На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89518


Наименование:


Диплом Досудебное производство по уголовным делам .Общие условия и процессуальный порядок проведения следственных действий в ходе досудебного расследования

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 3.6.2015. Сдан: 2015. Страниц: 69. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение…………………………………………...……….………………………...3

1 Исторический очерк развития досудебного расследования в Республике Казахстан…………………………………………………………….…………….....5

2 Понятие, сущность и значение следственных действий в ходе досудебного расследования, судопроизводстве Республики Казахстан………….…..………26
2.1 Понятие следственных действий и их место в системе процессуальных действий в ходе досудебного расследования…………………………….………26
2.2 Виды следственных действий и их классификация в ходе досудебного расследования…...…………………………………………………………….……30

3 Общие условия и процессуальный порядок проведения следственных действий в ходе досудебного расследования…………………..…….……..……33
3.1 Следственные действия - основной способ получения доказательств в ходе досудебного расследования…………………………………………..……………33
3.2 Процессуальная форма производства следственных действий в ходе досудебного расследования…………………………………………..……………36

Заключение………………………………………………………………………….67

Список использованной литературы…………………………………..…………69


Введение

В Послании Президента страны народу Казахстана о стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года одним из приоритетов развития нашего государства была определена задача создания для Казахстана эффективной, современной государственной службы и такой структуры управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики и построить государство, стоящее на страже национальных интересов.[1]
Это в полной мере относится и к системе правосудия нашего государства, т.к. задачами уголовного являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, правильное применение закона и создание условий для справедливого судебного разбирательства. Между тем, обновление уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан, введение новых следственных действий послужило основанием для переосмысления ранее, казавшихся незыблемыми институтов науки уголовный процесс, т.к. вполне очевидно, что выполняя поставленные перед ним задачи, следователь главным образом направляет свои усилия на доказывание события преступления и установление лиц, виновных в его совершении. В этой связи актуальность и значимость исследуемой темы дипломной работы для работников правоохранительных органов трудно переоценить, т.к. следственные действия являются основным способом собирания доказательств и уже в этой связи заслуживают пристального внимания.[2, 298]
Основная цель работы- комплексное изучение уголовно-процессуального института следственных действий и перспективы его развития в Республике Казахстан. При этом автором были поставлены задачи: изучить имеющиеся точки зрения ученых на проблему следственных действий; исследовать их юридическую природу и установить пути их совершенствования.
Нельзя сказать, что о следственных действиях написано мало. Достаточно обстоятельно изложены сущность и порядок производства следственных действий в работах таких известных ученых как А.А. Чувилев, Р.Х. Якупов, Н.А. Громов, И.Е. Быховский, А.К. Гаврилов, Н.Н. Гапанович, А.Я. Гинзбург, В.Н. Григорьев, А.П. Гуляев, Н.В. Жогин, Л.М. Карнеева, А.М. Ларин, В.А. Михайлов, И.Л. Петрухин, Н.И. Порубов, А.Р. Ратинов, А.Б. Соловьев, В.Т. Томин, П.М. Туленков, Ф.Н. Фаткуллин, С.А. Шейфер, В.И. Шимановский и др. Тем не менее, на сегодняшний день о следственных действиях сказано далеко не все. С теоретической точки зрения остается достаточно актуальной проблема производства следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан на личную неприкосновенности неприкосновенность жилища, тайны телефонных и почтовых сообщений. Вызвано это тем, что необоснованное проведение следственных действий способно существенно ограничить конституционные права граждан, что должно быть абсолютно исключено, но если это все же имело место, то в соответствии с требованиями ст.112 УПК РК, все доказательства, полученные с нарушениями закона должны признаваться недопустимыми, т.е. не имеющими юридической силы. Указанные причины и предопределили выбор темы написания дипломной работы.
Работа состоит из введения, основной части и заключения. Введение является преамбулой работы, к которой обозначены цели и задачи исследования, ее актуальность и практическая значимость. Основная часть содержит результаты исследования и состоит из разделов глав и четырех подразделов. В заключении резюмированы основные выводы по содержанию работы. В конце диплома предлагается список использованных литературных источников. Общий объем работы -70 машинописных страниц.

