На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89577


Наименование:


Диплом Развитие отечественного законодательства о социальном обеспечении.Анализ реформы социального обеспечения

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 4.6.2015. Сдан: 2014. Страниц: 93. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Введение 2
Глава I. Развитие отечественного законодательства о социальном обеспечении 8
§ 1.1. Возникновение государственного социального обеспечения в России 8
§ 1.2. Социальное обеспечение после великой отечественной войны до 80-х годов 15
§ 1.3. Пенсионная реформа 1990 года 18
§ 1.4. Современный период развития социального обеспечения 19
Глава 2. Анализ реформы социального обеспечения 26
§2.1 Общая характеристика реформы социального обеспечения 26
§2.2 Недостатки реформы социального обеспечения 33
§2.3 Современное состояние системы социального обеспечения и перспектива её реформирования 39
Глава 3 . Реформирование на современном этапе 42
§3.1 Отличительные черты новой модели системы социального 42
обеспечения от существовавшей ранее. 42
§3.2 Пенсионное реформирование на современном этапе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 88

Введение
В настоящее время Россия находится в сложной социально-экономической ситуации и пытается сформулировать новые принципы реформирования социального обеспечения в целом и отдельных составных частей системы в частности. В результате бессистемных и порой экономически необоснованных попыток реформировать социальное обеспечение современное его состояние в России характеризуется хаотичностью и отсутствием перспективной ясности. Взамен разработки стратегии реформирования социального обеспечения в средства информации выбрасываются сомнительные предложения ряда ведомств увеличить срок выхода на пенсию, установить гендерное равенство по возрасту, ввести дополнительные страховые платежи и т.д.
Проводимые в обществе реформы пока не привели к качественному улучшению условий жизни населения. Напротив, наблюдается обострение социальных проблем, в том числе проблема элементарного выживания малообеспеченных групп населения.
Практика свидетельствует, что прежними управленческими способами решить социальные проблемы государство не может. Необходим поиск эффективных, сбалансированных, научно обоснованных методов успешного осуществления реформ.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска и обоснования эффективных методов управления социальными реформами с целью повышения уровня и качества жизни населения, роста его благосостояния, создания условий для развития человеческого капитала. В обществе возникла настоятельная потребность в проведении государством социальной политики, направленной на преодоление негативных последствий перехода к рыночным отношениям, прежде всего таких, как обнищание части населения, ухудшение материального положения ряда социальных групп, углубление социальной дифференциации и др.
Изучение влияния современных реформ на социальные условия жизни населения позволяет выявить значительные ресурсы, необходимые для закрепления позитивных тенденций, способствующих формированию в обществе социальной стабилизации, установлению отношений конструктивного партнерства, предоставлению гражданам равных жизненных шансов и возможностей. Рыночные отношения успешно развиваются при активной включенности граждан в общественные изменения, направленные на расширение возможностей удовлетворения их социальных потребностей.
Предоставление гражданам равных шансов и возможностей в социальной сфере позволяет обеспечить решение проблем получения качественного образования, улучшения здоровья населения, повышения культурного уровня, роста благосостояния населения в целом. Соответственно, актуальность исследования определяется необходимостью выявления тенденций и факторов, влияющих на изменение качественных и количественных характеристик социальных условий жизни населения и на этой основе разработки новых управленческих подходов, коррекции реформ в целях оптимизации социальных условий жизни, особенно применительно к категориям населения, нуждающегося в социальной поддержке государства.
Актуальность данного исследования также во многом предопределена и особой социальной значимостью правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения, которое является одной из важнейших гарантий основного права человека - права на жизнь. Нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются людьми не как некая абстракция, изначальная запрограммированность человеческого бытия и не в виде набора духовных ценностей, системы обычаев и традиций а посредством соответствующим образом оформленных источников права. За источниками права стоит государство, обеспечивающее их реализацию своими возможностями и в первую очередь своей принудительной силой .
Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологические вопросы социальных условий жизни рассмотрены в исследованиях И.В. Бестужсва-Лады, М.Н. Рудкевича, Ж.Т. Тощенко, И.Т. Левыкина, Т.И.Заславской, H.A. Аитова, В.А. Ядова, Ю.В. Арутюняна и др. Вопросы теории и практики социальной политики в период формирования и развития рыночных отношении представлены в работах В.Э. Бойкова, Ж.Т. Тощенко, H.A. Волгина, Б.В. Ракитского, Ф.И. Шаркова, С.Ф. Фролова и многих других исследователей. В настоящее время имеется значительное количество публикаций по проблемам бедности населения, в которых дан анализ ее причин, определены параметры и масштабы бедности в российском обществе. Данные вопросы рассмотрены в работах СЛ. Айвазяна, В.Н. Бобкова, Л.А. Гордон, Н.М. Римашевской и др. авторов).
