На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89699


Наименование:


Курсовик Психологические аспекты здоровье сбережения детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 8.6.2015. Сдан: 2012. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста 6
1.1 Здоровьесбережение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Психологические аспекты здоровья детей дошкольного возраста 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Практическое изучение психологических аспектов здоровьесбережения детей дошкольного возраста 25
2.1. Практические психолого-педагогические рекомендации по созданию психологического комфорта на занятиях физической культурой как одна из сторон системы здоровьесбережения дошкольников 25
2.2 Комплекс подвижных игр, способствующих укреплению здоровья и психологическому комфорту дошкольников 27
Выводы по второй главе 35
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы 38


Введение


Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Здоровьесберегающие технологии - это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.
Современная система образования предполагает качественно новый подход к решению сохранения здоровья нации, естественно, не игнорируя то лучшее, что уже наработано в области предупреждения и лечения различных недугов. Новизна подходов в данном вопросе вытекает из необходимости приобщения самого человека к заботе о собственном здоровье, заинтересованности. Все это требует, прежде всего, нового мышления, а точнее - нового сознания, то есть перестройки взглядов на проблему здоровья человека. Развитие и воспитание здоровьеориентированной направленности личности, отношения к здоровью как к высшей духовной, психической и физической ценности в процессе реализации научно-обоснованных психолого-педагогических мер, направленных на повышение жизнедеятельности человека в изменяющихся условиях внешней среды требует от педагогов и работников системы образования необходимых знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье - это единство физического, психологического и духовно-нравственного здоровья человека.
Актуальность темы здоровьесбережения очевидна: здоровье нации оставляет желать лучшего; здоровье дошкольников вызывает особую тревогу! По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Проблема психического состояния обучаемых в образовательных учреждениях, их эмоциональное самочувствие является одной из самых актуальных, так как доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, и положительное эмоциональное состояние является одним из важнейших условий развития личности (А.В. Родионов, О.Л. Осадчук, В.Г. Алямовская, Т.А. Бекетова)
Объект исследования - здоровьесбережение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - психологические аспекты здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически и практически изучить психологические аспекты здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
В соответствии с предметом и целью данной работы были определены следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста;
- рассмотреть психологические аспекты здоровья детей дошкольного возраста;
- разработать практические психолого-педагогические рекомендации по созданию психологического комфорта на занятиях физической культурой как одной из сторон системы здоровьесбережения дошкольников;
- сформировать комплекс подвижных игр, способствующих укреплению здоровья и психологическому комфорту дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта.


Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста

1.1 Здоровьесбережение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Многие философы отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. Здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. Вересаев В., известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять все...». [4].
В дошкольный период формируются основы физического и психического развития здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Здоровьесбережение - это организация самого процесса обучения и воспитания, комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.
Таким образом, понятие «здоровый образ жизни» применительно к детям дошкольного возраста, это сущность образа жизни ребенка.
По мнению Ковалько В.И., здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс определенной направленности: медико-гигиенической (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник - ребенок); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. [4].
Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда было приоритетным направлением в работе ДОУ. Так как с одной стороны, здоровье является необходимыми условием для всестороннего развития ребенка и обеспечение нормальной жизнедеятельности растущего организма, с другой - состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе.
За последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания с 16 до 17,3% [15].
В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Как показывает практика, значительно возросло количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушение телосложения и осанки. Главные причины таких нарушений: недостаточная двигательная активность, гиподинамия, неудовлетворительный режим жизни ребенка (пассивный отдых, недостаточность прогулок на свежем воздухе, нерациональный режим питания, частые инфекционные заболевания и т.д.).
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием.
Хотелось бы отметить проблемы в организации здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса ДОУ. К их числу относятся:
- высокий процент (12,5%) часто болеющих детей; недостаточная динамика показателей состояния общей произвольной моторики (22,9%) и прироста психофизических качеств за год (12,4%);
- 14,5 % воспитанников ДОУ испытывают психоэмоциональный дискомфорт; практически половина семей воспитанников не ориентированы на здоровый образ жизни и не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения дошкольников;
- знания детей о гигиене, режиме, безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек здорового образа жизни (31,3%);
- не все педагоги демонстрируют в профессиональной деятельности здоровый стиль поведения, ориентируются в воспитании привычек здорового образа жизни детей;
- разрозненность усилий медицинского персонала, педагогического коллектива, семьи, социума в медико-педагогическом и психолого-педагогическом сопровождении ребенка [28].
Овчинникова Т. отмечает, что планирование оптимальной системы здоровьесбережения в ДОУ требует решения целого комплекса задач [29]:
- поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
- выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
- определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды [8].
Волошина Л. определяет ее как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи.
Во-первых, формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе. В учреждении должен быть оборудован физкультурный зал. На прогулочной территории учреждения оборудована спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование и мн. др. Кроме этого, мелкое физкультурное оборудование должно быть доступно для детей большую часть дня.
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Во-вторых, использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры [9].
Сюда относятся: организация походов, экскурсий, наблюдений за окрестностью, проведение спортивно-оздоровительных праздников, мероприятий с использованием традиций, обычаев и русских народных игр разной интенсивности.
В-третьих, эффективное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала. Постановка цели и задач для всех субъектов процесса здоровьесбережения. Большое внимание уделяется расширению творческого потенциала педагогов и родителей........

