На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89814


Наименование:


Курсовик Обрядовая деятельность у народов.Окказиональные обряды народов Сибири

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.6.2015. Сдан: 2002. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Обрядовая деятельность у народов........................................................9
1.1 Понятие и сущность окказиональных обрядов.............................................9
1.2. Орудия труда и предметы домашней утвари как средство защиты от стихийных бедствий..............................................................................................16
Глава 2. Окказиональные обряды народов Сибири...........................................23
2.1. Ведийские ритуалы у народов Сибири: посмертная посуда......................23
2.2. Способы борьбы с засухой в традиционной обрядности русских крестьян Сибири...................................................................................................................42
Заключение...........................................................................................................54
Список литературы..............................................................................................57
Приложение..........................................................................................................62
Аннотация.............................................................................................................66


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется необходимостью изучения и сохранения функционирования культурных традиций современных этносов Сибири в динамично меняющемся и интенсивно глобализирующемся мире. Pix утрата неизбежно ведет не только к угасанию окказиональных обрядов, но и к размыванию этнической и региональной идентичности. Поэтому в настоящее время очень важно сохранить в памяти последующих поколений знание о окказиональных обрядов народов Сибири.
Необходимость научных исследований окказиональных обрядов народов Сибири тематики в настоящее время обусловлено также возросшим интересом общества к традиционной народной культуре, в том числе к календарным праздникам и обрядам. В этом аспекте научная актуальность работы состоит в необходимости осмысления особенностей и закономерностей их развития, возможностей использования этого исторического наследия в современном этнокультурном контексте.
Степень изученности проблемы. Изучение окказиональных обрядов народов Сибири имеет длительную историю. В XIX - первой трети XX в. были опубликованы труды, в которых на основе обширного фактологического материала рассматриваются его различные аспекты.
В работе И. П. Сахарова, выпущенной впервые в 1885 г., дается обзор обычаев, обрядов, праздников и примет русского народа, которые подробно расписаны им по дням и месяцам.
К 1860-м гг. относятся труды исследователей мифологической школы, рассматривавших народные верования, предания, поэзию, обряды и обычаи как разрозненные остатки древнего полузабытого мировоззрения. Основная мысль приверженцев данного направления заключалась в том, что духовная культура современного им русского населения была итогом не развития, а,
напротив, упадка, деградации, разложения некогда будто бы господствовавшего возвышенного мировоззрения.
Еще одна статья ученого (1931 г.) посвящена возникновению оберегов, о которые широко применялись в ходе проведения календарных обрядов. Он разделяет данный процесс на несколько этапов. По его мнению, вначале человек, обороняясь от диких животных и злых, демонов, пытается истребить, убить их, реально; на втором - он, их только отпугивает (криками, свистом, трещотками и подобными предметами); на третьем - орудия-обереги подменяются их магическими символами. Конечно, на практике процесс возникновения оберегов и амулетов был гораздо сложнее, Но, тем не менее, следует признать, что в построениях Д. К. Зеленина, прослеживается попытка объяснить рассматриваемую проблему с точки зрения эволюционной теории, основателями, которой были Тейлор и Фрэзер.
В середине XX в. появляются капитальные работы, посвященные окказиональных обрядов народов Сибири. Одно из первых исследований по. этой проблематике принадлежит В. И. Чичерову, рассмотревшему смысловое содержание зимних праздников Сибирского народа» аграрного календаря и. Досконально изображая, весь его зимний цикл, автор не ограничивается только описанием - хода проведения отдельных ритуалов, он разработал теорию происхождения праздников, которая получила в научной литературе название трудовой: Детально изучая русский сельскохозяйственный календарь и приуроченные к его отдельным датам обычаи и поверья, В. И. Чичеров приходит к обоснованным выводам об их материальной детерминированности. «В основе русского аграрного календаря лежит производственный год крестьянина, в календаре отразились наблюдения земледельца над природой, жизнью земли, созреванием урожая, а также и его бессилие перед лицом природы, порождающее проведение магических действий в доме и на поле».
Следующим существенным трудом явилась книга В. Я. Проппа «Русские аграрные праздники», впервые изданная в 1963 г. Он по-новому подошел к исследованию окказиональных обрядов народов Сибири считая, что нельзя изучать изолированно один от другого, как это делалось прежде. Ученый приводит неопровержимые данные о том, что «между основными праздниками, при всех их отличиях, имеется ясно ощутимое сходство». Сравнивая между собой различные праздничные действа он обнаруживает, что частично они состоят из одинаковых элементов, иногда различно оформленных, а иногда и просто тождественных.
В заключении следует отметить, что духовная культура русских народов Сибири изучена недостаточно полно, а один из ее значительных компонентов - окказиональные обряды народов Сибири практически не исследовалась. В данной работе предпринята попытка восполнить пробелы в изучении этой проблематики.
Целью данного исследования является реконструкция комплекса окказиональных обрядов народов Сибири, изучение его пространственно-временной и количественно-качественной характеристик в период конца XIX - начала ХХв.
Для реализации данной цели предстоит решить следующие исследовательские задачи:
- воссоздать окказиональную обрядовую деятельность народов Сибири;
- проанализировать сезонно-временную структуру народного календаря, а также мифологические и обыденные особенности ее восприятия;
- дать структурно-содержательную характеристику окказиональных обрядов народов Сибири
Объектом исследования являются окказиональные обряды народов Сибири.


