На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89618


Наименование:


Диплом приемная семья как форма устройства детей в семью.Порядок создания и прекращения приемной семьи

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 7.6.2015. Сдан: 2014. Страниц: 68. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЯ

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика приемной семьи…………………………….6
1.1. История развития приемной семьи в России……………………………..6
1.2. Понятие и признаки приемной семьи…………………………………….12
1.3. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………..………18
Глава 2. Порядок создания и прекращения приемной семьи…………………35
2.1. Правовое регулирование порядка создания приемной семьи…………25
2.2. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью…35
2.3. Порядок и последствия прекращения приемной семьи……………….40
Заключение………………………..…………………………………………..44
Список используемой литературы………………………………………………47
Приложение………………………………………………………………….…52
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Забота о детях лежит, прежде всего, на их родителях. Их приоритетная роль в жизни и воспитании своих несовершеннолетних детей, благотворное воздействие на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка относится к бесспорным положениям. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок. Недаром в публикациях последнего времени появились высказывания о том, что за последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас.
Приёмная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оправдывает все финансовые и иные затраты, требуемые для её полноценного существования. Она имеет ряд существенных преимуществ, главным среди которых является то, что данная форма устройства для некоторых детей может стать единственной возможностью обрести семью, родительский дом. Это касается, прежде всего, сирот, детей старшего возраста, а также имеющих какие-либо физические или психические заболевания, которые делают их «непривлекательными» для усыновителей, опекунов (попечителей).
Необходимость развития и совершенствования приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, продиктована рядом причин. Во-первых, правом ребенка жить и воспитываться в семье (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Во-вторых, высокой степенью социальной дезадаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В-третьих, преимуществом с педагогической и экономической точки зрения за счет отсутствия капитальных расходов (на поддержание материальной базы учреждений, осуществление ремонта и т.п.).
Теоретической основой работы стали труды таких ученых, как: М.В. Антокольская, Н.Г. Аристова, Л.И. Беляева, Ю. Беспалов, Е.М. Ворожейкин, А.Г. Гойхбарг, А.И. Гомола, М.В. Гордон, В.И. Данилина, Т.И. Дружинина, Н.М. Ершова, А.Е. Казанцева, О.Ю. Косова, О.А. Красавчиков, Л.О. Красавчикова, Е.А. Крашенинников, И.М. Кузнецова, Р.П. Мананкова, В.Ф. Маслова, Г.К. Матвеев, Л.Ю. Михеева, С.А. Муратова, Е.Л. Невзгодина, A.M. Нечаева, И.Б. Новицкий, Г.Л. Осокина, А.И. Пергамент, А.А. Пушкина, Л.М. Пчелинцева, С.И. Реутов, Ю.В. Романец, В.А. Рясенцев, П.И. Седугин, В.Л. Слесарев, Н.Н. Тарусина, М.Ю. Федорова, P.O. Халфина, Б.Л. Хаскельберг, С.Ю. Чашков, В.П. Шахматов, Н.К. Ягудин, В.Ф. Яковлев, B.C. Якушев и др.
В связи с вышеизложенным цель работы исследование института приемной семьи как одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью на материалах КГБОУ Детский дом г. Уссурийска Приморского края.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) охарактеризовать приемную семью как один из институтов опеи и попечительства в РФ,
2) Указать основные признаки приемной семью,
3) Изучить основание создания и прекращения приемной семьи.
4) Разработать рекомендации для более качественного использования приемной семьи как формы устройства детей .
Объект исследования является приемная семья как форма устройства детей .
Предметом исследования является действующее законодательства РФ, специальная литература и материалы практики работы КГОБУ Детский дом г. Уссурийска Приморского края.
Практической основой являются материалы работы специалистов территориального отдела опеки и попечительства УГО и КГОБУ Детский дом г. Уссурийска Приморского края.
Методологию работы составляют: сравнительный, системный, научно-поисковый, аналитический методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, ставиться цель и определяются задачи исследования, методология. В первой главе рассматриваются история приемной семьи как института опеки и попечительства, где раскрываются признаки, статус приемной семьи. определяется понятие и сущность приемной семьи. Во второй главе раскрывается порядок и основание создания приемной семьи. Также ставиться вопрос о способах прекращение использования приемной семьи как формы устройства детей в семью.
В заключении приводятся основные выводы по результатам исследования. Список используемых источников содержит нормативно-правовые акты и специальную литературу.
Приложения представляют собой материалы работы КГОБУ Детский дом г. Уссурийска Приморского края.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

