На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89640


Наименование:


Курсовик САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 7.6.2015. Сдан: 2014. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…… ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………….. 1.1. Сущностные характеристики самовоспитания и самообразования подростка. ……………………………………………………………………... 1.2. Процесс самовоспитания и самообразования в подростковом возрасте………………………………………………………............................ 1.3. Трудности самовоспитания и самообразования подростка…………..... ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………........... ГЛАВА 2. Практические основы САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ …………………………………………..………………………... 2.1. Методы самовоспитания и самообразования подростка……………..... 2.2. Стимулирование самовоспитания и самообразования подростка……………………….………………………….……………….….. 2.3.Особенности и роль развития самовоспитания и самообразования подростка……………………………………………………………………..... ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………….….………………..... ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………………..... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………………..... 3 6 6 17 22 26 28 28 32 35 45 47 50

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Самовоспитание - одна из старейших и интереснейших проблем педагогики. Роли самовоспитания и самообразования школьников во все времена придавалось большое значение. Не потеряла своего значения эта задача и в наше время, наоборот, приобрела еще большую актуальность. По мнению Ю. М. Орлова, для успешного процесса самовоспитания и самообразования необходимо, во-первых, осознание его необходимости. Во-вторых, создание положительной мотивации и воспитание воли. Все это в свою очередь требует участия заинтересованного и чуткого педагога.
Педагог - это человек, который может преподнести и, собственно, преподносит ключи ко многим сторонам будущей жизни своих воспитанников. Самый первый из этих ключей должен открывать двери в сокровищницу собственных возможностей личности ребенка, реализовывать которые он будет уже сам. Это достаточно трудный путь из-за особенностей современных социальных условий, сложности восприятия мнения окружающих, притягательности установленных обществом идеалов - все это побуждает самого человека предъявлять к себе все более высокие требования и искать пути их исполнения.
Чтобы быть на уровне, педагогические работники непрерывно занимаются формированием у подростков потребности в самосовершенствовании, которая проявляется в форме самовоспитания.
Самовоспитание - это воздействие, оказываемое человеком на себя и направленное на развитие собственной личности, на совершенствование своего поведения. Его целью является достижение осознанного и усвоенного учеником идеала гармонично развитого человека. Эта цель становится побудителем к действиям, приобретает свойства мотива.
Данная проблема рассматривается с учетом того, что именно в течение подросткового возраста ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста 12-15 лет по Л. И. Божович) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет: ее часто называют периодом ранней юности).
Л. И. Божович полагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению, т.е. стремлению проявить себя именно в тех качествах личности, которые он считает ценными. Можно утверждать, что умение самостоятельно совершенствовать себя является показателем общей культуры личности.
Объект исследования - самовоспитание и самообразование подростков.
Предмет исследования - движущие силы и механизмы, влияющие на процесс самовоспитания и самообразования подростков.
Цель исследования - дать целостную характеристику процесса самовоспитания и самообразования подростков, раскрыть особенности и роль развития самовоспитания и самообразования подростков.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) выявить сущностные характеристики самовоспитания и самообразования подростков;
2) раскрыть процесс самовоспитания и самообразования в подростковом возрасте;
3) обосновать трудности самовоспитания и самообразования подростков;
4) определить методы самовоспитания и самообразования подростков;
5) проанализировать стимулирование самовоспитания и самообразования подростков;
6) выявить особенности и роль самовоспитания и самообразования подростков.
В исследовании использовалась комплексная система методов: теоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; моделирование.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

1.1. Сущностные характеристики самовоспитания и самообразования подростка

Самовоспитание как процесс усвоения человеком, опыта предшествующих поколений, широко представлен в исследованиях разных наук, связанных с развитием человека. Среди них общая, возрастная и социальная психология (А.Я. Арет, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.Г. Маралов, Л.И. Рувинский, Н.П. Чеснокова); социология (Н. Смелзер ); гигиена (С.Н. Попов, Д.А. Фарбер).
Самовоспитание личности сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, т. е. к формированию установок, полезных для человека и для общества.
