На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90094


Наименование:


Реферат Характеристика праславянских культур

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 26.06.2015. Сдан: 2015. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: 35.

Описание (план):


Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Исторический факультет
Кафедра археологии и истории первобытного общества


Реферат на тему «Характеристика праславянских культур»


Ижевск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Лужицкая культура 4
2. Пшеворская культура 6
3. Зарубинецкая культура 7
4. Черняховская культура 8
5. Пражская культура 10
6. Корчакская культура 11
7. Пеньковская культура 12
8. Роменско-борщевская культура 13
9. Лука-райковецкая культура 14
Заключение 15
Список литературы 17


ВВЕДЕНИЕ
Многочисленные славянские народы Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы являются одним из самых крупных этнических образований в Европе, у них сложилась высокоразвитая культура, без которой нельзя представить сколько-нибудь полно мировую культуру и цивилизацию.
Археология исходит из положения, что этнические образования различаются между собой не только языком, но и культурой; языковая общность сочетается с общностью этнографической, находящей свое выражение в вещественных остатках прошлого, так называемых археологических культурах. Поэтому нам важно изучение праславянских археологических культур, ведь именно в их недрах начали формироваться некоторые элементы, которые впоследствии стали характерными для культуры славян.
Цель реферата изучение характеристики праславянских культур. В связи с этим нашей задачей является рассмотрение археологических культур, которые в той или иной мере соотносятся со славянами.


1. Лужицкая культура
Лужицкая культура - археологическая культура бронзового и раннего железного веков (XII—IV века до н. э.), распространённая на территории восточной Германии, Польши, Чехии, Белоруссии (Полесье) и западной Украины (Волынь). Название получила от исторических областей Верхняя Лужица и Нижняя Лужица, где впервые были найдены могильники и поселения Лужицкой культуры.
С XV в. до н. э. на территории Польши существовали две культуры: предлужицкая и к востоку от нее тшинецкая, изученная по поселениям, расположенным на песчаных приречных холмах. Люди жили в полуземлянках и обмазанных глиной каркасных жилищах. Умерших погребали в скорченном положении на боку в курганных и бескурганных могильниках. Предлужицкие племена, расширяя свою территорию, оказывали влияние на племена тшинецкой культуры. В результате в XII в. до н. э. на землях по Висле и Одеру сложилась единая лужицкая культура. Ее памятники встречаются на обширной территории, которая на севере доходит до побережья Балтийского моря, на юге — до верховий Вислы и Дуная, на западе — до среднего течения Эльбы, а на востоке — до Буга и верховий Припяти, до Полесья и Волыни.
Ранние памятники лужицкой культуры относятся еще к эпохе поздней бронзы. В середине I тысячелетия до н. э. появляются крупные лужицкие поселения площадью в несколько гектаров. Среди них наиболее хорошо исследовано позднелужицкое поселение на берегу Бискупинского озера около польского города Познань. Остатки деревянных строений благодаря влажности почвы великолепно сохранились. Поселок был огорожен мощной оборонительной стеной из трех рядов деревянных срубов, заполненных внутри глиной, землей и камнями. Открыты мощенные бревнами параллельные улицы, вдоль которых располагались длинные бревенчатые дома. Основу дома составлял каркас из вертикальных деревянных опор, а стены были сложены из бревен, вставленных в пазы вертикальных опор. В доме было несколько отдельных больших помещений. Каждая секция имела вход, который вел сначала в сени, а затем в большую комнату с очагом, сложенным из камней. Здесь найдены остатки деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, железные серпы и простые каменные зернотерки, много керамики. На Бискупинском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Из волокнистых растений был известен лен. Главным занятием племён лужицкой культуры было земледелие (применялись деревянная соха и плуг) и скотоводство. Из привозной бронзы изготовлялись серпы, кинжалы, мечи, украшения, сосуды. В 7—6 вв. до н. э. распространилась металлургия железа, и во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. железо уже полностью господствовало в производстве. Племена лужицкой культуры не знали гончарного круга, но изготовляли высококачественную разнообразную глиняную посуду: амфоровидные сосуды и кувшины, различные чаши, миски, сосуды яйцевидной формы. Характерны биконические сосуды, часто использовавшиеся в качестве погребальных урн. Наряду с открытыми селищами в конце бронзового века появились и укрепленные поселения, расположенные на труднодоступных местах и окруженные рвами и земляными валами. На поселениях обнаружены прямоугольные деревянные дома столбовой или срубной конструкции. На Бискупинском городище длинные дома делились на изолированные секции с отдельным очагом в каждой. Носители лужицкой культуры умерших сжигали, а останки сожжения хоронили в глиняных горшках (урнах), которые накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей и сосуды, видимо, с пищей. Такие могильники называются «полями погребений» или «полями погребальных урн». Обряд погребения в урнах в первой половине I тысячелетие н. э. получил широкое распространение у славян и неславянских племен Восточной Европы.
У племён лужицкой культуры, по-видимому, ещё существовало патриархально-родовое общество, хотя в позднее время появились богатые погребения, принадлежавшие представителям верхушки общества. Лужицкая культура довольно однообразна на всей территории, однако выделяются и местные её варианты, отличающиеся особенностями погребального обряда и формами посуды.