Предмет исследования - структура и содержание окказиональных обрядов народов Сибири.
Территориальные рамки исследования соответствуют территории современной Сибири, которая в конце XIX - начале XX века входила в состав России.
География исследования включает села Сибири, где коренным является русское население.
Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX -начало XX в. Этот период характеризуется значительной степенью устойчивости традиционной культуры русского Сибирского народа. Материалы этого времени наиболее адекватно отражены в письменных и этнографических источниках, а также в памяти информаторов. Для того чтобы полнее охарактеризовать этапы формирования окказиональных обрядов народов Сибири и его участия в создание этнокультурной среды рассматриваемой территории, в первой главе нами привлекались данные, относящиеся как к более ранним, так и к более поздним периодам.
Источниковая база исследования. Основу источниковой базы составили документы, извлеченные из фондов Государственного исторического архива Сибири. Были изучены фонды церквей русских приходов на территории Сибири, благочинных округов, учебных заведений, личные фонды научных и общественных деятелей.
Содержащиеся в архивах документационные и статистические материалы позволяют определить социальный и этноконфессиональный состав русского Сибирского населения, выявить особенности этнокультурных процессов в зависимости от социально-экономических, общественно-политических условий в стране и в регионе. К сожалению, не удалось найти конкретных документов, повествующих о традиционной праздничной обрядности русского населения Сибири.
Наряду с архивными материалами в исследовании были использованы опубликованные источники. Их можно разделить на несколько групп.
В первую следует объединить законодательные и нормативные материалы, документы делопроизводства. Они представляют большой интерес для изучения процесса заселения и освоения русскими территории Сибири, истории отдельных населенных пунктов. Многие из них были выпущены в сборниках документов и материалов, изданных в разное время центральными и региональными научными центрами.
Вторую группу составляют статистические и справочные издания. К ним относятся списки населенных мест и материалы переписей: Первой Всероссийской (1897 г.), всесоюзных 1926, 1937, 1959, 1970, 1989 гг., а также материалы переписи 2002 года. Они позволяют установить количественные показатели этнического, социального, конфессионального состава населения и некоторые другие сведения справочного характера. На их основе также можно проследить динамику тех или иных явлений за разные годы и сопоставить их с данными других источников.
Следующую группу представляют научные публикации исследователей XIX - начала XX в., которые обобщили богатый фактический материал о русских окказиональных обрядов народов Сибири.
Методологическая основа исследования. Теоретико-методологической базой данного исследования послужили работы ведущих отечественных исследователей Т. А. Бернштам, Е. П. Бусыгина, М. М. Громыко, В. Я: Проппа, В: К. Соколовой, С. А. Токарева, В. И. Чичерова.
В процессе работы над дипломом был применен целый ряд методов объединенных общими методологическими принципами: научной объективности, системности и историзма.
Основными методами исследования являются: сравнительно-исторический метод, позволяющий представить явлениям их реальной форме

и развитии; методы описательный и системный, которые дают возможность раскрыть сущность явлений посредством анализа их конкретной стороны.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Данная работа вносит вклад в изучение локальных групп русского Сибирского населения нашей страны. Приводимая в нем информация может быть привлечена для обобщающего исследования традиционной культуры русских, проживающих на территории Сибири.


Глава 1. Обрядовая деятельность у народов

1.1 Понятие и сущность окказиональных обрядов.