1.1. История развития приемной семьи в России
В истории человечества сиротство как особое социальное явление существовало всегда. Поэтому потребность в воспитании, защите и представительстве детей, оставшихся без родительского попечения, существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. В отличие от усыновления, опеки и попечительства приёмная семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью не имеет такой длинной и яркой истории. Данная форма заботы о несовершеннолетних обрела своё лицо довольно поздно, лишь в 19 столетии.
В России способы решения проблем детей, оставшихся без попечения родителей, имеют свою историю. Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году: «Умерши Рюрикови, предаст княжене Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть до дедетеси вельми», т.е. Рюрик назначает опекуном сыну своему родственника.
Великий князь Владимир I поручал общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства (996 год). Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где обучал своим иждивением 300 юношей. Владимир Мономах в своей Духовной детям завещал защищать сироту. Иван Грозный защиту детей-сирот включил в круг государственных задач и возложил функции по их попечению на монастыри и частные лица. Таким образом, помощь сиротам стала делом не только частных лиц, но и правительственной власти.
Реформаторская деятельность Петра I включала в себя нововведения, касающиеся и детей-сирот. Он повелевал призревать сирот: «Без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств...».
Во времена царствования императрицы Екатерины II дела в области детского призрения пошли гораздо лучше. Она, находясь под влиянием западноевропейских просветительских идей, уделяла большое внимание устройству детей, оставшихся без собственной семьи. Она не только создает для них воспитательные дома, но и предписывает устраивать их в семью.
Знаменательным в этой связи является Указ Екатерины II от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», которым во всех 40 губерниях России создавались Приказы общественного призрения. Определялось, что «если же устроение сиротских домов будет неудобно или потребует издержек, кои отнимут способы к оказанию Призрения большому числу сирот, то Приказ неимущих сирот отдаёт за умеренную плату надёжным добродетельным и добронравным людям для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу». Воспитателям предписывалось научить подопечных науке, какому-либо промыслу или ремеслу, и «доставлен был ему способ учиться добрым гражданином». Чаще всего в семьи передавались для вскармливания маленькие дети. Несовершеннолетних старшего возраста брали на воспитание обычно люди бедные, получавшие за это «пятирублевое подспорье». При этом размер пособия зависел от возраста ребенка: чем младше был ребенок, тем больше была сумма пособия, так как никакой помощи от него ждать не приходилось.
В период правления императрицы Марии Фёдоровны система воспитания детей-сирот в семьях получила дальнейшее развитие и распространение. В частности, предпринимались меры к снижению числа воспитанников детских сиротских учреждений посредством их передачи в «государевы деревни» крестьянам «доброго поведения», где они жили до определённого возраста: мальчики - до 18 лет, а девочки - до 15 лет. Дальнейшее их будущее определяли Приказы общественного призрения.
В начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около 18 тыс. семей, в которых содержалось более 20 тыс. детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны.
В начале XX века активную деятельность по устройству сирот развернул Московский совет по призрению беспризорных. Детей передавали в семьи, которые получали определенную плату на содержание детей; создавали «искусственные семьи» из нескольких детей во главе с заслуживающими доверия женщинами; организовывали небольшие приюты.
Передача сирот на воспитание в семьи граждан в дореволюционной России называлась патронажем и осуществлялась на условиях, определяемых между губернскими управами и лицами, берущими детей на воспитание. Чтобы обеспечить соблюдение прав ребенка, переданного на патронаж, организовывался надзор за выполнением воспитателем своих функций. По своей сути патронаж, включающий в себя договорный порядок передачи ребенка на воспитание в семью и возмездность воспитания и содержания ребенка, являлся прообразом современной приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
После Октябрьской революции значительные силы и средства были направлены на преодоление беспризорности детей путем создания сети государственных учреждений, бравших детей, оставшихся без попечения родителей, под свою опеку: приемно-распределительных пунктов, детских домов различного типа, детских городков, колоний и коммун. При этом патронат как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не получил государственного признания. Время показало, что отказ от передачи детей на воспитание в семью был преждевременным. К 1921 году количество беспризорных детей достигло 4,5 миллиона.
В сложившейся ситуации советское правительство было вынуждено снова вернуться к патронату. В 1923 году на Всероссийском съезде по охране материнства и детства был поставлен вопрос о создании патроната для детей младенческого возраста как временной меры, вводимой в виде опыта передачи «небольшого числа грудных детей в рабочие семьи при условии тщательного и регулярного наблюдения за правильным воспитанием ребенка».
Несмотря на то, что в Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года нормы о патронате включены не были, в то время действовало Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 5 апреля 1926 г. «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи». В 1928 году принимается Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках». Данный акт предусматривал передачу детей на воспитание граждан на основании письменного договора, который должен был включать: обязанность содержать ребенка наравне с остальными членами семьи, продолжительность договорных отношений с указанием определенного срока, но не менее трех месяцев, форму и размер помощи воспитаннику после прекращения договора, порядок досрочного расторжения договора. При этом на патронат распространялось законодательство об опеке (попечительстве). Однако на самом деле права патронатного воспитателя были значительно шире, чем у опекуна (попечителя), ибо он пользовался самой разнообразной помощью со стороны государства. Лицо, заключившее договор патроната, получало определенную государственную поддержку за счет местных средств, в виде единовременной выплаты для хозяйственных нужд, ежемесячного пособия на содержание ребенка, снижения квартирной платы, уменьшения налогового бремени.
