На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89565


Наименование:


диплом Ролевая игра как средство развития диалогической речи на уроках немецкого языка

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 4.6.2015. Сдан: 2012. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток, вершина. Игра как феномен культуры развивает, обучает, воспитывает, социализирует и в то же время развлекает, даёт отдых.
Детство ребёнка без игры и вне игры анормально и аморально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений.
При изучении игры исследователи сталкиваются с её богатством, многомерностью проявлений, зыбкостью границ игры и не-игры. Игре посвящено множество трудов деятелей культуры (Й. Хёйзингер, П. Брейгель, У. Шекспир), психологов (Э. Берн, П. Жане), педагогов (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В. Всеволодский - Гросс, А. С. Макаренко, К. Гросс, Я. Корчак) [25; 2].
Игра является не только предметом нашего досуга, но и важной составляющей учебного процесса. С помощью игры, как средства обучения на уроке, учитель может достигнуть наибольшего результата усвоения знаний учеников, так как в процессе игровой деятельности содержание учебного материала становится понятнее учащимся.
Особенно продуктивно она может использоваться при обучении диалогической речи на разных ступенях обучения. В ходе игры ребёнок самопроизвольно запоминает материал, усваивает его.
Но, к сожалению, не каждый преподаватель считает, что использование игр на уроках нужно. Многие полагают: такой вид деятельности отвлекает школьников.
Особым видом игры является ролевая игра. Её основа - это речевая ситуация, основанная на «вере», которая мотивирует учащихся, развивает интерес к учебному предмету, в том числе и к иностранному языку. При использовании ролевой игры на уроках иностранного языка дети участвуют в общении, приближенном к реальным условиям, в процессе которого ребёнок моделирует социальные отношения, не подчиняясь жёстким правилам.
Как и многие другие виды игр, ролевая игра требует основательной и длительной подготовки, поэтому многие учителя редко используют её на уроках. Часто не хватает времени, конкретной речевой ситуации.
На основании выше сказанного была определена тема выпускной квалификационной работы: «Ролевая игра как средство обучения диалогической речи при обучении иностранному языку в основной общеобразовательной школе».
Цель: изучить возможности использования ролевой игры при обучении диалогической речи на уроках немецкого языка в шестом классе основной общеобразовательной школы.
Объектом нашей работы является игра как средство обучения иностранному языку.
Предмет: ролевая игра как средство обучения диалогической речи на уроках немецкого языке в шестой классе основной общеобразовательной школе.
Задачи:
1) раскрыть понятие «диалогической речи», принципы и методы обучения диалогической речи;
2) представить психолого - педагогический потенциал игры, как средства обучения иностранному языку;
3) описать возможности реализации ролевой игры как средства обучения диалогической речи на немецком языке;
4) проанализировать методику обучения диалогической речи в УМК И. Л. Бим, Л. В. Садомовой «Deutsch. Schritte 2»;
5) представить педагогический опыт использования ролевой игры на уроке немецкого языка при обучении диалогической речи в 6 классе.
Нами были использованы следующие методы исследования: изучение педагогической, психологической и методической литературы; анализ, сравнение, обобщение материала; изучение педагогического опыта.


Глава 1. Теоретические основы использования ролевой игры при обучении диалогической речи на уроках немецкого языка в 6 классе основной общеобразовательной школы
1. 1. Принципы и методы обучения диалогической речи