2. Пшеворская культура
Пшеворская культура — археологическая культура железного века (II века до н. э. — IV век), распространенная на территории южной и центральной Польши. Была названа по польскому городу Пшеворску, около которого были найдены первые артефакты.
Важным рубежом в этногенезе протославян был IV в. до н. э. В это время на базе разных групп лужицкой культуры Центральной Польши, частично Белоруссии и Украины складывается культура клёшевых погребений. Эту культуру отличают бескурганные погребения в так называемых клёшах: останки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый колоколовидный сосуд — клёш, от которого и происходит название культуры. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения.
В конце II в. до н. э.— IV в. н. э. на месте культуры клёшевых погребений развивалась пшеворская культура, очевидно, принадлежавшая венедам. Поселения пшеворцев располагались на возвышенных местах. Люди жили в неукрепленных поселениях, в землянках и мазанках, занимались земледелием и скотоводством. В культурных слоях пшеворских поселений находят железные серпы, топоры, лемехи и большое количество лепной керамики. Считают, что она в равной мере принадлежала как древним славянам, так и германцам, кельтам и балтийским племенам. Территориально разделить эту культуру на области невозможно, так как на рубеже нашей эры указанные племена жили в ряде случаев чересполосно, элементы их культур смешивались. К тому же среди бытовых предметов и вооружения, с которыми имеет дело археология, было много таких, которые имели одинаковое применение у разных народов.
У пшеворских племен большое распространение получила металлургия железа. Открыты центры производства железа. Среди находок железные сошники и железное оружие: двулезвийные наконечники копий, железные ножи. Встречаются круглые мельничные жернова. Существовал оживленный обмен с соседними, а иногда и с дальними странами, с городами Северного Причерноморья. Пшеворские погребения бескурганные, над ними нет насыпей. В обряде захоронения преобладает трупосожжение, погребения в урнах и без урн. В могилах находят глиняные сосуды, слепленные еще без гончарного круга, ритуально испорченное оружие — сломанное или согнутое.

3. Зарубинецкая культура
Во II в. до н. э. в верховьях Западного Буга и Среднего Днепра (южная часть Белоруссии) и в лесостепной Северной Украине вплоть до Киева на юге и Брянска на севере сложилась зарубинецкая культура. Считают, что центры этой культуры находились в западной части указанной территории. В течение четырехсот лет зарубинецкие племена были единственным и многочисленным населением лесостепного Поднепровья и Полесья, т. е. тех территорий, которые рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура впитала в себя традиции нескольких культур.
Племена зарубинецкой культуры выбирали для поселений крутые берега рек, огораживали их тыном и сооружали прямоугольные дома-мазанки. С начала нашей эры преобладает тип жилищ в виде прямоугольных полуземлянок площадью 10—15 кв. м, с двускатной крышей, очагом или печью и бревенчатые дома. На поселениях найдено большое количество лепной керамики, гарпуны, ручные жернова, зернотерки, песты, фибулы (застежки), а также римские и кельтские вещи. Рядом с жилищем открыты ямы-погреба. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Из поселений наиболее известны Чаплинское городище под Гомелем и городища около Киева на Днепре.
Характерными для зарубинецкой культуры являются так называемые поля погребальных урн. Этот обряд на рубеже нашей эры становится господствующим. Два больших могильника Корчеватовский и Зарубинецкий под Киевом дали название всей культуре.
Производство железа зарубинецкие племена освоили в совершенстве. Железо добывали из болотных руд, варку производили в небольших сыродутных горнах. Железные предметы разнообразны: ножи, топоры, долота, кельты, стамески, серпы, косы-горбуши, наконечники стрел и дротиков, удила и рыболовные крючки.
Во II—III вв. в среде племен зарубинецкой культуры происходят значительные изменения. Они связаны с расширением ее территории и с политическим и культурным влиянием с юга, со стороны сарматов, готов и других племен, границы расселения которых постоянно менялись в связи с Великим переселением народов и вторжением варваров в пределы Римской империи. Постоянные перемещения и ассимиляции привели к тому, что в начале III в. племена зарубинецкой культуры были вытеснены в верховья Днепра, на Десну.

