На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89790


Наименование:


Курсовик Речевое развитие дошкольников как показатель готовности к школе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 9.6.2015. Сдан: 2013. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение……………………………………………………………………...... 3
1 Теоретические основы речевого развития ребенка как показатель готовности к школе ………………..……………………………………….. 5
1.1 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………. 5
1.2 Речевое развитие дошкольников как показатель готовности к школе 12
2 Опытно-экспериментальная работа по речевому развитию старших дошкольников …………………..…………………………………………. 23
2.1 Организация, методика и результаты констатирующего эксперимента 23
2.2 Организация и методика формирующего эксперимента…………….. 2.3 Результаты контрольного эксперимента……………………………….. Заключение……………………………………………………………………. 27 32 37
Список использованных источников……………………………………….... Приложение…………………………………………………………………… 39 42


Введение

Актуальность исследования. Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития.
В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Готовность ребенка к школе - это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального, личностного, физического развития ребенка.
Одними из показателей готовности к школе является речевое развитие ребенка. На каждом возрастном этапе речь детей расширяется, развиваются различные его стороны (грамматический строй, словарный запас, произносительная стороны, фонематическое восприятие, понимание речи окружающих и т. д.). Вместе с тем, у некоторых наблюдается речевое недоразвитие, нарушения тех или иных сторон речи. У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.
Изучением речевого развития дошкольников занимались М. М. Алексеева, А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, В. А. Куликова, О. С. Ушакова и другие. Проблема готовности детей к школьному обучению рассматривается в работах Л. И. Божович, Н. И. Гуткиной, Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова и других.
Анализ литературы показал, что работ, посвященных изучению готовности дошкольников к школьному обучению много, однако, вопрос о речевом развитии ребенка как показатель готовности к школе недостаточно изучен. Это дает нам основание считать проблему речевое развитие ребенка как показатель готовности к школе одной из актуальных.
Цель исследования - изучение особенностей развития речи дошкольников старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - речевое развитие ребенка-дошкольника.
Предмет исследования - речь ребенка как показатель готовности к школе.
Гипотеза исследования. Развитие у ребенка - дошкольника всех сторон речи будет способствовать повышению уровня готовности к школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать особенности развития речи детей.
3. Изучить уровень речевого развития детей дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать серию занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы, эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что нами были получены новые данные по проблеме речевого развития ребенка как показатель готовности к школе. Были разработаны и апробированы занятия по развитию речи. Результаты исследования показали, что после проведения серии занятий, количество дошкольников со средним и высоким уровнями речевого развития увеличилось. Результаты исследования могут представлять интерес для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов, психологов.
Опытно-экспериментальная деятельность проводилась на базе МБДОУ № 2 города Рузаевка.


1 Теоретические основы речевого развития ребенка как показатель готовности к школе
1.1 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Как отмечает Г. А. Урунтаева, развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка [33, c. 167].
В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
По мнению М. М. Алексеевой, в развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове [1, c. 35].
Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, жадный - это тот, кто не делится игрушками, добрый - тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует.
В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.
Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном словообразовании. До 3 лет усваиваются суффиксы уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. А все остальные - в дошкольном возрасте. Причем особую трудность вызывают суффиксы, изменяющие значение слова, например -ниц, -щик.
В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д. Б. Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком [36, c. 80].
На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горыгород, трава-отравитъ, деревья-деревня). То есть смысловое истолкование идет вслед за звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы освобождается от значения и выступает для ребенка с материальной точки зрения. Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком невозможно без действий со словом, как с материальной единицей языка.
Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную и серьезную работу по освоению языка.
Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной. Исследование A. М. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь, как отмечает О. С. Ушакова, отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность [34, c. 94].
Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.
Как отмечает Ф. А. Сохин, у старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной [32, c. 53].
Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого. К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими.
Объяснительная речь - самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.
Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.
Также в дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
С точки зрения В. А. Куликовой, дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной [15, c. 38].
Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями. Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведений. Старший дошкольник определяет основных героев и второстепенных, высказывает и мотивирует свое отношение к ним, дает им аргументированную оценку, выделяет форму произведения (сказка, стихотворение, рассказ) и некоторые средства языковой выразительности, например сравнения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства, характерные для литературного произведения.
Понимание инструкции взрослого проявляется в двух основных моментах: в ее отсроченном выполнении и в следовании указанию не только на цель, но и на способ действия. Как указывает О. А. Белобрыкина, переломным моментом в развитии понимания инструкции и становлении регулирующей функции речи является самостоятельная организация дошкольниками своей деятельности на основе этой инструкции. Деятельность начинает протекать по единому плану, возникающему до ее начала под влиянием инструкции взрослого, когда все его указания в отношении цели и способа действия выполняются [2, с. 110].
Регуляция поведения и деятельност........


