На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89861


Наименование:


Курсовик Общая характеристика федерального фонда обязательного медицинского страхования.Анализ бюджета ФОМС РФ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 14.6.2015. Сдан: 2014. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: 77.03.

Описание (план):


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Экономическая сущность и роль обязательного медицинского страхования 5
1.1.Структура системы обязательного медицинского страхования в России и ее развитие 5
1.2.Правовые основы обязательного медицинского страхования 11
Глава 2.Анализ бюджета ФОМС РФ 17
2.1.Источники формирования бюджета ФОМС в 2010-2013 гг. 17
2.2.Анализ структуры и динамики расходов бюджета ФОМС 22
Глава 3.Проблемы развития и перспективы реформирования обязательного медицинского страхования в России 25
3.1.Проблемы формирования и расходования финансовых средств обязательного медицинского страхования 25
3.2.Пути повышения роли ФОМС в экономическом и социальном развитии РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45


ВВЕДЕНИЕ

Охрана здоровья представляет собой особую сферу социальной политики государства по обеспечению граждан медицинской помощью и профилактике заболеваний. Одним из важнейших приоритетов государственной политики на среднесрочную перспективу, закрепленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, должно стать сохранение и укрепление здоровья населения.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, решая при этом важнейшую государственную задачу.
На современном этапе в Российской Федерации функционируют, являясь самостоятельными некоммерческими организациями Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. Но, не смотря на широкие функции данных фондов, на значительные финансовые ресурсы, аккумулируемые в отрасли здравоохранения посредством данных фондов, на отдельные позитивные изменения, в связи с внедрением страховых принципов медицинской помощи, задачи, озвученные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. диктуют новые требования к системе здравоохранения.
Наибольшую актуальность в настоящее время приобретает решение проблем эффективного распределения ресурсов для повышения и качества доступности медицинской помощи, разрешения несоответствий между с одной стороны, необходимостью обеспечения гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью, и, с другой стороны, между ресурсами, которыми располагает государство для реализации данных гарантий, а так же необходимостью развития страховой отрасли и соответствующей нормативно-правовой базы. Исходя из вышеизложенного, освещение проблем реформирования медицинского страхования на современном этапе приобретает особую актуальность.
Цель курсовой работы - выявить основы и особенности формирования и использования средств обязательного медицинского страхования.
К задачам работы необходимо отнести:
- выявление роли ФОМС в системе обязательного медицинского страхования;
- определение функций и полномочий ФОМС;
- выявление источников формирования бюджета ФОМС;
- анализ структуры и динамики расходов бюджета ФОМС;
- выявление проблем ФОМС и направлений их решения.
Объект в работе - обязательное медицинское страхование и деятельность ФОМС, предмет - особенности формирования и использования средств ФОМС в современной России.


Глава 1.Экономическая сущность и роль обязательного медицинского страхования
1.1.Структура системы обязательного медицинского страхования в России и ее развитие