1 Исторический очерк развития досудебного расследования в Республике Казахстан

История органов предварительного следствия в Казахстане позволяет сделать вывод о том, что его становление и развитие прошло через три основных этапа:
1. становление органов предварительного следствия в период с 1917 по 1923 гг. в составе Российской федерации;
2. развитие следственного аппарата в период с 1923 по 1958 гг. до принятия УПК Каз.ССР;
3. возникновение и становление следственного аппарата МВД Казахстана в период с 1963 по 1997 гг.
После свержения монархии в России царская полиция была упразднена. С приходом к власти большевиков возникла необходимость создания специального органа, призванного вести борьбу с преступностью, каковым стала народная милиция. Подобные попытки были предприняты еще Временным правительством, делавшего ставку на кадры царского полицейского аппарата и старавшегося сохранить сеть и структуру царской полиции. Это было закреплено в постановлении Временного правительства, утвержденного 17 апреля 1917 года, «Об учреждении милиции» и во Временном положении о милиции, опыт которых использовался и при построении органов народной милиции в советском государстве.
В дальнейшем, в целях усиления борьбы с контрреволюционерами и саботажниками, 2 октября 1917 года Главное управление по делам милиции было упразднено и создан специальный орган - Следственная комиссия, положившая начало формированию органов предварительного следствия.
Деятельность комиссии основывалась на Декрете № 1, принятом СНК РСФСР 24 ноября 1917 года, который устанавливал следующее: «Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры. Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично, причем постановления о личном задержании должны быть подтверждены постановлением всего местного суда». Этим же декретом осуществление предварительного следствия по делам, подсудным революционным трибуналам (мародерство, саботаж и т.д.), возлагалось на следственные комиссии местных Советов.
Инструкция НКЮ РСФСР от 19 декабря 1917 года определяла компетенцию следственных комиссий: рассматривать поступающие сообщения о преступлениях, а также жалобы граждан, выносить постановления об арестах и освобождение арестованных, о производстве обысков и выемок, требовать от всех ведомств, должностных лиц и организаций необходимые сведения и документы, а также совершать другие следственные действия.
Второй Всероссийский съезд Советов создал тринадцать наркоматов, одним из них был Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). На него были возложены следующие задачи: практическое руководство строительством Советов на местах, организация охраны общественного порядка в стране, борьба с контрреволюцией и т.д.
10 ноября 1917 года НКВД издает Постановление «О рабочей милиции», в котором впервые были сформулированы общие положения формирования и деятельности этого органа. Учреждение рабочей милиции было возложено на Советы рабочих и солдатских депутатов, в введении которых она находилась всецело. Военные и гражданские власти обязаны были содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее казенным оружием;
Данное постановление юридически закрепило создание в стране нового правоохранительного органа охраны - советской милиции. В этой связи 10 ноября в СССР считался днем рождения данного правоохранительного органа.[3]
Между тем в данном постановлении не предусматривались какие-либо конкретные организационные формы милицейского аппарата. Пролетариат и крестьянство, пришедшие к власти, не имели опыта государственного строительства. В связи с этим в период своего становления милиция работала совместно с Красной гвардией, которая была вооруженной силой, образованной «для охраны революции и революционного порядка, для борьбы с пьянством, грабежами и для укрепления крестьянской власти».
Отряды Красной гвардии создавались повсеместно как в городах, так и в селах. Однако это практически не спасало положение, так как характерной особенностью таких формирований было: во-первых, отсутствие штата постоянных профессиональных работников, и, во-вторых, на них возлагалось осуществление как военных обязанностей, так и функций органа охраны общественного порядка.
В этой связи назрела необходимость организации милиции на штатных началах. В марте 1918 года в Совет Народных Комиссаров было внесено такое предложение. 21 марта 1918 года данный вопрос был рассмотрен и наркомату внутренних дел было предложено выработать и внести в СНК положение о советской классовой милиции.
10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла следующее решение: «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные функции, организация милиции должна осуществляться независимо от организации Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены».
