На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89573


Наименование:


Курсовик Диагностика интереса к обучению у младшего школьника

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 4.6.2015. Сдан: 2014. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Диагностика интереса к обучению у младшего школьника 6
1.1. Исторический анализ проблемы активизации интереса к обучению 6
1.2. Обзор методик диагностики интереса к обучению у младших школьников 17
1.3. Методы развития интереса к обучению у младших школьников 31
Глава 2. Результаты опытно - поисковой работы 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Результаты и их обсуждение 42
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение 1 53


Введение

Актуальность исследования. В настоящее время существует проблема развития интереса к учению у младших школьников. Речь идет о развитии у детей феномена интереса к обучению и таких свойствах, как наблюдательность, внимание, память, любознательность и т.д. Теоретическое поле этой проблемы заключается в определении сути целого ряда психолого-педагогических категорий, сущности их связей и взаимного проникновения, степени их изученности и направлений исследовательской работы, причем исследования ведутся в контексте каждой из категорий.
"В современных условиях психологи и педагоги рассматривают интерес к учению не изолированно, а с учетом позиций и основных принципов диалектической структурности, детерминации, системности, единства сознания и деятельности, связи деятельности и личности. В общем случае интерес к учению предстает как некое проявление социального и природного, общественного и индивидуального.
Разнообразные и многочисленные точки зрения на сущность интереса к учению у детей можно обобщить и представить в виде трех исследовательских направлений. Одно из них рассматривает потребности индивида, другое занимается личностной направленностью, третье изучает мотивационную сферу личности"[12;177]
Проблеме интереса к учению учащих­ся, вопросам его формирования и развития посвящено значитель­ное количество исследований. Так, ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности. В работах отечественных психологов А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина доказано, что формы познания, которые применяются детьми в младшем школьном возрасте, имеют огромное значение для дальнейшей учебной деятельности. Если эту проблему недооценить, как полагает К.В.Бардин, результаты могут быть весьма негативными. Он в своей работе говорит о том, что если не заложить основы, позднее придется столкнуться с немалыми трудностями. Крайне важно сформировать у ребенка готовность воспринимать и усваивать знания еще в младшем школьном возрасте.
Актуальность проблемы обусловлена с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в образовательном учреждении, цель которого - развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса, цель которого - развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями, а также большой теоретической и практической значимостью для полноценного развития младшего школьника.
Цель исследования - изучить особенности формирования интереса к обучению у младших школьников.
Объект исследования - процесс познавательного развития ребенка.
В качестве предмета исследования мы выбрали формироване интереса к обучению у младшего школьника.
Методологической основой исследования являются идеи Л. И. Божович, Е. В. Проскуры о познавательном развитии детей младшего школьного возраста. Они указывают, что интерес к обучению - это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. При этом выделяют в качестве факторов, влияющих на формирование интереса к обучению общение, потребность в новых впечатлениях, общий уровень развития активности, общее развитие ребенка.
В соответствии с целью была сформулирована следующая рабочая гипотеза: внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс повышает уровень интереса к обучению у детей младшего школьного возраста.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую проблему интереса к обучению у младших школьников;
2. Выявить возрастные и индивидуально - психологические особенности младшего школьника, определяющих развитие его познавательных способностей.
3. Эмпирическим путем выявить уровень интереса к обучению у младших школьников.
4. Рассмотреть практику работы по организации образовательного процесса, влияющего на формирование интереса к обучению у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы;
2. Методика «Определение мотивов учения» (М.Я. Гинзбург);
3. Методика «Подбор парных аналогий» (В. А. Романова);
4. Методика «Опросник оценки школьной мотивации» (Т.А. Ратанова).
Базой эмпирического исследования стала средняя школа №3. Исследованием были охвачены дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы психологами, педагогами, родителями для организации среды развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста, а также студентами вузов при подготовке к семинарам и экзаменам по теме «Развитие младшего школьника».