История медицинского страхования в современной России насчитывает около 20 лет. За это время медицинское страхование завоевало популярность и вместе с тем накопило проблемы.
Начало системе обязательного медицинского страхования в России было положено с принятием Закона №1499-1"О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
В период затянувшегося кризиса в стране появление системы ОМС было обусловлено необходимостью, прежде всего, чтобы компенсировать социальные гарантии государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи путем целенаправленного стимулирования и дифференцированного распределения финансовых средств.
Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространялись на работающих граждан с момента заключения с ними трудовых договоров. Согласно Закону N 1499-1 страхователь был обязан:
- заключать договор ОМС со страховой медицинской организацией;
- вносить страховые взносы в порядке, установленном этим Законом и договором медицинского страхования.
Оформлением полисов ОМС в большинстве случаев занимались кадровые работники или другие сотрудники, назначенные приказом руководителя. При прекращении трудовых отношений работник обязан был сдать выданный ему страховой медицинский полис.
Обязательное страхование неработающего населения законодательством возлагалось на муниципальные власти. Как правило, платежи на ОМС в этом случае должны были осуществляться за счет средств местных бюджетов, а расходы на указанные цели предусматривались в бюджетах субъектов РФ.
Но конкретные требования к размеру страховых взносов на ОМС неработающих граждан со стороны органов государственной власти субъектов РФ прежним законодательством предусмотрены не были. Это приводило к существенному различию финансового обеспечения оказания медицинской помощи и, как следствие, снижало доступность, качество и объем медицинской помощи, оказываемой гражданам в различных регионах.
Тем не менее, такой тариф являлся, мягко говоря, неполным, а точнее - минимальным. Это приводило к ограничению участия частных медицинских организаций в системе ОМС, не давало возможности гражданам свободно выбрать медицинское учреждение вне зависимости от формы собственности.
Не был четко определен и правовой статус Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) как субъектов системы ОМС.
В прежнем Законе не было положений о единой базе данных застрахованных лиц в Российской Федерации. Это, в свою очередь, создавало трудности в предоставлении медицинской помощи за пределами региона, в котором был застрахован гражданин.
Отсутствовали нормы, раскрывающие права страховых медицинских организаций по контролю объемов, сроков и качества медицинской помощи. В целом структура управления системой ОМС была несовершенна.
Поэтому в 2010 году был принят новый закон в области обязательного медицинского страхования - Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Законом более конкретно регламентировано взаимодействие субъектов в системе ОМС, уточнены права застрахованных, более конкретно закреплены права и обязанности фондов обязательного медицинского страхования и страховщиков.
Новый закон так же регламентировал переход на одноканальное финансирование в системе ОМС.В 2011 году действие нового Закона в части перехода на одноканальное финансирование было опробовано в нескольких пилотных регионах.
При одноканальной системе финансирования:
- в структуру тарифа на медицинские услуги в системе ОМС включены все статьи расходов;
- пересмотрен перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемых за счет бюджетов, с целью передачи части этих обязательств в систему ОМС;
- повышен подушевой норматив платежей на ОМС неработающего населения для обеспечения сбалансированности увеличенных расходных обязательств и финансовых ресурсов системы ОМС.
В семи регионах, в которых реализовался пилотный проект (в Белгородской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Томской областях, Краснодарском и Хабаровском краях), источником увеличения страховых взносов были региональные бюджеты. Рост ассигнований на ОМС неработающего населения был обеспечен за счет перераспределения средств регионального бюджета.
В шести регионах (во Владимирской, Калужской и Нижегородской областях, Пермском крае, Республике Татарстан и Чувашской Республике) решение этой задачи было обеспечено за счет передачи средств муниципальных образований региональному бюджету для их последующего направления в систему ОМС. Во многих регионах не все муниципальные образования выполнили обязательства по передаче своих средств региональному бюджету.
Более существенные результаты дал механизм перераспределения расходных обязательств субъекта РФ и муниципальных образований. Например, в Калининградской области сумма дотаций из бюджета области была уменьшена на величину расходов на содержание муниципальных ЛПУ, что позволило увеличить взнос на ОМС неработающего населения. Данный переход был облегчен тем, что все муниципальные образования в области являются дотационными.

Современная система обязательного медицинского страхования в России представлена на рисунке.1
Из рисунка 1 видно, что участниками системы ОМС являются:
Застрахованные (потребители медицинских услуг),
Медицинские учреждения (исполнители медицинских услуг),
Страхователи (те, кто платит),
Страховщики (страховые медицинские организации),
Территориальный фонд ОМС (рис.1)


Рисунок 1 -Участники системы ОМС
Рассмотрим подробнее прохождение финансовых ресурсов в системе обязательного медицинского страхования. Как видно из рисунка, наполнению территориальных фондов обязательного медицинского страхования содействует Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).
Наполнение и расходование ФОМС:
Согласно Закону № 326-ФЗ, единственным страховщиком в ОМС является Федеральный фонд ОМС - некоммерческая организация, созданная для реализации государственной политики в сфере ОМС.
К доходам бюджета Федерального фонда относятся (рис.2)

