На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89667


Наименование:


Курсовик провести социальный анализ гендерных отношений.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 8.6.2015. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение………………………………...…………………………………………3
Глава1 Теоретические аспекты исследования гендерных отношений.......……5
1.1 Понятие «гендер» в российской социологии……………………...…5
1.2 Социология отношений полов: гендерное изменение социологической теории............................……………………………...8
Глава2 Анализ гендерных отношений………………………………………….12
2.1 Гендерные отношения в системе социально-психологического знания………………..………………………………………………….12
2.2 Исследование гендерных отношений на макросоциальном уровне………………..……………………………………………….…15
Глава3 Перспективы развития исследований гендерных отношений…..……22
3.1 Стратегии развития гендерного равенства……………………….…22
3.2 Перспективы развития исследований социальных проблем пола....29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………………………..….36


Введение
Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук, при этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле. Наиболее гендерносензитивными оказываются антропология, психология, социология, отчасти филология и философия; гендерно нечувствительными - политология, история, экономика. Можно согласиться со следующими утверждениями: «в России среди сложившихся обществоведческих дисциплин наиболее интенсивно в последние годы осваивает гендерную проблематику именно социология», «достаточно очевидным является то, что самое интенсивное их (гендерных исследований) распространение происходит через социологию. Российская социология в настоящее время находится в стадии включения гендерного подхода в теорию, методологию и в область эмпирических исследований. Исходя из вышеперечисленного, вытекает актуальность данной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы: провести социальный анализ гендерных отношений.
Объект исследования: гендерные отношения.
Предмет исследования: частные вопросы гендерных отношений.
В соответствии с целью в курсовой работе решались следующие задачи:
1. Дать характеристику понятия «гендер» в российской социологии.
2. Проанализировать социологию отношений полов.
3. Гендерные отношения в системе социально-психологического знания.
4. .Проанализировать исследование гендерных отношений на макросоциальном уровне.
5. Рассмотреть стратегии гендерного развития.
6. Определить перспективы развития исследований социальных проблем пола.
Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике. Практическая значимость состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.
Проблеме гендерных отношений посвящены труды многих отечественных исследователей - Е.А.Здравомысловой, А.А.Темкиной, Г.Г.Силасте, З.Хоткиной, Т.Варчуновой, Т.Гурко, О.Ворониной и др.



