На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89542


Наименование:


Курсовик Рациональное в философии Р. Декарта, Г. В. Ф. Гегеля и М. Вебера

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Философия. Добавлен: 3.6.2015. Сдан: 2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Рациональное в философии Р. Декарта и Г. В. Ф. Гегеля……………5
1.1 Рациональный метод Р. Декарта ...…………………………………………5
1.2 Рационализм как гносеологическая категория у Гегеля ...……………...13
Глава 2. Рациональное в социальной философии М. Вебера ...…………….18
2.1 Теория «социального действия» как центральная категория учения М. Вебера ....………………………………………………………………………..18
2.2 Теория рационализации общества М. Вебера …………………………....25
Заключение ……………………………………………………………………..35
Библиографический список ……………………………………………………37
Введение
Само определение рациональности понимается как разумность, характеристика знания, наиболее общий принцип мышления, разума.
Проблема определения социального статуса современной науки - одна из обсуждаемых в философской литературе. Решение этой задачи подразумевает переосмысление понятия «рациональность». Именно это понятие лежит в основе научной картины мира. В научном сообществе эта проблема всегда была в центре внимания. Как считает В. Циммерли, «основная и ключевая проблема, вокруг которой движется континентальноевропейская философия наших дней, - это тема рациональности и ее границ». Вопрос о природе рациональности является не только теоретическим, но и жизненно-практическим. Это обстоятельство связано с беспокойством о судьбе современной цивилизации, наука для которой является основой. «Кризисы, порожденные технотронной цивилизацией, и прежде всего экологический - вот что, в конечном счете, стоит за сегодняшним столь широким интересом к проблеме рациональности», - отмечает П. П. Гайденко.
Помимо этого, в эпоху постмодерна активно воспроизводится процесс, наблюдаемый философами: «Интернет, телевидение отвоевывают сознание человека, переопределяя его в противоположном к классической рациональности направлении». Дискуссии, ведущиеся философами и учеными, не пояснили современное содержание данного понятия, а наоборот, привели к тому, что неопределенным стало как само понятие, так и основания его уточнения. Во все большей степени раскрывается неопределенность рассматриваемого нами феномена. В начале, исследователи могли предполагать, что они одинаково понимают смысл данного термина, но по мере углубления дискуссий, стало понятно, что подобная вера безосновательна. В итоге получилось так, что рациональность стала пред ученными как «нечто необозначенное», которому разные трактовки стремятся навязать некоторую готовую форму, но оно выскальзывает из этих форм или умирает в них.
Так что же такое рациональность? За ответом на этот вопрос я обратилась к теориям Р. Декарта, Г. В. Ф. Гегеля и М. Вебера.
Объектом исследования в данной курсовой работе является рациональное в философской картине мира, в его действительности и возможности.
Предмет исследования - проявление рационального в философской картине мира.
Цель этой работы - выявить специфику рационального в работах Р. Декарта, Г. В. Ф. Гегеля, М. Вебера.
Для достижения нашей цели была поставлена задача, рассмотреть:
1. метод сомнения предлагаемый Р. Декартом;
2. гносеологический рационализм Г. В. Ф. Гегеля;
3. Рациональное поведение человеческих взаимоотношений;
4.Теорию М. Вебера как характеристику познания и как свойство реальности.