Рисунок 2 - Доходы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования
Основным источником поступления являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование. До 2012 года страхователями (работодателями) перечислялись отчисления в ФФОМС и ТФОМС в процентах от фонда заработной платы работников. С 2012 года за счет работодателей, как раньше, взносы в территориальные фонды ОМС (далее ТФОМС) не перечисляются. Тарифы страховых взносов работодателям установлены в ФОМС 5,1%. Это, что касается взносов на работающее население.
Размер и порядок расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения установлены Федеральным законом от 30.11.2011 N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", причем его действие распространяется на взаимоотношения, возникшие с 2012 года.
Согласно ст.1 данного Закона размер тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения составляет 18 864,6 рубля.
К расходам данного фонда можно отнести: расходы, производимые с целью выравнивания финансового состояния и условий деятельности территориальных фондов; расходы на реализацию целевых программ по оказанию медицинской помощи; расходы на обеспечение целевых мероприятий по развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования.
Наполнение ТФОМС:
По состоянию на 1 января 2013года система ОМС насчитывает 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования.
Если раньше средства страхователей перечислялись и в территориальные фонды по нормативу от фонда заработной платы, то с 2012 года таких отчислений нет. Основная часть доходов фондов формируется за счет средств ФФОМС. Для расчета объема субвенций, которые предоставляет федеральный фонд региональным используется численность застрахованных граждан, норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, а так же другие показатели. Так же в бюджеты ТФОМС из ФФОМС период 2011-2013 годов поступают субсидии на финансирование региональных программ модернизации здравоохранения.
Страховые медицинские организации:
Средства из ТФОМС перечисляются страховой медицинской организации, которая на основании заключенных договоров производит оплату оказанных медицинских услуг медицинской организации. Медицинская организация взаимодействует с застрахованным лицом в части оказания медицинских услуг. Страховая организация взаимодействует с застрахованным лицом так же в части защиты прав застрахованного лица.
Застрахованные лица обязательно должны иметь страховой полис. Полис ОМС удостоверяет право гражданина на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории РФ при наступлении страхового случая в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС, а на территории субъекта РФ, в котором выдан полис - в объеме, установленном территориальной программой ОМС.
1.2.Правовые основы обязательного медицинского страхования