Глава 1. Диагностика интереса к обучению у младшего школьника

1.1. Исторический анализ проблемы активизации интереса к обучению

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. "Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не взывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности".[5;97]
Задача формирования интереса к обучению учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе школьного образования. Ее решение связано с двумя вопросами:
1) содействие наиболее полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи;
2) пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания. Источниками формирования познавательных интересов являются содержание учебных материалов и процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся.
В отечественной педагогике разработаны три основных вида стимуляции интереса к обучению учащихся:
1) содержание учебного материала;
2) организация учебной деятельности;
3) общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем.
Эти виды включают широкую группу стимулов.
Формирование интереса к обучению предполагает развитие познавательной активности младшего школьника.
Коротаева Е.В. понимает под познавательной активностью личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. [6;157] Речь идет о таком качестве личности, которое проявляется в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать мыслительными операциями в соответствии с поставленными целью и задачами.
Комплекс знаний, который относится к теории познавательной активности, имеет богатую историю становления.
Выделение познавательной активности в отдельную проблему произошло в XVIII веке, этому способствовали работы Ж.Руссо, Д.Дидро, К.Гельвеция. развитие данной категории происходило в рамках изучения познавательного интереса.
Н. А. Добролюбов в своих работах рассматривал познавательный интерес в качестве основной составляющей успешного обучения. Педагог старается увлечь учеников своим предметом, его сутью. При этом учитель стремится избежать наигранной занимательности, которая не способствует развитию мыслей и активности ребенка. Применяя анализ существующих педагогических приемов, Н.А.Добролюбов подчеркивал значение системы поощрений для осознания учениками собственных возможностей [19;40]
Проблему развития познавательного интереса демократы-общественники объясняли методами существующей в те времена системы обучения и воспитания, которая считалась не удовлетворительной. Это ярко описано в работах Н.Г.Чернышевского и Д.И.Писарева[19;40]
Психическую природу познавательного интереса, его формы, способы и стадии рассматривал К.Д.Ушинский. Он полагал, что формирование интереса в большой степени детерминировано обучением, а познавательные проявления сильно зависят от организации образования и от личности учителя[19;40]
В работах В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова приоритетная роль отведена педагогическому воздействию на ребенка. Надо сказать, что В.Г.Белинский отмечал антиномичность развития личности человека, ее сознания - и «потешной» педагогики на другой чаше весов. Эта педагогика передает знания посредством игр и забав. По В.Г.Белинскому при удовлетворении познавательного интереса ребенка к окружающему миру нельзя преждевременно передавать знания, которые в силу возрастных причин недоступны для детского понимания.
Если рассматривать позицию П.Ф.Каптерева, становится понятно, что в качестве побудительного мотива умственного, физического и духовного развития служит постоянный интерес к приобретению знания. В этом кроется основная задача педагогики - развитие и дальнейшее укрепление детских и юношеских интересов человека. К проблеме развития личности ребенка исследователь подошел комплексно: в структуру личности был включен познавательный интерес в качестве динамичной активной характеристики[19;40]
В работах А. И. Анастасиева наглядность обучения и самостоятельность ребенка указывается в качестве основных условий формирования познавательного интереса. Кроме того, он настаивал на необходимости связи учебных занятий с опытом, полученным ранее, на красочности и эмоциональности обучения, на последовательности и содержательности получаемых знаний[19;40]
Неоценимый вклад в изучение вопроса познавательного интереса внесли труды И.П.Павлова. По мнению ученого, физиологическую основу познавательного интереса составляет исследовательский или ориентировочный рефлекс. Наряду с пищевым, этот рефлекс представляет собой один из самых могучих безусловных рефлексов. Ориентировочный рефлекс лежит в основе изучения человеком и животными внешнего мира. Но только у людей данный рефлекс прогрессирует от довольно примитивной стадии пассивного ориентирования к активному поиску, затем к любознательности и достигает стадии творческой познавательной деятельности.
Процесс развития ребенка происходит на базе ориентировочного рефлекса. На этой основе формируется духовная сторона личности.
Со временем предметом анализа стала взаимосвязь познавательного интереса с некоторыми категориями психики - эмоциями, интеллектом, волей и др. Представителями «интеллектуалистической» теории являются И.Гербарт, Г.Линднер, С.Ларсебо и др. Они сформулировали определение интереса к познанию как некое состояние «духовной активности», соотнося его с таким видом умственной деятельности, как непроизвольное внимание. [5;45]
Такие исследователи, как В.Остерман, В.Иерузалем, Г.Липпс, Т.Паульсен и др. являлись сторонниками «эмоционального» направления. Они полагали, что интерес имеет чувственную природу. Например, В.Иерузалем в познавательном интересе усматривал некоторую чувственную направленность, довольно близкую к категории удовольствия. Этой точке зрения наиболее близка позиция В.Остермана, который в поиске сути интереса к познанию рассматривал его с точки зрения антитезы безразличию.
Сторонниками «волюнтаристского» направления являются такие исследователи, как О.Вильман, А.Вальземан, П.Наторп. В качестве приоритетных вопросов они рассматривали волю, влечения, стремления. Если их позиции обобщить, суть сводилась к тому, что интересом управляет желание, а не желание возникает из интереса. Кроме того, они полагали, что в основе интереса лежит производная волевого усилия.
Научная аргументация, которая применялась для обоснования «волевого» подхода, была довольно уязвимой. Это понимали даже современники, они всячески пытались преодолеть односторонность данного метода. Для этого анализ причинно-следственной сути познавательного интереса проводили в более широком психологическом понимании. Ф.Брентано, В.Лай, Э.Мейман, Т.Циллер и другие ученые особо выделяли в этом плане синтез чувств, интеллекта и воли. Они рассматривали этот симбиоз как основу для возникновения познавательного интереса. В этом направлении были сделаны верные умозаключение, тем не менее, весомые научные результаты получить не удалось. Это произошло из-за социальной размытости и некоторой механистичности данной теории.
К особой группе надо отнести исследования, в которых познавательный интерес рассматривается с точки зрения биологических и физиологических процессов.
Например, С.Холл утверждал, что проявления детской любознательности к предметам и к явлениям окружающей действительности имеет в своем основании врожденные способности.
Д.Селли, а чуть позднее В. Штерн и К.Штерн обнаружили связь между количеством и содержанием вопросов, которые задает ребенок, с уровнем его умственного развития, с процессом его духовного становления. Но в данном случае обнаруженная зависимость рассматривалась исключительно с биологической точки зрения.
На рубеже ХIХ- XX веков представителями течения под названием «Новое воспитание» стали Э.Клапаред, А.Ферьер, О.Декроли, Дж.Дьюи и др. Исследователи пристальное внимание уделяли личностным особенностям ребенка, формированию его интересов и стремлений. Эти труды являются важным поворотным моментом в развитии психологии и педагогики.
Согласно работам Э.Клапареда, в качестве ведущего фактора познавательного интереса можно рассматривать удовлетворение интуитивных и духовных потребностей. Исследователь отвел воспитанию весьма скромное место. Он признал, что педагогическое воздействие играет положительную роль лишь до определенного предела: пока оно не противоречит биологическим характеристикам человека. В целом теоретики «Нового воспитания» сумели инициировать рассмотрение проблемы познавательного интереса в качестве стимула умственной активности.
Исследователи Э.Клапаред, А.Ферьер и др. предложили рассматривать психическое становление организма по стадиям. В дальнейшем это помогло более конкретно описать этапы развития психики человека в полном соответствии с законами биогенетики. Познавательные интересы ребенка рассматривались в качестве «внутреннего голоса», который был связан с опытом предшествующего поколения, заложенного изначально.
З.Фрейд, также как и В.Мак-Дауголл, считал, что познавательный инстинкт представляет собой источник активности. Более того, он гиперболизировал бессознательное в мотивации поведения человека, влечение счит........