Однако исследований, в которых бы проводилась оценка влияния нового и достаточно сложного комплекса явлений на изменение социальных условий жизни населения, пока явно недостаточно. Данное обстоятельство не позволяет оценить проблему социальных условий жизни населения в Российской Федерации в полном объеме и определить на этой основе пути улучшения качества жизни, обеспечения равных жизненных шансов для всех граждан.
Объект исследования - круг общественных отношений носящих многоаспектный, комплексный характер, возникающих в процессе нормотворчества в области социального обеспечения в связи с предоставлением пенсии, дополнительною материального обеспечения, пособий, возмещением ущерба в порядке обязательного социального страхования, компенсационных выплат, государственной социальной помоши, субсидий, медицинской помощи и лечения, социального обслуживания.
Предмет исследования составляют международные источники, Конституция РФ, нормативные правовые акты права социального обеспечения, судебные решения, практика реализации законов, подзаконных актов, научные работы доктрины ученых правоведов различных отраслей права, экономистов, философов, социологов.
Целью настоящей работы является комплексный анализ такого юридического феномена как концепция реформы социального обеспечения в России, выявление и решение на научном уровне существующих в данной сфере теоретических и практических проблем.
В соответствии с поставленной целью в работе сделана попытка решить следующие задачи:
- анализ содержания основных источников права социального обеспечения и обоснование предложений, направленных на гармонизацию и совершенствование действующего законодательства;
- уточнить концептуальные основы анализа социальных условий жизни населения, содержание категорий «качество жизни», «уровень жизни» «социальные условия жизни»; выявить объективные и субъективные показатели социальных условий жизни;
- дать анализ социальной политики как основного фактора формирования социальных условий жизни населения и повышения качества жизни в период проведения кардинальных социальных реформ;
- исследовать результаты реализации приоритетных национальных проектов в контексте государственных обязательств перед определенными категориями граждан.
Теоретические, методологические и методические основы исследования составили общеметодологические подходы к изучению социальных явлений, в частности, системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, проблемно-целевой подходы, принципы единства исторического и логического. Анализ темы основывается на теоретических положениях и выводах отечественных и зарубежных ученых, а также научных публикациях по данной проблематике. В работе также использованы теоретические обобщения и понятийный аппарат, разработанный в трудах российских и зарубежных ученых в области социологии управления, социальной политики. Для эмпирического исследования привлекались комплексные методы, применяемые в процедурах прикладного социологического исследования.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по проблемам социальной политики, приоритетные национальные проекты «Доступное жилье», «Современное здравоохранение», «Качественное образование».
Теоретическую основу о исследования составили труды ученых - юристов, внесших существенный вклад в правовую науку в области общей теории государства и права, конституционного, международного, гражданскою, трудового и других отраслей правд, относящиеся к теме. Среди них работы С. С. Алексеева, Н. Г. Александрова, М. В. Баглая, М. И. Байтина, К. Н Гусова, С. Л. Зивса, В. А. Иваненко, В.С. Иваненко, И. К. Дмитриевой, О.Е. Кутафина, Р.З. Лившица, Е.А.Лукашевой, АМ Лушникова, М В Лушниковой, Т.В. Мальцева, Л. С. Мамута, М. Н. Марченко, В. И. Миронова, В. С. Нерсесянца и др.
Значительную роль в подготовке дипломной работы сыграли исследования ученых в области права социального обеспечения Е. Г. Азаровой, В. С. Андреева, Е. И. Астрахана, В. А. Ачаркана, К. С. Батыгина, М. О. Буяновой, 3. Д. Внногрэдозои, А. Д. Зайкина, М. Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, М. И. Кучмы, Е. Е. Мачульской, М. И. Полупанова, В. А. Тарасовой, Т.К. Мироновои, Д. И. Рогачева, 3. Г. Тучковой, М. Ю. Федоровой, М. В. Филипповой, В. II.I Шайхатдинова и др.
Практическая значимость работы. Результаты дипломного исследования могут быть применены при разработке и обосновании социальных программ повышения уровня и улучшения социальных условий жизни населения, как на федеральном, так и региональном, муниципальном уровнях. Ряд теоретических положений может быть использован при разработке методологии анализа социальных условий жизни населения в период проведения реформ, реализации приоритетных национальных проектов, а также чтении курса социологии управления, подготовке спецкурсов по проблемам социального реформирования общества.
Работа состоит из введения, трех глав, выводов по данной проблематике, представленных в заключении, списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебно практики, специальной литературы.