Глава 1. Рациональное в философии Р. Декарта и Г. В. Ф. Гегеля
1.1 Рациональный метод Р. Декарта
Рационалистическая направленность Рене Декарта видна в заголовках его трудов. Это, конечно же «Правила для руководства ума» (1628 - 1629) и «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637).
Рене Декарт строит свою антропологию как анатомию движений человеческого тела. Жизнь тела, как считает философ, может быть рассмотрена на основе физических законов. Человек - физическая субстанция, за которой можно наблюдать и понимать. Страсти - естественная природа человека, они автономны от мыслительных усилий души.
Автономные действия есть желания, которые зависят от непосредственно проявляющей себя воли. Декарт пытается наглядно изобразить телесное существование человека как движение страстей.
Декарт говорит об абсолютной разнице между духом или душой человека и его телом, которая по своей природе всегда делима, в то время как дух совсем неделим. Поэтому душа не находится ни в каком отношении ни к протяженности, ни к измерениям, либо другим свойствам материи, из которой и состоит тело, она связана со всей совокупностью его органов. Из понимания о двух противоположных субстанциях, каждая из которых не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой, вытекал вывод о независимом существовании этих субстанций.
Еще Рене Декарт предложил нашему вниманию рационалистическое учение о страстях, которое определил как - восприятия, чувства и душевные движения, поддерживаемые и подкрепляемые движением «духов». Природа страстей, как считает философ, двойственная: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Начало телесное дает страстям непроизвольный характер, а связь же с мыслью помогает управлять ими и воспитывать страсти.
Далее с помощью методического сомнения Декарт предлагает подвергнуть испытанию разные виды знания:
1) Сначала Декарт рассматривает философское наследие мыслителей, занимавшихся этим вопросом. Он говорит о том, можем ли мы сомневаться в утверждениях философов? Да, говорит Декарт. Это возможно, поскольку философы были и остаются несогласными друг с другом во многих вопросах.
2) Можно ли мы сомневаться в своих чувственных восприятиях? И на этот вопрос Декарт дает утвердительный ответ. Мы легко поддаемся иллюзиям и галлюцинациям. Возьмем, например, башню, она может казаться нам круглой, хотя потом может оказаться, что она квадратная. Наши чувства не могут обеспечить нас достоверными предпосылками для более полного метода мышления философской системы.
3) В качестве аргументации Декарт говорит о том, что не имеет полного определения того, находится он в полном сознании или в состоянии сна. Именно поэтому он может сомневаться в действительности существования внешнего мира.
Существует что-нибудь, в чем мы не можем сомневаться? - Да, говорит Декарт. Пусть мы сомневаемся во всем, но мы не можем сомневаться в том, что мы сомневаемся, т. е. в том, что имеем сознание и существуем. Мы имеем истинное утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Конечно же, данного утверждения мало для построения целого дедуктивного метода. Вспомогательные утверждения Декарта связаны с доказательствами существования абсолютного разума - Бога.
Декарт вводит учение о двух изначально различных феноменах: вещи мыслящей (душе) и вещи протяженной (материи). Душа является мыслящей, но не протяженной. Материя - протяженная, но не мыслящая. Материя понимается с помощью механики, душа же свободна и рациональна.
Необходимо понять позицию рационалистов (Декарт, Лейбниц, Спиноза). Их позиция заключается в том, что мы имеем два вида знания. Кроме опытного знания отдельных явлений как внешнего, так и внутреннего мира мы можем получать рациональное знание в виде общезначимых истин.
Мы можем сказать, что рационалисты думают, что мы можем познать реальность (нечто реальное) с помощью одних только понятий, в то время как эмпирики все знание о реальности выводят из опыта.
Важной чертой методологии Декарта является критика метода, основанного на проверке истин логическим, рациональным путем. Схоластика считала силлогизм самым значимым орудием познавательных усилий человека. Декарт пытался доказать, что такой подход недостоверный. Он не отчуждал применения силлогизма как способа рассуждения, средства сообщения открытых истин. Нового знания, как считал философ, силлогизм дать не может. Именно поэтому он стремился к разработке такого метода, который дал бы некую эффективность в поиске новых знаний.
Декарт предлагает нашему вниманию довольно четкие и легкие правила, которые не позволят нам принять ложное за истинное.
1) Всегда и во всем сомневаться, т. е. лучше не делать поспешных выводов и включать в свое сознание то, что не дает нам повода для сомнения.
2) Каждую, взятую вами проблему, делить на несколько частей для наиболее лучшего рассмотрения. Потому что очевидности мы достигаем как раз тогда, когда делим сложное на простое.
3) Но этого деления недостаточно, потому что это дает нам сумму раздельных элементов, а не сумму одного целого. Поэтому должна быть построена цепочка рассуждений, ведущая от простого к сложному.
4) И, конечно же, необходимо контролировать различные этапы работы.
Эти правила говорят о необходимости полного осознания этапов, на которые распадается исследование. Это позволяет избавиться от всех лишних, похожих на правду понятий, которые ускользают от этой операции.
«Рассуждение о методе» труд Рене Декарта, в сжатом виде представляет основные темы и положения его философии, морали и естествознания. Декарт прилагает усилия для построения метода строгого систематического мышления, который дал бы возможность человеку хорошо направлять свой разум, чтобы отыскивать истины в науках. Идеальным, по мнению Декарта, было бы, правильно упражнять наш разум с самого рождения и руководствоваться только им. Но поскольку люди всегда погружены в стихийный гетерономный опыт, искомый метод должен дать возможность преодоления этой не критичности, т. е. гетерономности человеческого опыта. Своим методом Декарт обосновывает и реализует возможность нового способа философствования - практики собственного размышления. В поиске основных правил он исходит из требования - единства сознания (единства цели), присутствующего в своем опыте, безусловной очевидности и работающего в границах, открываемых ею. Именно сомнение должно быть исходным моментом в поиске достоверного знания. Поддав сомнению достоверность и обоснованность как философского, так и научного знаний, не полагаясь на мнения других, Декарт намерен считать ложным практически все, что было правдоподобным. В дальнейших попытках отыскать принципы метода рационального мышления философ решает не искат........


