Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах. Понятие коллективных трудовых споров. Их предмет, стороны и виды. Порядок разрешения коллективных трудовых споров. Забастовка. Правовые последствия участия в законных и незаконных заба

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 03.10.2005. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


27
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДНИЕ 3
    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРАХ 5
    2. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. ИХ ПРЕДМЕТ, СТОРОНЫ И ВИДЫ 7
    3. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 12
      1) рассмотрение спора примирительной комиссией 13
      2) рассмотрение спора с участием посредника; 14
      3) рассмотрение спора трудовым арбитражем. 16
    4. ЗАБАСТОВКА. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ УЧАСТИЯ В ЗАКОННЫХ И НЕЗАКОННЫХ ЗАБАСТОВКАХ 18
    5. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОВЫМ СПОРАМ 25
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
    Список используемой литературы 27
ВВЕДНИЕ
Негативные процессы, сопровождающие переход российской экономики на рыночные отношения, существенно обостряют социально-трудовую обстановку. Поэтому, хотим мы этого или нет, но коллективные трудовые конфликты и забастовки как крайняя форма их проявления становятся частью нашей экономической и социальной жизни.
В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивиду-альные и коллективные трудовые споры с использованием уста-новленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Статья 46 Конституции РФ преду-сматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и долж-ностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Кон-ституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудо-вых споров.
В предлагаемой работе исследуется институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами, регулирующими данную сферу трудового права: Трудовым кодексом РФ и Фе-деральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Для этого автор раскрывает следующие вопросы:
ь что является предметом коллективного трудового спора,
ь между какими субъектами возникают разногласия,
ь законодательно установленный порядок рассмотрения коллективного трудового спора,
ь порядок формирования примирительных органов и разрешения ими разногласий,
ь правовое регулирование забастовок,
ь порядок признания законности или незаконности забастовки,
ь правовые последствия для работников участия в законных и незаконных забастовках,
ь порядок исполнения решений по коллективным трудовым спорам
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРАХ
Коллективные трудовые споры тесно связаны с историей ра-бочего движения за улучшение условий труда и быта трудящих-ся. Однако законодательство нигде в мире вплоть до 50-х годов
XX в. не регулировало порядок разрешения коллективных тру-довых споров. В настоящее время и в Англии, и в США сохра-нилось главным образом коллективно-договорное их регулиро-вание. Примирительный порядок разрешения коллективных трудовых споров во многих развитых странах находит все боль-шее развитие.
Международно-правовые акты по трудовому праву, предусмат-ривающие определенный порядок разрешения споров при кол-лективных переговорах, появились лишь после второй мировой войны:
§ в 1949 г. Международная Организация Труда (МОТ) приняла Конвенцию № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных перего-воров.
§ в 1951 г. МОТ приняла специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров -- Рекомендацию № 92 о добро-вольном примирении и арбитраже.
§ Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» и ее одноименная Рекомендация № 163 1981 г. преду-смотрели порядок разрешения разногласий (споров) при веде-нии коллективных переговоров.
Эти международно-правовые акты по коллективным трудовым спорам являются основой для разработки и принятия национального законодательства.
Конституция России в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах.
В п. 4 статье 37 Конституция РФ закрепила право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Порядок разрешения коллективных споров регулируется Фе-деральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и гл. 61 (ст. 398--418) Трудового кодекса РФ.
Порядок разрешения коллективных трудовых споров может быть оговорен в коллективных договорах и социально-партнерских со-глашениях, но с соблюдением норм Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
Данный закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора. Нормы этого Закона распро-страняются на всех работников, работодателей, на объединения работников и объединения работодателей и их полномочные органы.
Основные положения этого Закона теперь закрепил Трудовой кодекс в ст. 398--418 гл.
2. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. ИХ ПРЕДМЕТ, СТОРОНЫ И ВИДЫ
Трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов тру-дового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: ООО»ТК Велби», 2002, с. 262.
Данное понятие показывает отличие трудовых споров от разногла-сий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотно-шения, но и из иных непосредственно связанных с ним право-отношений, в том числе из правоотношений коллективного ор-ганизационно-управленческого характера.
Трудовые споры -- это споры из правоотношений сферы дейст-вия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.) //СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4557; от 12 ноября 2001 г., N 46, ст. 4307; от 7 января 2002 г. (Часть I), N 1, ст. 2 и глава 60 ТК уже в своем названии предусматривает трудовые споры, порядок разрешения которых устанавливается ими для защиты индивидуальных или коллек-тивных трудовых прав.
Трудовой спор -- это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллек-тивными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неис-ковые споры).
В Законе РФ о коллективных трудовых спорах дано следую-щее определение: «Коллективный трудовой спор -- это неурегу-лированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая за-работную плату), заключения, изменения и выполнения коллек-тивных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений» (п. 1 ст. 2).
Статья 398 ТК, закрепляя это понятие, дополнила его словами «а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в орга-низации». Таким образом, отказ работодателя учесть мнение профкома является поводом к коллективному трудовому спору.
286
Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несо-общение им своего решения в установленный Законом срок, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллек-тивных переговоров.
Сами разногласия по установлению или выполнению коллективных договоров, соглашений о социаль-но-трудовых отношениях -- еще не трудовой спор, поскольку эти разногласия могут быть урегулированы самими спорящими сторонами, и тогда трудового спора не возникнет. А вот неурегу-лированные самими сторонами разногласия уже представляют коллективный трудовой спор работников с работодателем, раз-решаемый примирительной процедурой.
