На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КРИЗИСА на примере ОАО «Забайкальский комбинат»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Экономика, Аудит. Добавлен: 07.06.2015. Сдан: 2014. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: 75.

Описание (план):



Введение...........................................................................................................4
1 Теоретические основы процесса управления предпринимательскими рисками на предприятии…....................................................................................….9
1.1 Сущность и виды предпринимательского риска …………….........…..9
1.2 Понятие и принципы управления предпринимательским риском....15
1.3 Этапы процесса управления предпринимательскими рисками..........18
2 Анализ процесса управления предпринимательскими рисками на предприятии с целью предотвращения кризиса.....................................................38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.........38
2.2 Анализ риска ликвидности баланса.......................................................43
2.3 Описание инвестиционного проекта, реализуемого предприятием и расчет показателей его эффективности.................................................................. 48
3 Совершенствование управления предпринимательскими рисками с целью предотвращения кризиса.............................................................................. 66
3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления предпринимательскими рисками.............................................................................66
3.2 Основные направления минимизации предпринимательских рисков.........................................................................................................................71
Заключение…………………………………………………………............81 Список использованных источников…………………………….........….86
Приложения…………………………………………………..…………95









Введение
При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Риск – это оборотная сторона предпринимательства, поэтому их финансовое, будущее, является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск является одним из методов разрешения ситуации неопределенности.
Риски в условиях нестабильного состояния международных финансовых рынков, неполнотой исследований в данной области, оказывают серьезное влияние на многие аспекты деятельности предприятия. Менеджер призван предусматривать дополнительные возможности для смягчения крутых поворотов на рынке. Поэтому особенное внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском.
Управление риском (риск – менеджмент) – это целенаправленные действия по ограничению или минимизации риска в системе экономических отношений.
Исследования практики бизнеса, регулярно проводимые международной консалтинговой компанией PriceWaterhouse Coopers, показывают, что менеджмент крупных и средних компаний вполне осознает важность рисков как особых компонентов стратегии руководства. Практически везде наблюдается сдвиг в направлении повышения сложности управления рисками. Особое место в системе рисков деятельности коммерческой организации принадлежит предпринимательским рискам, отражающим качество стратегии и тактики основной и инвестиционной деятельности предприятия. Предпринимательские риски в наибольшей степени способны привести к развитию кризисных процессов даже при благоприятных макроэкономических и рыночных условиях функционирования организации.
Таким образом, тема данной работы является актуальной как в целом для экономики, так и для исследуемого предприятия. Комплекс проблем в области управления предпринимательскими рисками и финансовой устойчивостью в целом является типичным для предприятий аналогичного профиля.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена и тем, что в современных условиях функционирования многие предприятия сталкиваются с необходимостью перехода на инновационный путь развития. Деятельность предприятия, занимающегося инвестиционными проектами, имеет высокий уровень риска, из-за высокого уровня неопределенности, вызванного отсутствием информации о новой разрабатываемой области знания, отсутствием необходимой информации касающейся внешней среды компании и процессов происходящих внутри нее, а так же из-за факторов, которые могут повлиять на сумму долгосрочных кредитных обязательств предприятия по отношении к размеру имущества и уставного капитала, т.е. кредитному риску.
Под риском в бизнесе следует понимать:
– потенциальную возможность (опасность) наступления события (событий), вызывающих определенный материальный ущерб;
– возможность недополучения прибыли или дохода.
Риски в бизнесе вызываются изменениями конъюнктуры валютных рынков, действиями конкурентов, сменой предпочтения потребителей, экологическими ограничениями, особенностями законодательства.
Предприятия общественного питания – это весьма прибыльный, но достаточно специфический бизнес. Спецификой общественного питания является неукоснительное соблюдение правил оказания услуг, санитарных требований к предприятию общепита, продуктам питания, транспортировке продукции, хранению.
Данные особенности влекут за собой риски предприятий общественного питания, которые могут повлиять на непрерывность деятельности, одну из самых жизненно важных свойств организаций. В связи с этим возникает необходимость создания эффективной методики оценки и анализа рисков инновационных проектов.
Объект исследования – ОАО «Забайкальский комбинат».
Предмет исследования – организационно – экономические отношения, возникающие в процессе управления предпринимательскими рисками.
Цель выпускной квалификационной работы – изучение теоретических основ и освоение методики оценки инвестиционных рисков.
Сформулированная цель исследования определяет его основные задачи:
– раскрыть смысл понятия «риск» и его классификации;
– изучить методы оценки кредитных рисков;
– описать основные пути снижения предпринимательских рисков;
– составить организационно-экономическую характеристику ОАО «Забайкальский комбинат»;
– описать инвестиционный проект, реализуемый ОАО «Забайкальский комбинат»
– оценить эффективность инвестиционного проекта предпринимательских рисков при открытии кафе;
– выбрать пути минимизации рисков проекта;
– произвести выбор альтернатив инвестиционного проекта.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются учебные пособия, монографии, публикации в периодической печати следующих авторов: Артамонова А.А., Балабанова И.Т., Басовского Л.Е., Басовской Е.Н., Бачкаи Т., Бехтеревой Е.В., Бланк И.А., Горбатова И.В., Дамодаран А., Заводиной А.В., Ивасенко А.Г., Никоновой Я.И., Ковалева В.В., Кузнецова Б.Т., Лапуста М.Г., Лахметкиной Н.И., Лукасевич И.Я., Мухиной И.А., Лагоши Б.А., Москвина В.А., Покровского А.К., Рождественской Л.Н., Хасановой С.М., Савчук В.П., Тепловой Т.В., Ткаченко И.Ю., Малых Н.И., Цветковой Е.В., Арлюковой И.О., Чернова В.А., Шаминой Л.К., Швец С.К., Шевелева А.Е., Левкутной Т.В., Лобанова А.А., Чугунова А.А. и других.
В работе использованы монографии, практические и учебные пособия, статьи по вопросам управления рисками, управления финансовой системой предприятия, реализации управленческих решений в области управления рисками за период 2012-2014гг.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является системный, логический, статистический и экономический анализ, а также методы экспертных оценок, идентификации, оценки и анализа рисков и другие научные методы анализа.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики оценки предпринимательских рисков, выборе альтернатив инвестиционных решений и определении путей минимизации рисков конкретного инвестиционного проекта.
Поставленные цель и задачи определяют структуру дипломного проекта, который состоит из трех глав.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты управления рисками организации. В частности, для целей данной работы выбран подход к определению понятий риска, показана системная значимость эффективного управления предпринимательскими для эффективности всей организации. Здесь же рассмотрены основные походы к измерению рисков, принципы и методы управления рисками, сложившиеся в практике отечественных и зарубежных компаний.
Во второй главе проведен анализ динамики финансовой устойчивости предприятия как интегрального показателя предпринимательского риска его деятельности.
В третьей главе представлен комплекс мер, направленных на снижение степени влияния на эффективность организации выявленных рисков. Для целей диагностики финансового состояния и раннего предупреждения о реализации финансовых рисков рассчитана система нормативных значений показателей финансовой устойчивости предприятия.