Медицинское страхование (далее - ОМС) является особым видом личного страхования и предполагает защиту интересов физических лиц. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам получение медицинской помощи при наступлении страхового случая за счет средств специально формируемых страховых денежных фондов.
Гарантии заключаются в предоставлении возможности реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья, т.е. обеспечении реальности о........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ) // СПС «Гарант», 2013
2. Федеральный Закон от 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании РФ» (с изменениями и дополнениями от 11.02.2013 г.) // СПС «Гарант», 2013
3. Алимов С.С. Экономическая теория.- Алматы: «Бота», 2010.-471 с.
4. Басалай С. И. Механизмы управления финансовыми ресурсами. Монография.- М.: Российское образование, 2010.- 189 с.
5. Балабанов И.Т., Балабанов А.И.Страхование.- СПб: Питер, 2010.-256 с.
6. Вавулин Р. Пенсионное страхование // Все о страховании.- 2008.- №63
7. Гвозденко А.А. Основы страхования.- М.: «Финансы и статистика», 2010.- 269 с.
8. История медицинского страхования // Фонд ОМС.- 2012.-23 марта
9. Захаров Д.Г. Финансы.- М.: Дрофа, 2012.- 329 с.
10. Зеленцов Я. Территориальные фонды ОМС // Страховые основы.- 2010.- 12 января
11. К проекту стратегии развития страхования в РФ на 2013-15 гг. // Страховое дело.- 2010.- № 6 и № 7
12. Кудрин А.Л. Трёхлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики // Финансы. - 2010.- № 4.- С.3-9
13. Макаревич Я. Финансы.- М.: ВиД, 2012.- 329 с.
14. Малахов Д. Личное страхование // Все о страховании.- 2010.- №63
15. Малик Р. Перспективы развития страхования в России // Страхование в России.- 2010.- 12 февраля
16. Мамышева В.А. Страхование.- М.: Сомитэк, 2010.-412 с.
17. Ольховская Д.И. Страхование. Учебник.- М:АСТ, 2012.-371 с.
18. Ортманин Р.Ю. финансы.- М,: АСТ, 2013.- 327 с.
19. Паранов С.М. Социальная политика России.- М,: АСТ, 2013.- 199 с.
20. Поляк Г. Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2010.- 512 с.
21. Рейтман Л.И.Страховое дело. Учебник.- М: Фраза, 2010 - 325 с.,
22. Романова Т.Ф. Страхование: теория, практика/ РГЭА.- Ростов-на-Дону: РГЭА, 2010.-499 с.
23. Романовский М.В., Врубелевская О.В. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Перераб. Изд.- М.: Юрайт, 2010.- 523 с.
24. Скуратова Е. Страхование сотрудников от несчастного случая // Директор-инфо.- 2010.- № 45
25. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование- М.-АСТ, 2010.-377 с.
26. Корчагин В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения. - М.: Эпидавр, 2009 - 322с.
27. Кравчук С.Г. "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов""// Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2012.-№8
28. Кучеренко В. В чем суть реструктуризации. // Главврач. № 11. 2009.
29. Логвинова И.Л.ДМС и финансирование отечественной системы здравоохранения//Страховое дело.-2011.-№10
30. Михайлова Ю.В., Сон И.М., Данилова Н.В. Реализация пилотного проекта, направленного на улучшение качества медицинских услуг в здравоохранении.// Менеджер здравоохранения.- 2009.-№ 2. -С.6-10
31. Никулина Н.Н, Березина Страхование. Теория и практика: Учебник.-М.: Юнити-Дана, 2008,.С.512 .
32. Обсуждение проекта Концепции развития здравоохранения до 2020 года. Одноканальное финансирование - миф или реальность?//Менеджер здравоохранения.-2008.- №11
33. Райзберг Б. А Управление и экономика здравоохранения учебное пособие/ Райзберг Б. А., Воробьев П.А., Вялков А.И., Латфуллин Г.Р., Кучеренко В.З., Шиленко.- М.: Гэотар-Медиа.- 2009.- 479 с.
34. Решетников А.В. Экономика здравоохранения. Учебное пособие/ Решетников А.В..-М.: Гэотар-Медиа,.-2010.- 272 с.
35. Рыбин В.Н. Степкина Ю.А. Механизмы реализации принципов обязательного медицинского страхования в РФ// Финансы.2012.-№6.-с.49
36. Рязанский В.В."Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год""// Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2012.-№7
37. Соколова И.В. "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год""// Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2012.-№9
38. Сообщение Интерфакс №27 (1993) от 17.02.2011
39. Сплетухов Ю.А, Дюжиков Е.Ф.Страховние: Учебник.- М.: Инфра-М, 2008.- С.320
40. Такаева А. // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации.-2010.- №6
41. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ Сенчагов В.К. и др. -изд.2-е перераб.и допол. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007.-719с.
42. Харитонова И.Б. Оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации: итоги выполнения за 2012г. / И. Б. Харитонова, В. И. Перхов // Менеджер здравоохранения.-2013.- №12
43. Хмаладзе Э.В. Статистические методы в демографии и страховании жизни. Краткий курс лекций. М.:Либроком.-2009 , С. 200
44. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: «Русь», Издатцентр, 2008.- С.125.
45. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: «Русь», Издатцентр, 2008.- С.125.
46. Экономика здравоохранения. Учебное пособие / Под ред. И.М. Шеймана. М.: ТЕИС, 2008.- С. 280.





Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.