12 октября 1918 года НКВД и НКЮ РСФСР утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. Она открывала новую веху в процессе становления советской милиции как штатного государственного органа охраны общественного порядка.[4]
Центральным органом милиции первоначально было Управление милиции, входящее как подотдел в состав отдела местного управления НКВД. Однако оно не смогло справиться с поставленными задачами. Масштабы и значение центрального аппарата требовали превращения его в самостоятельное звено НКВД. Поэтому в октябре 1918 года оно было реорганизовано в Главное управление милиции, которое осуществляло общее руководство деятельностью советской милиции.
Как исполнительный орган Советской власти милиция имела широкий круг задач, который определял и ее основные обязанности. Согласно Инструкции от 12 октября 1918 года их можно разделить на три группы:
Первая группа: обязанности милиции по охране советского государственного и общественного строя, по обеспечению выполнения предписаний советских законов.
Вторая группа: поддержание порядка в общественных местах, составление актов и протоколов о нарушении порядка, преступлениях и происшествиях. Милиция была обязана также принимать меры к обеспечению порядка и безопасности во время стихийных бедствий, оказывать помощь при несчастных случаях. Наблюдение за санитарией и благоустройством на улицах, площадях, надзор за порядком движения на дорогах. Выдача удостоверений личности, трудовых книжек и других удостоверений, справок, сведений, свидетельств.
Третью группу составляли обязанности милиции по борьбе с преступностью: проведение оперативно-розыскных мероприятий.[3]
Непосредственное участие в предварительном следствии и оказание содействия судебным органам в исполнении приговоров.
Деятельность милиции в области предварительного расследования выражалась в осуществлении дознания по уголовным делам. В Инструкции не определялась категория уголовных дел, по которым милиция должна осуществлять дознание. В ней лишь указывалось, что дознание производится органами милиции под руководством и началом народных судей и следственных комитетов. Инструкция дополнялась Положением о народном суде, в котором устанавливалось, что предварительное следствие по делам рассматриваемыми народным судом с участием шести народных заседателей ведется уездными и городскими следственными комиссиями. По остальным уголовным делам народный суд мог либо ограничиться дознанием проведенным милицией, либо передать дело в следственную комиссию для ведения предварительного следствия.
Таким образом, для органов предварительного следствия в период с 1918 по 1920 годы были присущи следующие черты:
1) разнообразие органов, занимающихся предварительным расследованием;
2) преобладание коллегиальной формы расследования.
7 марта 1918 года ВЦИК издает декрет № 2 «О суде», который аннулировал положение о единоличном расследовании судей по делам, превышающим подсудность местного народного суда. Расследование по такого рода делам должно было впредь производится следственными комиссиями из трех лиц, избиравшихся Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. В процессе расследования следственная комиссия имела право обратиться за содействием к Красной гвардии или народной милиции, ко всем частным и должностным лицам, а равно к государственным учреждениям [3].
Декрет ВЦИК РСФСР «О народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 года сохраняя производство предварительного следствия за уездными и городскими следственными комиссиями, предусмотрел также возможность создания следственных участков, образуемых уездными или городскими Советами рабочих и крестьянских депутатов. В случаях, не терпящих отлагательства, народный суд мог поручить производство предварительного следствия народному судье [5].
Таким образом, данный документ подтвердил положение о том, что производство предварительного следствия производится выборными следователями наряду с коллегиальным следствием и установил единоличное следствие, проводимое по поручению окружного суда одним из его членов. Кроме того, Декрет закрепил надзор суда за деятельностью следственного аппарата, а основным содержанием предварительного следствия определил установление истины.
20 июля 1918 года издается Декрет «О суде» № 3, который закрепляет компетенцию следственных комиссий. В частности, этим нормативным актом предусматривалось производство предварительного следствия по более сложным делам, подсудным местному народному суду.
В начале 1918 года должности следователей были учреждены в отделах ВЧК и местных ЧК. Развитие и укрепление следственных органов в ВЧК привело к упразднению следственных комиссий революционных трибуналов.