К подростковом возрасте, когда человек начинает себя осознавать, он находит у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние на отношение к окружающему миру и на усвоение новой информации. Эти неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства [31,c.149].
Педагогика под понятием самовоспитание подразумевает способность внутреннего духовного мира человека самостоятельно развиваться.
Философы, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к самовоспитанию.
Подростковый возраст наиболее благоприятный период, в котором закладываются основы, обеспечивающие дальнейшее совершенствование саморегуляции.
Ребенок рождается со способностью к развитию, т. е. он активен уже с самого рождения, сам способен приобретать опыт, творить что-то новое.
Поэтому основным душевным фактором является самовоспитание. Следовательно, самовоспитание - это деятельность человека, которая направлена на изменение своей личности, не нарушая при этом естественного природного начала, в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями [12, с.31].
Процесс самовоспитания предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности анализировать при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей.
Зрелость человека характеризует отношение к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки. Все это является предпосылками организации самовоспитания.
В подростковом возрасте процесс самовоспитания обусловлен возрастными особенностями данных периодов. Психолого-педагогическая наука среди актуальных потребностей подростков выделяет следующие: потребность в самооценке, в самопознании, в самоопределении, в психологической эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса. Потребность в самовоспитании - характерная черта подросткового возраста. Она может иметь многообразные формы, проходить разные пути своего развития. В любом случае эта потребность выражается в стремлении личности к самоизменению, и, прежде всего, к изменению сложившегося уровня саморегуляции, проявляющегося в тех или иных особенностях выполнения учебной и внеучебной деятельности.
Потребность в самовоспитании имеет пять содержательных уровней развития:
Первый уровень. Регулярная работа подростка над собой. Имеется заметное продвижение в развитии навыков саморегуляции.
Второй уровень. Есть достаточно определенная программа самовоспитания, включающая цели, способы деятельности, регламентацию времени и т.п., однако реализуется эта программа не регулярно, лишь от случая к случаю (каждый раз принимается решение «начать с понедельника» новую жизнь). Наблюдается некоторое продвижения в самовоспитании, но идет оно со срывами.
Третий уровень. Выражен интерес к познанию собственной личности (во многих случаях ведется дневник, где анализируются собственные качества). С интересом относится к беседам на темы самовоспитания, следит за соответствующей литературой, но сколько-нибудь определенная программа самовоспитания отсутствует. Иногда отмечаются хаотичные порывы к самоизменению.
Четвертый уровень. Положительно относится к проблемам самовоспитания, считает, что нужно изменить свой характер, устранить недостатки, однако этим все и ограничивается. Интерес к самопознанию не выражен: отмечает у себя лишь наиболее очевидные недостатки (я ленивый), о которых часто слышит от окружающих, в остальном личностного отношения к этим проблемам не проявляет.
Пятый уровень. Интереса к проблемам самовоспитания нет, процесс самопознания не выражен. В крайних случаях на этом уровне отмечается даже отрицательное отношение к проблемам самовоспитания (Человек должен жить с тем характером, что ему дала природа. Какой есть, такой и есть. И нечего не поделаешь и т. п) [17,с. 215].
Самовоспитание - это:
- воздействие, оказываемое человеком на себя и направленное на развитие собственной личности, на совершенствование своего поведения; [2]
- процесс, в котором взаимосвязанно проявляется весь духовный мир человека, т.е. прежде всего взаимодействуют такие его стороны, как нравственность, интеллект, воля и эмоции;
- высшая форма самосовершенствования духовного мира человека, при которой функции воспитателя выполняет он сам.
Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, характера ученика. Обычно оно включает: совершенствование гражданских, эстетических, морально-нравственных, организаторских и физических качеств; формирование общей культуры, выработку умений управлять своим поведением, потребностями и чувствами [1, с.34 - 40].
Процесс самовоспитания проходит в несколько этапов:
- осознание требований к себе;
- самопознание, критическая самооценка своей деятельности и поведения;
- планирование работы над собой, выработка программы и правил поведения;
- практическая реализация программы самовоспитания;
- самоконтроль, самооценка и самокорректирование действий, поведения [3, с.237].