1. Теоретические основы анализа этапов процесса управления предпринимательскими рисками на предприятии
1.1 Сущность и виды предпринимательского риска
Предпринимательский риск – это риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.
Результаты деятельности хозяйствующего субъекта определяются средой его функционирования, поэтому ему необходимы знание этой среды и умение адекватно реагировать на ее изменения. Основными характеристиками финансово-хозяйственной среды являются взаимосвязанность ее факторов и неопределенность. Понятие «неопределенность» в специальной литературе трактуется разными авторами по-своему. Так, по мнению И.Т. Балабанова, неопределенность хозяйственной ситуации обуславливается следующими факторами: отсутствием полной информации, случайностью, противодействием .
Савчук В.П. объясняет, что под неопределенностью необходимо понимать состояние неоднозначности развития определенных событий в будущем . В дополнение к этому М.Г. Лапуста делает вывод о том, что неопределенность – это такая ситуация, когда вероятность наступления неизвестных событий оценить заранее невозможно .
Чернов А.В. считает, что неопределенность – это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах .
Деятельность любого предприятия является причиной возникновения рисков. Предприниматель готов идти на риск в условиях неопределенности, так как наряду с риском потерь существует возможность дополнительных доходов. Однако если не учитывать возможные риски и не принимать меры по их минимизации, они могут стать источником убытков. Выбирая решения, содержащие меньше риска, следует учитывать, что вероятность получения более высокого дохода связана с более высоким риском.
В настоящее время существует множество разнообразных подходов различных авторов к определению понятия «риск». Т. Бачкаи приводит формулировку, что сущность риска – это не ущерб, наносимый реализацией решения, а возможность отклонения от цели, ради достижения которой принималось решение . Балабанов И.Т. рассматривает риск как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества .
Лагоша Б.А. считает, что под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери лицом или организацией части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой политики . По определению А.Е. Шевелева, сущность риска заключается в отклонении фактического результата осуществляемого решения от ожидаемого (прогнозируемого, планируемого, предполагаемого) .
Риск – ситуация неопределенности, неоднозначности, которая может привести и к положительному, и к отрицательному результату того или иного экономического действия, делают вывод Е.В. Цветкова и И.О. Арлюкова . Поэтому рассматривать риск как возможность потерь неправильно, потому что в результате принятия рискового решения может быть получена прибыль.
Для того чтобы риски можно было проанализировать и правильно оценить, их необходимо классифицировать. Необходимость классификации связана с основной причиной возникновения рисков – неопределенностью предпринимательской среды.
Предпринимательская деятельность – самостоятельно отвечающая за свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Классифицировать риски можно по различным признакам, при этом часто используют классификацию по видам предпринимательской деятельности, которая разделяет все риски в зависимости от последствий возникновения рисковой ситуации .
Схема данной классификации приводится на рисунке 1.








Рисунок 1. Классификация рисков коммерческих и финансовых структур

Чистые (нефинансовые) риски связаны с возникновением рисковых ситуаций, которые не возникают при движении финансовых потоков, однако могут оказывать на них значительное влияние. Общие виды чистых рисков показаны на рисунке 2






Рисунок 2. Классификация чистых рисков
Чистые риски делятся на: природно-естественные риски, политические риски, социальные риски, транспортные риски.
Налоговый риск – это разновидность политического риска, представляющий для предприятия возможность неблагоприятного изменения налогового законодательства. Этот риск является довольно распространенным и очень часто оказывает значительное отрицательное воздействие на результаты финансовой деятельности организации (рисунок 3).








Рисунок 3. Классификация налогового риска

Спекулятивные (финансовые) риски – возникают при неопределенности условий финансовой деятельности предприятия и характеризуют потери (снижение прибыли, доходов.) Финансовые риски подразделяются на два основных типа – очередь риски, связанные с покупательной способностью денег и риски, связанные вложением капитала (инвестиционные риски). При этом риски, связанные с покупательной способностью денег, подразделяются на инфляционный, дефляционный, валютный риск и риски ликвидности .
Риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные) – это группа наиболее опасных рисков в деятельности коммерческих и финансовых структур, так как они выражают возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности и связаны с возможной потерей капитала предприятия.
К инвестиционным рискам относят риски: упущенной выгоды, снижения доходности, прямых финансовых потерь. Классификация финансовых рисков приведена на рисунке 4.













Рисунок 4. Классификация финансовых рисков

К рискам прямых финансовых потерь относятся: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, авансовый риск, оборотный риск . Классификация рисков прямых финансовых потерь приводится на рисунке 5.





Рисунок 5. Классификация рисков прямых финансовых потерь
Риски предприятия общественного питания появляются с момента принятия решения об его создании. В этот период времени возникает значительная часть рисков, связанных с планированием и организацией деятельности: географические, макроэкономические, коммерческие, финансовые и информационные .
Коммерческие риски представляют собой опасность потерь (убытков) в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Они подразделяются на следующие типы: имущественные, производственные, торговые, социально-экологические риски и риски информационной безопасности. Классификация коммерческих рисков приводится на рисунке 6.





Рисунок 6. Классификация коммерческих рисков

Основные риски, возникающие на предприятиях общественного питания в процессе осуществлении его деятельности – это производственные риски, к которым можно отнести: риски нарушения технологии обработки и производства продукции, риски нарушения сантехнических норм, риски использования некачественного сырья, риски сбоев работы оборудования. Многие из этих рисков являются специфическими, свойственными только данной отрасли .
Классификация производственных рисков показана на рисунке 7.






Рисунок 7. Классификация производственных рисков

Практика показывает, что этот риск может быть уменьшен, а его последствия в зависимости от обстоятельств, смягчены или устранены с помощью различных приемов.


1.2 Понятие и принципы управления предпринимательским риском
В последние десятилетия бизнес вынужден сочетать анализ внутрифирменных проблем с особым вниманием к внешним аспектам своей деятельности. Большинство современных рынков в экономически развитых странах перенасыщено товарами, конкуренция в предложении продуктов и услуг достигла особой остроты, общим правилом современного менеджмента стало быстрое обновление товарных рынков и связанные с ним технологические изменения особенностей каждого из этапов (табл.1).
В таблице 1 представлены результаты обобщенного анализа основных этапов развития производства и сферы обращения, целей и задач, которые соответствуют условиям развития производительных сил, рыночной ситуации и другим факторам, оказывающим влияние на формирование целевых ориентиров в управлении, связанных с влиянием риска на деятельности предприятий.
Таблица 1 - Влияние эволюции внешней среды на характер управленческой деятельности

Период:
преобладающие концепции управления Темпы изменения внешней среды События, внешние факторы Предсказуемость будущего Основные принципы управления Характер управленческой деятельности
1900-1930-е
«товарная ориентация Медленнее,
чем реакция фирмы привычные По аналогии с прошлым Управление на основе контроля Стабильность,
рутинность
1930-40-е «Сбытовая ориентация» Сравнимый с реакцией фирмы В пределах экстраполя-
ционного опыта Путем экстрапо-ляции Управление на основе
экстрапо-ляции Реакция на проблемы
Конец 40-х-50-е
«продуктовая концепция» Сравнимый с реакцией фирмы Неожиданные, но имеющие аналоги в прошлом (узнавание) Предсказуемы серьезные проблемы и новые возможности Управление на основе
предвидения изменений предвидение
Конец 50-х-60-е
«Рыночная концепция» Быстрее, чем реакция фирмы Неожиданные, но имеющие аналоги в прошлом (узнавание) Частичная предсказуемость
( со слабым сигналом) Управление на основе
предвидения изменений Исследование