Хотя следствие в органах ВЧК осуществлялось следователями единолично, тем не менее коллегиальное начало, характерное для организации предварительного следствия в первые годы советской власти, сохраняло свое значение и в органах ВЧК.
В 1919-1920 годах становление советской милиции практически завершилось. Были созданы новые отраслевые управления милиции.
30 сентября 1919 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1595, которым утверждалось и вводилось в действие «Положение о военных следователях». Военные следователи, состоявшие при окружных военных комиссариатах, вели следствие в пределах данного военного округа.
В 1919-1920 годах осуществлялся постепенный переход от коллегиального к единоличному следствию. В то же время в эти годы следственные комиссии при местных Советах - органы предварительного следствия, учрежденные Декретом СНК РСФСР «О суде» № 2 от 12 февраля 1918 года, не успевали расследовать все уголовные дела. В связи с чем по большинству уголовных дел предварительное следствие проводили органы уголовного розыска. Исходя из этого в апреле 1920 года было решено провести слияние этих двух органов - органов уголовного розыска и органов следствия. Декретом ВЦИК от 21 октября 1920 года было утверждено новое «Положение о народном суде РСФСР». По этому положению создавался институт народных следователей, состоявших при совете народных судей и действовавших в пределах участка обслуживаемого народным судом. В конце 1920 года был введен институт народных следователей по важнейшим делам в системе Наркома юстиции. [6]
Дальнейшее развитие органов предварительного следствия в Казахстане так же неразрывно связано с историей их развития в Российской Федерации, т.к. до 1959г. в Казахской социалистической республике отсутствовало собственное уголовно-процессуальное законодательство, и на его территории действовал УПК РФ.
В эти годы предварительное следствие характеризовалось следующими признаками:
1) переходом к единоличной форме предварительного следствия;
2) формированием института предварительного следствия;
3) нахождением следователей в системе судебных органов и подчинение их суду.
В этот период согласно «Положения о судоустройстве РСФСР», утвержденного постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года, народные следователи состояли:
1) при соответствующих следственных участках;
2) при губернском суде по уголовному делу;
3) при Верховном Суде РСФСР;
4) при отделе прокуратуры НКЮ для производства срочных расследований по важнейшим делам.
В соответствии с названным положением была создана единая структура следственного аппарата в системе органов ГПУ и судебных органов. Суды финансировали подчиненный им следственный аппарат, осуществляли подбор и расстановку его кадров, ревизировали работу следователей. Процессуальное руководство осуществляла прокуратура. Складывалась система двойного подчинения следственного аппарата, что вызывало определенные трудности в практической деятельности.
Становление органов предварительного следствия в Казахстане происходило аналогично его развитию в СССР, но в то же время были и свои особенности.
Испокон веков традиционным занятием народов Казахстана являлось скотоводство. Поэтому в период гражданской войны и начала становления советской власти в Республике наблюдается рост такого вида преступления как скотокрадство. Такие дела надлежало расследовать в первую очередь и виновные должны были немедленно арестованы и преданы суду [7]. Кроме того, в этот период одновременно с расследованием уголовных дел происходило искоренение национальных обычаев, отдельные из которых содержали признаки уголовно-наказуемого деяния. Так, например, Советская власть запрещала применять «калым» - плату за невесту, при совершении убийства выплачивать «кун» - плату за убитого, многоженство, принуждение женщин к сожительству путем их похищения, угон скота - «барымта». Если согласно народным обычаям эти правила применялись на месте по решению третейского суда, то с приходом советской власти они стали наказываться в уголовном порядке.
С 1917 года на территории Казахстана действовал Акмолинский революционный трибунал и образованная при нем следственная комиссия для производства предварительного следствия. Задача такого органа, как и везде в те годы была довольно проста: борьба с контрреволюцией и саботажем [5].
Кроме того, в марте 1918 года были созданы две другие следственные комиссии: одна по борьбе с контрреволюцией, вторая по борьбе с мародерством и спекуляцией. Данные комиссии были созданы Военно-Революционным Комитетом Семиреченской области и имели задачу пресекать любые проявления против Советской власти направленные на подрыв ее устоев.
