На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90081


Наименование:


Диплом Формирование читательских интересов у младших школьников при изучении стихотворений

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 24.6.2015. Сдан: 2012. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИНТЕРЕС И ЕГО ВИДЫ 7
1.1 Читательский интерес 7
1.2 Основные трудности в чтении детей 13
1.3 Пути формирования читательского интереса младших
школьников 16
2.РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЯМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Виды стихотворений и их своеобразие 19
2.2 Методика работы над лирическими и эпическими стихотворениями
в начальной школе 24
2.3 Виды работ со стихотворениями на уроках чтения в повышении
читательского интереса младших школьников 28
3. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСЕОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ 39
3.1 Выявление уровня сформированности читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения 39
3.2 Работа по формированию читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения 44
3.3 Анализ проведённого исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
ВВЕДЕНИЕ

Только книга может обогатить мир ребёнка. Ни для кого не секрет, что книга развивает наш язык, она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят другие. Книги придают нам силы и вдохновение, увлекают и развивают, заставляют нас смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудной ситуации. Книга помогает понять других. Читая книгу, мы знакомимся с писателями других культур и эпох. Хорошую детскую книгу можно читать вслух на радость взрослым и детям.
Детская книжка открывает нам путь в большую литературу - огромный мир на всю жизнь. Однако современные социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:
-заметное снижение интересов к чтению у младших школьников и подростков;
-резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, и аудио техника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;
-подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры и. т. д.
Злободневность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения. В ней говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры. По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране, за прошедшие 10 лет, уменьшилось с 49 % до 26 %.
«Национальная программа» в этой связи предусматривает:
-изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и ВУЗах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской и информационной компетентности личности.
- Разработку специальных проектов и программ для образовательных и просветительных учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности.
Кризис детского чтения проявляется в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий. Прилагается немало усилий в этом направлении, но, как мы видим, интерес формируется недостаточно. Чтобы сформировать его, прежде всего, нужно обеспечить сформированность самого умения читать у детей младшего школьного возраста. Избранная тема работы актуальна, так как направлена на развитие умений учителя начальной школы по формированию читательского интереса детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования:являются ли предложенные виды работы со стихотворениями факторами формирования читательского интереса учащихся начальной школы.
Объектом исследования является процесс развития читательского интереса младших школьников на уроках чтения.
Предмет исследования - виды работ с лирическими и эпическими стихотворениями на уроках литературного чтения.
Цель: подобрать виды работ с лирическими и эпическими стихотворениями, способствующие повышению читательского интереса. В соответствии с этой целью выдвигаются следующие задачи:
- Выявить отношение младших школьников к урокам чтения, к изучению лирических и эпических стихотворений;
- Проанализировать читательские формуляры и читательские дневники младших школьников;
- Выявить уровень сформированности читательских интересов младших школьников;
- Исследовать возможность использования разнообразных видов работ со стихотворениями в повышении читательского интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование читательского интереса на уроках чтения при изучении стихотворений возможно, если:
- процесс обучения чтению будет целенаправленно организован и связан с возбуждением читательского интереса;
- в учебном процессе будут применяться разнообразные виды работы со стихотворениями, способствующие возникновению интереса к чтению;
Методы исследования определялись целями и задачами. В их числе нами использовались такие, как:
1.Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования с целью выяснения актуальности и степени разработанности данного вопроса.
2.Изучение передового педагогического опыта с целью отбора видов работ с лирическими и эпическими стихотворениями.
3.Наблюдение за деятельностью учащихся с целью выявления уровня сформированности читательского интереса.
4.Беседа с учителем с целью выяснения видов работ и их воздействия на формирование читательского интереса у младших школьников при изучении стихотворений.
5.Анкетирование с целью выяснения отношения детей к книгам, к чтению, к стихотворениям.
6.Сравнительный анализ читательских формуляров с целью получения данных о количестве посещений библиотеки и индивидуальных предпочтениях читателей.
Работа состоит из 3 глав.
Первая глава посвящена интересу и его видам, в ней раскрывается такое понятие, как «читательский интерес», говорится о трудностях, с которыми сталкиваются дети при чтении и о том, как с ними бороться. Также в ней представлены пути формирования читательского интереса.
Во второй главе рассматриваются виды стихотворений и их своеобразие, методика работы с лирическими и эпическими стихотворениями, также представлены виды работ со стихотворениями на уроках чтения.
Третья глава содержит информацию о работе по формированию читательского интереса младших школьников при изучении стихотворений
В ходе написания выпускной квалификационной работы было использовано достаточное количество источников, содержащих информацию по проблеме исследования. Среди них:
Е.И Матвеева Учим младшего школьника понимать текст, где представлены три методических практикума по анализу литературного текста: стихотворного, повествовательного, драматического; практикум состоит из занятий, каждое из которых оснащено методически;
О.В. Кубасова Как помочь ребёнку стать читателем, где представлены ответы на волнующие педагогов проблемы обучения детей чтению
Статья С. Россинской «Как приохотить ребёнка к чтению»из ж. «Семейное чтение», в которой автор проводит беседу с родителями специалиста по развитию речи Галины Евмещенко о том, как приохотить ребёнка к чтению, даёт простые и полезные профессиональные советы;
Статья З. Гриценко «Истоки и причины нечтения» из ж. «Дошкольное воспитание», где исследуются пути преодоления детского нечтения, небрежения к книге, к художественному произведению;
Статья В.В. Заишловой «Лирика природы»из ж. «Начальная школа», где подчёркнута значимость изучения лирических стихотворений, представлена методика работы над этим стихотворением.