Библиографический список
1. Алексеев, П. А. Панин, А. В. Философия. Учебник. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 608 с.
2. Большаков, А.В. Основы философских знаний. М., 1994. - 154 с.
3. Большаков, А. В. Основы философских знаний. Учебное пособие: учебник / А. В. Большаков, В. С. Грехнев, В. И. Добрынина. - М., 1994. - 254 с.
4. Вебер М. О буржуазной демократии в России / СоцИС, 1992. - 134 с.
5. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс. - 1990. - 808 с.
6. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 362 с.
7. Волчек, Е.З. Философия. Пособие для студентов. Минск, 1995. - 131 с.
8. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. - 609 с.
9. Гегель Г. Философия духа / Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. М.: Мысль, 1977. - 471 с.
10. Гегель, Г. В. Лекции по философии истории / Гегель, Г. В. СПб.: Наука, 2005. - 477 с.
11. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа. / Гегель, Г. В. Ф. Сочинения: В 14 т. - М.: Соцэгиз, 1959. - 48 с.
12. Герцена, А. И. Известия Российского государственного педагогического универ. / А. И. Герцена / Философия. - 2009. - №9. - с. 14, 327.
13. Декарт Р. «Рассуждение о методе»/ Философский словарь: ВСловаре.Ру, - Режим доступа: < slovo/filosofskiij-slovar/rassuzhdenie-o-metode/45443> (дата обращения: 06.04.2013)
14. Декарт Р. Рассуждение о методе: В 2 т. М., 1989. - 250-296 с.
15. Джованни Р. Западная философия от истоков до наших дней. - М., 1992. - 546 с.
16. Кравченко, А.И. Социология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
17. Лавренко, В. Н. Социология: Учебник для ВУЗов / В. Н. Лавренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с.
18. Любимов, Н. А. Философия Декарта / Н. А. Любимов. - СПб., - 1886. - 306 с.
19. Маркс К. К критике гегелевской философии права / К. Маркс, Ф. Энгельс.: Соч., 2 изд., т. 1, 219 с.
20. Рычков, А. К. Яшин, Б. Л. Философия: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие: для студ. ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 128 с.
21. Соколов, В. В. Философия Рене Декарта / В. В. Соколов. - М.: Политиздат, 1989. - 352 с.
22. Спиркин, А.Г. Философия. Учебник / А. Г. Спиркин. - М., 2001. - 256 с.
23. Фролов, С. С. Социология. Учебник / С. С. Фролов. - М.: Гардарики, 2001 - 135 с.
24. Швырев, В.С. Рациональность как ценность культуры: традиция и современность / В.С. Швырев. - М.: Прогресс-традиция. - 2003. - 88 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.