Использование воспитания и самовоспитания в тесном комплексе, когда воспитание направляет усилия личности по работе над собой, а последняя содействует результативности внешних воздействий, залог успеха в формировании личности.
Самовоспитание в качестве важнейшего средства саморазвития личности обладает целенаправленностью и осознанностью под влиянием представлений личности о тех результатах, которых она желает достичь. Самовоспитание - сознательная и целенаправленная деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающим миром.
Роль самосознания, самооценки как важнейшего условия самовоспитания подчеркивают ряд психологов и педагогов: Ананьев Б. Г., Маралов В. Г., Гликман И. З., Степанов В. Г. и др. Значение осознания своей личности для самовоспитания отмечают также и зарубежные авторы Г. Олпорт, Л. Кронбах, Л. Лавел и др. Ученые подчеркивают детерминированность самовоспитания процессами взаимодействия человека с социальной средой, другими людьми (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. В. Петровский и др.) [16, с.87].
Среди значительных работ по самовоспитанию укажем труды по психологии самовоспитания Рувинского Л. И., Орлова Ю. М. об особенностях системы знаний о процессе самосовершенствования, его средствах и приемах, об организации и руководстве самовоспитанием школьников.
Доктор педагогических наук А. И. Кочетов считает, что самовоспитание выступает как продолжение, углубление, субъективное преломление, завершение воспитания [30, с.72 - 77].
Самовоспитание, являясь отражением, проекцией внешнего процесса воспитания, может быть классифицировано по направленности на сферы индивида (физическое, психическое, нравственное и т.д.), качества личности (воспитание у себя воли, характера и др.), по акценту на область саморазвития (воспитание у себя способностей, самоутверждение, самообразование, самоопределение), по основным компетентностям и т.д.
Можно выделить также разновидности процессов самовоспитания по психологическим механизмам, лежащим в их основе: самовоспитание как приспособление, как подражание, как аутосуггестия, самовоспитание как формирование рефлекторных механизмов (упражнения, тренировки), как использование рефлексивных механизмов (тренинги) и др.
Концептуальные позиции, в основном используемые при теоретическом рассмотрении и обосновании «понятия» самовоспитания
Личность развивается не только в соответствии с внешними условиями, влиянием среды, но и в соответствии с присущей ей потребностью духовного саморазвития. Личность есть объект и субъект воспитания [27,с.98 - 106].
Способность к самоизменению заложена в ребёнке как взаимосвязь социального и биологического, физиологического и психического, сознательного и бессознательного, детского и взрослого.
? Воспитанием можно или ускорить, или замедлить работу ребёнка над собой, направить её, усилить или ослабить.
? Главное в самовоспитании - его направленность. Отношение личности к себе определяется отношением к миру. Идеал - мощный фактор самовоспитания.
? Единство процессов воспитания и самовоспитания. Воспитание должно стимулировать самовоспитание.
? Общечеловеческий характер нравственных ценностей, их приоритет над классовыми и национальными.
? Учёт возрастных особенностей.
? Сочетание уважения к ребёнку с требовательностью.
? Основным показателем сформированное самосознания, который непосредственно, влияет на самовоспитание, является объективная самооценка [6,с.354].
Системность и последовательность в организации самовоспитания.
Концептуальные позиции по А.И. Кочетову:
? «Я» человека по праву стоит на первом месте среди других ценностей. Это не эгоцентризм, а «Я-концепция» гуманистического мировоззрения Нового мира. Мир входит во внутрь духовности человека через его эго.
? Любовь - высшая ценность духовности.
? Творчество - основная форма самопознания и самореализации «Я», своего природного предназначения, сфера духовного вдохновения, условие самораскрытия, саморегулирования и самоутверждения.
? Интеллект необходим для развития мира чувств и даже для создания самого сложного из них - мира любви.
? Конечный результат полезной деятельности любого вида: доставить удовольствие другим своим умом, продуктами труда, своим отношением к людям и делу. Любить себя - любить жизнь во всём её разнообразии.