С начала 70-х «Системно-логистическая концепция» Гораздо быстрее, чем реакция фирмы Неожиданные и совершенно новые Непредсказуе-
мость будущих
изменений Управление на основе
гибких,
экстренных решений творчество

В условиях рыночных отношений проблема оценки и учета риска приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления. Большинство управленческих решений принимается в условиях риска.
Управление рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.
Основной задачей предпринимателя является не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с управлением риском на основе объективных критериев. Одно из главных правил предпринимательской деятельности гласит: «Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня» .
Основной задачей оценки предпринимательских рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на деятельность предпринимателя. Успех предпринимательского бизнеса решающим образом зависит от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности.
Управление риском как система состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). В системе управления риском объектом управления являются риски, экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. Субъектом управления в системе управления риском является специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управления осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления. Этот процесс может осуществляться только при условии циркулирования необходимой информации между субъектом и объектом управления. Такая информация содержит сведения о вероятности того или иного страхового случая, случайного события, о наличии и величине спроса на товары, о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров, клиентов, конкурентов.
Управление риском может строится по разному, в зависимости от вида организации и направления ее деятельности, а также в соответствии с традициями и практикой бизнеса в стране, где действует организация. Но сегодня процесс интеграции коммерческой деятельности настолько развился, что практически все промышленно развитые страны зачастую используют одинаковые методы управления, в том числе и с целью минимизации рисков.
Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса. Анализ приводимых в литературе принципов управления рисками показывает их разрозненность, а отдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований в области методологии управления рисками с учетом требований современной экономики позволяет сформировать систему принципов управления рисками:
– решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
– управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии организации;
– при управлении рисками принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;
– при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;
– управление рисками должно носить системный характер;
– управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления рисками.
Важно также при оценке учитывать, что методы, применимые для управления рисками в странах Европейского Союза, не всегда можно применять в российской практике в чистом виде.
Система риск-менеджмента на предприятии не является концептуально новой практикой для российской действительности; напротив, практическая необходимость внедрения хотя бы некоторых элементов управления рисками на предприятии признается большинством российских предприятий даже в среде малого и среднего бизнеса.