1. Аристова, Л. П. Активность учения школьника - М., Просвещение, 2008. - 138с
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010. - 173с.
3. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической пси­хологии. Работы советских психологов периода 1964-1980 гг. - М.: Изд. МГУ, 2011. - С. 198-203.
4. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО. , 2009. - 304с.
5. Здравомыслов А. Г. Потребности, ценности, интересы. М. 1986., 256 с.
6. Каплунович И. Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве.// Вопросы психологии. - 2004. - №5. - С. 47.
7. Коротаева, Е. Уровни познавательной активности / Е. Каратаева // Народное образование. - 1995 - № 10 - С. 156-160.
8. Макарьев И. Н. Педагогическая диагностика по определению уровней обученности старшеклассников математике в системе открытого дистанционного обучения// Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2013. - №3
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения : Начальная школа (Стандарты второго поколения) / Сост. Е.А. Савинов. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с.
10. Пустовойтов, В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики [Текст]: Монография. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 120 с
11. Развитие познавательных способностей в процессе дошколь­ного воспитания. / Под ред. Л.А.Венгер. - М.: Педагогика, 2006. -224 с.
12. Семенов, А.Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования/ А.Л. Семенов//Информационные технологии в образовании. -( sp/publi/publi-0-Semenov.html)
13. Смолова Л. В. Становление психологии взаимодействия с окружающей средой (исторический аспект).//4-я Российская конференция по экологической психологии: Материалы конференции./ Под общ. ред. В.И.Панова и А.В.Иващенко. -- М.: РУДН, 2006. - С. 28-42.
14. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 230с.
15. Федяинова, Н.В. Методические аспекты использования информационных технологий в проектной деятельности младших школьников / Н.В. Федяинова, И.С. Хирьянова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - No 11. - С. 6-11.
16. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся согласно новым ФГОС.- ( 2010/09/blog-post.html)
17. Формирование интереса к учению у школьников. / Под. ред. А.К.Марковой. - М.: Педагогика, 2006. - 192 с.
18. Харламенкова Н.Е. Раннее когнитивное развитие.// Вопросы психологии. - 2007. - №2. - С. 17 - 19.
19. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - No 2. - С. 58-64
20. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 2008. - 285 с.
21. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избранные психологические произведения. - М.: Наука, 2009. - С. 182-184.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.