Устное общение протекает в диалогической и монологической речи, либо наблюдается их совместное взаимодействие, причём диалогическая речь (ДР) занимает ведущее место.
С. Ф. Шатилов определяет диалог как процесс общения двух или более собеседников партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего.
ДР - это процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации (С. Ф. Шатилов). Во время диалогического общения поведение одного участника речи зависит от другого, поэтому ДР нельзя спланировать заранее, процесс общения протекает спонтанно, в ответ на реакцию партнёра.
С. Ф. Шатилов выделяет так же несколько особенностей ДР:
1. Инициативность. ДР может выражаться как в виде парного диалога, так и в виде беседы с несколькими участниками, когда все субъекты диалога активны в равной степени, но если это диалог-расспрос или диалог-интервью, то в данном случае будет более активен один из партнёров.
2. Контактность обучающихся, обращённость реплик, в которых выражается учёт речевого и неречевого поведения партнёра, значение обстоятельств, хорошее знание друг друга.
3. Спонтанность (неподготовленность) речевых действий.
4. Ситуативность. ДР всегда зависит от определённой ситуации и ей обусловлена, причём ситуация может быть визуально-воспринимаемой. Под речевой ситуацией обычно понимаются экстралингвистические обстоятельства (место, время, условия и т.д.) вместе с лингвистическим контекстом. С. Л. Рубенштейн подразумевает под этим «наглядную ситуацию». Эти ситуации могут быть реальными, воображаемыми или воссоздаваемыми путём описания или наглядно.
5. Эмоциональность. В общении проявляются переживания, чувства, субъективное отношение к личности партнёра по диалогу. Это выражается в структуре реплик (реплики удивления, неудовольствия, одобрения и др.), в особенностях их интонации, в лексико-грамматической структуре. По степени эмоциональной окрашенности ДР может быть нейтральной, умеренно эмоциональной, повышенно эмоциональной. В школе же наиболее распространена нейтральная речь с элементами умеренной эмоциональной окрашенности.
Участники диалога пользуются двумя видами речевой деятельности: говорением и аудированием, один ученик говорит, другой воспринимает его речь на слух, затем происходит обратный процесс.
Все реплики в ходе ДР объединяются в диалогические единства (ДЕ) -сочетание реплик, синтаксически и семантически связанных друг с другом, из которых вторая реплика зависит структурно и семантически от первой и без неё не существует. С. Ф. Шатилов делит ДЕ (диалоги) по количеству реплик на три группы:
1. Двучленные, например, реплики запроса информации «Wie hei?t du?», подтверждения информации «Ja, das stimmt. » и др.
2. Трёхчленные, например, диалог ответ-контрвопрос «Ich arbeite heute viel. Und du? », диалог утверждение-вопрос-подтверждение:
«?Ich fahre mit meinen Eltern zur Gro?mutter.
? F?hrst du mit deinen Eltern zur Gro?mutter?
?Ja, ich fahre.» [12, 22].
Согласно требованиям примерной программы по иностранным языкам обучающийся должен овладеть следующими диалогическими умениями:
1) формулировать запрос информации (коммуникативно и ситуативно мотивированные вопросы);
2) удовлетворять запрос информации, т.е. коммуникативно и ситуативно отвечать на вопросы;
3) сообщать информацию в целях её последующего обсуждения;
4) выражать оценочные суждения по поводу полученной информации [17; 13-16].
В обучении диалогическим умениям методисты такие, как С. Ф. Шатилов выделяют два этапа:
1) этап формирования элементарных умений реплицирования, овладение учащимися различными типами речевых действий;
2) этап совершенствования диалогических умений в более сложном речевом общении, например, тематической беседе [22; 71].
В методике преподавания иностранных языков ученые (И. Л. Бим, Е. Н. Соловова и др.) выделяют два пути обучения диалогической речи - дедуктивный и индуктивный.
При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалогического образца, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построения ему подобных. Диалог-образец является диалогическим комплексом, он состоит из нескольких диалогических единств.
Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый. Сторонники такого подхода ссылаются на то, что в естественных условиях ребенок усваивает систему языка «сверху вниз»: от крупных интонационно-синтаксических блоков к их элементам, развитие идет путем вычленения элементов из целого, принадлежность к целому облегчает припоминание и т.п. Недостаток этого подхода в том, что он не развивает умения самостоятельно использовать материал в речи, сосредоточивая внимание на формальной стороне речи. Путь от целого диалога к усвоению его элементов приводит к тому, что наступает преждевременная автоматизация элементов в той взаимосвязи, в которой они употреблены в целом диалоге. Это ведет к его механическому заучиванию и ограничивает возможности свободного разговора в новых условиях.
Второй подход - индуктивный - предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. Этот подход приобретает все больше сторонников благодаря тому, что с первых же шагов направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи; становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения. Опора на аналогию играет большую роль на нижнем уровне развития умений, при формировании первичных умений, и здесь эталонный диалог может сыграть свою роль, не для заучивания, а как образец для подражания. На более высоком уровне на первый план выступает задача научить школьников самостоятельно планировать речевые действия «через осознание мотивов, целей и возможных результатов действия», а также «развертывать содержание и форму речевых значений, адекватных смыслу».
В соответствии с индуктивным путем обучения подготовка к ведению диалога включает:
1) совершенствование психических механизмов диалогической речи;
2) формирование навыков использования языкового материала, типичного для диалогической речи;
3) овладение умением взаимодействовать с партнерами в условиях внутренней и внешней речевой ситуации [12, 15].
В методической литературе выделяют несколько видов диалогов:
1) по степени подготовленности:
а) полностью готовый, заученный диалог, частично переработанный;
б) собственный диалог, создаваемый на основе знакомых реплик.
2) по целевой направленности:
а) целевые;
б) свободные.
3) по количеству участников:
а) парные;
б) групповые, например, беседы, дискуссии [12, 15, 22].
Итак, мы выяснили, что ДР - это сложный процесс речевого взаимодействия, основанный на дедуктивном и индуктивном подходе к обучению, имеющий определённые характеристики. При формировании умений ДР на уроках иностранного языка применяются различные виды упражнений, в том числе и игры, например, ролевые. Рассмотрим подробнее их роль и место в процессе обучения.