1.3 Этапы процесса управления предпринимательскими рисками

Анализ работ по управлению рисками отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени достаточно хорошо структурирована деятельность по управлению рисками. Эта деятельность включает следующие основные направления (этапы):
1. Идентификация (выявление) риска.
2. Оценка риска.
3. Выбор метода и мер (инструментов) управления риском.
4. Предотвращение и контролирование риска.
5. Финансирование «риска».
6. Оценка результатов.
Все составляющие процесса управления рисками, при всем их отличии и специфичности, тем не менее, не имеют резко очерченных границ. Они тесно взаимоувязаны и каждая носит не только определяющий, но и подчиненный характер в отношении другой составляющей. Поэтому предлагаемое деление, при большей детализации, может иметь несколько иной вид . Однако, названные направления деятельности в любом случае будут иметь место.
Первые два направления (этапа) принято также называть анализом риска. При этом идентификация (выявление) риска относится к качественному анализу, оценка риска – к количественному анализу.
Выявление риска – это первый шаг процесса управления риском. Прежде чем чем-либо управлять, необходимо сначала определить, что именно подлежит управлению. В действительности это довольно сложный процесс, требующий высокой квалификации, хорошего знания особенностей процессов, происходящих в организации, причем не только технических и технологических, но и организационных. На этапе идентификации риска необходимо выявить все или, по крайне мере, максимально возможное число рисков, которым подвержено предприятие, безотносительно к возможным классифицирующим факторам. Далее необходимо создать классификацию рисков, отражающую рисковое поле предприятия. При этом важно определить классифицирующие факторы: частоту проявления, размер ущерба, источник возникновения, функциональный процесс на предприятии, какую-либо комплексную характеристику риска.
После того как требуемые в формате модели риски выявлены, их необходимо проанализировать, оценить их уровень и возможные источники, а также чувствительность к изменению степени надежности отдельных составляющих технологического и организационного процесса, установить параметры для оценки влияния каждого отдельного риска на основные показатели деятельности предприятия. Например, специалисты компании Aon Risk Services предлагают три параметра для оценки риска: вероятность наступления, время до воздействия и размер возможного ущерба. Пояснения требует лишь второй параметр – время до воздействия. Специалисты компании считают, что все риски можно разделить на те, которые:
• появятся через продолжительный период времени, и у компании есть время приспособиться – например, вступление в силу налогового кодекса;
• происходят мгновенно, но ущерб распределяется во времени – отзыв товара или продукции ввиду обнаруженного дефекта;
• проявляются мгновенно, причем основной ущерб также наносится в течение минимального короткого промежутка времени – взрыв, пожар на предприятии.
В результате анализа риска моделируется возможное влияние совокупности рисков на деятельность предприятия.
Среди количественных методов анализа риска, наиболее известных в теории управления рисками, можно назвать: статистические методы (метод PERT), метод статистических испытаний (метод «Монте-Карло и др.); анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитические методы (анализ чувствительности модели; анализ величины относительности рисков; метод аналогий) и др. Назначение анализа риска – дать потенциальным участникам той или иной деятельности (экономической, научно – технической, военной и др.) необходимые данные для принятия решений о целесообразности осуществления задуманной деятельности. Анализ риска не обязательно кончается принятием решения (положительного или отрицательного). В ходе проектной деятельности могут выявляться новые факторы риска, в оценки выявленных ранее рисков могут вноситься коррективы и т.д.
Крайне важным является этап выбора метода и мер для управления риском. Следует обратить внимание на различие понятий «метод» и «мера (инструмент)» управления риском. «Метод» имеет более широкий смысл, чем «мера». В рамках выбранного метода можно использовать уже конкретные меры (инструменты). Теория и практика выработали различные методы управления риском . Отметим основные:
1. избежание или уклонение от риска;
2. диссипация риска;
3. диверсификация риска;
4. страхование риска;
5. поглощение риска ( принятие риска на себя);
6. трансферт (передача) рисков другому хозяйствующему субъекту.
7. лимитирование риска
Избежание риска фактически означает отказ от данного вида деятельности или такую существенную (радикальную) трансформацию деятельности, после которой риск элиминируется.
Диссипация риска - организация деятельности таким образом, чтобы участники проекта могли максимально влиять на факторы риска и имели возможность снижать последствия наступления неблагоприятного события; контролирование риска включает комплекс мер, направленных на ограничение потерь в случае, если неблагоприятное событие все- таки наступило.
Диверсификация риска – распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала в логистическую систему, которые независимы друг от друга, с целью снижения риска и уменьшения потерь
Страхование риска – метод, позволяющий снизить ущерб, возникающий в ходе деятельности, за счет финансовой компенсации из страховых фондов.
Поглощение риска – такой способ ведения деятельности, при котором ущерб в случае материализации риска ложится полностью на его участника (участников). Данный метод управления риском обычно применяется в тех случаях, когда вероятность риска невелика или ущербы в случае его наступления не оказывают сильного негативного влияния на участника (участников) деятельности.
Лимитирование – установление предельных сумм расходов при логистических операциях.
Четвертое направление (этап) – предотвращение и контролирование рисков – предусматривает конкретные организационно - технические мероприятия на основе определенных ранее планов и программ. В рамках этого направления, в частности, осуществляются следующие мероприятия:
• мониторинг рисков;
• прогнозирование рисков;
• информирование руководства о грозящих опасностях и выработка рекомендаций в связи с этим;
• специальные организационно – технические мероприятия в рамках программ предотвращения и контролирования рисков (обучение персонала; закупка специального оборудования для ликвидации последствий катастроф и аварий; внедрение систем электронного контроля за функционированием оборудования и др.).
Действенность предотвращения и контролирования большинства рисков очевидна. Вместе с тем все же есть риски, которые нельзя предотвратить или уменьшить (т.е. они находятся вне пределов влияния участника/участников деятельности). Кроме того, имеются риски, по которым превентивные мероприятия могут оказаться нецелесообразными в силу высоких затрат. В связи с этим применяется метод финансирования «риска». Под ним понимается выделение участникам деятельности средств для самострахования, взаимного страхования и страхования с помощью профессионального страховщика с целью защиты своих имущественных интересов при наступлении определенных событий.
Путь финансирования риска за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых им страхователями страховых взносов (страховых премий), наиболее предпочтителен, так как носит менее затратный характер. Однако это совсем не исключает того, что, например, предприятие – поставщик или предприятие – покупатель, равно как и перевозчик; может оставить на своей ответственности риск или осуществлять взаимное страхование совместно с другими юридическими лицами, связанными между собой единой сферой деятельности.
Метод финансирования риска во многих случаях не исключает, а предполагает одновременное использование метода предотвращения и контролирования рисков. В договорах страхования по многим видам рисков содержатся статьи, предусматривающие осуществление страхователем необходимых превентивных мер (противопожарных, по технике безопасности, по хранению имущества, по ремонту оборудования и т.д.). К управлению риском, помимо непосредственного участника (участников) коммерческой деятельности, подключается страховая компания (страховщик), осуществляя своими методами и способами оценку рисков и рисковых обстоятельств, участвуя в разработке планов и программ превентивных мероприятий для участника коммерческой деятельности (страхователя) и контролируя выполнения им этих программ.
Оценка результатов - итог деятельности в области риск- менеджмента в рамках данного мероприятия; проводится на базе широкого массива собранной информации и имеет целью корректировки методик анализа риска, оценку эффективности использования отдельных инструментов риск – менеджмента, эффективности затрат на управление рисками в целом. Рекомендации и выводы, полученные в ходе оценке результатов, используются при реализации последующих решений в коммерческой деятельности.
Изложенная схема организации процесса управления риском выстроена в соответствии с классическим подходом риск – менеджмента. Согласно традиционному подходу к управлению риском на предприятии данная бизнес функция внутри предприятия рассматривается отдельно, вне системы других бизнес - функций. Ее задача минимизировать затраты на страхование всех страхуемых рисков при максимизации страхового покрытия. С изменением конкурентной среды предприятия вынуждены перестраивать свои бизнес – процессы и пересматривать роль своих функциональных подразделений.
Стратегия и тактика управления предпринимательскими рисками рассматривается обычно как система управления риском и экономическими (прежде всего финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включает стратегию и тактику управленческих действий.
Под стратегией управления понимаются направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. В соответствии со стратегией выбираются варианты управленческих решений и концентрируются усилия на осуществлении этих вариантов. Тактика – это конкретные приемы и методы, которые служат достижению поставленной цели в реальных условиях.
Методы оценки предпринимательских рисков подразделяются на две группы:
1) качественные методы – описывающие все предполагаемые риски проекта, оценка их последствий и мер по снижению;
2) количественные методы – используют для расчетов изменений эффективности инвестиционного проекта при возникновении рисков.
Качественная оценка рисков – процесс представления качественного анализа идентификации рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования. В качественной оценке выделяют экспертный метод, метод анализа уместности затрат, метод аналогий.
Экспертный метод представляет собой обработку оценок экспертов имеющих опыт реализации инновационных проектов по каждому виду рисков и определение интегрального уровня риска. К числу наиболее распространенных методов экспертных оценок относят метод Дельфи, методi бальных оценок, ранжирование, попарноеi сравнение .
Метод анализа уместности затрат ориентирован на выявление потенциальных зон риска и используется лицом, принимающим решение об инвестировании средств, для минимизации риска, угрожающего капиталу.
Метод аналогии представляет собой разработку стратегии управления риском конкретного инновационного проекта на основе анализа базы данных о реализации аналогичных проектов и условий их реализации. Данный метод позволяет учесть возможные ошибки, последствия воздействия неблагоприятных факторов и экстремальные ситуации как источники потенциального риска. Метод аналогии применяется как на отдельных стадиях жизненного цикла проекта, так и по всему циклу и используется для разработки сценариев реализации инновационного проекта .
Достоинствами качественных методов оценки следует признать простоту расчетов, отсутствие необходимости в точной информации и в применении компьютеров. Так же данные методы используются, когда другие инструменты оценки неприемлемы. Качественные методы позволяют учесть возможные ошибки, последствия воздействия неблагоприятных факторов и экстремальные ситуации как источники потенциального риска, они применяются на отдельных стадиях жизненного цикла инвестиционного проекта, так и по всему циклу.
К недостаткам следует отнести субъективность оценок, качество оценок зависимость от квалификации экспертов. Сложность метода аналогий состоит в правильном подборе аналога, т.к. отсутствуют формальные критерии, позволяющие оценить степень аналогичностиi ситуаций, в трудности анализа сценариев ввиду качественного различия большинства подобных ситуаций, в невозможности оценить точность, с которой уровень риска аналогичного проекта можно принять за риск рассматриваемого, в отсутствии методических разработок оценки риска. В экспертном методе сравнения объектов осуществляются по нескольким показателям, и результаты могут быть неоднозначными, попарноеi ранжирование невозможно применить, если список объектов остается открытым.
Метод анализа иерархий – методологическая основа для решения задач выбора альтернатив посредством их многокритериального рейтингования. Метод позволяет провести анализ проблемы, провести сбор данных по проблеме, оценить противоречивость данных и минимизировать ее, провести синтез проблемы принятия решения, позволяет организовать обсуждение проблемы, способствует достижению консенсуса, оценить важность учета каждого решения и важность учета каждого фактора, влияющего на приоритеты решений, оценить устойчивость принимаемого решения.
Метод анализа иерархий – универсальный метод, так как он применим для различных отраслей. Он позволяет учитывать «человеческий фактор» при подготовке принятия решения, может служить надстройкой для методов, призванных решать плохо формализованные задачи, где лучше подходят человеческие опыт и интуиция, чем сложные математические расчеты.
Недостатки метода заключаются в том, что сбор данных для принятия решения осуществляется с помощью процедуры парных сравнений, при этом результаты парных сравнений могут быть противоречивыми. В методике анализа иерархий не содержит средств для проверки достоверности данных; метод дает только способ рейтингования альтернатив, но не имеет внутренних средств для интерпретации рейтингов .
При количественном анализе рисков инвестиционных проектов используют следующие методы:
– метод корректировки нормы дисконта;
– анализ чувствительности критериев эффективности;
– метод сценариев;
– анализ вероятностных распределений потоков платежей;
– деревья решений;
– метод Монте-Карло (имитационное моделирование);
– нечетко-множественный анализ.
В традиционных моделях дисконтированных денежных потоков влияние риска учитывается в ставке дисконтирования и носит название метода корректировки нормы дисконта. Данный метод предполагает приведение будущих денежных потоков к настоящему времени по более высокой ставке, но не дает никакой информации о степени риска. В данном методе различные виды неопределенности и риска формализуются в виде премии за риск, которая включается в ставку дисконтирования. Ее величина определяется экспертно и зависит от степени изученности объекта, освоенности региона, стабильности рыночной ситуации и других факторов.
Анализ чувствительности предполагает процедуру прогнозной оценки показателей эффективности инвестиционного проекта – ЧДД (NPV), ВНД (IRR) и пр. – при изменениях различных условий реализации проекта. Главным недостатком данного метода является предпосылка о том, что изменение одного фактора рассматривается изолированно, тогда как на практике все экономические факторы в той или иной степени коррелированны. По этой причине применение данного метода на практике как самостоятельного инструмента анализа риска ограничено .
Нечетко-множественный анализ возник, во многом, как альтернатива вероятностным и статистическим расчетам. Главным недостатком последних является то, что в большинстве практических задач объем исходной информации не является достаточным для его статистической обработки, а это впоследствии существенно искажает результат. Важное свойство нечеткого подхода – возможность непосредственной оценки неопределенности результата без проведения анализа чувствительности, данный подход позволяет напрямую связать неопределенность входных и выходных данных. С математической точки зрения, теория вероятностей оценивает вероятность наступления некоторого события, а нечеткие методы оценивают его возможность.
Имитационное моделирование (метод Монте-Карло) представляет собой серию численных экспериментов, призванных получить эмпирические оценки степени влияния различных факторов на некоторые зависящие от них результаты. Метод позволяет оценить влияние одновременного изменения значений нескольких исходных параметров на стоимость объекта, (т.е. результат анализа риска выражается не каким-либо единственным значением ЧДД, а в виде вероятностного распределения всех возможных значений этого показателя) в данном случае инвестор обеспечен полным набором данных, характеризующих риск проекта.
Однако система не защищена от противоречий, взаимосвязи явлений и ошибок прогноза, ожидаемые распределения вероятностей строятся с привлечением экспертной информации, поэтому трудоемкость расчетов не всегда сопровождается адекватным увеличением их точности.
В настоящее время в теории хозяйствования и практики одним из направлений оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях нестабильной внешней среды является метод сценариев. Данный метод предполагает прогнозирование вариантов развития внешней среды и расчет оценок эффективности инвестиций для каждого сценария. Если сценариям приписываются определенные вероятности, то можно построить профиль риска, оценить стандартное отклонение и асимметрию распределения.
Метод построения «дерева решений» сходен с методом сценариев и основан на построении многовариантного прогноза динамики внешней среды. В отличие от метода сценариев он предполагает возможность принятия самой организацией решений, изменяющих ход реализации проекта (осуществление выбора) и особую графическую форму представления результатов («дерево решений»). «Дерево решений» может применяться в условиях риска, а также в условиях неопределенности или полной определенности. При этом подсчитываются значения выбранного критерия эффективности вдоль каждой «ветви» дерева, а при анализе рисков – также и вероятность каждого значения
Использование пессимистичного, оптимистичного и реалистичного сценариев помогает ограничить неопределенность, однако статичность остается на уровне каждого из этих сценариев. Сценарный подход распознает существование неопределенности, но при этом не учитывает ценность гибкости, которая заложена в саму ситуацию, и тем самым оказывается не очень полезным при принятии решений. В отличие от данного подхода использование реальных опционов обеспечивает всестороннюю оценку стратегического решения даже при наличии неопределенности.
Метод реальных опционов позволяет принимать оптимальные решения в будущем в соответствии с поступающей информацией, оценивая их в момент анализа. Но некритичное применение этого метода может негативно влиять на бизнес компании и ее конкурентную позицию. Излишняя гибкость в решениях ведет к частому пересмотру планов, потере стратегического ориентира .
Таким образом, понимание экономической природы предпринимательского риска и его количественная оценка позволяют эффективно управлять инвестиционными проектами. Рассмотренные методы оценки рисков, возникающих при реализации того или иного проекта широко при¬меняются на практике. Качественная и количественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке существующих инвестиционных и кредитных рисков.
Раскрытие теоретической платформы позволяет перейти к анализу процесса управления кредитными рисками на предприятии, чему и будет посвящена следующая глава дипломной работы.







