На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 89866


Наименование:


диплом Проектирование деятельности педагога по развитию воображения детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 14.6.2015. Сдан: 2012. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание

Введение……….…………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития воображения у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности…………………………………………………………..…………..6
1.1. Психолого-педагогический аспект развития воображения у детей дошкольного возраста……………………………….………………………6
1.2. Изобразительная деятельность как средство развития воображения у дошкольников ……………………………………………………………….14
Глава II. Проектирование деятельности воспитателя по развитию воображения у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………..……….18
2.1. Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………18
2.2. Система занятий по развитию воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности……………………..…….22
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………….33
2.4. Методические рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста…….….……………………36
Заключение………………………………………………………………..………39
Список литературы………………………………………………………………41
Приложение………………………………………………………………………..47

Введение

Общественные процессы - демократизация, гуманизация, становление рыночных отношений, глубокие перемены в содержании и характере материальных и духовных условий жизни людей, привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны данной ступени образования. В частности, это коснулось развития воображения ребенка-дошкольника.
Проблемой развития воображения детей дошкольного возраста занимались ученые, специалисты О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Вернер, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьева, которые указывают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, но и, способствует саморазвитию личности.
В настоящее время в теории и практике дошкольного образования происходят коренные изменения, связанные с пересмотром основных целей и принципов творческого развития детей. Этому способствуют усиление внимания к эстетическому воспитанию, развитие творческого потенциала и воображения всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий ? приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности разрабатывалась в трудах О.В. Боровик, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Г.Д. Кирилловой, Л.С. Коршуновой, Е. Кравцовой, Е. Пороцкой и др.
Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.
Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало ведущим при выборе темы исследования.
Таким образом, сложились следующие противоречия:
- между объективной потребностью в использовании изобразительной деятельности в развитии воображения у детей дошкольного возраста и недостаточными научно-методическими рекомендациями по реализации в детском образовательном учреждении;
- между недостаточно развитым воображением у детей дошкольного возраста и необходимостью повышения уровня его развития для полноценного нервно-психического функционирования ребенка в повседневной жизнедеятельности.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в изучении влияния изобразительной деятельности на развитие воображения детей дошкольного возраста.
Все вышеизложенное определяет выбор темы исследования: «Проектирование деятельности педагога по развитию воображения детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности».
Объект: процесс развитие воображения детей дошкольного возраста
Предмет: изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Цель: спроектировать деятельность педагога по развитию воображения детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обобщить теоретические подходы к проблеме развития воображения на занятиях изобразительной деятельности.
2. Проанализировать уровень развития воображения у дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью.
3. Спроектировать систему занятий по развитию воображения у дошкольников на занятиях изобразительной деятельности.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по определению эффективности изобразительной деятельности в развитии воображения у детей дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы научного познания. Среди них теоретические: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, синтез научного опыта, изучение теории и практики организации развития воображения ребенка дошкольного возраста; эмпирические: тестирование, опрос.
База исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Детство» №204.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный педагогический проект развития воображения дошкольников может быть использован в практической педагогической деятельности воспитателей, методистов, заведующих детскими образовательными учреждениями.
Глава I. Теоретические основы развития воображения у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью
1.1. Психолого-педагогический аспект развития воображения у детей дошкольного возраста