В сентябре 1919 года в Казахстане был образован Отдел внутренних дел Ревкома Киргизского края. В октябре 1919 года в составе Отдела внутренних дел Ревкома в качестве подотдела было создано Управление Рабоче-крестьянской милиции Киргизского края, просуществовавшее до 8 августа 1920 года и преобразованное в Главное управление милиции Киргизской (Казахской) АССР. В сентябре 1920 года указанное управление было преобразовано в народный Комиссариат внутренних дел Киргизской АССР.
В октябре 1919 года создается краевая революционно-следственная комиссия входящая сначала в состав отдела Военно-Революционного Комитета Киргизского края, а затем с конца 1920 года в состав НКВД. За указанный период каких-либо нормативных документов, регламентирующих работу этой комиссии, не принималось, поэтому свою деятельность она осуществляла на основании Декрета «О суде».
Следственная комиссия при осуществлении своей деятельности была уполномочена привлекать в качестве эксперта специалистов, вызывать на производство следственных действий свидетелей, истребовать необходимые документы, а также освобождать лиц привлекаемых за мелкие преступления. Обыски и аресты проводились только с санкции Военно-Революционного комитета. Следствие велось всем составом комиссии или ее отдельными членами, а иногда и специально выделанными лицами.
Кроме революционно-следственной комиссии предварительное следствие в это время осуществляли также и органы милиции, причем эта функция возлагалась на работников уголовного розыска. Отсюда и пошло выражение «следователь уголовного розыска».
В октябре 1920 года Наркомат Юстиции РСФСР издает «Инструкцию народным следователям по производству предварительного следствия», которая определяла задачи и принципы предварительного следствия. Эта инструкция оказала неоценимую помощь в формировании органов предварительного следствия в нашей республике.
21 декабря 1920 года Революционно-следственная Комиссия и следственные комиссии при окружных и уездных комитетах в Казахстане были упразднены и окончательно установлен институт единоличных следователей. Согласно этой реорганизации следователи состояли в ведении народных судей, следователи по важнейшим делам - при отделах юстиции и при Наркомате юстиции.[5]
Как уже отмечалось, производство предварительного следствия в Казахстане не регламентировалось собственными нормами Уголовно-процессуального или уголовного кодекса. Единственным законодательным источником того периода выступало «Положение о Советской рабоче-крестьянской милиции». В этой связи в Казахстане получило развитие так называемое ведомственное нормотворчество, когда органы милиции на основании накопленного ими опыта издавали документы, касающиеся и деятельности органов предварительного следствия.
В 1922 году издается Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР, который также действовал на территории Казахстана и, в соответствии с которым, следователь получил значительную процессуальную самостоятельность. Прекратить уголовное дело, находящееся у него в производстве, следователь мог только по мотивированному постановлению, утвержденному определением суда. В 1923 году издается новый УПК и Положение о судоустройстве РСФСР. Эти нормативные акты сыграли большую роль в организации и правовом регулировании деятельности аппаратов предварительного следствия Казахстана. Была установлена единая структура следственного аппарата, находящегося в административном подчинении суда.
16 октября 1924 г. ВЦИК РСФСР принял Закон «О дополнениях и изменениях в УПК РСФСР», который установил единую систему органов расследования: орган дознания - следователь - прокурор. В ст. 108 УПК РСФСР указывался перечень дел, по которым производство предварительного следствия было обязательно. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 27 июля 1925 г. этот перечень был сокращен за счет исключения из него несложных дел, не требующих производства предварительного следствия.
До 1928 года следователи производили предварительное следствие, находясь в составе суда, а начиная с этого года, согласно постановления Каз.ЦИК и СНК КазССР, ведение предварительного следствия было передано в органы прокуратуры. Таким образом, именно с этого времени в Казахстане стал формироваться собственный следственный аппарат.
Вместе с тем с передачей предварительного следствия в органы прокуратуры возникли и определенные трудности. Дознание проводилось органами милиции, а предварительное следствие следователями прокуратуры. Действовавший в то время на территории Казахстана УПК РСФСР давал право следователю с разрешения прокурора передавать органу дознания любое дело, по которому производство предварительного следствия обязательно. В результате этого резко сократилось количество дел, находящихся в производстве следователей прокуратуры, и одновременно возросло количество уголовных дел, находящихся в производстве милиции. Практически стерлась грань между предварительным следствием и дознанием [8].