2. Анализ процесса управления предпринимательскими рисками на предприятии с целью предотвращения кризиса
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Забайкальский комбинат»
Предприятие ОАО «Забайкальский комбинат» расположено в центральной части населенного пункта г.Нижневартовск. Территория хозяйства находится в умеренной зоне, которая характеризуется холодной многоснежной зимой и теплым продолжительным летом, значительным количеством осадков и средней влажностью.
В 1992 году Нижневартовсксский комбинат заполучил статус открытого акционерного общества и стал носить заглавие ОАО «Забайкальский комбинат»
ОАО «Забайкальский комбинат» производит и реализует продукты переработки молока:
- цельномолочную продукцию
- сливочное масло
- твердые, мягенькие, рассольные и плавленые сыры
- сухие молочные консервы
- мороженное разных видов
- продукты, концентраты, полуфабрикаты на базе вторичного молочного сырья
- вторичное молочное сырье.
ОАО «Забайкальский комбинат» производит и реализует продукты переработки немолочного сырья:
- хлеб, хлебобулочные изделия, сдобные и сухарные изделия
- приправы разных видов
- продукты переработки растительного масла.
ОАО «Забайкальский комбинат» производит и реализует продукты детского питания и диетического питания.
4. Организует розничную торговую сеть.
5. Осуществляет перевозки, оказывает транспортные сервисы.
6. Осуществляет научно – техно разработку, проектирование, изготовка, инженерно-техническое обеспечение, ремонт и сервисное Сервис различного оборудования, систем.
7. Разрабатывает и утверждает нормативно-техническую документацию (ТУ, рецептуры, нормы расхода сырья и вспомогательных материалов на новейшие и имеющиеся виды продукции, применительно к условиям производства предприятия-изготовителя.)
Расширение деятельности компании происходило в итоге перехода к новой форме хозяйствования, что повлекло за собой развитие Компании, по этому в настоящее время ОАО «Забайкальский комбинат» выпускает продукцию в широком ассортименте. В основном это молочные продукты: молоко, кисломолочные напитки, творог и твороженные изделия, сметана, масло сливочные, мороженное, , сухое молоко, сыры, в т.ч. плавленые.
С внедрением молочной сыворотки комбинат производит хлебобулочные изделия в широком ассортименте – на базе пшеничной ржаной муки либо их смеси с добавлением солода, разные булочки, ватрушки, хачапури.
Комбинат освоил создание соусов - майонез провансаль и кетчуп каприз. Не считая того, комбинат осуществляет выпуск полиэтиленовых пакетов и полистироловых стаканчиков. Всего ассортимент комбината составляет около 200 наименований. ОАО «Забайкальский комбинат» выпускает продукцию расфасованную в пакеты из полиэтиленовой пленки и стаканчики из целлофана либо комбинированного материала. В стаканчиках выпускается йогурт, фруктовое мороженное, сметана, твороженный крем, плавленые сыры.
Продукция молочного комбината пользуется широким спросом у населения. Раз в год возрастает размер производств, расширяется ассортимент выпускаемой продукции. Планируется расширить ассортимент Компании за счет организации выпуска новейших видов товаров плавленых сыров с наполнителями, новейших соусов и десертов.
Расширение деятельности компании и ассортимента нужно также для удержания устойчивой позиции в конкурентоспособной среде. На рынке молочной продукции основными соперниками являются молочные предприятия «Саратовский комбинат», «МолВест», «Изобилие», «Добрая Буренка». Но, благодаря гибкому ценообразованию, расширению ассортимента, улучшению свойства продукции и иным мероприятиям ОАО «Забайкальский комбинат» удалось в свое время потеснить собственных соперников и выйти на рынок региона.
На предприятии вот уже в протяжении нескольких десятилетий ведется твердый контроль за качеством продукции. Для этого имеется лаборатория микробиологических исследований и санитарии, также производственно- технологическая лаборатория, осуществляющая контроль свойства поступающего сырья, вспомогательных материалов и припасов, воды, готовой продукции и производящие сертификацию выпускаемой продукции.
В настоящее время ОАО «Забайкальский комбинат» выпускает более 60 наименований разнообразной продукции высокого качества. Ассортимент продукции ОАО «Забайкальский комбинат», представленный в Приложении 1, включает 8 групп. Продукция комбината регулярно обновляется.
На основе данных бухгалтерского баланса за 2012-2014 гг., представленного в Приложении 2-4, проанализируем основные показатели финансово-экономической деятельности ОАО «Забайкальский комбинат», результаты представим в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика оборотных активов ОАО «Забайкальский комбинат» в 2012-2014 гг.
Наименование статей Сумма, тыс. руб. Отклонение (+/–) Темп роста, %
2012 2013 2014 2013 – 2012 2014 –2013 2013 / 2012 2014/
2013
Валюта баланса 263405
311538
343337
48133 31799 118,27 110,21
Внеоборотные активы 14664
15149
18881
485 3732 103,31 124,64
Оборотные активы 248741
296389
324456
47648 28067 119,16 109,47
из них материалы 67218 108112 144653 40894 36541 160,84 133,80
Товары 9905 6987 9918 -2918 2931 70,54 141,95
готовая продукция 97432 86325 79830 -11107 -6495 88,60 92,48
дебиторская задолженность 33617 52625 48972 19008 -3653 156,54 93,06
денежные средства 1340 1290 988 -50 -302 96,27 76,59