Проблема определения сущности воображения является одним из важнейших направлений научных поисков. Феномен воображения рассматривается в философии, педагогике, психологии, частных методиках. Психологическая сущность воображения раскрывается в работах ученых, специалистов (Л.С. Выготский, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.). Существует много точек зрения на определения сущности воображения. Практически все исследователи сходятся во мнении, что воображение - один из любопытнейших психических процессов, определяющих поведение человека и его индивидуальность. Однако единого мнения о том, что же такое воображение, единого подхода к его классификации не существует [75, с. 15].
Термин «воображение» достаточно широко толкуется в различных словарях. Согласно одним словарным толкованиям «воображение» - это специфическая человеческая форма психической деятельности, возникшая на основе практического преобразования действительности [6, с. 57]. Согласно другим «воображение» - это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте [3, с. 98]. Философский словарь определяет «воображение» как представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение; равным, образом деятельность, порождающая такое представление или предположение [21, с. 56]
Под воображением в широком смысле И. Кант понимает способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании. Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально ? «разум воображения», диалексическая логика воображения ? и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество [18, с. 69].
Известный психолог Р.С. Немов считает, что воображение ? это «особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающая промежуточное положение между восприятием и памятью» [52, с. 128]. Ряд психологов трактует воображение как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [13, с. 112].
З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно З. Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции [13, с. 281]. Этой же точки зрения придерживался Ж. Пиаже. Современная зарубежная психология рассматривает воображение как важную сторону творчества, равно как и всякой творческой деятельности вообще [64, с. 145].
«Воображение, ? пишет С.Л. Рубинштейн, ? связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое» [67, с. 256]. «Воображение ? это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение ? это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [67, с. 257].
По мнению Г.С. Абрамовой, А.Я. Дудецкого воображение ? это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности [1, с. 18].
Э.В. Ильенков сущность воображения видит в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Он подчеркивает, что воображение противостоит произволу, который выражается в наделении предмета любыми свойствами без всякого на то объективного основания [28, с. 58]. Этой же позиции придерживается В.В. Давыдов.
Е.Е. Кравцова, Я.Л. Коломенский в своих работах пишут, что воображение ? психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться [40, с. 36].
Б.М. Бим-Бад определяет воображение как психический процесс, заключающийся в создании образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются [3, с. 93]. По мнению В. А. Крутецкого, воображение - это «создание образов таких предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше» [42, с. 287]. Некоторые исследователи (Боровик, О.В., Дьяченко О.М.) характеризуют воображение как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления [7, с. 19].
Воображение ? это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами [28, с. 103].
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция заключается в том, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли [67, с. 88].
Анализ трудов различных исследователей показал, что в понимании сущности термина «воображения» нет единой точки зрения. В нашем исследовании вслед за Л.Ф. Обуховой мы рассматриваем «воображение» как психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание [56, с. 29].
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Таким образом, учитывая многообразие трактовок понятия «воображение» трудно не согласиться с мнением В.Г. Крысько, которая обобщила и определила, что воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
- вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства;
- изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);
- соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);
- конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
- мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
- переноса на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
- мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);
- создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и другие наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются) [47, с. 158].
Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие постоянную «базу» воображения [3, с. 116].
Рассматривая процесс воображения, следует сказать, что воображение выполняет в жизни индивида ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция особо разрабатывается в психоанализе [40, с. 89]. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [40, с. 90].
Первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам. В этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, прежде всего в предметной игре. Его воображение еще неустойчиво, не подчиняется определенной задаче. В более старшем возрасте воображение развивается в сюжетно-ролевой игре, предоставляющей большие возможности для детского творчества. Появляются первые попытки словесного творчества, конструирования и т.д. [3, с. 169].
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности [62, с. 260]. И главное - дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника [62, с. 261]. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные, а это является условием возникновения познавательного интереса к деятельности, что в свою очередь способствует развитию воображения.
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции - познавательную и аффективную [22, с. 302]. Основная задача познавательного воображения - это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления [21, с. 69].
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя - чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения И........


огического анализа познавательной функции воображения / Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. - М. 1989. / Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 - 39. Воображение и игровая деятельность: 83 - 97. Чувственное отображение и воображение: 113 - 122. Воображение и мышление: 122 - 138.
39. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду < izo/teoria.html> / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1977. - 259 с.
40. Кравцова Е. Развитие воображения / Е.Кравцова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №12. - С. 17.
41. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е.Кравцова. - М.: Просвещение, 2001. - С. 66.
42. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2006. - С. 278.
43. Кузнецова Н. Консультационные дни для родителей «Сотрудничество» // Ребёнок в детском саду. - 2001. - № 6. - С. 65-68.
44. Лейтес Н.С. Ранние представления одаренности // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - с. 98 - 108.
45. Леонтьева А., Лушпарь, Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. - № 8. - С. 57 - 59.
46. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
47. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 214 с.
48. Лыкова И.А. Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества / И.А. Лыкова. - М.: Просвещение, 2001. - 218 с.
49. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М.: Просвещение, 2000. - 251 с.
50. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - С. 43.
51. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 2002. - С. 314.
52. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2005. - С.342.
53. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2003. - С. 63.
54. Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении / О.Н. Никифорова. - М.: Просвещение, 1990. - 259 с.
55. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2004. - С. 66.
56. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2004. - С. 25.
57. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с
58. Оксфордский словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа - < >59. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. - 2007. - №6. - С. 13.
60. Панкина М. В. Творческие методы дизайн-проектирования в образовании и практике [Электронный ресурс] / Режим доступа - < html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=5818>
61. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. -- 576 с.
62. Полуянов Д.С. Воображение и способности / Д.С.Полуянов. - М.: Знание, 1985. - 50 с.
63. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения / Дошкольное воспитание. - 2004. - №9. - С. 66.
64. Психология: Учебник / под ред. А.А. Крылова. - М.: Просвещение, 2000. - С. 62.
65. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. - М.: Просвещение, 2003. - С. 123.
66. Рибо Т. Творческое воображение / Т. Рибо. - М.: Просвещение, 2001. - С. 83.
67. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2003. - С. 50.
68. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Академия, 2002. - 576 с.
69. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 55.
70. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / художник Куров В.Н. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
71. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. - М.: РЕЧЬ, 2006. - 259 с.
72. Урунтаева Г.А. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
73. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум / Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 2006. - С. 97.
74. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 2007. - С. 219.
75. Цезарь П.К. Чудо воображения (воображение в норме и паталогии) / П.К. Цезарь, Фролова Г. В. - Новосибирск.: Наука, 1988. - 205 с.
76. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. - М.: Просвещение, 2003. - 98 с.
77. Щербакова А.И. Практикум по общей психологии / А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 2000. - С. 223.
78. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2005. - С. 68.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.