Список использованных источников

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Академия, 2010. - 400 с.
2. Белобрыкина, О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. - Ярославль. : Академия развития, 2011. - 240 с.
3. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1977. - 276 с.
4. Белянин, В. П. Психолингвистика / В. П. Белянин. - М. : Академия, 2012. - 326 с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов / А. М. Бородич. - СПб. : Питер, 2010. - 215 с.
6. Власенко, И. Т. Методы обследования речи у детей / И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. - М. : Академия, 2011. - 391 с.
7. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. - М. : Академия, 2011. - 203 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - СПб. : Питер, 2009. - 693 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский // под ред. В. В. Давыдова. - М. : Академия, 2011. - 394 с.
10. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Гардарики, 2012. - 122 с.
11. Гвоздев, А. Н. Фор­мирование у ребенка грамматиче­ского строя русского языка / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1949. - 319 с.
12. Жукова, Н. С. Если ваш ребенок отстает в развитии / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, - М. : Академия, 2008. - 250 с.
13. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте / М. Зееман. - М. : Владос, 2000. - 231 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика < file/159861/> / С. А. Козлова. - М. : Академия, 2008. - 211 с.
15. Куликова, В. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / В. А. Куликова. - М. : Школа-Пресс, 2011. - 50 с.
16. Ладыженская, Т. А. Речь. Речь. Речь / Т. А. Ладыженская. - М. : Академия, 2011. - 258 с.
17. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М. : Сфера, 2012. - 195 с.
18. Леонтьев, А. Н. Язык, речь, речевая деятельность / А. Н. Леонтьев. - М. : Владос, 2011. - 158 с.
19. Леонтьев, А. Основы психолингвистики / А. Леонтьев. - М. : Владос, 2005. - 275 с.
20. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - Ворнеж. : Модэк, 2012. - 399 с.
21. Лурия, А. Р. Речь и мышление : учебное пособие / А. Р. Лурия. - М. : Сфера, 2010. - 360 с.
22. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. - М. : Академия, 2010. - 247 с.
23. Ляпидевский, С. С. Анатомо-физиологические механизмы речи // Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского - М. : Наука, 1969. - 167 с.
24. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - М. : Академия, 2011. - 580 с.
25. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. - М. : Академия, 2013. - 258 с.
26. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2011. - 456 с.
27. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : Владос, 2011. - 256 с.
28. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М. : Пресс, 2010. - 290 с.
29. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2012. - 512 с.
31. Сидловская, О. Сказка в развитии дошкольника: методический материал / О. Сидловская // Ребенок в детском саду. - 2001. - № 3. - С. 80-84.
32. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста : учебник для студентов вузов / В. А. Сохин. - М. : Просвещение, 1984. - 218 с.
33. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2010. - 336 с.
34. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников : монография / О. С. Ушакова. - М. : Изд-во института Психотерапии, 2001. - 240 с.
35. Хрестоматия по детской литературе / сост. М. Н. Боголюбская, А. Л. Табенкина. - М. : Академия, 2011. - 241 с.
36. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2013. - 323 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.