения (П.К. Анохин, Б.Ф.Ломов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), основные концептуальные положения возрастной и педагогической психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, З.И. Калмыкова), положения психологии восприятия пространства и времени (Б.Г.Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер, Д.Г. Элькин), концепция пространственного мышления (И.Я. Каплунович, И.С. Якиманская), о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.), о психологических особенностях детей с ЗПР (В.И. Лубовский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, З.М. Дунаева, Н.Ю. Борякова, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова).
Курсовая работа состоит из введения, 4 глав, списка литературы и заключения.


Глава I. Теоретические основы проблемы формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития.
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами.
Для психической сферы детей с ЗПР типичным является сочетание частично недостаточных высших психических функций с сохранными. У одних детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, и страдает произвольная регуляция деятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания, памяти, мышления.
Трудность построения коррекционно-педагогического процесса в условиях специальных образовательных учреждений обусловлена тем, что задержка психического развития является сложным, полиморфным нарушением и затрагивает различные аспекты психического и физического развития. Причины, обусловливающие ЗПР, так же многообразны, как и ее проявления.
В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация К.С. Лебединской (1980), разработанная на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР: [14, с 40.]
· задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости.
· задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями - сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость.
· задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и невроз подобным нарушениям, патологическому развитию личности. У ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции.
· задержка церебрально-органического генеза. При этом варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. ЗПР церебрально-органического генеза, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее стойкой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР.
Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в раннем возрасте (до 3-х лет). Последствия раннего органического поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС обуславливают ряд отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций. На первом году жизни показателями нарушения темпа нервно-психического развития могут служить:
· снижение ориентировочной активности и потребности в ориентировочно-исследовательской деятельности. Это проявляется в слабой выраженности ориентировочных реакций, замедлении реакции зрительного и слухового сосредоточения;
· более позднее появление "комплекса оживления", недостаточная активность при эмоциональном общении с взрослым;
· в доречевом периоде - более позднее появление гуления, лепета, первых слов, неадекватная реакция на жесты, мимику и интонации взрослых. Этапы гуления и лепета растянуты во времени;
· замедленный темп формирования статических (связанных с равновесием) и локомоторных (способность к передвижению) функций;
· запаздывание в развитии ручной моторики и зрительно-моторной координации.
Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество с взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач. Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь, значительно снижена. У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и, особенно в одевании, в предметно-игровых действиях. У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения.
Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями (У.В. Ульенкова (1984)). Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. [31, с. 76]
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в ИЗО деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графо моторных навыков.
В исследовании П.Б. Шошина и Л.И. Переслени (1986) выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т.е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки также будет препятствовать овладению чтением и письмом. Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
· Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Харак........


Библиографический список.
1. Актуальные проблемы задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
2. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993.
3. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) - С-Пб., 2002.
4. Белошистая А.В. К вопросу о развитии пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников // Нач. шк.: плюс-минус. -2000. -N 4. [Текст]
5. Боровская, Ирина Константиновна. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития : Пособие для работы с детьми: В 2 ч./ И.К. Боровская, И.В. Ковалец. -М. : Владос. -2003
6. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н.Ю. Борякова. - М., 1999.
7. Вайзман, Н. Реабилитационная педагогика / Н. Вайзман. - М., 1996.
8. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. - М., 1973. [Текст]
9. Возрастные и индивидуальные особенности развития образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.,1989.
10. Воропаева, И.Г. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И.Г. Воропаева. - М.,1993.
11. Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения / Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1981.
12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
14. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985. [Текст]
15. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., 1989.
16. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст / Е.М.Мастюкова. - М., 1997.
17. Обучение детей с ЗПР / Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 1994.
18. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста / Под ред. И.К. Романова. - М., 1993.
19. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1981.
20. Очурова М. Упражнения по развитию пространственных представлений // Начальная школа. 1990. № 6.
21. Пономарева Т.Х. Формирование пространственных представлений у младших школьников на уроках математики/ Т.Х. Пономарева, Е.А. Корнилова // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ: Ежемес. науч.-метод. и психолого-пед. журн./ М-во образования РФ; Рос. Акад. Образования; Моск. психолого-соц. ин-т. -М.: ООО "БАЛАСС". -2004. -№8.
22. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. Семаго М.М. - М.: АРКТИ, 1999.
23. Развитие пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала: Метод. рекоменд. для студентов ф_та нач. классов / Сост. О.В. Шереметьева. - Пенза, 1999.
24. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
25. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1. 2000.
26. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.
27. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998.
28. Стрелкова, Л.П. Игра и ее роль в эмоциональном развитии ребенка / Л.П. Стрелкова. - М., 1978.
29. Ступеньки развития. Коррекционно-развивающие занятия, упражнения, игры / Под ред. Н.Ю Боряковой, А.В. Окороковой. - М., 1999.
30. Схема нейропсихологического обследования детей. Под ред. Семенович А.В., М.: МГПУ, 1998.
31. Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. - 1998. - №5. [Текст]
32. Шматко, Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3.
33. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской. - М., 1990.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.