Глава I. Развитие отечественного законодательства о социальном обеспечении
§ 1.1. Возникновение государственного социального обеспечения в России
В докапиталистический период основными социально-правовыми формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных выступали: содержание как привилегия, предоставляемая государственным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или в связи с увечьем, полученным на войне; благотворительность; опека и попечительство; гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений; государственное призрение для беднейших слоев населения; коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и некоторые другие.
Исторически первым социальным явлением, попавшим в сферу государственного вмешательства в России, была бедность. На основании Указа Петра I 1712 г во всех губерниях создавались госпитали для увечных и престарелых, а трудоспособных нищих и бродяг подвергали наказаниям (били кнутами, посылали на каторгу, принуждали к «казенным работам» и т.п.) За «профессиональное нищенство» взимался штраф от 5 до 10 рублей.
Законодательство, регулировавшее государственное и общественное призрение при Екатерине II, основывалось на следующих принципах: полное осуждение и воспрещение добровольного нищенства; применение репрессивных мер к трудоспособным нищим; призрение нетрудоспособных нищих преимущественно в закрытых учреждениях (богадельни, странноприимные и сиротские дома, дома для умалишенных и пр.).
Обязанности по предоставлению пропитания и одежды нетрудоспособным жителям деревни были возложены на помещиков. В городах строительством и содержанием госпиталей, богаделен и других заведений общественного призрения занимались городские (сословные) управления (магистраты). Бывшим солдатам и сиротам помощь оказывали монастыри, которым на эти цели выделяли средства из государственной казны. Созданная Екатериной II система государственного призрения просуществовала с незначительными изменениями до начала XX века.
В 1864 г. в результате земской реформы дела приказов общественного призрения были переданы земским учреждениям, организованным по сословному принципу (для крестьян, мещан, купцов). Законодательство возложило на земства очень широкие обязанности. Земства выплачивали единовременные пособия пострадавшим от наводнений и других стихийных бедствий, неурожаев, пожаров, семьям нижних чинов запаса в случае призыва кормильцев в армию, крестьянам на переселение в другие местности, стипендии на обучение детей из бедных семей в средних и высших учебных заведений, принимали участие в финансировании домов и колоний для умалишенных, колоний малолетних преступников, приютов для подкидышей, строительства школ и благотворительных заведений и пр.
Кроме того, земства вели профилактическую работу по предупреждению бедности. В этих целях они открывали временные помещения для переселенцев, бесплатные столовые, странноприимные дома, бюро и конторы по трудоустройству, занимались организацией общественных работ.
Призрением бедных в городах занимались общественные управы.
Основными видами призрения в городах были: пособия нуждающимся за счет пожертвований или городских средств; содержание в закрытых заведениях (богадельнях, детских приютах и т.п.). К концу XIX и началу XX века в европейской части России насчитывалось 14854 государственных и частных учреждения общественного призрения.
В докапиталистический период и при капитализме в отношении трудоспособных нищих применялись репрессивные меры, которые сочетались с оказанием сословной помощи нетрудоспособным нищим. Многие стороны деятельности по оказанию помощи нуждающимся оставались за пределами законодательного регулирования. Не были четко определены обязанности государственных органов, круг лиц, имеющих право на помощь, размеры помощи и источники ее финансирования.
Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось, начиная с XVII века, за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах. К специальному законодательству относится Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1827 г. Согласно Уставу царь единолично устанавливал размеры пенсий для своих приближенных, величина которых достигала 12 тыс. руб. в год. В зависимости от служебного положения пенсии бывших государственных чиновников колебались от 300 руб. до 4000 руб. в год. На основании актов правительства пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции и их семьи.
Закономерности развития социального обеспечения в историко-правовом аспекте наиболее подробно и полно исследованы Р.И. Ивановой. Анализ большого количества первоисточников позволил автору сделать вывод о том, что в докапиталистический период материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных еще не было структурно обособлено от отношений собственности.
Ситуация коренным образом изменилась с развитием капитализма. Формирование капиталистического способа производства привело к возникновению объективной необходимости в организации государственной системы защиты наемных работников от социального риска утраты заработка, служившего для них основным источником средств существования, поскольку негосударственные (частные) системы страхования и действовавшие формы благотворительности решить эту задачу не могли.
Наиболее частыми причинами утраты заработка являлись несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Поэтому первыми видами выплат по государственному социальному страхованию стали пособия в связи с трудовым увечьем и болезнью.