1. 2. Ролевая игра в обучении иностранному языку

Для повышения интереса к иностранному языку и лучшего обучения диалогическим умениям в подростковом возрасте может эффективно применяться игра. Игры являются важным средством развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка, активизации речемыслительной деятельности, средством тренировки внимания и памяти.
Есть различные взгляды, мнения об игре как многогранном явлении культуры представителей различных наук, разных научных школ.
Немецкий психолог К. Гросс, первый исследователь игры, говорил о том, что игра - первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребёнку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих [25;13].
«Психологический словарь» раскрывает данное понятие как один из видов деятельности человека и животных. Детская игра - исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности [16;28].
Знаменитый русский педагог, выдающийся исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра - деятельность, возникающая на определённом этапе онтогенеза, одна из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребёнком мира взрослых [26;6].
Каждая игра имеет своё назначение (функцию). Функциональность игры идёт от запросов социальной практики, от психофизиологических потребностей растущего ребёнка и редуцирова........


Список литературы
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии / А.Д. Алферов. ? Ростов?на?Дону: Издательство «Академия», 2000. ? 384 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / под редакцией Е.И. Пассова. - М.: Просвещение, 1988. - 475с.
3. Безграбельная А.А. Игра как один из способов закрепления знаний учащихся по иностранному языку / А.А. Безграбельная // Иностранные языки в школе. - 1958 . - № 2. - С. 96-100.
4. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранного языка высших педагогических учебных заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр « Академия», 2006. - 336 с.
5. Гороховская И.В. Игра: воспитательный потенциал, педагогическое руководство и организация: учебное пособие / И.В. Гороховская; науч. ред. М.А. Углицкая. ? 2-е изд., доп. ? Вологда: Легия, 2007. ? 100 с.
6. Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранному языку / З.М. Давыдова // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 6. - С. 34-38.
7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку / И.А. Зимняя - М.: Просвещение, 1991г. - 354 с.
8. Использование ролевых игр на уроках немецкого языка в V классе: учебные материалы для студентов немецкого и английского отделений факультета иностранных языков / сост.: Шатерник Г.А. - Вологда: Русь, 1994. - 18 с.
9. Калимулина О.В. Ролевая игра в обучении диалогической речи / О.В. Калимулина // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. - С. 17-20.
10. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранному языку (в школе) / О.А. Колесникова // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 4. - С. 14-16.
11. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. - СПб.: КАРО, Минск: Четыре четверти, 2006. - 192с.
12. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под редакцией В.М. Филатова. - Ростов-на-Дону, 2004г. - 289 с.
13. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 3. - С. 8-13.
14. Мильруд Р.П. Повышение эффективности речевой ситуации как методического приёма обучения / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1983. - № 2. - С. 30 - 33.
15. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. - М.: Рус. яз., 1989. - 276с.
16. Психологический словарь / сост.: Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. - М.: 1983. - С.117.
17. Примерные программы по иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2005. - №6. - С. 2-30.
18. Рабинович Ф.М. Ролевая игра - эффективный прием обучения говорению/ Ф.М. Рабинович // Иностранные языки в школе. - 1983г. - №6. - С. 40-45.
19. Рабочая программа по немецкому языку. 2-11 классы по УМК: И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой; Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной; Н.И. Гез, Н.Д. Гальсковой; О.Ю Зверловой / авт. - сост. Трошина Л.В., Кошлакова Е.В. - 2-е изд. - М.: Глобус, 2009. - 171с.
20. Стронин Н.Ф. Игра как средство обучения (по иностранному языку) / Н.Ф. Стронин // Иностранные языки в школе. - 1979. - №1. - С. 57-60.
21. Филатов В.М. Методические типологии ролевой игры (на уроках иностранного языка) / В.М. Филатов // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 2. - С. 25-30.
22. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2103 «Ин. яз.» / С.Ф. Шатилов. ? 2-е изд., дораб. ? М.: Просвещение, 1986. ? 223 с.
23. Шишкин С.М. «Ролевая игра» и её значение для начальной ступени обучения иноязычному общению в средней школе / С.М. Шишкин // сборник научных трудов / ред. коллегия: Е.И.Пассов / отв. ред.: Л.П. Малишевская, В.П. Кузовлёв. - Воронеж, 1981. - Т. 217. - С. 81-89.
24. Шишкин С.М. Ролевая игра как один из видов упражнений на начальной ступени обучения / С.М. Шишкин // сб. « Система упражнений для обучения говорению на иностранном языке в средней школе. - М.: 1988. - С. 71-75.
25. Шмаков С. М. Игры учащихся - феномен культуры / С. М. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.
26. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М., 1978. ? 282 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.