В то же время возрастало мастерство работников милиции как органа дознания проводившего расследование по большинству уголовных дел, представляющих в расследовании определенную сложность. Такое положение не могло быть не замеченным и на неоднократных всесоюзных совещаниях работников прокуратуры отмечалось, что недопустимо, чтобы в милиции количество дел превышало количество дел, находящихся в производстве следователей прокуратуры.
Однако существовавшее положение не менялось. В милиции Казахстана стала ухудшаться оперативно-розыскная и следственная работа. Это было связано с тем, что один и тот же сотрудник вынужден был совмещать оперативную работу и проведение предварительного следствия. Учитывая это, НКВД СССР в 1939 году вынужден был пойти на перераспределение штатов. За счет штатов оперативных служб в органах милиции образовывались обособленные следственные подразделения, занимающиеся только проведением предварительного расследования. Руководство такими подразделениями было возложено на заместителей начальников оперативных служб. Характерно, что произошедшие изменения вызвали ряд неудобств и препятствий в совместной деятельности органов следствия и дознания, что, в свою очередь, стало отрицательно сказываться на борьбе с преступностью.
Однако дальнейшему развитию органов предварительного следствия в Казахстане помешала начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война (ВОВ), которая на долгие годы отодвинула решение многих насущных вопросов, стоящих перед этими органами.
В период ВОВ следственный аппарат работал в напряженном режиме. В местностях, где не было введено военное положение была расширена подследственность преступлений, расследуемых военными следователями, прокуратуры, НКВД. Это положение распространялось и на милицию Казахстана. Ее обязанности значительно расширились. Прибавились такие функции как борьба с военным и трудовым дезертирством, мародерством, паникерами, распространителями всякого рода провокационных слухов и измышлений, с преступным элементом, с хищениями на транспорте.
В связи с этим увеличился объем следственной работы, особенно по линии уголовного розыска и БХСС. Значительная часть следователей ушла на фронт и следователями порою назначались люди, не имеющие практического опыта работы. Это не могло не сказаться на работе следственных подразделений. Качество работы было неудовлетворительным. Следствие проводилось не в полном объеме, что позволяло преступникам уйти от наказания. Так, только за 5 месяцев 1945 года судами было оправдано 953 обвиняемых, освобождено от наказания прокурорами в связи с прекращением уголовного дела 357 человек [9].
После окончания ВОВ в Казахстане следственные группы, созданные до войны были реорганизованы в самостоятельные следственные подразделения, работой которых стали руководить назначенные начальники следственных подразделений. В их функцию входило:
1) обеспечение надлежащей организации следственной работы;
2) руководство деятельностью следователей;
3) контроль за расследованием преступлений.
Фактически они выполняли организационные и процессуальные функции, хотя на тот момент положение следователей каким-либо законом не регламентировалось.
В послевоенный период становление следственного аппарата неразрывно связано с именем первого начальника следственного отдела управления милиции Казахстана - Овечкиным Александром Михайловичем. Под его непосредственным руководством в эти годы в органах милиции республики решались задачи по созданию аппарата предварительного следствия. Однако это было сопряжено с большими трудностями. В первую очередь - подбор кадров. Многие опытные работники не вернулись с войны, вновь принятые не имели достаточного опыта работы. В результате этого имели место недостатки в работе следствия, незаконные аресты, необоснованные прекращения уголовных дел. Имеющие место недостатки не могли остаться незамеченными и руководство Республиканской милиции в 1949 году потребовало от руководителей следственных подразделений принять жесткие меры к искоренению сложившегося положения.
Этот период для работников предварительного следствия Казахстана был тяжелым. Не хватало помещений, технико-криминалистических средств, остро стоял вопрос с бумагой. Бывали случаи, когда из-за нехватки бумаги документы составлялись на старых газетах. Однако несмотря на все трудности, предварительное следствие Казахстана продолжало накапливать опыт работы, постепенно вырабатывался свой стиль работы, традиции следственного подразделения.