4. Черняховская культура
Черняховская культура — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территориях Украины, Молдавии и Румынии в II-IV веках. Сменяет зарубинецкую культуру. Названа так по могильнику у с. Черняхово, к югу от Киева.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам.
Появление археологических культур, признанных большинством археологов славянскими, относится лишь к 5-6 векам.
В настоящее время археологи склоняются к следующему варианту преемственности культур.
Колочинская культура развилась непосредственно из киевской как её северный вариант при участии балтских племён.
Пеньковская культура развилась из киевской при участии этноса полиэтничной черняховской культуры, разгромленной гуннами в конце 4 века. Обе последние культуры существовали одновременно и частично перекрывались географически, но относились к разным уровням цивилизации.
Пражско-корчакская культура возникла первоначально как ответвление киевской в бассейне Припяти, где недавно обнаружены наиболее ранние памятники пражского типа первой половины 4 века. Пражско-корчакская культура развилась в результате экспансии славян на запад вдоль внешних Карпат к истокам Вислы, затем Эльбы и на юг от верховьев Одера к Дунаю вдоль его притоков (в сторону римской провинции Паннонии).
Довольно «просто» для полевой науки археологии выявить ареал обитания культур, гораздо труднее проследить миграционные потоки. Но и в этой области определились версии, которые показывают, как археологические культуры, признанные славянскими, поглощали или входили в соприкосновение с другими культурами, относимые к другим этносам.
Современные археологи внесли дополнения в версию Седова и признают тесные связи и некоторую преемственность пшеворской, зарубинецкой, черняховской культур с германской ясторфской. Все эти культуры соответствуют примерно одинаковому образу жизни её носителей и сравнимому уровню развития ремёсел, в то время как более поздние славянские культуры характеризуются гораздо более низким уровнем материального производства (примитивная посуда, мало украшений, почти нет оружия в погребениях). К тому же по письменным свидетельствам современников ареалы культур, априори признаваемых Седовым славянскими, примерно совпадают в соответствующую эпоху с местами расселения других народов: лугии и другие германцы - ареал пшеворской культуры, бастарны - зарубинецкая, готы и сарматы - черняховская культура.
В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса. Самые ранние письменные свидетельства византийских авторов 6 века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (1-2 вв.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русанова И. П., Славянские древности VI—IX вв. между Днепром и Западным Бугом, М., 1973
2. Седов В.В. Пражско-корчакская культура // Славяне в раннем средневековье. — М.: Научно-производительное благотворительное общество "Фонд археологии", 1995. — С. 7 — 39. — 416 с.
3. Cедов В.В. Истоки славян //Родина.-2001.-№ 1-2.
4. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян.- М.: Наука, 1979.- 279 с.
5. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. - М.: Изд-во РАН, 1995.- 416 c
6. Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Кухаренко Ю. В., Археология Польши, М., 1969;
7. Черняховская культура, М., 1960 (МИА, No 82); Древности эпохи сложения восточного славянства, М., 1964 (МИА, No 116); История и археология юго-зап. областей СССР начала нашей эры, М., 1967 (МИА, No 139). Э. А. Рикман. Москва.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.