? Любая деятельность сегодня есть борьба за выживание, идёт ли речь о бизнесе или безработице, качестве продукции или её реализации, увольнении или карьере.
? Человечеству XXI века грозит эмоциональный и нравственный коллапс, и с этим надо что-то делать.
? Информация - важнейшее средство управления духовной жизнью молодого человека, универсальное средство воздействия на поведение людей. Информация ориентирует в мире и себе, формирует сознание и самосознание, готовит человека к жизненному самоопределению.
? Умение общаться с информационным пространством - условие эффективного самопознания и самоутверждения человека [21,c.118].
Выделенные признаки являются важнейшими показателями культуры самовоспитания. Культура самовоспитания - сложное и емкое понятие, включающее в себя индивидуально преломленные и социально-ценностные способы постановки целей, выбора средств и получения результатов, утверждения и преобразования себя, сво........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В мире подростка/ Под ред. А.А. Бодалева. - М., Медицина, 1980. - №9 - С.34 - 40.
Возрастная психология и педагогика, под редакцией М.В.Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984. Высоцкий А.И. Самовоспитание подростков. Воспитание школьников. - М., 1966. - №2 - С.30 - 37.
Гликман, И. З. Самовоспитание школьника и помощь учителя // Инновации в образовании. - 2007. Гришин Д.М., Колдунов Л.И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975. - 327 с.
Дэйл Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Ленинград, 1992. - 178 с.
Казаринова, А. Ю. Развитие самообразовательной компетенции в истории отечественной педагогики // Педагогические науки, 2008. - 312 с.
Каптерев, П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика, 1999. - 483 с.
Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983. - №5 - С.21- 28.
Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М, 1981. - 251 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. М: Просвещение, 1975. -
122 с.
Кочетов А.И. «Как заниматься самовоспитанием», Мн., Выш. шк., 1986. - 137 с.
Кочетов А.И. «Воспитай себя», Мн., Нар. асвета, 1982. - 321 с.
Кочетов А.И. «Организация самовоспитания школьников», Мн., Нар. асвета, 1990. - 187 с.
Кочетов А.И. «Личность воспитывает себя», М., Политиздат, 1983. - 407 с.
Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974. - 366 с.
Левин, Э. А. Самовоспитание - внутренняя «работа над собой», воспитание изнутри // Директор школы, 2008. - 290 с.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия, М., 1985. - 298 с.
Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. - М.: Академия, 2004. - 215 с.
Мерцалова, Т. Тернистый путь к зрелости // Народное образование, 1996. - 75 с.
Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов - М.: ВЛАДОС, 2007. - №5 - С.108 - 112.
Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования,1995. - 55 с.
Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера / М. Ю. Орлов. М.: Просвещение, 1987. - 118 с.
Осипов, П. Н. Воспитание средствами самовоспитания // Директор школы, 2008. - 115 с.
Психология развития / Сост. и общ. ред. Е. Строганова. - СПб.: Питер, 2001. - 128 с.
Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностики акцентуации характера детей и педагогической помощи им). М.: Новая школа, 1994. - 149 с.
Романова, Т. Мотивация подростков к самовоспитанию // Воспитание школьников, 2007. - 47 с.
Рувинский, Л. И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли / Л. И. Рувинский. - М.: Знание, 1983. - 117 с.
Рувинский, Л. И. Психология самовоспитания / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева. - М.: Просвещение, 1982. - №6 - С.98 - 106.
Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984. - 191 с.
Сапожникова, Л. С. О взаимооценках старшеклассников как предпосылке самовоспитания // Советская педагогика, 1988. - 266 с.
Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - №11 - С.72 - 77.
Селевко, Г. К., Журавлев, В. Технология саморазвития личности школьника // Воспитание школьника, 2002. - 149 с.
Селевко, Г. К., Закатова И., Левина О. Воспитательная технология «Самосовершенствование школьника» // Народное образование, 2000. - 65 с.
Степанов, В. Г. Психология трудных подростков / В. Г. Степанов. - М.: Академия, 2001. - 381с.
Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. - М.: Педагогика, 1981. - 82 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.