Инициатива принятия соответствующего законодательства принадлежала Германии (закон о страховании от несчастных случаев на производстве 1881 г., закон об обязательном государственном страховании на случай болезни 1883 г. и другие). За Германией последовали другие страны Европы, в том числе и Россия.
- В 1901 г. в России утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность. В 1903 г. был принят закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев. По существу этот закон устанавливал не право рабочих на материальное обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве, а вводил особую ответственность работодателей, базирующуюся на гражданско-правовых началах. Работодатель освобождался от ответственности при наличии умысла или грубой неосторожности пострадавшего. Однако назначаемая в связи с трудовым увечьем компенсация называлась пенсией.
Следующим крупным шагом на пути формирования государственной системы социального страхования явилось принятие 23 июня 1912 г. целого ряда законов: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих». Как отмечал в 20-х гг. ХХ в. Б.Любимов: «законов об обязательном государственном страховании царская Россия до 1912 г. не знала». Закон 1912 г. призван был осуществить широкомасштабную социальную реформу (в соответствии с направлением заданным П.А.Столыпиным в 1906 г.). Он впервые включал в себя комплекс мер по обеспечению рабочих в результате несчастных случаев и по болезни, завершив формирование системы страхования рабочих в царской России.
Закон «О страховании от несчастных случаев» во многом также строился на гражданско-правовых принципах, но он был уже посвящен собственно страхованию, а не индивидуальной ответственности работодателя. Данный закон имел ограниченную сферу действия. Он распространялся только на территорию Европейской части России и Кавказского края, на предприятия с числом рабочих не менее 20 или 30 человек в зависимости от применения паровых котлов и других видов машин. Фактически закон охватывал примерно 15 % общего числа рабочих России.
По этому закону вознаграждение выплачивалось лишь с 14-й недели после несчастного случая в размере не более 2/3 годового содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности. В меньшем размере вознаграждение назначалось, если несчастный случай произошел в результате грубой неосторожности самого потерпевшего, Во исполнение названных законов в Петербурге при Министерстве торговли и промышленности был создан Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях и крупных городах - Страховые присутствия. На предприятиях с числом рабочих не менее 200 человек учреждались больничные кассы и страховые товарищества. Мелкие предприятия объединялись с целью организации общей страховой кассы. Управление страховыми кассами осуществляли рабочие и работодатели на паритетных началах. В дореволюционной России насчитывалось несколько тысяч страховых касс и около десятка товариществ.
В соответствии с названными законами 1912 г. для рабочих, состоящих членами больничных касс, вводились пособия в связи с болезнью, увечьем, смертью и родами за счет взносов в эти кассы. Если рабочий не был членом кассы, то он получал пособие только в связи с увечьем.
Пособия выплачивались в следующих размерах: по болезни - от 2/3 до 1/4 дневного заработка; в связи с родами - 1/2 дневного заработка за две недели до родов и четыре недели после родов; в связи со смертью - от 20 до 30-кратного дневного заработка умершего.
Служащим из нижних чинов согласно Правилам о мерах призрения нижних чинов и их семейств от 23 июня 1912г. назначалась пенсия в размере 3 руб. в месяц в случае увольнения в связи с неспособностью к службе из-за полной инвалидности при отсутствии средств к существованию.
Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни» от 23 июня 1912г. установил следующие виды врачебной помощи для рабочих: первоначальная помощь, амбулаторное лечение, родовспоможение, больничное лечение не более четырех месяцев, включающее содержание больных, бесплатную выдачу лекарств и медицинских принадлежностей. Эта помощь предоставлялась через больничные кассы за счет взносов их членов. Поэтому фактически ее могли получать лишь члены больничных касс, т.е. всего одна четверть рабочих России.
В начале XX века вопросы оказания рабочим бесплатной медицинской помощи и выплаты пенсий и пособий при заболеваниях и травмах на производстве стояли очень остро. При проведении забастовок и митингов большевики выдвигали требования о создании государственной системы социального страхования рабочих.
Законодательство 1912 г. в определенной степени было направлено на смягчение ситуации. Однако Первая мировая война приостановила его реализацию.
В январе 1912г., т.е. еще до принятия указанных выше законов о страховании, Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП выразила критическое отношение к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих и утвердила свою страховую программу. Эта программа строилась на следующих принципах: социальное страхование должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка благодаря безработице; охватывать всех лиц наемного труда и их семейств; все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство; всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