Обряды окказиональные - это внекалендарные обряды, направленные на преодоление возможного или разразившегося кризиса в природе, обществе или психическом и биологическом состоянии человека и домашних животных, либо наоборот - на создание кризиса, отклонения от нормы. Антикризисные окказиональные обряды имеют целью достижение наилучших результатов или, хотя бы нормы, кризисные обряды (обряды наведения порчи) имеют целью создание кризиса, отклонения от нормы в худшую сторону.
Окказиональные обряды (по ситуации, по требам). Особенности проведения обрядов опахивания, битья, вызывания дождя, сохранившихся в отдельных местностях до сегодняшнего дня (Брянская, Рязанская, Тамбовская, Пензенская, Воронежская области). «Пережитки» окказиональных обрядов в современных субкультурах: молодежных, религиозно-философского характера, студенческой среде.
Окказиональные обряды относятся к малоизученным явлениям традиционной культуры. В отличие от семейной и календарной обрядности, окказиональный цикл обрядов казахов и киргизов не привлекал пристального внимания исследователей. Описания этих практик приводятся в общем контексте изучения традиционной культуры. Слабая изученность окказиональной обрядности казахов и киргизов ощущается и в современных публикациях.
Напомню, что окказиональные обряды не носят периодический характер, этим они кардинально отличаются от обрядов других групп, в том