Предметом коллективного трудового спора являются закон-ные интересы и права объединенных в трудовые коллективы ра-ботников.
Сторонами коллективных трудовых споров являются:
Представители работников -- это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномо-ченные на представительство в соответствии с их уставами, орга-ны общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представитель-ства и уполномоченные им.
Представители работодателей -- ру-ководители организаций или другие уполномоченные в соответ-ствии с уставом лица, полномочные органы объединений работо-дателей, иные уполномоченные работодателями органы. Само название «коллективные трудовые споры указывает, что их споря-щим субъектом является трудовой коллектив работников или не-сколько трудовых коллективов работников.
Представителями работодателей в таких коллективных трудо-вых спорах на уровне выше предприятия, организации являются полномочные органы соответствующих объединений работодате-лей и иные уполномоченные работодателями органы.
Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шест-вий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудо-вых прав и интересов работников ст. 14 ФЗ от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.) //СЗ РФ от 15 января 1996 г. N 3, ст. 148; от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093; от 29 июля 2002 г., N 30, ст.ст. 3029,3033.
Профсоюзы, их представите-ли выступают в коллективных спорах со стороны работников. Закон о профсоюзах в ст. 3 предусмотрел понятие терминов: первичная профсоюзная организация, общероссийский проф-союз, общероссийское объединение профсоюзов, межрегио-нальный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциа-ция) организаций профсоюзов, территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальная орга-низация профсоюзов, профсоюзный орган и профсоюзный представитель.
Виды коллективных трудовых споров различаются по харак-теру спора и по правоотношениям, из которых вытекает спор.
По характеру спора различают:
-- споры работников с работодателями или их представите-лями по поводу установления или изменения условий труда, за-ключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников;
-- споры работников с работодателями (или их представите-лями) по поводу выполнения коллективных договоров, соглаше-ний, трудового законодательства.
По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают:
-- спор из правоотношения трудового коллектива работни-ков предприятия, учреждения, организации с работодателем (ад-министрацией);
-- спор из правоотношения профкома предприятия, учреж-дения, организации с работодателем (администрацией);
-- споры широкой сферы из правоотношений социальных партнеров выше уровня предприятия, учреждения, организации. Поскольку согласно ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» таких уровней соглашений выше предприятия, организации может быть четы-ре, то и коллективных трудовых споров выше уровня предпри-ятия (организации) может быть четыре вида, т.е. возникающих из правоотношений соответствующих социально-партнерских уровней: Российской Федерации, субъекта Российской Федера-ции, отрасли и территории.
Как видно из указанных видов, все коллективные спо-ры -- это споры сферы социально-партнерских отношений на различных их уровнях. И спорящими сторонами в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения работников и работодатели, их объединения в лице соответствующих пред-ставителей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: на предприятии, в организации, на федераль-ном, отраслевом, региональном, территориальном уровне Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: ООО»ТК Велби», 2002, с. 289.
3. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примири-тельных процедур:
1) рассмотрение спора примирительной комиссией;
2) рассмотрение спора с участием посредника;
3) рассмотрение спора трудовым арбитражем.
Обязательным первым этапом является примирительная ко-миссия, после которой при недостижении согласия стороны пе-реходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рас-смотрения. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбитража. Если стороны не достигли согласия, какую примирительную процедуру использовать после примирительной комиссии (по-средника или трудовой арбитраж), тогда стороны должны при-ступить к созданию трудового арбитража, т. е. Закон ограничи-вает процедуру двумя этапами п. 7 ст. 6 ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процеду-ра проводится в установленные законом сроки. Но в случае не-обходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными.
Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не уста-новлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право прово-дить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соот-ветствии с законодательством.
Представители сторон, примирительная комиссия, посредни-ки, трудовой арбитраж и Служба по урегулированию коллектив-ных трудовых споров обязаны использовать все предусмотрен-ные законодательством возможности для разрешения возникше-го коллективного трудового спора.
1) рассмотрение спора примирительной комиссией
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией регулируется ст. 402 ТК и ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г.

Примирительная комиссия -- это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора.
Создание примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением предста-вителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами).
Количественный состав примирительной комиссии устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от соз-дания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон (ст. 406 ТК), то коллективный трудо-вой спор передается на рассмотрение трудового арбитража.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом. (ст. 402 ТК).
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
2) рассмотрение спора с участием посредника;
После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных тру-довых споров.
Служба по урегулированию коллективных тру-довых споров -- это система государственных и региональных ор-ганов в составе Минтруда РФ и Минтруда субъектов Федерации Трудовое право. Учебник. Издание второе, переработанное и до-полненное. /Под ред. О.В. Смирнова. -- М.: «ПРОСПЕКТ», 1998, с. 293.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора опре-деляется по соглашению сторонами спора с участием посредни-ка. Посредник приглашается по соглашению сторон независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Стороны могут сами пригласить любо-го специалиста в качестве посредника, не обращаясь в Службу.
Служба осуществляет уведомительную (сторонами) регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимо-сти полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, формирует список посредников и трудовых и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.