В 2013 г. валюта баланса увеличилась на 48133 тыс. руб. за счет увеличения внеоборотных активов – на 485 тыс. руб., оборотных активов – на 47648 тыс. руб. При этом дебиторская задолженность увеличилась на 19008 тыс. руб., а сумма денежных средств уменьшилась на 50 тыс. руб., что говорит о снижении платежеспособности клиентов. Также уменьшился объем реализации в кафе готовой продукции – на 11107 тыс. руб., товаров – на 2918 тыс. руб.
В 2014 г. валюта баланса увеличилась на 31799 тыс. руб. за счет увеличения внеоборотных активов – на 3732 тыс. руб., оборотных активов – на 28067 тыс. руб.
Снижение реализации готовой продукции на 6495 тыс. руб. повлияло на снижение денежных средств на 302 тыс. руб.
Положительным моментом является сокращение дебиторской задолженности на 3653 тыс. руб.
На основе данных бухгалтерского баланса за 2012-2014 гг., проведем анализ состава и структуры собственного капитала. Динамика собственного капитала ОАО «Забайкальский комбинат» за 2012-2014 гг. и его составляющих представлены в таблице 3.
Таблица 3 -Динамика собственного капитала ОАО «Забайкальский комбинат» в 2012-2014 гг.
Наименование статей Сумма, тыс. руб. Отклонение (+/–) Темп роста, %
2012 2013 2014 2013 – 2012 2014 –2013 2013 / 2012 2014/
2013
Уставный капитал 10 10 10 0 0 100,00 100,00
Добавочный капитал 36194 40113 54073 3919 13960 110,83 134,80
Резервный капитал 256 256 256 0 0 100,00 100,00
Нераспределенная прибыль 8647 25222 84377 16575 59155 291,68 334,54
Всего – капитал 45107
65601
138716
20494 73115 145,43 211,45

Из таблицы 3 видно, что в анализируемом периоде общая сумма капитала ОАО «Забайкальский комбинат» увеличилась на 93609 тыс. руб., что связано с увеличением добавочного капитала на 17879 тыс. руб. и нераспределенной прибыли на 75730 тыс. руб. При этом следует отметить, что уставный и резервный капитал не изменились.
Анализ основных показателей финансово - экономической деятельности ОАО «Забайкальский комбинат» в 2012-2014 гг. выполнен на основе данных бухгалтерского баланса приложения 2,3,4. Результаты анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4-Анализ основных показателей финансово-экономической деятельности ОАО «Забайкальский комбинат» за 2012-2014 гг.
Показатели Сумма, тыс. руб. Отклонение (+/–) Темп роста, %
2012 2013 2014 2013 – 2012 2014 –2013 2013 / 2012 2014/
2013
Выручка 476426 652756 629075 176330 -23681 137,0 96,4
Себестоимость 453056 625260 511420 172204 -113840 138,0 81,8
Валовая прибыль 23370 27496 117655 4126 90159 117,7 427,9
Коммерческие расходы 10716 10424 10783 -292 359 97,3 103,4
Прибыль от продаж 12654 17072 106872 4418 89800 134,9 626,0
Чистая прибыль 10611 114 74122 -10497 74008 1,1 65019,3

По результатам анализа можно сделать вывод, что в 2012-2014 гг. произошло увеличение выручки ОАО «Забайкальский комбинат» на 152649 тыс. руб. Так как общие темпы роста себестоимости были ниже темпа роста выручки, это позволило предприятию в 2014 г. получить значительную чистую прибыль, которая за 3 года возросла на 63511 тыс. руб.