числе календарных. Они проводятся по необходимости, по случаю какого-либо происшествия, и направлены на преодоление (или создание) кризиса (как природного, так и социального характера). Однако грань между антикризисными и кризисными обрядами достаточно условна, так как само понятие принятой в обществе нормы не всегда очевидно. Так, обряд народного целительства, который может быть рассмотрен как антикризисный, остается таковым только до момента перенесения болезни или порчи с больного на другого человека или животное из соседнего хозяйства. Кризисные обряды связаны с нарушением порядка вещей; как правило, это так называемые обряды наведения порчи. Большую часть окказиональных обрядов составляют обряды антикризисные, совершаемые при возникновении критических ситуаций - пожара, засухи, землетрясения, наводнения, эпидемии. В эту же группу обрядов входят и обряды окультуривания пространства и вещей, совершаемые, к примеру, при постройке нового дома, рытье колодца, покупки новой вещи. Окказиональные обряды могут быть индивидуальными, семейными или общественными, в зависимости от количества участников. Несомненно, что окказиональные обряды пересекаются с календарными и обрядами жизненного цикла. Именно поэтому систематизация окказиональных обрядовых практик часто становится спорным вопросом: одни и те же обряды рассматриваются как земледельческие, скотоводческие, лечебные или просто относятся исследователями к т.н. хозяйственным обрядам, к производственной и погодной магии. Если сравнивать казахскую и киргизскую традиции, то в отношении окказиональных практик киргизская культура дает нам более полный и аргументированный современными информантами материал. Значительную роль в религиозной картине мира киргизов играет вера в силу природных стихий и объектов.
Окказиональная обрядность не стала исключением. Такие стихийные явления природы, как гроза, вихрь, проливной дождь или засуха, оценивались киргизами как проявления божественной силы. И в казахской, и в киргизской культуре первая гроза, первый весенний гром воспринимались традиционным сознанием как знак благодати и благополучия. В недалеком прошлом существовал обычай, согласно которому во время первой грозы женщины или сам хозяин дома, держа в руке ведро с молоком, в которое был погружен камень или ковш, производили шум, имитирующий гром, оббегали вокруг юрты со словами «Развернись земля и появись трава! Развернись вымя и появись молоко!».
Между тем при систематизации окказиональных практик наиболее четко выделяются обряды, которые принято называть природными, они ближе всего к календарной обрядности. Именно эти практики (хоть и в редуцированном виде) сохраняются в современной культуре. Н.И. и С.М. Толстые относят окказиональные обряды к более древней практике, чем календарные.
Вполне вероятно, что историческое развитие обрядности происходило от окказиональной ритуальной практики к календарной. Если календарная обрядность основывается на искусственном конструировании событий временного цикла, то окказиональная обрядность строится на непредсказуемости событий, желании с помощью ритуала изменить их ход, утвердить новый миропорядок. Сталкиваясь с современными проявлениями обрядовых практик, невольно задаешься вопросом о том, в какой мере сохраняется сам механизм передачи традиции, коснулись ли его глобальные изменения или изменилось только конкретное проявление той или иной традиции. Анализ современных полевых материалов показывает, что сам механизм передачи знаний практически не подвергся трансформации.
Ритуальными действиями руководят представители либо официального мусульманского духовенства, либо старшего поколения - уважаемые люди, хранители традиций, что обеспечивает межпоколенную преемственность основных ценностных ориентиров этноса. Механизмы трансляции традиции как социальной памяти сохранены. Между тем изменились условия существования традиции и ее проявления. Это утверждение в полной мере относится и к окказиональной обрядности. Переход на оседлый образ жизни, модернизация, смена идеологических приоритетов - эти факторы, несомненно, повлияли на формы выражения окказиональных практик. Многие из них не выжили в изменившихся условиях современной жизни, хотя память о них живет не только среди старшего и среднего поколения, но и среди молодежи. Единственной сравнительно прочной окказиональной традицией на сегодняшний день является практика совместных и индивидуальных молений по определенным случаям.
Изо дня в день мы живем бок о бок с другими людьми и мало задумываемся об их житейском складе и восприятии мира. Так какие же они, народы России и их традиции?
Единственным народом, кто до сих пор полностью чтит свои традиции, являются калмыки. Они проживают в европейской части России и говорят на одном из монгольских языков. Очень интересно они встречают новый год, название праздника произносится как Зула. Обычно он проходит в двадцатых числах декабря. Зула переводится как «светильник», «лампада», «огонь». Обычно калмыки разжигают в этот день костры, они считают, что если огонь сильный, то это возвращает солнцу силу и оно будет все лучше и сильнее греть именно с этого дня. В храмах зажигали лампады и обходили их вокруг с иконами, на которых были изображены буддийские божества. На столе при храме оставляли дары - всякие сладости и молочные продукты.
У калмыков есть еще один интересный праздник Цаган cap. Это первый день весны. В это время все поздравляют друг друга с окончанием холодов и готовятся к перекочевке. Отмечают его в весеннее первое полнолуние. Обычно поздравляющий встает на колено и прикасается ладонями ко лбу. Главное событие этого праздника - ожидание рассвета. С первыми лучами солнца все молятся.
Марийцы, например, празднуют новый год, так же как и русские, а вот Святки у них по-прежнему остаются более значимым событием. Шорыкйол, так называются марийские Святки, отмечается в период солнцестояния. В прошлом марийцы связывали этот день с переменами в жизни и благополучием семьи и своего хозяйства. Утром вся семья шла на поле и делала кучки из снега, которые по поверьям напоминали скирды хлеба и стога. Все старались делать их большими и всегда в нечетном количестве. Ржаные колосья втыкали на стожки и некоторые даже зарывали в них блины. В садах трясли плодовые деревья, чтобы в наступающем году собрать богатейший урожай. Вообще у марийцев есть много интересных праздников, один из них, сохранившийся до наших дней - религиозный обряд марийцев называемый «всемирные моления». Народ собирается в священных рощах и молится. Гуляния в Марий-Эл тоже проходят по традиции, их организуют по религиозным праздникам и по светским мероприятиям. Люди выходят на улицы, облаченные в марийские одежды, поют песни и танцуют.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. Существует в традиции

чувашей праздник Синзе, в это день женщины и мужчины облачаются в белые одежды и не работают.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у башкир и татар. Он посвящен окончанию полевых работ проводимых весной и тесно связан с трудом. В одном этом празднике сплетаются и надежда и радость, и общение с природой. «Весенний день год кормит» - так звучит народная мудрость. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.
Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.
Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.
В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия. Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды. Народный календарь русского народа - это слияние христианского и языческого начал с помощью народного православия. Обряды, которые из покон веков приурочены к достаточно большим праздникам, включали огромное количество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, масок, драматических сценок, народных костюмов и своеобразного реквизита. Русские традиции бесспорно богаты фантазией и произведениями искусства.
Интересными являются традиции русского народа на масленицу. Они связаны с темой семейно-брачных отношений, так как на масленицу чествовали тех молодоженов, которые поженились в предыдущем году. А вот обычаи, связанные с церковным праздником Пасхи, характеризуются Священным писанием - Библией, а также украшением столов освященными пасхами из творога, расписными яйцами и куличами. Рождество традиционно является праздником возвращения и возрождения, его обычаи исполнены подлинной добротой........