Глава 1 Теоретические аспекты исследования гендерных отношений

1.1 Понятие «гендер» в российской социологии
Понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х годов Посадской Анастасией. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождествляют «гендер» с «женщиной», другие под гендером понимают социокультурные аспекты жизнедеятельности полов (которые различны в разных этнокультурах в разные исторические периоды). Г.Г. Силласте предлагается понятие «социогендерных исследований», предметом которых является «социальный (а не личностный, или профессиональный, или должностной) статус женщины», в то же время, например, Е.А. Здравомыслова и А.А.Темкина определяют «гендер» как социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения.
На Западе конкретное содержание этого термина определяется концептуальным контекстом феминистски-ориентированных исследовательниц. Принципиальным для введения этого термина в российскую науку является разграничение двух смыслов, в которых «гендер» употребляется в английском языке. В рамках феминистских концепций - гендер (по аналогии с классом) прежде всего стратификационная категория и подразумевает наличие угнетения, субординации, социальное неравенство женщин, т.е. неравный в сравнении с мужчинами доступ к власти, богатству и престижу.
Понятие гендера предполагает социальное конструирование различий с тем, чтобы использовать эти различия для сохранения власти мужчин, и каждодневное производство гендера, как подчеркивание полярности мужского и женского с целью обесценить женщин. Причем, если представительницы радикального феминизма считают гендерную стратификацию повсеместной и основной, другие исследовательницы рассматривают этот вектор наряду с иными стратификационными категориями - класс, возраст, инвалидность, этничность и т.д., чему во многом способствовало несогласие «черных» женщин с позицией представительниц «белого» среднего класса, исследования среди индейцев, рабочего класса и т.д. Гендер одновременно выступает и как эвристическое понятие и как обозначение того, что феминистки хотят изменить или элиминировать в социальных отношениях.
В широком смысле, вне феминисткой ориентации, в западном научном языке гендер употребляется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических (т. е. особенностей мужской и женской анатомии, сексуальности, гормонального баланса и т.д.), что также было инициировано феминистскими учеными. Это было достаточно разумно в связи с явной биосексуальной коннотацией, содержащейся в слове «sex».
В русском языке понятие пол не содержит столь явной ассоциации, а если иметь в виду дореволюционную традицию, то, как отмечал Н. Бердяев, развивавший платоновскую идею андрогинности, пол - это половина человечества. Кстати он же рассматривал стремление женщин к эмансипации как потребность уйти от рода (т.е. gender), т.е. игнорировать в числе биологических особенностей и свое репродуктивное предназначение (что является «пагубной» вехой движения цивилизации).
В связи со сказанным представляется, что в русском языке имеет смысл употреблять понятие «гендер» лишь в узком смысле, предполагающем феминистскую интерпретацию, гендерный подход, т.е. выявление и изучение угнетения женщин/мужчин. При этом, вероятно, имеет право на существование и традиционная социология пола, в рамках которой анализируются субкультурная дифференциация полов (смысл которой возможно иной, нежели женская субординация и угнетение), половые аспекты сексуального поведения, изучение половых различия в других сферах социального поведения.
Явление стереотипизации (что препятствует развитию личностей в условиях дифференциации жизненных стилей) представляется как качественно отличное от дискриминации. И.С. Коном уже подчеркивалось, что половая стратификация и социальный статус могут быть разными не только в разных обществах, но и в «разных сферах жизнедеятельности одного и того же социума». Как, например, квалифицировать факт российской культуры - власть части матерей над взрослыми сыновьями, жен над мужьями, дочерей над пожилыми отцами и т.д. Возможно, необходимо другое понятие, описывающее обратную составляющую властных отношений по признаку пола.
Таким образом, категория гендер это еще один вектор при анализе социальной стратификации, причем является ли он доминирующим в каждом конкретном обществе - это исследовательская проблема. Например, уже высказывались предположения, что советское общество было патриархатным преимущественно по вектору возраста, т.е. власти старших мужчин. Сегодня, похоже, именно этот вектор власти наряду с этничностью являются в большей мере конфликтным, отношения между полами вышли на уровень доминирующего противоречия внутри особых социальных групп (богатых, части среднего класса).
1.2 Социология отношений полов: гендерное изменение социологической теории
Всякая социологическая теория предполагает некоторую интерпретацию социально организованных отношений между полами. Концепция общества и социальной структуры определяет интерпретацию гендерных отношений в рамках этой концепции («Каков поп, таков и приход»). В рамках классической и постклассической социологии вплоть до середины 1970- х годов термины «гендер» и «гендерные отношения» не употреблялись. Однако, обсуждая отношения между полами, социологи часто выходили за пределы профессионального канона, а рассуждения о поле в конечном счете сводилось к постулату о базовой биологической дихотомии между мужчиной и женщиной. Такую позицию принято называть биологическим детерминизмом или эссенциализмом.
Проиллюстрируем этот тезис на примере марксизма, структурного функционализма и драматургического интеракционизма.
Логика марксистской социологии при всех вариантах приводит исследователей к утверждению, что гендерные отношения, т.е. отношения между полами, это один их аспектов производственных отношений, которые мыслятся как отношения эксплуатации. При этом разделение труда между мужчиной и женщиной рассматривается как первичное, необходимое для существования человеческого рода. «Вместе с этим (ростом потребностей) развивается и разделение труда, которое вначале было лишь разделением труда в половом акте, а потом - разделением труда, совершавшимся само собой или «естественно возникшим» благодаря природным задаткам (например, физической силе), потребностям, случайностям» .
Эмиль Дюркгкейм связывает изменение положения полов с общественным разделением труда и развитием цивилизации. В результате социального развития, считает Дюркгейм, «один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой - интеллектуальными». В основании диссоциации функций находятся «дополняющие друг друга - (т.е. природные) различия».
Колоссальное влияние на осмысление отношений между полами в социологической мысли имели труды Талкотта Парсонса, особенно совместная монография Парсонса и Бэйлза. Этот подход стал парадигмальным, получив название поло-ролевого. Согласно ему, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина - инструментальную. Экспрессивная роль означает, говоря современным языком, осуществление заботы, эмоциональной работы, поддержание психологического баланса семьи. Эта роль - монополия домашней хозяйки, сфера ответственности женщины. Инструментальная роль заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, это роль добытчика, защитника. Типы ролевого поведения определяются социальным положением, ролевые стереотипы усваиваются в процессе интериоризации норм, или ролевых ожиданий. Правильное исполнение роли обеспечивается системой поощрений и наказаний (санкций), положительных и отрицательных подкреплений. При этом, исходным основанием поло-ролевого подхода является имплицитное признание биологического детерминизма ролей, отсылающее к фрейдистскому представлению о врожденных мужском и женском началах.
Поло-ролевой подход оказался настолько востребованным, что и в его рамках и за его пределами вплоть до настоящего времени используются понятия мужской и женской роли. Данный подход стал общим местом научных и повседневных обсуждений мужского и женског........