2.2 Анализ риска ликвидности баланса
Для оценки риска ликвидности баланса ОАО «Забайкальский комбинат» в 2012-2014 составим вспомогательную таблицу 5. Для этого, используя данные бухгалтерского баланса приложения 2,3,4 сгруппируем активы организации в следующие группы:
1) наиболее ликвидные активы А1 – включают денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения, они рассчитываются:
А1 = ДС + ФВк (1)
где ДС – денежные средства;
ФВк – краткосрочные финансовые вложения.
2) быстро реализуемые активы А2 – краткосрочная дебиторская задолженность.
А2 = ДЗк (2)
где ДЗк – краткосрочная дебиторская задолженность.
3) медленно реализуемые активы A3 – запасы, НДС, долгосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы, они рассчитываются:
А3 = З + ДЗд + НДС + ОАпр (3)
где З – запасы;
ДЗд – долгосрочная дебиторская задолженность;
НДС – налог на добавленную стоимость;
ОАпр – прочие оборотные активы.
4) труднореализуемые активы А4 – внеоборотные активы.
А2 = ВА (4)
где ВА – внеоборотные активы.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
1) наиболее срочные обязательства П1 – кредиторская задолженность.
П1 = КЗ (5)
где КЗ – кредиторская задолженность.
2) краткосрочные пассивы П2 – краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы.
П2 = ЗСк + Зуч + КОпр (6)
где ЗСк – краткосрочные заемные средства;
Зуч – задолженность участникам по выплате доходов;
КОпр – прочие краткосрочные обязательства.
3) долгосрочные пассивы П3 – долгосрочные кредиты и заемные средства, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.
П3 = ДО + Дбп + Рпр (7)
где ДО – долгосрочные обязательства;
Дбп – доходы будущих периодов;
Рпр – резервы предстоящих расходов и платежей.
4) постоянные или устойчивые пассивы П4 – собственный капитал организации.
П4 = СК (8)
где СК – собственный капитал организации.
Группировка активов предприятия в зависимости от степени ликвидности и пассивов по степени срочности их оплаты представлена в таблице 4.


Таблица 5 - Группировка активов и пассивов ОАО «Забайкальский комбинат» в 2012-2014 гг.
Активы Сумма, тыс. руб. Пассивы Сумма, тыс. руб.
2012 2013 2014 2012 2013 2014
А1 1340 3970
988 П1 190433 225090 165422
А2 33617 52625 48972 П2 7485 20847 2545
A3 213784
239794
274496
П3 20380 – 36654
А4 14664
15149
18881
П4 45107
65601
138716

Баланс 263405
311538
343337
Баланс 263405
311538
343337


Используя данные таблицы, рассчитаем следующие коэффициенты:
– общий показатель ликвидности
КО.Л. = (А1 + 0,5А2 + 0,3А3) / (П1 + 0,5П2 + 0,3П3) (9)
где А1 – наиболее ликвидные активы;
А2 – быстро реализуемые активы.
A3 – медленно реализуемые активы;
П1 – наиболее срочные обязательства;
П2 – краткосрочные пассивы;
П3 – долгосрочные пассивы.
– коэффициент абсолютной ликвидности
КА.Л. = А1 / (П1 + П2) (10)
– коэффициент быстрой ликвидности
КБ.Л. = (А1 + А2) / (П1 + П2) (11)
– коэффициент текущей ликвидности
КТ.Л. = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2) (12)
– коэффициент маневренности
КМ. = А3 / ((А1 + А2 + А3) – (П1 + П2)) (13)
– коэффициент обеспеченности собственными средствами
КО.С.С. = (П4 – А4) / (А1 + А2 + А3) (14)
Результаты расчета показателей ликвидности приводятся в таблице 6.

Таблица 6- Динамика показателей ликвидности ОАО «Забайкальский комбинат» в 2012-2014 гг.
Показатели Норматив 2012 2013 2014 Отклонение (+/ –) Темп роста, %
2013 – 2012 2014 –2013 2013 / 2012 2014/
2013
Общий показатель ликвидности > 1 0,411 0,434 0,607 0,023 0,173 105,6 139,8
Коэффициент
абсолютной
ликвидности > 0,2–0,7 0,007 0,016 0,006 0,009 -0,010 238,4 36,4
Коэффициент
быстрой
ликвидности допустимо:
0,7 - 0,8
желательно 1,5 0,177 0,230 0,297 0,053 0,067 130,3 129,3
Коэффициент теку-
щей ликвидности необходимо 1,
оптимально:
не менее 2 1,257 1,205 1,932 -0,052 0,727 95,9 160,3
Коэффициент маневренности увеличение
в динамике 4,206 4,753 1,754 0,546 -2,999 113,0 36,9
Коэффициент обеспеченности собственными средствами > 0,1 0,122 0,170 0,369 0,048 0,199 139,1 217,0

С помощью показателя общей ликвидности осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности. Данный показатель в ОАО «Забайкальский комбинат» ниже нормы, но увеличивается в динамике.
Коэффициенты абсолютной и быстрой ликвидности в 2012-2014 гг. значительно ниже нормативного значения, что свидетельствует о низкой платежеспособности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности в 2012-2013 гг. удовлетворяет лишь необходимому значению, а в 2014 г. возрастает почти до оптимального норматива.
Расчет коэффициента маневренности позволил определить долю собственного капитала предприятия, позволяющую свободно им маневрировать. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель меняется от 0 до 1. В нашем случае он превышает заданное значение, однако уменьшается в динамике к концу 2014 г., что можно рассматривать как отрицательный факт.
Для признания структуры баланса удовлетворительной, а предприятия –платежеспособным коэффициент обеспеченности собственными средствами должен быть не меньше 0,1. В 2012-2014 гг. данный коэффициент соответствует нормативу, в 2014 г. – значительно превышает его.
Для оценки рентабельности ОАО «Забайкальский комбинат», используя данные бухгалтерского баланса Приложений 2, 3, 4 определим следующие показатели:
1) рентабельность продаж
РПР. = (П / ВП ) ? 100% (15)
где П – прибыль от продаж;
ВП – выручка от продаж.
2) валовая рентабельность
РВАЛ. = (ВП / ВП ) ? 100% (16)
где ВП – валовая прибыль.
3) рентабельность собственного капитала
РСК. = (ЧП / СК) ? 100% (17)
где ЧП – чистая прибыль.
СК – собственный капитал.
4) чистая рентабельность
РЧИСТ. = (ЧП / ВП ) ? 100% (18)
Для отражения результатов расчетов и анализа динамики показателей рентабельности, заполним таблицу 7.
Таблица 7 - Динамика показателей рентабельности за 2012-2014 гг., %
Показатели 2012 2013 2014 Отклонение (+/–) Темп роста, %
2013 – 2012 2014 –2013 2013 / 2012 2014/
2013
Рентабельность продаж 2,66 2,62 16,99 -0,04 14,33 98,47 649,57
Валовая рентабельность 4,91 4,21 18,70 -0,69 13,80 85,87 444,01
Рентабельность
собственного капитала 23,52 0,17 53,43 -23,35 29,91 0,74 30748,7
Чистая рентабельность 2,23 0,02 11,78 -2,21 9,56 0,78 67466,9