Список литературы
1. Авдеев, А. Д. Маска (опыт типологической классификации по этнографическим материалам) / А. Д. Авдеев // МАЭ. - М.-Л., 1957. -T. XVII.
2. Аксенова, Т. В. Традиционные обряды и праздники русских в социокультурном мире Республики Мордовия : дис . канд. ист. наук / Т. В. Аксенова. Саранск, 2010. - 212 с.
3. Алишев, С. X. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья, XVI начало XIX в. / С. X. Алишев. - М.: Наука, 1987. - 270 с.
4. Аничков, Е. В. Весенняя обрядовая песня на западе и у славян / Е. В. Аничков. СПб.: Тип. Имп. АН, 1903. -Ч. 1.-850 с.
5. Аничков, Е. В. Весенняя обрядовая песня на западе и у славян / Е. В. Аничков. СПб.: Тип. Имп. АН, 1905.-.Ч 2,-416 с.
6. Аничков, Е. В. Язычество и Древняя Русь / Е. В. Аничков. - СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1914. 426 с.
7. Апполов, А. Г. Удмурт-Вотяки / А. Г. Апполов // Религиозные верования народов СССР. - М.: Московский рабочий, 1931. - Т.2. - С.214- 225.
8. Апполов, А. Г. Чуваши / А. Г. Апполов // Религиозные верования народов СССР. М.: Московский рабочий, 1931. - Т.2. - С.250-261.
9. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу / А. Н. Афанасьев. М., 1865. - 800 с.
10. Байбурин, А. К. Календарь и трудовая деятельность человека: (русский народный традиционный календарь) / А. К. Байбурин. JL: Знание, 1989.-31 с.
11. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А. К. Байбурин. - СПб.: Наука, 1993.-237 с.
12. Беляева, Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы / Н. Ф. Беляева /Мордовский гос. пед. ин-т. Саранск, 2000. - 261 с.
13. Беляева Н. Ф. Традиционные институты социализации детей и подростков у мордвы / Н. Ф. Беляева / Мордовский гос. пед. ин-т. - Саранск, 2002. 102 с.
14. Бернштам, Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX- начала XX в.: половозрастной аспект традиц. культуры / Т. А. Бернштам. JL: Наука, 1988. - 274 с.
15. Блинова, Г. П. Истоки русских праздников и обрядов / Г. П. Блинова.- М.: Вузовская книга, 2008.
16. Болонев, Ф. Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX начало XX в.) / Ф. Ф. Болонев. - Новосибирск: Наука, 1978.- 159 с.
17. Бузин, В. С. Этнография русских / В. С. Бузин. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007.
18. Буслаев, Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства / Ф. И. Буслаев. СПб., 1887.
19. Бусыгин, Е. П. К вопросу этнографического районирования русского населения Среднего Поволжья / Е. П. Бусыгин // Ученые записки КГУ. Казань, 1956. - Т.116. - Кн. 5. - С. 240-243.
20. Бусыгин, Е. П. Русское население Чувашской АССР: материальная культура / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин. - Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960.-216 с.
21. Бусыгин, Е. П. Взаимовлияние русских с народами Среднего Поволжья (по этническим данным) / Е. П. Бусыгин // Труды ОАИЭ. -Казань, 1963. Т. 1.-С. 56-64.
22. Бусыгин, Е. П. Русское сельское население Среднего Поволжья: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX начало XX вв.) / Е. П. Бусыгин. - Казань: Изд-во КГУ, 1966.-403 с.
23. Бусыгин, Е. П. Русская сельская семья Чувашской АССР: (историко-этнографическое исследование) / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин, JI. И. Зорина. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1980 - 192 с.
24. Бусыгин, Е. П. Этнодемографические процессы в Казанском Поволжье / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин, Г. Р. Столярова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. - 126 с.
25. Владимиров, П. JL Введение в историю русской словесности / П. JL Владимиров. - Киев: Тип. Имп. Университета, 1896. 276 с.
26. Водарский, Я. Е. Итоги переписных книг как источник определения размера пашни в Среднем Поволжье на рубеже XVII XVIII вв. / Я. Е. Водарский // Историография и источники по аграрной истории Среднего Поволжья. - Саранск, 1981. - С. 61-68.
27. Гагин, В. Н. Праздничность как феномен русской культуры / В. Н. Гагин. -М.: Профиздат, 2005. 319 с.