Список использованных источников
1. Бабаева, Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь / Л.В. Бабаева. - М.: Российский общественный научный фонд, 1996. - 58с.
2. Бердяев, Н.А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность: Философия пола и любви / Н.А.Бердяев. - М.: «Прогресс», 1991. - 275с.
3. Булавина, Т. Первый опыт гендерной социологии в России / Т.Булавина // Гендерные исследования. - М. 1999. - № 3. - С.250-352.
4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюргейм. - М.: Наука,1991. - 186с.
5. Здравомыслова, Е. Введение. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Сб. научн. статей. Центр независимых социальных исследований. Труды. - СПб., 1996. - Вып.4. - С. 5-13.
6. Здравомыслова, Е.А., Социальная конструкция гендера и гендерная система в России./ Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Материалы первой летней школы по женским и гендерным исследованиям. М.: МЦГИ, 1997. - С.82-86
7. Здравомыслова, Е.А., Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е.А. Здравомыслова, А.А.Темкина //Социологические исследования. М.,2000 - № 11 - С. 15-24.
8. Клецин, А. Дилеммы гендерной социологии / А.Клецин // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. - Харьков: ХЦГИ, 1998. - С.188-190
9. Кон, И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива) / И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 352с.
10. Коннелл, Р. Современные подходы / Р. Коннелл; перевод Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - 573с.
11. Маркс, К., Сочинения, изд. 2, т.3. / К. Маркс, Ф.Энгельс. - М.: Издательство политической литературы, 1955. - .380с.
12. Марченко, Т.А. Женщины в новой элите России // Социальная трансформация российского общества / Т.А.Марченко. - М.: ИСЭПН РАН, 1995. - 78с.
13. Материалы конференции «Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития». 24-25 января 1996 г. / Составители: З.Хоткина, Т.Клименкова, Л.Лунякова, М.Малышева. - М.: МЦГИ, ИСЭПН РАН, 1996. - С.32-38
14. Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 243с.
15. Силласте, Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России / Г.Г.Силласте // Социологические исследования. - М.,1994. - №3. - С.16
16. Темкина, А.А., Советские гендерные контракты и их трансформация в советской России / А.А.Темкина, А.Роткирх // Социологические исследования. - М.,2002. - № 11. - С. 4-15.
17. Феминизм. Восток-Запад-Россия / отв.ред. М.Т.Степанянц. - М.: Наука, 1993. - 205с.
18. Хасбулатова, О.А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)//Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / О.А. Хасбулатова - М.:МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - 241с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.