1. ИНТЕРЕС И ЕГО ВИДЫ
1.1 Читательский интерес

В разных источниках даётся различное толкование термина «интерес».
1.Интерес- это эмоциональное проявление познавательных потребностей человека (7,143).
2.Интерес (от лат.- имеет значение, важно) - реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. (11, 143 )
3. Интерес - как душевное состояние- повышенное внимание, душевное влечение, умственная тяга и повышенный жизненный тонус.( >4.Интерес- внимание возбуждаемое по отношению к кому/чему-нибудь значительному, важному, полезному, или кажущемуся таким.( 12, 158)
Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию, неудовлетворение - к депрессии.
Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается не явно.
В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Интересы также бывают широкими и узкими. Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект. Если интерес соединяется с волей, он становится склонностью.
Рассмотрим подробнее существующие классификации интересов.
Классификация интересов по содержанию:
-материальные интересы проявляются в стремлении к жилищным удобствам, к одежде и.т.д.
-духовные интересы - это познавательные интересы к разным видам искусства. Они характеризуют высокий уровень развития личности.
- общественные интересы включают интерес к общественной работе, к организации деятельности.
Классификация интересов по направленности:
-широкие интересы - разнообразие интересов при наличии основного, центрального;
-узкие интересы - наличие одного или двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному;
-глубокие интересы - потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях;
-поверхностные интересы - скольжение по поверхности явления и нет интереса к объекту по-настоящему;
Классификация интересов по силе:
-устойчивые интересы - длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закреплёнными особенностями его личности;
-неустойчивые интересы - сравнительно кратковременны, быстро возникают и также быстро угасают;
Классификация интересов по опосредованности:
- прямые интересы - вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, её занимательностью и увлекательностью;
-косвенные интересы- вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непосредственно интересующим человека;
Классификация интересов по уровню действенности:
-пассивные интересы - созерцательны, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта;
-активные интересы- действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса;
«Интерес» один из терминов, которые оставались и остаются мало замеченными в профессиональных, технологических и педагогических словарях. Этот термин часто употребляется для обозначения таких понятий, как внимание, потребность, целенаправленность, мотивация, сосредоточенность. Большинство отечественных и зарубежных учёных утверждают, что именно интерес лежит в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти и познания.
В 70-80 годах 20 века в нашей стране в рамках библиотечной психологии была проведена под руководством Б.Г.Умнова серия научных исследований, посвящённых феномену «читательский интерес». В качестве основного признака читательского интереса была названа значимость определённой литературы для субъекта и положительное отношение к ней. В структуре читательского интереса был выделен аспект заинтересованности как особого рода концентрации непроизвольного внимания с положительным тоном чтения и характеризующийся оптимальным уровнем процесса восприятия, мышления, воображения, запоминания. В этом состоянии читателю не приходится напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив, человека трудно бывает отвлечь, настолько велико его желание продолжить чтение. (23;45)
К качественным характеристикам читательского интереса отнесены такие понятия, как устойчивость, глубина, избирательность, содержание. Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешним стимулом (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше.
Сосредоточенность духовых сил человека на какой-то одной области знаний лишает его многообразия интересов. Нужно формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения.
Если рассматривать избирательность читательского интереса, то он дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность.
В настоящее время, когда книжный рынок захлестнула волна низкопробной массовой литературы, появилась необходимость выделить в читательских интересах детей созидательную и разрушительную направленность.
Е.Мурашова в своей статье «Многие дети не читают книги. Это нормально?» писала «…станут читать Маршака, Барто, Михалкова, Чарскую и «маленького лорда Фаунтлероя» будет один результат, дадут «Черепашек ниндзя», рисованного Диснея- будет другой, просто посадят перед «видиком»и начнут менять диски- получится третий». В «разрушительном чтении» детей автор винит издателей, поставляющих в большом количестве книги о «новых русских и нерусских киллерах и антикиллерах».
Путь от негативных интересовк познавательным лежит через диалог, контраст мировоззренческих позиций, через многосторонний интерес. Применительно к чтению интерес- это единственная мотивация, которая поддерживает чтение во включенном, творческом режиме, обеспечивающем влияние книги на внутренний мир читателя. Интерес к чтению не из категории желаемой мотивации, а из категории необходимой.(19;38)
Исследователь Иван Пирог в своей статье «Почему дети не любят читать?» сделал следующие выводы: «Если родители заставляли ребёнка читать, то в 100% случаев он делал это с большой неохотой и сопротивлением. Позже такие люди вообще не читают художественную литературу. В лучшем случае, им однажды попадается интересная книга, и они все-таки начинают читать. Родители, которые никогда не принуждали ребёнка к чтению, в 100% случаев стали счастливыми обладателями ребёнка-книголюба. Такие дети взахлёб проглатывают одну книгу за другой, что способствует развитию их фантазии, расширению кругозора и ускоренному становлению личности. К этому заключению меня привёл опрос друзей, знакомых и близких людей»
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что обычным принуждением вы не добьётесь от ребёнка ничего, а только лишь усугубите положение, настроите его против учения. И что же делать тогда? Автор статьи приводит рекомендации Вадима Левина -детского писателя, поэта, а также кандидата психологических наук:
1. Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди - к взаимному удовольствию.
2.Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой, …а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
3. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
4. Смиритесь с тем, что ребенок будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Просто предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт - что ему больше по душе. (Или покупайте интересные и познавательные журналы, которые ребёнок сам выберет). Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
6. Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
7. Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
9. Запишите ребенка в библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор. (Ни в коем случае не принуждайте ребёнка ходить в библиотеку, если он этого не хочет).
10. Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим её, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
11. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой ребенок скучает” (19;48)
Это ещё раз доказывает, что интерес является основным «двигателем» в учении.
Таким образом, важную роль в формировании интереса к чтению играет, прежде всего, семья. Родители собственным примером должны учить ребёнка и чтению. На уроках литературы учителю нужно подчёркивать важность деятельности учащегося, поощрять его работу, выделять интересные мысли, отмечать новое, необычное в индивидуальном прочтении.