28. Громыко, M. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. / M. М. Громыко. М.: Наука, 1986. - 274 с.
29. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М.: Русский язык, 1981 - Т. 1.
30. Демидова, И. И. Русско-чувашские связи во второй половине XIX - начале XX вв. / И. И. Демидова. Чебоксары, 2006.
31. Денисов, П. В. Религиозные верования чувашей: историко-этнографические очерки / П. В. Денисов. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959.-408 с.
32. Денисов, П. В. Проявление языческо-православного синкретизма в религиозных верованиях чувашского крестьянства конца XIX - начала XX вв. / П. В. Денисов // Труды ЧНИИ. Чебоксары, 1978. - Вып. 86. -С. 120-131.
33. Денисова, Н. П. Летне-осенние календарные праздники и обряды чувашей (XIX - нач. XX вв.) / Н. П. Денисова // Чувашское народное творчество. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1985.
34. Димитриев В. Д. История Чувашии XVIII в. (до крестьянской войны 1773-1775 годов) Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. - 529 с.
35. Димитриев, В. Д. Из истории городов Чувашии второй пол. XVI - нач. XVII вв. / В. Д. Димитриев // Ученые записки ЧНИИ. - Вып. XXIX. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. - С. 135-183.
36. Димитриев, В. Д. Общения чувашей с русскими и влияние русской культуры на чувашскую в конце XIX - начале XX веков / В. Д. Димитриев // Ученые записки ЧНИИ. Вып. XL. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1968. - С. 103-128.
37. Димитриев, В. Д. Чебоксары: очерки истории города конца XIII -XVII веков / В. Д. Димитриев. Чебоксары: ЧГИГН, 2003. - 178 с.
38. Димитриев, В. Д. Динамика численности чувашей в XVII - XIX веках в сравнении с соседними народами / В. Д. Димитриев // Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа. -Чебоксары, 2004. С. 180-197.
39. Дмитриева, Э. Я. Города Чувашии: экономико-географические очерки / Э. Я. Дмитриева. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1987. - 128 с.
40. Евсевьев, М. Е. Историко-этнографические исследования / М. Е. Евсевьев // Избр. тр. Т. 5. - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1966. -552 с.
41. Журавлев, А. Ф. Охранительные обряды, связанные с падежом скота, и их географическое распространение / А. Ф. Журавлев // Славянский и балканский фольклор. -М.: Наука, 1978. С. 71-94.
42. Забелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен / И. Е. Забелин.-Ч. 2.-М., 1879.-215 с.
43. Зеленин, Д. К. Магические функции примитивных орудий / Д. К. Зеленин // Известия АН СССР. Отделение гуманитарных наук. 1931. - № 6. - С.713-732.
44. Зеленин, Д. К. Истолкование пережиточных религиозных обрядов / Д.К. Зеленин // Советская этнография. 1934. - №5. - С. 3-16.
45. Зеленин, Д. К. Восточнославянская этнография / Д. К. Зеленин. М.: Наука, 1991.-510 с.
46. Зеленин, Д. К. Народный обычай «греть покойников» / Д. К. Зеленин // Избр. тр. Статьи по духовной культуре. 1910-1913. М.: Индрик, 1994.-С. 164-178.
47. Зеленин, Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки / Д. К. Зеленин; Институт славяноведения и балканистики РАН. - М.: Индрик, 1995. 430 с.
48. Зорина, JI. И. Современная русская сельская семья Чувашской АССР / JI. И. Зорина // Очерки статистической этнографии Среднего Поволжья: сб. ст. Казань, 1976. - С. 58-77.
49. Зорин, Н. В. Русская свадьба в Среднем Поволжье / Н. В. Зорин. - Казань.: Изд-во Казан, ун-та, 1981 200 с.
50. Зорин, Н. В. Русский свадебный ритуал / Н. В. Зорин. М.: Наука. -2001.-248 с.
51. Grimm J. Deutsche Mythologies. Bd. 1-2. -Gottingen: Dieterich 1854. -1246 S.
52. Kappeler A. Russlands erste Nationalit?ten: das Zarenreich und die Volker der Mittleren Wolga. Koeln, Weine: Boehlau Verl, 1982. - IX, 571 S.
53. Swartz W. Die Poetischen Naturanschauungender Griechen, Romer und Deutschen in ihrer Beziehung zur Mythologie. Berlin, 1874А





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.