§ 1.2. Социальное обеспечение после великой отечественной войны до 80-х годов

После Великой Отечественной войны проводилась работа по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения. Были повышены пенсии за выслугу лет учителям, врачам и другим медицинским работникам, в 1949 г. принято Положение о пенсиях работникам науки.
Восстановление народного хозяйства позволило провести реформу социального обеспечения. Основными нормативными актами, закрепившими новые условия предоставления пенсий и пособий, стали: Закон СССР 1956 г. «О государственных пенсиях»; Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию от 5 февраля 1955 г.; постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 14 января 1960 г. № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР»; постановление СМ СССР от 25 октября 1963 г. № 1108 «О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы»; закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и др.
В соответствии с Законом от 15 июля 1964 г. впервые в масштабах страны была создана единая система пенсионного обеспечения колхозников, которая финансировалась за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников. Из этого фонда колхозникам выплачивались пенсии по старости и по инвалидности, а их семьям- пенсии по случаю потери кормильца.
В 1969 г. был образован централизованный фонд социального страхования колхозников. За счет средств фонда члены колхозов стали получать пособия по временной нетрудоспособности, путевки в санатории и дома отдыха и другие виды социального страхования.
К концу 60-х годов в стране завершилось формирование следующих организационно-правовых форм социального обеспечения: - государственное социальное страхование рабочих, служащих, членов кооперативов и некоторых других лиц; социальное страхование колхозников; социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета; обеспечение за счет специальных фондов общественных организаций (художественного, литературного, музыкального фондов и фонда Союза кинематографистов).
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа» были увеличены размеры пенсий, расширен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, введен новый вид пособий инвалидам с детства 1-й и 2-й групп, достигшим 16-летнего возраста.
В 1969 г. приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, а в 1970 г Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г., кодексы законов о труде союзных республик, в которых содержались главы о социальном страховании, и др. 3 августа 1972 г. СМ СССР утвердил новое Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий с учетом опыта реализации Закона 1956 г.
Развитие законодательства о социальном обеспечении шло постепенно в зависимости от провозглашаемых политических целей и экономических возможностей страны по пути образования единой системы норм о пенсионном обеспечении, сближения условий назначения и выплаты пенсий для различных групп населения, периодического повышения размеров пенсий, упорядочения исчисления непрерывного трудового стажа, совершенствования правил определения среднего заработка для назначения пенсий и пособий, улучшения законодательства о медицинском обслуживании и лечении, о государственной помощи семье в содержании и воспитании детей.
Конституция СССР 1977 г. определила, что в стране созданы государственные системы здравоохранения и социального обеспечения, которые являются самостоятельными и решают тесно связанные между собой задачи. В Конституции говорилось о социальном обеспечении в различных формах, о равенстве прав мужчин и женщин (ст. 35), о праве граждан СССР на охрану здоровья (ст. 42), на материальное обеспечение (ст. 43), о заботе государства о семье (ст. 53).

§ 1.3. Пенсионная реформа 1990 года

К середине 80-х годов в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции, произошло снижение размеров пенсий по отношению к прошлой заработной плате, реальные размеры пенсий постоянно сокращались из-за отсутствия механизма индексации.
Новый этап развития социального обеспечения начался с принятия 20 ноября 1990 г. Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Наиболее существенные изменения, закрепленные законом, состояли в следующем. Во-первых, была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно-полезной деятельности. Она охватила лиц, работающих по трудовому договору, членов колхозов и других кооперативных организаций, индивидуальных предпринимателей и другие категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию. Во-вторых, была предпринята попытка преодолеть остаточный принцип финансирования пенсий с помощью учреждения Пенсионного Фонда РФ, средства которого были отделены от федерального бюджета и не подлежали изъятию. В-третьих, закон был направлен на повышение уровня пенсий и ликвидацию уравнительного подхода. В этих целях в законе закреплены механизмы: осовременивания заработка, из которого была рассчитана пенсия; дифференциации размера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа (увеличение пенсии на 1 % за каждый год стажа сверх требуемого, но не более чем на 20 %); исчисления пенсий из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности; индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни и др.
Многие институты пенсионного обеспечения были значительно усовершенствованы. Так, в трудовой стаж стали включаться периоды, которые раньше не учитывались (учебы в вузах и аспирантуре; уход за инвалидом 1-й группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым старше 80 лет; проживания жен военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где они не могли трудиться по специальности и др.). В институте пенсий по инвалидности появился новый вид пенсий - пенсии по инвалидности вследствие военной травмы.
Закон установил совершенно новый для отечественной системы институт социальных пенсий.