Список литературы

1. Артемова А.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре. В кн. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под. ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. - М., 1996. С. 188 - 205.741
2. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. - М., 2004.
3. Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни детей - М.: Медицина, 1988- с. 43.
4. Вачков И.В., Сказкотерапия Развитие самопознания через психологическую сказку. - М., 2007. - с.144
5. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.: Сфера, 2006.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. - М.: Профессиональное образование, 1997 - с. 112
7. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ. - М.: Сфера, 2007.
8. Востриков В.А. Физкультурно-образовательные предпосылки здоровьесбережения // Оздоровительные технологии XXI века. - Челябинск, 2002. - С.48-49.
9. Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ // Управление ДОУ. - 2006. - №8.
10. Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация // Валеология. - 2006. - №1. - С. 53-59.
11. Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом. - М.:АРКТИ, 2004.
12. Детские подвижные игры народов СССР. / Сост. Кенеман А.В. под. ред. Осокиной Т.И. - М.: Просвещение, 1987. - с.19
13. Доронтова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте: Пособие для воспитателей детских садов.-М.: издательский дом «Воспитание дошкольника, 2002.- 128.
14. Зуйкова М.Б. Режим - путь к здоровью // Управление ДОУ. - 2006. - №1.
15. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
16. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья // Управление ДОУ. - 2004. - №3.
17. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 1985.-271 с.
18. Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи // Управление ДОУ. - 2003. - №5.
19. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического развития в дошкольном возрасте: - М.: Просвещение . 1998. с.243
20. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. - М.: Сфера, 2005.
21. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
22. Матвеев, А.П. Очерки по теории и методике образования дошкольников в сфере физической культуры/ А.П.Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997
23. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.: ил.
24. Оверчук Т.И. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. - М., 2002.
25. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1989 - с. 25
26. Пастухова И.О. Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ // Управление ДОУ. - 2004. - №4.
27. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 255 с.
28. Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
29. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКИ, 2005 г. - 320 с.
30. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:Издательский центр "Академия", 2001. - 368 с.
31. Тимофеева Е.А.Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн.для воспитателя детского сада.-2-е изд.,исп. И доп.- М.: Просвещение,1986.-79 с.,ил.
32. Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1996 - с. 21
33. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 33-36.
34. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 245с.
35. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.: просвещение, 1992 с.: ил.- ISBN 5-09-004058
36. Щербакова Е.Е. Здоровье как ценностная ориентация // Валеология. - 2006. - №2. - С.91-93.
37. Юраш А.Г. Актуальность охраны психологического и психического здоровья детей на современном этапе развития общества// Психологическая газета, 1997, № 10



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.