В начале 50-х годов перед предварительным следствием республики остро встал вопрос о взаимодействии с оперативными службами. Данное обстоятельство было вызвано тем, что практически само собой началось разделение функций названных подразделений. Руководство республиканского министерства внутренних дел учитывая это обстоятельство уделяло этому большое внимание. Этот период практически положил начало взаимодействию всех служб милиции по раскрытию преступлений. Об этом свидетельствует и тот факт, что при предоставлении отчета о работе следственного подразделения во все инстанции необходимо было предоставлять докладные записки с примерами использования оперативных данных.
В связи с продолжающимися нарушениями закона в середине 1952 года при производстве предварительного следствия на начальников милиции возложили определенную ответственность. С этого времени уголовные дела возбуждались следователями только по постановлению, утвержденному начальником милиции.
Организационная структура и штатная численность следственных подразделений в начале 50-х годов составляла:
1) в органах милиции Казахстана работало 108 следователей, в том числе 8 работников технического состава;
2) было организовано 4 следственных отдела: в министерстве, управлениях милиции Алма-Атинской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях;
3) в следственном отделе министерства работало 18 человек, подразделялся отдел на 3 отделения: первое занималось расследованием преступлений по линии уголовного розыска, второе по линии БХСС и третье осуществляло руководство следственной работой в республике, разрабатывало методические указания, обзоры, анализировало итоги.
В 1952 году следственными подразделениями Казахстана только по линии уголовного розыска было расследовано 17906 дел, возбуждено 15990 дел, привлечено к ответственности 23642 человека. По линии БХСС было возбуждено 5511 уголовных дел на 7624 человека, расследовано 878 дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 463 человека.
Учитывая большую нагрузку следственных подразделений, в 1954 году их штатная численность была увеличена на 78 человек (соответственно 178 чел.), а в 1955 году их численность составляла уже 186 человек [10].
В 1953-1958 годах Советское правительство провело ряд крупных мероприятий по подъему экономики государства, развитию демократии. Руководство Казахстана рассмотрев работу органов внутренних дел потребовало принять меры по пресечению нарушений законности и прав человека. В этой связи Министерство Внутренних Дел Республики приняло меры по укреплению следственного аппарата. 5 сентября 1956 года в МВД Казахской ССР состоялось совещание, на котором рассматривались итоги работы следственных подразделений. Были отмечены недостатки и намечены меры по их устранению.
В этот период в связи с подготовкой Основ уголовного судопроизводства СССР разворачивается дискуссия о месте предварительного следствия в системе правоохранительных органов. Большинство ученых высказались о необходимости передачи предварительного следствия из прокуратуры в органы милиции. Однако это предложение было отвергнуто [11].
25 декабря 1958 года сессия Верховного Совета СССР 5-го созыва приняла Основы уголовного судопроизводства СССР. Согласно этого нормативного акта производство предварительного следствия было возложено на органы прокуратуры и КГБ, следственные подразделения в органах милиции были ликвидированы. Таким образом, органу милиции была отведена роль органа дознания. Все созданные отделы и отделения следствия были переименованы в отделы, отделения дознания. Эти отделы проводили расследование в форме дознания по значительной категории уголовных дел. Достаточно сказать, что ими расследовалось почти каждое второе дело.
С принятием 22 июля 1959 года первого в истории Казахстана УПК, введенного в действие с 1 января 1960 года, право производства предварительного следствия возлагалось на органы прокуратуры и государственной безопасности. Судам же надлежало только рассматривать дела о преступлениях и выносить наказание лицам их совершивших.
С передачей предварительного следствия в органы прокуратуры прокурорам надлежало осуществлять надзор за ведением предварительного следствия. Все вопросы, возникающие в ходе предварительного следствия, и их разрешение ложились на прокурора.
Кроме того в соответствии с Основами в УПК Каз.ССР к ведению предварительного следствия было отнесено свыше 120 составов преступлений. В результате этих изменений следователи прокуратуры были загружены большим объемом работы, что соответственно не способствовало качественному и быстрому расследованию преступлений. С учетом этого значительная часть дел, по которым необходимо было проводить предварительное следствие, в полном объеме расследовалось работниками дознания.