§ 1.4. Современный период развития социального обеспечения

В настоящее время система социального обеспечения России переживает переходный период. Новая система создается на базе утверждаемых Правительством концепций и программ. Однако экономический кризис не позволяет реализовать их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости от их важности для будущего функционирования системы в целом.
Конституция РФ 1993 г. заложила основу для реформы системы социального обеспечения. Статьи 38-41 Конституции закрепляют права человека в области социального обеспечения. Материнство и детство, семья · находятся под защитой государства.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Реализация указанных конституционных прав осуществляется на базе федерального законодательства. Задача создания пенсионной системы, адекватной новым социально-экономическим условиям, является первоочередной. Она затрагивает интересы 38,6 млн. пенсионеров. Из них трудовые, пенсии получают: по старости - 29,1 млн человек, по инвалидности - 4,7 млн, по случаю потери кормильца - 2,5 млн, за выслугу лет - 636 тыс., военнослужащие - 135 тыс., остальным назначены социальные пенсии.
Наиболее актуальными остаются две проблемы, решить которые не удается: низкий уровень пенсий и уравнительность в пенсионном обеспечении.
Очередная попытка повысить размеры пенсий была предпринята Федеральным законом от 21.07.97 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», введенном в действие с 01.02.98. Этот закон установил новый механизм исчисления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца с применением индивидуального коэффициента. Однако хотя в законе и говорится, что размер пенсии не ограничивается максимальной суммой, косвенно максимум обозначен с помощью закрепления предельного соотношения между среднемесячным прошлым заработком пенсионера и среднемесячной заработной платой в стране за тот период на уровне 1/2, а с 01.02.98 оно еще ниже - всего 0,7. ........


Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. от 12.12.1993 г. // Российская газета., 1993., № 237.
2. Конституция Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.77)// Ведомости СНД СССР и ВС СССР» от 12.10.77, N 41, ст. 617
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014 с изменениями, вступившими в силу с13.04.2014)// Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002
4. Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семей в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности от 02.06.1903 г. // ПСЗ-3. № 23060.
5. Закон от 23. 06. 1912 г. «Об обеспечении рабочих на случай болезни» // ПСЗ-3. № 37444.
6. Закон от 23. 06. 1912 г. «О страховании рабочих от несчастных случаев» // ПСЗ-3. № 37445.
7. Закон от 23. 06. 1912 г. «О Совете по делам страхования рабочих» // ПСЗ-3. № 37446.
8. Закон от 23. 06. 1912 г. «О присутствиях по делам страхования рабочих» // ПСЗ-3. № 37447.
9. Закон СССР от 14.07.56 (ред. от 22.05.86) «О государственных пенсиях»//Ведомости ВС СССР, 1956, N 15, ст. 313
10. Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов»// < doc_ussr/usr_6107.htm>
11. Закон СССР от 19.12.69 (ред. от 22.05.90) «Об утверждении основ законодательства Союза ССР И союзных республик о здравоохранении» (вместе с ОСНОВАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)// Свод законов СССР», т. 3, с. 56, 1990 г.
12. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (ред. от 12.05.91)// < >13. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР»//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990, № 27.
14. Федеральный закон от 21.07.97 N 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»// Финансовая газета», N 30, 28.07.97
15. Постановление Правительства РФ от 07.08.95 N 790 (ред. от 30.05.97) «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации»// «Российская газета», N 163, 23.08.95
16. Постановление Правительства РФ от 20.05.98 N 463 (ред. от 17.09.99) «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации»// Российская газета», N 99, 26.05.98
17. Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию от 5 февраля 1955 г// doc_ussr/ussr_4997.htm
18. Постановление Совмина СССР от 28.09.1949 n 4140 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении работников науки»// < doc_ussr/ussr_4763.htm>
19. Постановление ЦК КПСС, СМ СССР от 14 января 1960 г. N 58 О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР// doc_ussr/usr_5492.htm
20. Постановление СМ СССР от 25 октября 1963 г. N 1108 О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы// doc_ussr/usr_6012.htm
21. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа// doc_ussr/usr_6692.htm
22. Закон РФ от 19.04.91 N 1032-I (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013) «О занятости населения в Российской Федерации»// Российская газета», N 84, 06.05.9
23. Федеральный Закон от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ», 1995, N 48, ст. 4563
24. Федеральный Закон от 02.08.95 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013 с изменениями, вступившими в силу с 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// Собрание законодательства РФ, 07.08.95, N 32, ст. 3198