1.2 Основные трудности в чтении детей
Педагоги и родители задумываются над вопросом: почему же огромное большинство современных детей не хочет читать?
Дело в том, что чтение часто даётся с таким трудом, что о пользе и удовольствии не может быть и речи. И причины этому могут быть самые разные. Остановимся на рассмотрении основных трудностей в чтении детей младшего школьного возраста.
1.Недостаточное развитие пространственных представлений, то есть восприятия расположения объектов и ориентировки в пространстве. Если качество объёмного восприятия образов окружающего мира не соответствует их пространственным характеристикам, то образы, в том числе и образы букв, теряют в сознании ребёнка чёткость и полноту, и он путает знаки и буквы, похожие по написанию и расположению в пространстве. Результатом оказывается замена одной похожей буквы на другую и, как следствие, искажение смысла. Следствием плохой ориентировки в пространстве является и перестановка слогов в слове, пропуски строки и перескакивание с одной строчки на другую.
2.Недостатки в развитии внимания. Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Оно обладает определёнными свойствами: устойчивостью, концентрацией, избирательностью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка.
3.Недостатки в развитии памяти. Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.
4.Недостатки в развитии интеллектуальной сферы ребёнка:
а) недостаточное развитие словесно-логического мышления - трудности при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами;
б) недостаточное развитие абстрактного мышления - ребёнок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств. Абстрактное мышление относится к самому высокому уровню мышления. В младшем школьном возрасте этот уровень ещё только начинает формироваться, однако многие учебные задания уже подразумевают его использование.
5.Недостатки в развитии речи могут проявляться в следующих нарушениях:
а) нарушение звукопроизношения и артикуляции- ребёнок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а её темп медленнее, чем у сверстников.
б) недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа - недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза. В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленять звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различать звуки по твёрдости, мягкости, звонкости и глухости; неумение обозначать твёрдость- мягкость на письме. По этим же причинам тормозится же приобретение навыка словообразования и словоизменения.
в) недостатки в развитии лексико-грамматической структуры речи - ребёнок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведёт к искажению слова до неузнаваемости.
г) недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы.
д) недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов и их отсутствия в активном словаре ребёнка. Ребёнку с трудом даётся установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.
6.Недостаточнаясформированность приёмов учебной деятельности:
а) недостаточное развитие самоконтроля проявляется в том, что ребёнок переставляет буквы местами, пропускает слоги, «перескакивает» при чтении.
б) недостаточное развитие произвольности и саморегуляции мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованиям, сосредотачивать внимание, запоминать........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.