Таким образом, характерными признаками договора патроната тех времен являлись возмездность и добровольность в отличие от опеки и попечительства, при которых опекун (попечитель) мог быть назначен и без его согласия и должен был выполнять свои обязанности безвозмездно. Существование гарантированных государством льгот, свободное волеизъявление лица, намеревавшегося заменить ребенку родителей, делали патронат как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, более предпочтительным по сравнению с опекой (попечительством). С учетом этого в 1935 году в системе НКП РСФСР насчитывалось уже 38 тыс. детей, находящихся под патронатом.
Новая волна детей, оставшихся без попечения родителей, вызванная Великой Отечественной войной, была преодолена с помощью активной работы комиссий по устройству детей: создавались новые детские дома и приемники-распределители, через адресные столы организовывались поиск родителей и возвращение детей в семьи. Выполнил свою функцию и патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В 1942 году под патронатом находилось 37490 детей. Правовым основанием передачи детей в семьи рабочих, служащих и колхозников в то время являлись Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» и утвержденная Постановлением СНК РСФСР от 8 апреля 1943 г. Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР «О патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей». В конце Великой Отечественной войны насчитывалось 678 тыс. детей, лишившихся родительского попечения: 400 тыс. из них воспитывались в детских домах, 278 тыс. находились на воспитании в семьях (патронат, усыновление, опека).
Со временем, когда средств на оказание материальной помощи патронатной семье становилось все меньше, и прошел пик детской беспризорности, патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, перестал существовать. На фоне социально-экономической и политической стабильности 60-70-х годов XX века от государства не требовалось принятия каких-либо дополнительных мер для решения проблем сиротства.
Новый пик детской беспризорности пришелся на конец 80-х годов XX века. В связи с переходом на путь построения демократического государства и рыночных отношений перед государственными органами ставилась задача осуществления мер по улучшению положения детей, воспитывающихся в детских домах, и в то же время поиска и внедрения более гуманных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Данные задачи в полной мере могли быть реализованы только в процессе индивидуального воспитания в семейных условиях. В связи с этим советская модель государственного, общественного воспитания детей-сирот в детских домах и интернатах была признана ущербной. Приоритетное место отдано семейным формам устройства, таким как усыновление и опека (попечительство).
Помещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в детское государственное учреждение рассматривалось как временная или исключительная форма устройства, когда ребенок передавался на государственное воспитание на определенный срок по заявлению родителей либо когда невозможно было передать ребенка на воспитание в семью усыновителей или опекуна (попечителя).
Советом Министров СССР 17 апреля 1988 г. принимается постановление «О создании детских домов семейного типа». Предполагалось, что в состав детских домов семейного типа будут входить: 1) отдельные детские городки для проживания семей, воспитывающих не менее 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) отдельные семьи, воспитывающие не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в многокомнатных отдельных квартирах в обычных домах, специализированных домах или группах таких домов. Устанавливалось, что в состав детских городков включаются жилые дома, средняя школа с клубным комплексом, спортивно-
оздоровительный центр с плавательным бассейном, детские дошкольные учреждения, обслуживающие одновременно детей прилегающих жилых районов, хозяйственный и лечебно-профилактический блоки, приусадебные и иные земельные участки для производительного совместного труда детей и взрослых. Общая численность детей в одном детском городке, как правило, должна была составлять 150-200 человек.
Статистические данные свидетельствуют, что в СССР к концу 1990 года количество детских домов семейного типа достигло 258 с общим числом детей более двух тысяч человек. Больше всего таких детских домов было создано в Омской области (более 20), в результате чего был закрыт один детский дом.
В середине 90-ых годов XX века появляется разочарование в семейных детских домах. Во-первых, для создания детских городков отсутствовала достаточная экономическая база. Представлялась также сомнительной их целесообразность с педагогической точки зрения в связи с большим количеством детей (15-20 детей), приходящихся на одного родителя-воспитателя, что приближало условия жизни детей не к семье, а к детскому дому.
С целью развития и совершенствования детских домов семейного типа было принято решение «реорганизовать» их в приемные семьи. В Семейный кодекс РФ 1996 года (далее - СК РФ) была включена специальная глава «Приемная семья», регламентирующая основания, порядок и условия создания «искусственных» семей для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Именно с этого момента можно говорить о создании новой семейной формы устройства под названием «приемная семья».
Принятое в соответствии с СК РФ 1996 года Постановление Правительства РФ «О приемной семье» (далее - Положение о приемной семье) признало утратившими силу правовые акты, регламентирующие деятельность по созданию и деятельности детских домов семейного типа. Письмом Минобразования РФ от 30 января 1997 г. органам опеки и попечительства было рекомендовано проявить к детским домам семейного типа особое внимание и бережное отношение и предоставить родителям-воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в малокомлектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или - в приемную семью. При этом ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы.
Со 2 января 2000 г. детские дома семейного типа были включены в список учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а 19 марта 2001 г. определен их правовой статус.