Общим положительным моментом для предприятия является увеличение показателей рентабельности в течение 2012-2014 гг., и как следствие – повышение эффективности деятельности предприятия.
Таким образом, за 3 года валюта баланса увеличилась на 79932 тыс. руб. в основном за счет увеличения оборотных активов на 75715 тыс. руб. Как положительный момент в 2014 г. можно отметить сокращение дебиторской задолженности на 3653 тыс. руб. Общий капитал предприятия за 3 года увеличился на 93609 тыс. руб.
Несмотря на общее уменьшение объема реализации готовой продукции на 17602 тыс. руб., деятельность ОАО «Забайкальский комбинат» является прибыльной, так как по результатам 2014 гг. предприятие получило значительную прибыль, также об этом свидетельствует значительное увеличение в динамике всех показателей рентабельности. Проведенный анализ ликвидности и платежеспособности позволил установить, что в целом предприятие является платежеспособным и достаточно ликвидным.








Заключение
При написании выпускной квалификационной работы были изучены теоретические аспекты оценки инвестиционных и кредитных рисков предприятия, в частности, раскрыт смысл понятия «риск» и его классификации, изучены методы оценки инвестиционных рисков, а также рассмотрены основные пути снижения инвестиционных рисков.
В условиях рыночной экономики предприниматель сталкивается с риском на разных, этапах своей деятельности.
Риски в предпринимательской деятельности – это, оборотная сторона свободы экономической, своеобразная плата за нее.
Успех предпринимательского бизнеса решающим образом зависит от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности. Поэтому осуществляя управление рисками предприниматель должен стремиться снизить риск до возможно более низкого уровня.
Риск присущ предпринимательству и является неотъемлемой частью его экономической жизни.
Предпринимательский риск – это риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.
С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач.
Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но наряду с общими есть, специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве.
В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, нет стройной системы классификации предпринимательских рисков. Существует множество подходов к классификации риска.
В условиях рыночных отношений проблема оценки и учета риска приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления. Большинство управленческих решений принимается в условиях риска.
В практической части работы были рассмотрены основные направления деятельности и проведена оценка финансово-экономического состояния ОАО «Забайкальский комбинат». Также был рассмотрен инвестиционный проект, реализуемый ОАО «Забайкальский комбинат», рассчитаны показатели эффективности проекта и кредитных рисков при открытии кафе, произведен выбор альтернативных решений при реализации инвестиционного проекта.
По результатам проделанной работы определены пути минимизации рисков предложенного инвестиционного проекта.
Таким образом, проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы.
Анализируя различные подходы к определению понятия «риск» было установлено, что риск представляет собой ситуацию неопределенности, которая может привести как к положительному, так и к отрицательному результату того или иного действия.
Основное место среди рисков предприятий общественного питания занимают производственные и коммерческие риски. К специфическим рискам, присущим только предпр.............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдашева С., Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах./ РЭЖ, №1, 2011, стр. 13-28.
2. Агентство экономических связей и телекоммуникаций «INTRADE» / >3. Адилов Т.М. Об инфраструктуре инновационной деятельности - www.ruseconomy.ru/confer/14_12_06/Razdel_18.doc, 2012. – 168 с.
4. Акофф Р. Акофф о менеджменте / Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой – СПб.: Питер, 2011. – 188 с.
5. Альфа-Навигатор. Корпоративное издание ОАО «Альфа-Банк», 2010.
6. Анализ финансовой отчетности / Под ред. О.В. Ефимовой и М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2012.
7. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2011.
8. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 164 с.
9. Артамонов А.А. Функции управления рисками в процессе реализации инвестиционных строительных проектов: дис. канд. экон. наук / А.А. Артамонов. – СПб.: 2012. – 124 с.
10. Багхай М., Коули С., Уайт Д. Алхимия роста. / www.e-xecutive.ru
11. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2011. – 124 с.
12. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 192 с.
13. Балдин К.В., Воробъев С.Н. Риск-менеджмент: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2011. – 164 с.
14. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 241 с.
15. Бачкаи Т., Месена Д., Мико Д. Хозяйственный риск и методы его измерения / Т. Бачкаи, Д. Месена, Д. Мико: пер. с венг. – М.: Экономика, 2009. – 184 с.
16. Беляев А.А., Коротков Э.М., Системология организации. / М.: Инфра-М, 2011. – 200 с.
17. Бехтерева Е.В. Управление инвестициями / Е.В. Бехтерева. – М.: Академия, 2011. – 216 с.
18. Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. К.: Эльга, Ника-Центр, 2012. – 124 с.
19. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента (второе издание). В 2-х томах. К.: Ника-Центр, Эльга, 2010.
20. Бланк И.А. Управление активами и капиталом предприятия / И.А. Бланк. – М.: Ника-Центр, Эльга, 2010. – 448 с.
21. Блинов. А.О., Бутырин Г.Н., Добренькова Е.В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.
22. Бурмистрова Л.А., Ветрова Е.Ю., Жеволюкова О.А. Финансовый менеджмент: практикум / Л.А. Бурмистрова, Е.Ю. Ветрова, О.А. Жеволюкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 269 с.
23. Буянов В.П., Кирсанов К.А., Михайлов Л.А. Управление рисками (рискология). – М.: Экзамен, 2011. – 124 с.
24. Васильев Д. Корпоративное управление в России: есть ли шанс на улучшение? В кн.: Инвестиционный климат и экономическая стратегия России. – М.: ГУ-ВШЭ, 2011. – 269с.
25. Васильева Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью: учебное пособие/ Л.Н. Васильева, Е.А. Муравьёва. – М.: КНОРУС, 2011. – 320с.
26. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. Пер. с англ. М.: Финпресс, 2011.
27. Воробьев С.Н., Уткин В.Б., Балдин К.В. Управленческие решения: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2012.
28. Вяткин В., Хэмптон Дж., Казак А. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом. М.: ИД Ява, 2014. – 124 с.
29. Гамза В.А., Екатеринославский Ю.Ю. Рисковый спектр коммерческих организаций. М.: Экономика, 2014. – 124 с.
30. Гейэлер П.С. Управление проектом: уч. пособие/ П.С. Гейэлер, О.В. Завьялова. – Минск, БГЭУ,2012.
31. Горбатов И.В. Формирование системы риск-менеджмента и страхового обеспечения предпринимательства в сфере общественного питания: автореф. диссертации к.э.н. / И.В. Горбатов. – М.: 2010. – 22 с.
32. Грабовый П.Г. и др. Риски в современном бизнесе. М.: Аланс, 2010.
33. Грайфер В.И., Галустянц В.А., Виницкий М.М. Перспективное планирование и методы анализа инновационной деятельности (на примере ОАО «РИТЭК»): Монография. – М.: Изд-во «Сила», 2011. – 322с.
34. Гранатуров В.М. Экономический риск, сущность, методы измерения, пути снижения: Ме


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.