На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89713


Наименование:


Курсовик Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыки в сфере догуга

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 8.6.2015. Сдан: 2015. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития младших школьников средствами музыки в сфере досуга 6
1.1 Понятие о творчестве и творческих способностях в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика способностей детей младшего школьного возраста 15
1.3 Современные технологии развития младших школьников средствами музыки в сфере досуга 20
Вывод по 1 главе 31
Глава 2. Практические аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами музыки в сфере досуга 33
2.1 Анализ программ развития творческих способностей младших школьников средствами музыки в сфере досуга 33
2.2 Программа развития младших школьников средствами музыки в сфере досуга 43
Выводы по 2 главе 53
Заключение 55
Список литературы 57


Введение

На сегодняшний день формирование и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста представляют собой один из важнейших вопросов, решаемых в начальной школе. Так как именно они помогают раскрыться ребёнку в полной мере, создавать нечто новое, необычное - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Актуальность темы я вижу в том, что формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития. Каждый учитель ставит перед собой задачу, которая направлена на создание условий для развития творческого потенциала учащихся.
Если посмотреть на современное состояние образования в России, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности, когда быстрым темпом внедряется новый Федеральный Государственный образовательный стандарт, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено именно на развитие творческого мышления учащихся.
И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях, является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни, поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель современного обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе нужно учить творчеству.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.
Воспитание средствами музыки ученые (Л.Н. Толстой, Б.Т. Лихачев, Д.Н. Зарин) рассматривают как музыкально - эстетическое. Основной формой работы, базой музыкально - эстетического воспитания в начальных классах является урок музыки. На занятиях предусматривается разностороннее музыкальное развитие школьников, закладывается фундамент их музыкальной культуры.
Продолжением работы по музыкально - эстетическому воспитанию младших школьников является творческая деятельность учителя в процессе внеклассных и внешкольных занятий.
Идеи, касающиеся развития творческих способностей детей, поддерживались и развивались передовыми педагогами и первыми советскими теоретиками эстетического воспитания: А.В. Луначарским, П.П. Блонским, А.С. Макаренко и др.
Большое внимание вопросам развития творческих способностей средствами музыки уделяли Л.Н. Толстой, Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, О.А. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев и многие другие.
Объект исследования - творческие способности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников средствами музыки в сфере досуга.
Цель исследования - теоретически и практически изучить процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами музыки в сфере досуга.
В соответствии с предметом и целью данной работы были определены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия творческие способности ребенка;
- дать психолого-педагогическую характеристику способностей детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть современные технологии развития младших школьников средствами музыки в сфере досуга;
- рассмотреть практические аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами музыки в сфере досуга.
Методы исследования: наблюдение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта.


Глава 1. Теоретические аспекты развития младших школьников средствами музыки в сфере досуга

1.1 Понятие о творчестве и творческих способностях в психолого-педагогической литературе

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством.
В повседневной жизни творчеством обычно называют: во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы [8].
Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.
Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности [19].
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.
Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.п. Следовательно, творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.
Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, О. Матюшкин, Д. Богоявленская, Л. Выготский, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский, и др.) [8]. Их психолого-педагогические исследования дают основание считать, что определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной, рассматривается как интегративная характеристика личности.
Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [21].
Проблеме способностей посвящены труды Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, А.А. Волкова, Э. Меймана, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова и других. В отечественной психологии твердо сформировалось положение о том, что способности - это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются.
Многие психологи связывают творческие способности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [31].
Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
- Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
- Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
- Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
- Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [8].
Философы (особенно А. Спиркин) определяют, что творчество - это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, особенностей, закономерностей, а также методов исследования и превращения материального мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения [21].
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
- Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
- Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
- Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
- Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
- Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
- Гибкость мышления.
- Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
- Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
- Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей. Творческое воображение.
- Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [19].
П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:
- восприятие проблемы;
- поиск решения;
- возникновение и формулировку гипотез;
- проверку гипотез; их модификацию;
- нахождение результатов.
Он выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;
- точность выполнения заданий [21].
Проанализировав представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Поясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л. Выготский, определял, что «творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое. Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека» [21].
Психолог Я. Пономарев, широко трактуя понятие «творчество» определял это понятие как «механизм продуктивного развития» и не считал «новизну» решающим критерием творчества [8].
Заслуживает внимания взгляд на творчество передовых учителей-практиков (В. Сухомлинский, В. Шаталов, Ш. Амонашвили и др.). Например, В. Сухомлинский определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка [19].
Творческая личность, как считает В. Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности [8].
«Творческая личность - это личность способная проникать в суть идеи и внедрять их вопреки всем преградам до получения практического результата». Именно это имел в виду Т. Эдиссон [8].
Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.Я. Кан-Калик и другие).
Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.
Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином «творческая личность» находится термин «креативная личность».
Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О. Сысоева [31]. Под креативной личностью следует понимать такую, которая имеет внутренние предусловия (личностные задатки, нейрофизиологические задатки), которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированную внешне поисковую активность не всегда является продуктивной. Продуктивную творческую активность называем творческой деятельностью, то есть таким творческим процессом, вследствие которого возникает новое движение.
Творческая личность - это креативная личность, которая впоследствии влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных задатков, способностей, которые влияют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности.
Отличие творчества от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
Творчество - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом творчества может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Ощущение и восприятие отражает отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Творчество соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений творчество раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, творчество глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.
Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычн........

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. -112с.
2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений /В.В. Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. -90,(6) с.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. -352с.
4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания в общеобразовательных учреждениях: Учеб. Пособие для студентов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.Изд.2-е - М.: Академия. - 2003.- 464с.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС. - 2002. - 185 с.
7. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2000.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 2002
9. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М..2000. - С. 184-220
10. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 2001.
11. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. -- М.: Академия. - 2002.- 386 с.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер. - 2004. - 208 с.
13. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. -- М.: Просвещение. - 1999. - 364 с.
14. Кабалевский Д.Б. Иммунитет против пошлости. - В кн.: Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973, с.149.
15. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. - М., 1983, с.22.
16. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. - М., 1983, с.29.
17. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» : 1-4 классы.: Пособие для учителя /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. - М.: Просвещение, 2002. -207с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). -- М.: Сфера. - 2005. - 464 с.
19. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Изд-во "Питер". - 2000. - 480 с.
20. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с.
21. Младший школьник: развитие познавательных способностей/И.В. Дубровина, А.В. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение. - 2003. - 269 с.
22. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агенство. - 1996. - 374с.
23. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/А.А.Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2005
24. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М. Р. Битяновой. - СПб., 2004.
25. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - СПб, 2004
26. Практические занятия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., Просвещение, 2003.
27. Программы и планы. - В сб.: Музыка в школе/Под общей ред. Музыкальной секции Отдела единой трудовой школы, 1921, с. 29.
28. Программы средней общеобразовательной школы «Музыка». 1-3 классы. - М.: Просвещение, 1990. -160с.
29. Ратанова Т.А., Психодиагностические методы изучения личности - М.; Флинта, 2003.
30. Рогов Б.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 2006.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер». - 2000. - 712 с.
32. Яременко Е.О. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка». Начальные классы. - М.: Просвещение, 2002. -160с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.