1.2. Понятие и признаки приемной семьи
В литературе даются различные определения приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но чаще всего они либо вообще не отражают ее специфики как самостоятельной формы устройства, либо содержат лишь один или два отличительных признака. На сегодняшний день можно констатировать, что среди учёных, занимающихся исследованиями в этой области, единодушие в этом вопросе отсутствует.
Так, М. В. Антокольская определяет приемную семью как «новый институт семейного законодательства» и как «гибридную форму, содержащую в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления».
A.M. Нечаева определяет приемную семью как «суррогатную семью, где сложно переплетаются проблемы педагогического и правового характера». С одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством, с другой - в контексте соответствующих статей СК РФ она имеет свои, лишь ей присущие особенности, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства).Таким образом, автор указывает на искусственную природу образования приемной семьи.
Ряд ученых отмечают, что приемная семья отличается от других форм устройства тем, что передача детей на воспитание происходит на основе особого соглашения (договора) между органами опеки и попечительства и лицами, желающими воспитывать ребенка. Соответственно, для определения приемной семьи они используют один, основной отличительный признак приемной семьи - договорный порядок передачи в нее детей на воспитание. Кроме этого, приёмная семья определяется как институт (форма) защиты детства.
И. Воронина считает, что приёмная семья и патронат однотипны по своей правовой природе, т. е. качественно однородны. Приёмная семья понимается и как одна из моделей семьи. Л.М. Пчелинцева не дает самостоятельного определения приемной семье, однако отмечает, что «приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение».
Ю.Ф. Беспалов полагает, что приёмную семью следует понимать, во-первых, как институт семейного права. В этом качестве она представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения по передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью, воспитанию, содержанию ребёнка в приёмной семье и защите его прав приёмными родителями. Во-вторых, приёмная семья есть форма устройства детей, т.е. порядок, условия воспитания, образования, содержания детей приёмными родителями. В-третьих, приёмная семья рассматривается как способ защиты прав ребёнка, оставшегося без попечения родителей. С этой позиции она представляет собой меру, позволяющую восполнить нарушенные права ребёнка, и, прежде всего, право на семейное воспитание, образование и содержание, право жить и воспитываться в семье.
СК РФ не содержит определение понятия «приемная семья», которое подчеркивало бы ее основные специфические особенности как самостоятельной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство определений приемной семьи, данных в нормативных правовых актах, основываются на особенности ее создания. Несомненно, это один из основных отличительных признаков данной формы устройства, но не единственный.
Так, ст. 123 СК определяет приемную семью как одну из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Данное определение приемной семьи не позволяет отграничить ее от других семейных форм устройства, т.к. не содержит никаких отличительных признаков.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, жел........


рации. Дис. … канд. юрид. наук / О.В. Фетисова. - М., 2005.
52. Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук / В.А. Цветков. - Омск, 2005.
53. Шукуров Р.А.О. Приёмная семья по семейному праву России. Автореферат дис. … канд. юрид. наук / Р.А.О. Шукуров. - Белгород, 2004.
54. Ювенальное право: Учебник / под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005.

Судебная практика
55. Определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 № 52-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 5. С. 7.
56. Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2002 г. N 83-Г02-1 // СПС «Консультант Плюс: судебная практика».





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.