Таким образом, практика продолжала стирать грань между этими двумя формами расследования, фактически наделяя органы дознания правом производства предварительного следствия. В этой связи характерной особенностью указанного периода являлось подчинение следственного аппарата прокуратуре и наличие широкой компетенции по расследованию преступлений у органов дознания. [11]
6 апреля 1963 года вышел в свет Указ Президиума Верховного Совета СССР «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» и Указ Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 15 июня 1963 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Казахской ССР». В них говорилось о том, что предварительное следствие наряду с прокуратурой и органами КГБ имеет право проводить и следователи органов общественной безопасности. На основании этих документов был издан приказ министра охраны общественного порядка № 155 «Об организации следственных аппаратов в системе МООП Казахской ССР». Этим приказом были утверждены структура и штаты следственных аппаратов управлений ООП исполкомов краевых и областных Советов, управлений милиции исполкомов Алма-Атинского городского Совета, Чимкентского областного Совета, на Казахской железной дороге [12].
Исходя из объема работы, в этих управлениях ООП образовывались следственные отделы. В городах, районах, на железнодорожном транспорте создавались отделы, отделения, группы или выделены и закреплены отдельные следовате........


Список использованной литературы
1. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы, 1998.
2. Теория доказательств в советском уголовном процессе. М.,1973.
3. Советская милиция. - М., 1987.
4. Сборник указов РСФСР 1917
5. Из истории аппарата предварительного следствия органов Внутренних Дел Казахстана. - Алма-Ата., 1988.
6. Гончаров И. Д. Возникновение и развитие института предварительного следствия в советском уголовном процессе. - Киев, 1980.
7. Архив МВД Республики Казахстан, ф.16
8. Крылов И. Ф., Бастрыкин Л. И. Розыск, дознание следствие. - Ленинград, 1984.
9. Архив МВД РК ед. хранения 1, 3.
10. Архив следственного департамента МВД РК.
11. Ломов В. С. Создание органов предварительного следствия Советского государства. - Волгоград, 1978.
12. Ведомости Верховного Совета КазССР. - 1963. - № 66.
13. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1963 - № 7.
14. Ведомости Верховного Совета КазССР. - 1966. - № 9
15. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1978.
16. Когамов М. Ч. Государственный следственный комитет: версии, опыт, проблемы, решения. - Алматы., 1997
17. А.М. Ларин. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. М.,1970
18. Шейфер С.А. Собирание доказательств в советском уголовном процессе. Саратов, 1986
19 Шейфер С.А. Сущность и способы собирания доказательств в советском уголовном процессе. М., 1972
20 Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора.М.,1975
21. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М., 1981
22 . А.М. Ларин. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. М.,1970
23. А.М. Ларин Следственные действия (определение понятия, терминология). //Оптимизация расследования преступлений.: Сб. научных трудов.- Иркутск, 1982
24. Быховский И.Е. Процессуальная регламентация проведения следственных действий //Вопросы борьбы с преступностью.М.,1974.-Вып.21
25. Дубинский А.Я. Производство предварительного расследования органами внутренних дел. Учебное пособие. Киев, 1987
26. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М., 1981
27. Леви А.А., Пичкалева Г.И., Селиванов Н.А. Получение и проверка показаний следователем.-М.:Юрид.лит., 1987
28. Учебник уголовного процесса/под ред. Кобликова А.С.-М., СПАРК, 1995
29. Петрухин И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение.М., 1985
30. А.А.Чувилев., Т.Н. Добровольская. Особенности преподавания курса уголовного процесса в вузах МВД СССР. Вопросы методики чтения проблемных лекций по Особенной части. Учебно-методический материал. М., 1986
31. Советский уголовный процесс: Учебник/ под ред. С.В. Бородина.- М., 1982
32. Концепция правовой политики Республики Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан № 949 от 20 сентября 2002 г. // Казахстанская правда. 2002.10.03.
33. Статистические данные Следственного Департамента МВД РК за 2012-2013 годы.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.