Материалы судебной практики
1. Определение Пермского краевого суда от 17.12.2013 по делу N 33-12459/2013// < >
2. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданина трудовые пенсии//< document/cons_doc_LAW_139108/>
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»//< document/cons_doc_LAW_111595/>

Специальная литература
1. Андреев А.И. Нужна ли россиянам пенсионная реформа? //Материалы докладов XVI Международной конференции аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» М.: МАКС Пресс, 2009.
2. Антипьева Н.В.: Социальная защита инвалидов в Российской Федерации : Правовое регулирование. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012
3. Батурский Г., Шварц С. Устав больничной кассы. СПб., 1913.
4. Вигдорчик Н.А. Страхование на случай болезни в России. Краткое руководство для врачей. СПб., 1914.
5. Глотов С.А.: Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. - М. ; Саратов: ИНСР : Саратовский институт МВД России, 2006 < %D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/68278/>
6. Голицин Ю. Пенсионная система России до революции / Режим доступа: http // www/Vsluh.ru
7. Государственное регулирование пенсионной реформы // Финансы 20012- № 6
8. Грудцына Л. И. О пенсионном обеспечении / Л.И. Грудцына // Юрист. -2009.- №8.- С.64-65.
9. Дмитриев М.Э. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / М.Э. Дмитриев.- СПб.: Норма, 2004.- 145 с.
10. Зурабов М.Ю. О задачах нового этапа пенсионной реформы / М.Ю. Зурабов // Пенсия .- 2009.- №1.- С.46-48.
11. Зурабов М.Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы / М.Ю. Зурабов // Пенсия.- 2009. - №4.- С.22-25.
12. Зурабов М.Ю. Об актуальных вопросах пенсионного обеспечения / М.Ю. Зурабов // Пенсия.- 2012.- №7.- С.24-26.
13. Известия Совета по делам страхования рабочих. 1913. № 4.
14. Ищенко О.А., Пермяков О.В. Реформирование пенсионного законодательства Российской Федерации / О.А. Ищенко // Юрист.- 2009.- №6.- С.7-9.
15. Косарев Ю.А. Социальное страхование в России: на пути к реформам. М., 1998.
16. Кобзева С.И. : Источники права социального обеспечения России. - М: Проспект, 2009 < %D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/17199/>
17. Литтауэр Я. Страховые товарищества // Уральский техник. 1915. № 21.
18. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы. Человек и труд. 2009.- № 3.- С.29 32
19. Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии ее в России. СПб., 1906, С. 24.
20. Мировой опыт пенсионных систем // Вестник Национальной Академии наук, № 5-2006 г., стр.96-99
21. Миронова Т.К.: Социальная защита в России. - М.: Б.И., 2014.
22. Нор-Аревян О.А.: Социальное страхование. - Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2011 < %D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/13030/>
23. Назаров В.С.: Актуальные проблемы пенсионной реформы. - М.: Дело, 2010 < %D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/131619/>
24. Основные проблемы пенсионной системы России и пути их решения // Проблемы пенсионного обеспечения граждан и пути совершенствования пенсионной реформы в России, 2007 г
25. РАН, Институт социально-экономических проблем народонаселения, Московский центр гендерных исследований; Под общ. ред. М.М. Малышевой: Экономика и социальная политика: гендерное измерение. - М.: Academia, 2012
26. Ростислав Кокорев «Пенсионная реформа: итоги 2008 года и ожидания на 2009 год» // Экспертный канал Орес.ru. 24 декабря 2008 г.
27. Соловьев А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. М.: Финансы и статистика, 2001. 496 с.
28. Страхование рабочих. 1914. № 1.
29. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2010.
30. Шайхатдинова В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2010
31. >32. razvit_penssit
33. >


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.